Контрольная работа по "Предпринимательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

В менеджменте под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение, либо на приспособление к ним. Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.

Содержание работы

1. Предпринимательская среда 3
1.1 Понятие «предпринимательская среда» 3
1.2 Внешняя предпринимательская среда 5
1.3 Внутренняя предпринимательская среда 6
1.4 Методы анализа внутренней и внешней среды фирмы 8
2. Формы партнерских связей в предпринимательстве 10
2.1 Партнерские связи в сфере производства товаров и услуг 11
2.2 Партнерские связи в сфере товарообмена 14
2.3 Партнерские связи в сфере торговли 15
2.4 Партнерские связи в сфере финансового обслуживания 16
Список литературы 18
ПРИЛОЖЕНИЯ 19

Файлы: 1 файл

859.docx

— 191.54 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

1. Предпринимательская  среда 3

1.1  Понятие  «предпринимательская среда» 3

1.2  Внешняя  предпринимательская среда 5

1.3  Внутренняя  предпринимательская среда 6

1.4  Методы  анализа внутренней и внешней  среды фирмы 8

2.  Формы  партнерских связей в предпринимательстве 10

2.1 Партнерские связи в сфере производства товаров и услуг 11

2.2  Партнерские  связи в сфере товарообмена 14

2.3 Партнерские  связи в сфере торговли 15

2.4  Партнерские  связи в сфере финансового  обслуживания 16

Список литературы 18

ПРИЛОЖЕНИЯ 19

 

 

 

1. Предпринимательская среда

1.1  Понятие «предпринимательская среда»

Любая организация находится  и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций  возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Проблема взаимоотношения  организации и среды в науке  стала рассматриваться впервые  в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций  было осознано только в 60-е годы в  условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений  в экономике. Это послужило отправной  точкой для интенсивного использования  системного подхода в теории и  практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться  как открытая система, взаимодействующая  с внешней средой. Дальнейшее развитие данной концепции привело к возникновению  ситуационного подхода, согласно ему  выбор метода управления зависит  от конкретной ситуации, характеризуемой  в значительной мере определенными  внешними переменными1

В менеджменте под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение, либо на приспособление к ним.

Предпринимательская среда  характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем2.

Экономическая ситуация определяет доходы и покупательную способность населения, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие и доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы.

Политическая ситуация зависит от целей и задач находящегося у власти правительства. Проводя ту или иную экономическую политику, государство может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в тех или иных отраслях или регионах.

Правовая среда характеризуется системой законов и других нормативных актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную и инвестиционную сферы деятельности предприятия. Степень разработанности правовой базы предпринимательства во многом обусловливает стабильность и устойчивость предприятия.

Географическая среда определяет природные условия, в которых осуществляется предпринимательство, например доступность сырья, энергоресурсов, климатические и сезонные условия, наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей. Географические факторы учитываются при выборе места размещения предприятия, разработке схем поставки сырья, распределении готовой продукции и т.д.

Экологическая обстановка отражает состояние окружающей среды, степень экологических рисков, разработанность систем контроля и мер воздействия на предприятия, загрязняющие окружающую среду. Эти и иные экологические факторы принимаются во внимание при выборе предприятием той или иной технологии, используемого сырья или вида производимой продукции.

Институциональная среда характеризуется наличием разнообразных институтов (организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения.

К числу таких институтов относятся банки, страховые компании, биржи, фирмы, оказывающие различные  профессиональные услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские и т.д.), рекламные агентства, бюро по трудоустройству и др.3

Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом  рынка — две ступени в иерархии управления жестко связаны между  собой диалектическим единством  внешней и внутренней среды фирмы. Внешняя среда фирмы выступает  как нечто заданное, внутренняя среда  фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду. Основные цели, которые  ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике — прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя (рис. 1).

 

 
Рис. 1 Среда фирмы

 

1.2  Внешняя предпринимательская  среда

Внешняя предпринимательская  среда представляет собой сложную  систему внешнего регулирования  предпринимательской деятельности. Для предпринимателей она носит  объективный характер, поскольку  они не могут непосредственно  изменить ее (например, федеральные  законы, природные факторы и т.д.), но должны учитывать при ведении  собственного дела.

Внешняя предпринимательская  среда включает сферы и факторы  макросреды (обшей среды) фирмы (Приложение 1).

Упрощенно внешняя микросреда фирмы показана на рис.2 как система ее (фирмы) материальных, финансовых и информационных связей. 
 

