КСО: Практика российских компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 17:38, реферат

Описание работы

2005 год стал поистине «бумом» корпоративной социальной ответственности в России. Крупные компании начинают провозглашать себя «социально ответственными», проводятся многочисленные конференции по КСО, появляются публикации по теории и практике внедрения КСО в России. В Европе 2005 г. был объявлен годом «корпоративной социальной ответственности».
В чем привлекательность концепции КСО для бизнеса? Считается, что деятельность в области КСО способствует улучшению имиджа компании, росту репутации, создает дополнительный информационный повод для освещения деятельности компании в СМИ, позволяет косвенно рекламировать товары или услуги. Также в качестве преимуществ социально ответственного бизнеса обычно называют рост производительности труда, налоговые льготы, стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе, более широкие возможности привлечения инвестиционного капитала. Немаловажное значение придается тому, что следование принципам КСО помогает сохранению социальной стабильности и социального согласия в обществе в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……..……3
1. Опыт российских компаний в области корпоративной социальной ответственности……………………………………..……………………...…..4
1.1 ОАО «Газпром»…………………… ………………..……………………..4
1.2 ОАО «Уралсвязьинформ»……………… …………...……………………5
1.3 ООО «Нординкрафт»………………………… ………….…………………6
1.4 ОАО «ГМК «Норильский никель»……… ……...………………………..8
1.5 ОАО «РУСАЛ»……………………… …………………….………………9
1.6 ОАО «ЮКОС»…………………… ……………..………………………..10
2. Итоги и прогнозы корпоративной социальной ответственности……….11
3. Нефинансовая отчетность как направление развития корпоративной социальной ответственности в России…..…………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………….18
Список используемой литературы…………………………………………...19

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 

Для компании проведенный комплекс работ создает более благоприятные условия для инвестирования в социальную сферу, вносит вклад в обеспечение устойчивого социального развития региона.

 

Пенсионные программы ГМК «Норильский никель» способствуют ротации кадров и стимулируют работников, достигших пенсионного возраста переезжать на постоянное место жительства в климатически благоприятные районы России.

 

1.5ОАО«РУСАЛ»

Компания «РУСАЛ» прошла несколько этапов совершенствования системы медицинского обслуживания от рационализации расходов до планов по созданию комплексной системы профилактики профессиональной заболеваемости. Эти вопросы рассматриваются как часть системы охраны труда и промышленной безопасности. На всех предприятиях компании еще с советских времен существуют поликлиники, укомплектованные оборудованием и со штатом 120-140 чел. Еще несколько лет назад качество их услуг было низким, а стоимость «растворялась» в общехозяйственных расходах. Переход к добровольному медицинскому страхованию стимулировал общее экономическое «оздоровление» заводской медицины.

 

Однако этого недостаточно, чтобы создать систему профилактики профессиональных заболеваний и предупреждения травматизма, которая позволила бы повысить производительность труда и максимально оградить работников от травматизма и инвалидности. Составными элементами такой системы стали применение методики ранней диагностики профзаболеваний, регулярные проверки на соответствие предприятий принятым стандартам по безопасности, модернизация оборудования, пропаганда здорового образа жизни. В результате за четыре года число пострадавших на производстве сократилось на 51%, а количество рабочих дней, пропущенных в связи с производственными травмами, снизилось на 40%. «РУСАЛ» планирует создание корпоративного Медицинского центра, который станет базой для реализации комплексного подхода к охране здоровья сотрудников. Планируется, что Центр будет функционировать как самостоятельное юридическое лицо и управляться независимым подрядчиком. Компания, осознавая, что такой Центр не станет выгодным бизнесом, считает его создание оправданным с социально-экономической точки зрения.

 

1.6ОАО«ЮКОС»

В 2003 г., стремясь к повышению качества и эффективности социальных инвестиций, компания «ЮКОС» приняла решение до 80% средств, которые планируется выделять на поддержку социальных инфраструктур в регионах деятельности, распределять исключительно на конкурсной основе. Впервые этот механизм был реализован в Самарской области в рамках конкурса, в котором участвовали проекты, представленные администрациями районов. Обязательным условием было долевое финансирование представленных проектов в размере не менее 25% общей стоимости проекта за счет муниципальных бюджетов, областных программ, средств малого бизнеса, волонтерской работы населения (субботники и т.п.) или других источников.

 

К участию в конкурсе были приглашены 23 муниципальных и территориальных образования. Для них был организован обучающий четырехдневный семинар «Лучшие модели управления городским хозяйством», на котором муниципальные служащие познакомились с передовыми методиками эффективного планирования и реализации проектов развития социальной инфраструктуры. С каждым из участников семинара работал индивидуальный консультант, что позволило в общей сложности рассмотреть и коллективно обсудить все проектные идеи. На конкурс были представлены 57 подробно проработанных заявок от 21 муниципального и территориального образования Самарской области.

 

Результаты конкурса были подведены с использованием специально разработанной электронной системы оценки целесообразности и эффективности проектов. Компания принимала решение на основе экспертного рейтинга заявок.

