Контрольная работа по «Введение экономику малого и среднего предпринимательства»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:48, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время, малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики, фундаментальной основой ее функционирования. Оно играет исключительную социально-экономическую роль в развитии современного общества и государства: обеспечивает существенный вклад в ВВП; создает основную долю рабочих мест; непосредственно связано с формированием «среднего класса»; является источником социальной и политической стабильности; наконец, способствует развитию инновационных технологий. В современной российской истории МП как экономическое явление существует более двадцати лет, на протяжении которых этот сектор формировался и развивался в сложных экономических, социальных, политических условиях, что наложило отпечаток на уровень и состояние его развития.

Файлы: 1 файл

введение в экономику артем.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

 

а) для средних предприятий  от 101 до 250 человек включительно;

 

б) для малых предприятий  до 100 человек включительно;

 

в) для микропредприятий до 15 человек (микропредприятия входят в состав малых предприятий).

 

В научной литературе дискуссионным является вопрос о  правомерности зачисления к категории  “малое предпринимательство” физических лиц (ПБОЮЛ). В 1990-е гг. преобладала точка зрения рассмотрения малого предпринимательства с позиции малого предприятия как юридического лица [5; 12; 16]. Ситуация начала изменяться в 2000-е гг., когда отдельные исследователи стали относить к категории малого предпринимательства, помимо малых предприятий, еще и всех лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [8; 11]. Например, по мнению исследователей П. Ореховского и В. Широнина, сложилась узкая трактовка термина “малые предприятия”, что приводит к “занижению показателей развития данного субъекта экономики в нашей стране в 4-5 раз” [11, c. 50]. С другой стороны, по-прежнему, анализу подвергаются преимущественно малые предприятия - юридические лица.

 

Критерием  отнесения  субъектов хозяйствования к МСБ так же является предельная выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год, установленная Постановлением Правительства РФ от 22.07. 2008 г. за № 556 [2] и применяемая к отношениям, возникшим с 1 января 2008 г., которая не должна превышать следующие предельные значения:

 

а) для средних предприятий  – 1 000 млн руб.;

 

б) для малых предприятий  – 400 млн руб.;

 

в) для микропредприятий – 60 млн  руб.

 

Предпринимательская деятельность осуществляется перечисленными субъектами с целью получения прибыли, на свой страх и риск. Прибыль является интегральным показателем эффективности деятельности предпринимателей.

 

По мнению экономистов, количественное определение размеров предприятия удобно своей простотой. Такие критерии, как оборот или численность занятых, как правило, доступны для исследователей. С другой стороны, количественный подход не содержит четкой разработанной теоретической базы, определяющей выбор того или иного критерия и способа его измерения. Сегодня созданы все условия для разработки такой теоретической базы. Снижение уровня инфляции по сравнению с переходным периодом 90-х гг. XX в. до умеренных темпов делает возможным измерение товарооборота и балансовой стоимости активов. Для этого необходимо из каждой группы малых, средних, крупных предприятий, различающихся по отраслям, вывести “портрет” типичного предприятия для каждой группы. В качестве отправных критериев для подсчета средних по каждой группе предприятий могут быть отнесены значения фондоотдачи, материалоотдачи, производительности труда.

 

Еще сложнее обстоит  дело с качественными показателями определения малого предпринимательства. В научной литературе нет единого мнения поданному вопросу, хотя в некоторых странах существуют официальные определения параметра мелких предприятий. Например, во Франции Всеобщая конфедерация мелких и средних предпринимателей дает следующее определение: “К мелким и средним предприятиям относятся такие, в которых владелец имеет в своей собственности большую часть капитала, обеспечивает личное руководство своим персоналом и осуществляет с ним постоянный и прямой контакт”.

 

Качественный вариант  определения малого предпринимательства  опирается в основном на субъективные суждения и опыт. В данном случае величина предприятия определяется посредством рассмотрения последствий  размера для внутренней организации  предприятия и характера его деятельности в хозяйственных условиях. Например, авторы монографии “Государство и малый бизнес. Сборник обзоров” считают, что главенствующим критерием малого предприятия является принятие оперативных и административно-управленческих решений одним (двумя) человеком [6, c. 12].

