Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:48, контрольная работа
В настоящее время, малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики, фундаментальной основой ее функционирования. Оно играет исключительную социально-экономическую роль в развитии современного общества и государства: обеспечивает существенный вклад в ВВП; создает основную долю рабочих мест; непосредственно связано с формированием «среднего класса»; является источником социальной и политической стабильности; наконец, способствует развитию инновационных технологий. В современной российской истории МП как экономическое явление существует более двадцати лет, на протяжении которых этот сектор формировался и развивался в сложных экономических, социальных, политических условиях, что наложило отпечаток на уровень и состояние его развития.
а) для средних предприятий от 101 до 250 человек включительно;
б) для малых предприятий до 100 человек включительно;
в) для микропредприятий до 15 человек (микропредприятия входят в состав малых предприятий).
В научной литературе дискуссионным является вопрос о правомерности зачисления к категории “малое предпринимательство” физических лиц (ПБОЮЛ). В 1990-е гг. преобладала точка зрения рассмотрения малого предпринимательства с позиции малого предприятия как юридического лица [5; 12; 16]. Ситуация начала изменяться в 2000-е гг., когда отдельные исследователи стали относить к категории малого предпринимательства, помимо малых предприятий, еще и всех лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [8; 11]. Например, по мнению исследователей П. Ореховского и В. Широнина, сложилась узкая трактовка термина “малые предприятия”, что приводит к “занижению показателей развития данного субъекта экономики в нашей стране в 4-5 раз” [11, c. 50]. С другой стороны, по-прежнему, анализу подвергаются преимущественно малые предприятия - юридические лица.
Критерием отнесения субъектов хозяйствования к МСБ так же является предельная выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год, установленная Постановлением Правительства РФ от 22.07. 2008 г. за № 556 [2] и применяемая к отношениям, возникшим с 1 января 2008 г., которая не должна превышать следующие предельные значения:
а) для средних предприятий – 1 000 млн руб.;
б) для малых предприятий – 400 млн руб.;
в) для микропредприятий – 60 млн руб.
Предпринимательская деятельность осуществляется перечисленными субъектами с целью получения прибыли, на свой страх и риск. Прибыль является интегральным показателем эффективности деятельности предпринимателей.
По мнению экономистов, количественное определение размеров предприятия удобно своей простотой. Такие критерии, как оборот или численность занятых, как правило, доступны для исследователей. С другой стороны, количественный подход не содержит четкой разработанной теоретической базы, определяющей выбор того или иного критерия и способа его измерения. Сегодня созданы все условия для разработки такой теоретической базы. Снижение уровня инфляции по сравнению с переходным периодом 90-х гг. XX в. до умеренных темпов делает возможным измерение товарооборота и балансовой стоимости активов. Для этого необходимо из каждой группы малых, средних, крупных предприятий, различающихся по отраслям, вывести “портрет” типичного предприятия для каждой группы. В качестве отправных критериев для подсчета средних по каждой группе предприятий могут быть отнесены значения фондоотдачи, материалоотдачи, производительности труда.
Еще сложнее обстоит дело с качественными показателями определения малого предпринимательства. В научной литературе нет единого мнения поданному вопросу, хотя в некоторых странах существуют официальные определения параметра мелких предприятий. Например, во Франции Всеобщая конфедерация мелких и средних предпринимателей дает следующее определение: “К мелким и средним предприятиям относятся такие, в которых владелец имеет в своей собственности большую часть капитала, обеспечивает личное руководство своим персоналом и осуществляет с ним постоянный и прямой контакт”.
Качественный вариант определения малого предпринимательства опирается в основном на субъективные суждения и опыт. В данном случае величина предприятия определяется посредством рассмотрения последствий размера для внутренней организации предприятия и характера его деятельности в хозяйственных условиях. Например, авторы монографии “Государство и малый бизнес. Сборник обзоров” считают, что главенствующим критерием малого предприятия является принятие оперативных и административно-управленческих решений одним (двумя) человеком [6, c. 12].
Английский экономист
Ф. Кларк в работе, посвященной
малому бизнесу, рассматривает данный
феномен следующим образом: “…Суть
мелкого предпринимательства
В России также сделаны попытки выделения качественных критериев малого бизнеса. Наиболее полная характеристика данного субъекта экономики с учетом его организационной и экономической специфики была предложена А. Шулусом. Он выделил следующие качественные особенности “предпринимательства в масштабе малого предприятия”: единство права собственности и непосредственного управления предприятием; ограниченность масштабов предприятия, которая приводит к особому, личностному характеру отношений между хозяином и работником; относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, реализуемого товара; семейное ведение дела и др. [16, c. 65-66].