 

Десять победителей получили финансирование на проекты строительства, реконструкции, модернизации, ремонт и оснащение объектов социальной инфраструктуры: муниципальных учреждений социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной поддержки населения и др.), систем коммунального хозяйства (энергоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение и водоснабжения), общественного транспорта, управления городским хозяйством, социального обслуживания населения и др. Максимальная сумма целевого финансирования одного проекта составила 10 млн. руб., а конкурсный фонд в целом – 65 млн. руб. Все проекты были успешно реализованы. Практические результаты реализации проектов победителей конкурса 2003 года: в трех селах Самарской области и г.Новокуйбышевск реконструированы системы водоснабжения, более чем в 10 селах построены мини-котельные и реконструированы системы теплоснабжения школ, клубов и детских садов, отремонтированы и оснащены оборудованием 2 школы, в городе Жигулевск организован новый автобусный маршрут. Кроме этого 46 муниципальных служащих из 23 муниципальных образований прошли обучение современным моделям муниципального управления.

 

Таким образом, каждая из перечисленных российских компаний осуществляют свою благотворительную деятельность. «Газпром» поддерживает развитие физкультуры и спорта, помогает пенсионерам и инвалидам, заботится о молодых, активно участвует в возрождении духовной культуры в регионе. «Уралсвязьинформ» помогает детям-сиротам и инвалидам, пенсионерам, учреждениям образования, культуры, здравоохранения и спорта. «Нординкрафт» помогает детскому дому, детскому саду №12 и начальной школе № 41 города Череповца. ГМК «Норильский никель» ввела в действие в 2001 г. программу «Пожизненная профессиональная пенсия», повысила результативность бюджетных расходов на ЖКХ, образование и здравоохранение. «РУСАЛ» планирует создание корпоративного Медицинского центра. «ЮКОС» приняла решение до 80% средств, которые планируется выделять на поддержку социальных инфраструктур в регионах деятельности, распределять исключительно на конкурсной основе.

 

2. Итоги  и прогнозы корпоративной социальной  ответственности

 

Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) на Западе развивалась в течение десятилетий. Россия преодолевает этот путь ускоренными темпами. За последние годы корпоративная социальная ответственность закрепилась в повестке дня многих организаций, хотя еще несколько лет назад большинство из них не имели о ней четкого представления. Оценить результаты прошедшего года нам помогли представители компаний и общественных объединений, которые профессионально занимаются этой темой. В прошлом году вокруг темы корпоративной социальной ответственности в России велись горячие споры. Что включает это понятие? Кто должен определять приоритеты корпоративной социальной ответственности: государство, общество или сама компания? Оправданы ли «социальные» затраты и какую отдачу они приносят основному бизнесу компаний? Сегодня теоретические дискуссии отошли на второй план. Деловое сообщество осознало, что социальная деятельность компаний может иметь экономический эффект. Российские предприниматели вслед за своими зарубежными коллегами признали корпоративную социальную ответственность эффективным инструментом управления нефинансовыми рисками. В итоге корпоративная социальная ответственность вышла на новый уровень. Прогрессивная часть делового сообщества уже не считает, что корпоративная ответственность – это благотворительность или вложения компаний в собственный. Сейчас корпоративная социальная ответственность понимается как система управления рисками в рамках долгосрочной стратегии развития бизнеса, и это большой шаг вперед, – считает исполнительный директор Ассоциации Менеджеров России Сергей Литовченко.

 

Лидеры российского бизнеса на протяжении нескольких лет развивают социальные, экологические и партнерские программы в регионах присутствия своих предприятий, причем при реализации этих программ используется все более системный подход. Их примеру следуют и другие компании. Корпоративная социальная ответственность постепенно получает более широкое распространение в регионах России.

 

Параллельно идет процесс институционализации принципов корпоративной социальной ответственности. Представители деловой среды разрабатывают документы, которые будут регламентировать реализацию корпоративной ответственности на практике. В течение последних лет этой работой активно занимался Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). «Социальная хартия российского бизнеса», опубликованная союзом в начале 2005 года, стала серьезным шагом к общему пониманию, как самого термина, так и его практического значения в условиях России. В документе общественная миссия коммерческого сектора сформулирована как достижение «устойчивого развития самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным экономическим интересам бизнеса, способствует достижению социального мира, безопасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека». В течение года к хартии присоединилось около 150 организаций, в которых работают более миллиона человек. «Социальная хартия российского бизнеса - это стратегическая инициатива, призванная интегрировать принципы социально ответственного ведения бизнеса в процессы принятия управленческих решений, в повседневную деловую практику присоединившихся к ней компаний и организаций», – отмечает руководитель департамента социальной политики РСПП Федор Прокопов.