 

Английский экономист  Ф. Кларк в работе, посвященной  малому бизнесу, рассматривает данный феномен следующим образом: “…Суть мелкого предпринимательства заключается  не столько в извлечении максимальной прибыли, сколько в удовлетворении, получаемом людьми от таких нематериальных факторов, как независимость, творческий характер работы и особенно образ жизни, которые никогда нельзя измерить в цифрах прибылей и убытков” [цит. по: 14, c. 34].

 

В России также сделаны  попытки выделения качественных критериев малого бизнеса. Наиболее полная характеристика данного субъекта экономики с учетом его организационной и экономической специфики была предложена А. Шулусом. Он выделил следующие качественные особенности “предпринимательства в масштабе малого предприятия”: единство права собственности и непосредственного управления предприятием; ограниченность масштабов предприятия, которая приводит к особому, личностному характеру отношений между хозяином и работником; относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, реализуемого товара; семейное ведение дела и др. [16, c. 65-66].

 

Анализируя качественные критерии определения малого бизнеса, А. и Л. Колесниковы предлагают выделять основные характеристики особенностей его существования и развития. Причем малое предприятие или малую фирму следует рассматривать не как уменьшенный вариант большой компании, а как организацию, деятельность которой качественно отличается от крупных предприятий следующими специфическими чертами: высокой степенью неопределенности; потенциально более высокой способностью к внедрению инноваций (в широком смысле); постоянным развитием и адаптируемостью к изменениям [10, c. 55].

 

Таким образом, преимуществами качественного подхода в определении  малого бизнеса является разработка теоретического обоснования на основе учета разнообразных критериев, таких, как цели, система менеджмента, система контроля производительности, взаимодействие с персоналом и его мотивация и др. А к недостаткам данного подхода можно отнести сложность практического применения, обусловленная, прежде всего, трудностью доступа к внутренней информации предприятия и множественностью самих критериев.

 

Комбинированный подход сочетает количественные и качественные критерии определения МБ. Но и такая  трактовка не лишена противоречий и нареканий. Показательным в данном случае является определение малого предприятия, предложенного в докладе Болтонского комитета в Великобритании (1971 г.). Для определения малой фирмы использовались “экономияческие” и “статистические” показатели. В докладе И. Болтона сказано: “Простой и даже сверх простой ответ на этот вопрос (почему одни фирмы большие, другие маленькие) содержится в факте существования разномасштабных экономических задач. Это означает, что роль малого бизнеса - в выполнении тех функций, которые они могут выполнить более эффективно, чем крупные, т.е. основой их существования является деятельность, которая не может быть эффективной в крупно­масштабной деятельности, экономической деятельности” [цит. по: 4, c. 7]. В докладе содержатся результаты сравнительного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в разных странах, что явилось попыткой осмысления международного значения данного феномена. Но, несмотря на это, доклад вызвал огромное количество нареканий в несовершенстве как экономического, так и статистического определения малой фирмы.

 

Таким образом, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию и опираясь на зарубежный опыт, необходимо использовать как количественные, так  и качественные критерии определения  малого бизнеса. Количественные критерии должны включать группу статистических показателей, в соответствии с которыми к числу малых предприятий следует относить те предприятия, у которых они ниже статистически средних по всем отраслям. Причем общепризнанно, что нет нижнего предела размера малого предприятия. Такой подход позволяет отразить объективно сложившийся уровень развития и динамику малого бизнеса, включающего и предпринимательскую деятельность физических лиц (ПБОЮЛ). Кроме того, при разработке государственной политики по поддержке малого бизнеса должны использоваться и количественные, и качественные критерии, что позволит более полно и точно определить субъектов малого предпринимательства. Все это в итоге приведет к эффективным и адресным мерам государства в отношении малого бизнеса.

