Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:48, контрольная работа
В настоящее время, малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики, фундаментальной основой ее функционирования. Оно играет исключительную социально-экономическую роль в развитии современного общества и государства: обеспечивает существенный вклад в ВВП; создает основную долю рабочих мест; непосредственно связано с формированием «среднего класса»; является источником социальной и политической стабильности; наконец, способствует развитию инновационных технологий. В современной российской истории МП как экономическое явление существует более двадцати лет, на протяжении которых этот сектор формировался и развивался в сложных экономических, социальных, политических условиях, что наложило отпечаток на уровень и состояние его развития.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
ФГБОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
Контрольная работа по дисциплине «Введение экономику малого и среднего предпринимательства»
Исполнитель: А.С.Пискунов (И.О. Фамилия) | |
Студент группы: ЭП-13-П (Шифр группы) | |
Научный руководитель: Антипин И.А.(ученая степень, ученое | |
Дата сдачи:_______________ |
|
Оценка:_______________________ |
Екатеринбург
2013
Развитие малого предпринимательства (далее – МП) – одно из условий стабильности экономики, полноценных рыночных отношений – стало первым шагом, с которого начался путь России в цивилизованную рыночную экономику. Оно сыграло немалую роль в накоплении первоначального частного капитала в нашей стране.
В настоящее время, малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики, фундаментальной основой ее функционирования. Оно играет исключительную социально-экономическую роль в развитии современного общества и государства: обеспечивает существенный вклад в ВВП; создает основную долю рабочих мест; непосредственно связано с формированием «среднего класса»; является источником социальной и политической стабильности; наконец, способствует развитию инновационных технологий. В современной российской истории МП как экономическое явление существует более двадцати лет, на протяжении которых этот сектор формировался и развивался в сложных экономических, социальных, политических условиях, что наложило отпечаток на уровень и состояние его развития.
Малое предпринимательство
как экономическое явление
Малое предпринимательство обладает множеством важных свойств как экономического, так и социального характера, а его сущность заключается в частнопредпринимательской инициативе широких слоев населения. Малое предпринимательство является частным по своей сути (хотя иногда может принимать общественные формы, например, кооперативные). И в этом контексте малое предпринимательство выступает в виде множества небольших независимых частных компаний, каждая из которых принадлежит одному лицу или небольшой группе лиц (как правило - семье). Малое предпринимательство находится в обособленном положении относительно государственного (общественного) и корпоративного (коллективного) секторов экономики, также и с точки зрения реализации права собственности: в малом предпринимательстве практически отсутствует делегирование реализации права собственности наемным менеджерам.
Вызывает интерес исследования Ф.Ф. Хамидуллина, который рассматривает малый бизнес как экономическую систему. По его мнению: «… это сложная, вероятностная, динамическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, и как всякая сложная система должна рассматриваться в разных аспектах. Если рассматривать ее с точки зрения материально-производственной, то ее входом являются материально-вещественные потоки природных и производственных ресурсов, информация, выходом – материально-вещественные потоки предметов потребления, услуг, продукции, предназначенной для накопления и возмещения, товаров для экспорта, а также отходов производства. В социально-экономическом аспекте ее входом являются определенные социально-экономические отношения людей в обществе, выходом - воспроизведенные и развитые системой производственные отношения, содержание которых определяется регулируемым и саморегулируемым соотношением элементов собственности» [15, c. 171-174].
Ф.Ф. Хамидуллин относит малый бизнес к классу систем, обладающих определенной степенью самостоятельности и возможностями саморегулирования, при этом базовым элементом (ядром) внутренней структуры малого бизнеса является частная собственность, а необходимыми структурными элементами малого бизнеса как системы следует считать капитал (в том числе фиктивный и теневой). И в этом аспекте, думается, теневая деятельность субъектов МП усиливает возможность их саморегулирования и повышает их степень самостоятельности за счет использования теневых схем деятельности и возможностей теневого сектора экономики.
Считаем, что целесообразно было бы выделить основное экономическое свойство малого предпринимательства – его интегрирующую роль в рыночной экономической системе. Средние по размерам фирмы экономически эффективны в основном тогда, когда используют «нишевую» стратегию, а крупные компании - когда массово выпускается более менее однотипная продукция. В единое целое связывают экономику именно мелкие компании, так как они стремятся использовать любую возможность для бизнеса, позволяя тем самым крупным компаниям уйти из тех сфер, где крупные размеры снижают эффективность производства или вообще экономически нецелесообразны (значительная часть розничной торговли, сфера услуг, венчурные разработки и др.).
Малое предпринимательство
- сложный и многообразный
Малые предприятия - сложное явление, состоящие из неоднородных субъектов хозяйственной деятельности, которые в совокупности выступают в виде некой целостности и формируют определенную систему экономических отношений. Но эта целостность достаточно условна, отсюда возникает необходимость классифицировать малые предприятия по различным признакам, что дает возможность сделать выводы, касающиеся общей характеристики данного сектора экономики.
Вследствие диктуемых
хозяйственной
-
расширение ассортимента и
-
обслуживание крупных
-
преодоление монополизма,
- вовлечение в производство материальных и финансовых сбережений населения;
-
разработка и внедрение в
-
малый бизнес выполняет в
Итак, большое научно-практическое значение имеет проблема определения малого предприятия, поскольку точное определение объекта позволит, во-первых, вести статистический учет и определять его вклад в экономику страны, а, во-вторых, осуществлять налоговое, кредитно-финансовое и административное регулирование этого сектора.
К сожалению, до настоящего
времени в экономической
Очевидно, назрела необходимость уточнения критериев, определяющих категорию “малое предпринимательство” с позиции функционирования малого предприятия. Традиционно выделяют три группы критериев:
количественные,
качественные,
комбинированные.
Количественный подход в определении малого предпринимательства в современной экономической литературе предполагает такие доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. Причем существуют подходы, базирующиеся только на использовании одного критерия, например, прежнее определение ЕС - численность занятых.
Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Наиболее общими критериями в зарубежной практике, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода). В настоящее время в странах - членах ЕС к микро- и малым предприятиям относят хозяйствующих субъектов экономики с численностью занятых от 1 до 9 чел. и от 10 до 49 чел., соответственно. Другими критериями в ЕС, позволяющими отнести предприятия к малым, также являются товарооборот - не более 40 млн. евро, балансовая стоимость активов - не более 27 млн. евро. В зависимости от социально-политических целей и интересов, сферы экономической деятельности (финансы, промышленность, строительство, торговля и т.п.) и специфики национальной экономики эти критерии меняют сравнительную значимость. В результате в разных странах существуют свои количественные подходы к определению малого бизнеса.
Обратимся к процессу генезиса малого предпринимательства в российской экономике. Так в российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве.
Необходимо отметить
произошедшие изменения в критериях,
по которым определяются субъекты МП.
Так, в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации «О
государственной поддержке
В Федеральном Законе
РФ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
На сегодняшний момент
понятие субъектов малого и среднего
предпринимательства и
Согласно этому закону,
к субъектам малого и среднего
бизнеса (МСБ) относятся потребительские
кооперативы и коммерческие организации
(за исключением ГУП –
Информация о работе Контрольная работа по «Введение экономику малого и среднего предпринимательства»