 
Рис. 2 Внешняя среда фирмы4

1.3  Внутренняя предпринимательская среда

 Предпринимательский успех зависит от внутренней предпринимательской среды — определенной совокупности внутренних условий функционирования предприятия. Она зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса.

К внутренней предпринимательской  среде относятся определенные сферы  и факторы микросреды (рабочей  среды) фирмы (Приложение 2).

Задача управления — выявление  характера и степени воздействия  таких факторов и принятие решений, направленных на обеспечение стабильности функционирования и развития предприятия. С этой целью ведется систематический  анализ факторов предпринимательской  среды в процессе:

  • маркетинговых исследований и разработки программ маркетинга;
  • планирования и разработки плановых показателей;
  • оперативного управления;
  • контроля за результатами хозяйственной деятельности.

Эффективность хозяйственной  деятельности предприятия зависит  от многих факторов, которые постоянно  находятся в поле зрения менеджеров всех уровней, выявляются и анализируются  с помощью различных экономических  показателей.

Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы иллюстрируется на рис.2

 

 
Рис. 3  Внутренняя среда фирмы5

 

Глубокий и тщательный анализ внутренней среды — необходимая  предпосылка принятия управленческих решений по результатам проведенного исследования. Экономическая информация — это конкретное выражение происходящих внутри предприятия процессов. Без  такой информации и ее анализа невозможны эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности предприятия.

1.4  Методы анализа внутренней и внешней среды фирмы

Анализ внешней среды  представляет собой оценку состояния  и перспектив развития важнейших, с  точки зрения организации, субъектов  и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может  оказывать непосредственное влияние.

Проведя анализ внешней среды  и получив данные о факторах, которые  представляют опасность или открывают  новые возможности, руководство  должно оценить: обладает ли фирма внутренними  силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут  осложнить будущие проблемы, связанные  с внешними опасностями.   
Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций6.

Существует большое количество методов анализа внутренней и  внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них:

1. SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

2. SNW – анализ – это усовершенствованный SWOT-анализ. В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние.

3. PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления:  политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society),технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

4. Для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

5. Другим вариантом анализа внешней среды через составление перечня внешних опасностей и возможностей организации является метод взвешивания каждого фактора. Взвешивание фактора осуществляется  от +5 (очень положительное) через 0 (нейтральное) к –5 (очень отрицательное).

Таким образом, анализ среды — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям, вырабатывает стратегию взаимодействия с элементами внешней среды, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование7

2.  Формы партнерских  связей в предпринимательстве

 

Ключевым фактором экономического успеха предпринимателя в настоящее время становятся не только личные качества (предприимчивость, образование, профессиональная подготовка, бизнес-идея и другие), наличие необходимых ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), но и умение привлечь и организовать партнеров по бизнесу, то есть сформировать механизм сотрудничества по обеспечению социально-экономической эффективности предприятия и устойчивости его развития, а также превратить конкурентов данной предпринимательской структуры в своих соратников или союзников. Результатом развития предпринимательства стало то, что внешняя среда предприятия (фирмы) играет все более важную роль, так как фирмы не являются более замкнутыми системами, а взаимосвязаны общими организациями, экономическими и социальными процессами. В условиях рыночных преобразований на первое место выходят проблемы углубления взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности не только с партнерами по бизнесу, но и со всей инфраструктурой рыночной экономики.

Партнерские отношения характеризуют  интересы, ценностные ориентации и  адаптацию партнеров, отражая их взаимное экономическое, социальное и  организационное положение в  механизме партнерских связей в  системе существующего разделения труда. Партнерские отношения –  это отношения общения, возникающие  на основе общественно-производственных отношений, и формируются в результате воздействия внутренних и внешних  факторов8.

Рассматривая все многообразие конкретных форм партнерских связей, проведена классификация их по семи основным сферам предпринимательской деятельности, характерным для всех отраслей национальной экономики .

Несмотря на определенную условность классификации, виды партнерских  связей тесно переплетаются друг с другом и носят многогранный характер (табл. 1).

Таблица 1

Формы партнерских связей по основным сферам в предпринимательстве

Рассмотрим подробнее некоторые  из них9.

2.1 Партнерские связи в сфере производства товаров и услуг

Партнерские связи осуществляются в виде сделки. Сделку можно охарактеризовать с двух сторон:

1.Сделка - это коммерческий обмен  ценностями между партнерами  или объединение усилий партнеров  с целью получения коммерческой  выгоды.

2. Сделка - это действие, направленное  на установление, изменение или  прекращение правоотношений юридических  и физических лиц в области  хозяйственной деятельности.

Информация о работе Контрольная работа по "Предпринимательству"