Анализируя качественные критерии определения малого бизнеса, А. и Л. Колесниковы предлагают выделять основные характеристики особенностей его существования и развития. Причем малое предприятие или малую фирму следует рассматривать не как уменьшенный вариант большой компании, а как организацию, деятельность которой качественно отличается от крупных предприятий следующими специфическими чертами: высокой степенью неопределенности; потенциально более высокой способностью к внедрению инноваций (в широком смысле); постоянным развитием и адаптируемостью к изменениям [10, c. 55].
Таким образом, преимуществами
качественного подхода в
Комбинированный подход сочетает количественные и качественные критерии определения МБ. Но и такая трактовка не лишена противоречий и нареканий. Показательным в данном случае является определение малого предприятия, предложенного в докладе Болтонского комитета в Великобритании (1971 г.). Для определения малой фирмы использовались “экономияческие” и “статистические” показатели. В докладе И. Болтона сказано: “Простой и даже сверх простой ответ на этот вопрос (почему одни фирмы большие, другие маленькие) содержится в факте существования разномасштабных экономических задач. Это означает, что роль малого бизнеса - в выполнении тех функций, которые они могут выполнить более эффективно, чем крупные, т.е. основой их существования является деятельность, которая не может быть эффективной в крупномасштабной деятельности, экономической деятельности” [цит. по: 4, c. 7]. В докладе содержатся результаты сравнительного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в разных странах, что явилось попыткой осмысления международного значения данного феномена. Но, несмотря на это, доклад вызвал огромное количество нареканий в несовершенстве как экономического, так и статистического определения малой фирмы.
Таким образом, учитывая
сложившуюся экономическую
Малое предпринимательство
как экономическое явление
Малые предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития, в частности, с такими, как: единство права собственности и непосредственного управления предприятием; обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между предпринимателем и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом; относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара; персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей; ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответствен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все, связанное с его организацией; семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем определяется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия; характер финансирования: малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Значительная часть
трудностей и препятствий на пути
становления и развития российского
малого предпринимательства лежит
за рамками самой его сферы. На
основании имеющихся
Синергетические принципы в экономической теории, рассматривающие малый бизнес с позиции самоорганизующейся, развивающейся системы, позволяют выделить особенности малого предприятия как организационной структуры бизнеса, отличающейся от средних и крупных предприятий. Основываясь на рассмотрении малого предприятия как открытой системы, можно сделать вывод, что под влиянием взаимодействия (энергообмена) между веществом, энергией и информацией данная организация испытывает противоречие между постоянным стремлением к устойчивости и постоянно возникающими внешними и внутренними флуктуациями. Это свидетельствует о достаточно неустойчивом, нестабильном развитии малых предприятий. Данный фактор следует рассматривать с позиции интуитивного, импровизационного характера ведения бизнеса. Если на средних и крупных предприятиях цели деятельности определены стратегией развития и корректируются рынком, то деятельность малых предприятиях в наибольшей степени подвержена рыночным изменениям, отсюда построение долговременной стратегии, как правило, невозможно.
Определяющее значение креативности как жизненно необходимого фактора развития малых предприятий делает их мобильными и легко приспосабливаемыми к изменяющейся ситуации. По всей видимости, можно выделить два аспекта данной проблемы. Первый аспект касается способности любого малого предприятия к изменению тактики под влиянием конъюнктуры, т.е. стоит рассматривать предприятие как единичную структуру хозяйственных отношений. Второй аспект затрагивает тенденции развития феномена малого бизнеса в различные периоды. Здесь проявляется следующая закономерность, характерная для различных стран: в периоды неблагоприятной экономической ситуации уменьшается количество малых предприятий - юридических лиц (по российской классификации) и увеличивается число единоличных и микропредприятий (ПБОЮЛ - для России).
Следующим критерием, характеризующим малое предприятие, является определяющая роль управления в лице предпринимателя, сосредоточивающего всю информацию о предприятии и выступающего гарантом его стабильности. Статистика свидетельствует, что наиболее распространенную причину закрытия мелких предприятий западные эксперты усматривают, прежде всего, в отсутствии способностей и опыта управленческой работы у их владельцев, которые одновременно являлись и администраторами. По этой причине в 90% случаев предприятия терпят неудачу. Обследования, проведенные в США, показали, что лишь у 10% предприятий владелец соответствовал стереотипу предпринимателя; остальные же вкладывали деньги, не обладая ни опытом, ни знаниями, необходимыми для эффективного хозяйствования [13, c. 144].
Информация о работе Контрольная работа по «Введение экономику малого и среднего предпринимательства»