 

Малое предпринимательство  как экономическое явление обладает рядом черт, характерных для предпринимательства  вообще, и специфическим набором  свойств, позволяющих рассматривать  его в качестве самостоятельного объекта изучения. Во избежание разночтения необходимо сразу оговориться, что следует различать МП как определенное социально-экономическое явление, малое предпринимательство как объект статистического учета и малое предпринимательство как объект государственного воздействия (регулирующего, фискального). Если во втором и третьем случае критериями вычленения структур малого предпринимательства из всей совокупности экономических структур являются, прежде всего, четкие количественные критерии, то при рассмотрении малого предпринимательства в качестве социально-экономического явления на передний план выходит качественные аспекты.

 

Малые предприятия не являются уменьшенной моделью или  промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой  особую модель со специфическими чертами  и законами развития, в частности, с такими, как: единство права собственности и непосредственного управления предприятием; обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между предпринимателем и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом; относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара; персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей; ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответствен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все, связанное с его организацией; семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем определяется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия; характер финансирования: малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

 

Значительная часть  трудностей и препятствий на пути становления и развития российского  малого предпринимательства лежит  за рамками самой его сферы. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно  выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители МП: несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства; отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства; несовершенство системы налогообложения; недобросовестная конкуренция; несовершенство государственной системы поддержки малого предпринимательства; неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий; проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства [9].

 

Синергетические принципы в экономической теории, рассматривающие  малый бизнес с позиции самоорганизующейся, развивающейся системы, позволяют  выделить особенности малого предприятия  как организационной структуры бизнеса, отличающейся от средних и крупных предприятий. Основываясь на рассмотрении малого предприятия как открытой системы, можно сделать вывод, что под влиянием взаимодействия (энергообмена) между веществом, энергией и информацией данная организация испытывает противоречие между постоянным стремлением к устойчивости и постоянно возникающими внешними и внутренними флуктуациями. Это свидетельствует о достаточно неустойчивом, нестабильном развитии малых предприятий. Данный фактор следует рассматривать с позиции интуитивного, импровизационного характера ведения бизнеса. Если на средних и крупных предприятиях цели деятельности определены стратегией развития и корректируются рынком, то деятельность малых предприятиях в наибольшей степени подвержена рыночным изменениям, отсюда построение долговременной стратегии, как правило, невозможно.

 

Определяющее значение креативности как жизненно необходимого фактора развития малых предприятий  делает их мобильными и легко приспосабливаемыми к изменяющейся ситуации. По всей видимости, можно выделить два аспекта данной проблемы. Первый аспект касается способности любого малого предприятия к изменению тактики под влиянием конъюнктуры, т.е. стоит рассматривать предприятие как единичную структуру хозяйственных отношений. Второй аспект затрагивает тенденции развития феномена малого бизнеса в различные периоды. Здесь проявляется следующая закономерность, характерная для различных стран: в периоды неблагоприятной экономической ситуации уменьшается количество малых предприятий - юридических лиц (по российской классификации) и увеличивается число единоличных и микропредприятий (ПБОЮЛ - для России).

 

Следующим критерием, характеризующим  малое предприятие, является определяющая роль управления в лице предпринимателя, сосредоточивающего всю информацию о предприятии и выступающего гарантом его стабильности. Статистика свидетельствует, что наиболее распространенную причину закрытия мелких предприятий западные эксперты усматривают, прежде всего, в отсутствии способностей и опыта управленческой работы у их владельцев, которые одновременно являлись и администраторами. По этой причине в 90% случаев предприятия терпят неудачу. Обследования, проведенные в США, показали, что лишь у 10% предприятий владелец соответствовал стереотипу предпринимателя; остальные же вкладывали деньги, не обладая ни опытом, ни знаниями, необходимыми для эффективного хозяйствования [13, c. 144].

Информация о работе Контрольная работа по «Введение экономику малого и среднего предпринимательства»