 

В конце 2005 года была выдвинута еще одна инициатива. При Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии был создан Технический комитет по стандартизации (ТК) «Социальная ответственность», цель которого – разработать национальные стандарты в области корпоративной социальной ответственности, привести к единому знаменателю терминологию и принципы, регламентировать обмен информацией и многое другое. В состав комитета вошли представители государственных структур, общественных и экспертных организаций, а также компаний, имеющих опыт в данной области. Некоторые эксперты отмечают, что в российском обществе начинает формироваться понимание роли бизнеса и сфер его ответственности. Стойкое заблуждение, что капитал находится «в неоплатном долгу перед простыми людьми», уступает место диалогу между компаниями, властями и некоммерческими организациями и совместным действиям по улучшению социальной ситуации в регионах. Это означает, что общество постепенно осознает, что бизнес не может и не должен подменять государство в социальной сфере. 

 

3. Нефинансовая  отчетность как направление развития  корпоративной социальной ответственности  в России

 

Прошлый год стал переломным для нефинансовой отчетности в России. До этого социальные отчеты или отчеты в области устойчивого развития выпустили лишь несколько компаний, работающих на российском рынке. Пионером движения была «Бритиш Американ Тобакко Россия», которая начала процесс отчетности в 2003 году, а в 2005 году опубликовала уже третий отчет в соответствии с международным стандартом. В 2004 году за свой вклад в развитие общества отчитались сразу несколько компаний: НК «ЮКОС», «Северо-Западная лесопромышленная компания», «ФИА-Банк» (г. Тольятти), «Альфа-Банк», «Российские коммунальные системы» и «Сибнефть». В прошедшем году, по оценкам экспертов, вышло более двух десятков публичных нефинансовых отчетов крупных компаний, среди которых – «ЛУКОЙЛ», «РУСАЛ», ГМК «Норильский никель», «Татнефть», «Илим Палп». Компания «Бритиш Петролеум» впервые опубликовала свой отчет в области устойчивого развития на русском языке (в сокращенной форме). Начали процесс социальной отчетности РАО «ЕЭС России», «Вимм-Билль-Данн Продукты питания», «Сибирская угольная энергетическая компания», СУАЛ и ряд других. Ф. Прокопов отмечает, что появилось довольно много отчетов организаций среднего бизнеса.

 

Часть компаний рассказала о своей социальной деятельности в свободной форме, другие ориентировались на международные стандарты в области отчетности («Руководство по отчетности в области устойчивого развития»). Некоторые компании использовали в процессе подготовки отчетов новый для российских условий инструмент – диалоги со стейкхолдерами (заинтересованными сторонами, которые находятся под влиянием компании или оказывают влияние на ее деятельность).

 

Любой процесс подготовки отчета – это внутренний анализ деятельности компании, цель которого – не только показать достоинства, но и выявить недостатки. Активная работа со стейкхолдерами позволяет компании оценить свою политику и правильно сформулировать цели и задачи на будущее. То, что далеко не все стремятся к полному соответствию международным стандартам, по мнению экспертов, совершенно нормальное явление. К тому же на данный момент важен сам факт появления нефинансовых отчетов. Первые шаги, которые делают российские компании в нефинансовой отчетности, очень впечатляют. Не страшно, что глубоких отчетов пока не так много – разработчики международных стандартов всегда подчеркивают, что высокие требования к отчетности нужно предъявлять постепенно. Эксперты обращают внимание, что ряд компаний выпустили нефинансовые отчеты, предназначенные для внутреннего пользования, или приступили к их подготовке. Е. Тополева, отмечает, что внутренний отчет свидетельствует о серьезном отношении бизнесменов к социальной политике своей корпорации. Такие отчеты бывают двух видов. Одни готовятся специально для топ-менеджмента, их цель – проанализировать деятельность компании в социальной сфере, определить слабые места и ошибки, правильно сформулировать новые задачи. Другие адресованы сотрудникам и помогают руководству компании правильно выстроить взаимоотношения с персоналом, узнать, как лучше мотивировать работников и добиться их лояльности. По мнению Е. Тополевой, огромное значение имеет также то, что компании, которые раньше других приступили к отчетности, продолжили эту работу. Нельзя останавливаться на одном отчете. Отчетность – это непрерывный процесс, в каждом следующем документе компания должна показать, как она отреагировала на предложения стейкхолдеров, высказанные Развитие нефинансовой отчетности в России зависит, прежде всего, от того, насколько глубоко сами компании понимают необходимость этого процесса для своего бизнеса. Рассматривать отчет исключительно как PR-акцию, с помощью, которой можно добиться расположения власти и общества, – серьезная ошибка.

 

В корпоративной практике нефинансовый отчет все более широко используется как инструмент совершенствования планирования, управления и оценки деятельности компании, одновременно он может служить инструментом повышения прозрачности в деятельности компании, улучшения диалога с социальными партнерами, – подчеркивает Ф. Прокопов. Большинство специалистов прогнозирует, что в ближайшем времени число компаний, выпускающих нефинансовые отчеты, увеличится. Однако некоторые эксперты подчеркивают, что такая отчетность нужна далеко не всем компаниям. Социальный отчет необходим только крупным компаниям, которые либо уже вышли, либо стремятся выйти на рынок. Поэтому было бы странным ожидать, что весь средний бизнес в ближайшие годы станет практиковать ежегодную социальную отчетность, – отмечает С. Литовченко.

Информация о работе КСО: Практика российских компаний