КСО: Практика российских компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 17:38, реферат

Описание работы

2005 год стал поистине «бумом» корпоративной социальной ответственности в России. Крупные компании начинают провозглашать себя «социально ответственными», проводятся многочисленные конференции по КСО, появляются публикации по теории и практике внедрения КСО в России. В Европе 2005 г. был объявлен годом «корпоративной социальной ответственности».
В чем привлекательность концепции КСО для бизнеса? Считается, что деятельность в области КСО способствует улучшению имиджа компании, росту репутации, создает дополнительный информационный повод для освещения деятельности компании в СМИ, позволяет косвенно рекламировать товары или услуги. Также в качестве преимуществ социально ответственного бизнеса обычно называют рост производительности труда, налоговые льготы, стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе, более широкие возможности привлечения инвестиционного капитала. Немаловажное значение придается тому, что следование принципам КСО помогает сохранению социальной стабильности и социального согласия в обществе в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……..……3
1. Опыт российских компаний в области корпоративной социальной ответственности……………………………………..……………………...…..4
1.1 ОАО «Газпром»…………………… ………………..……………………..4
1.2 ОАО «Уралсвязьинформ»……………… …………...……………………5
1.3 ООО «Нординкрафт»………………………… ………….…………………6
1.4 ОАО «ГМК «Норильский никель»……… ……...………………………..8
1.5 ОАО «РУСАЛ»……………………… …………………….………………9
1.6 ОАО «ЮКОС»…………………… ……………..………………………..10
2. Итоги и прогнозы корпоративной социальной ответственности……….11
3. Нефинансовая отчетность как направление развития корпоративной социальной ответственности в России…..…………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………….18
Список используемой литературы…………………………………………...19

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 

Социальная отчетность позволяет:

 

-комплексно  информировать широкую общественность  об экономических, экологических  и социальных результатах деятельности  компаний;

 

-производить  самооценку по этим трем направлениям;

 

-вести диалог  со всеми заинтересованными сторонами, выявлять их оценки и ожидания;

 

-предотвращать  возможные обвинения;

 

-получать  дополнительные конкурентные преимущества;

 

-укреплять  доверие сотрудников, акционеров, партнеров, клиентов, местных сообществ, органов власти, СМИ;

 

-создавать  основу для разработки стратегии  развития компании.

 

Ключевым аспектом работы над социальным отчетом является его оценка и верификация независимым аудитором, а также использование полученных в ходе создания отчета результатов в дальнейшей практике социальной ответственности компании.

 

Осуществление этой процедуры дает компании гарантию третьей стороны в том, что опубликованные в отчете сведения достоверны и не является рекламой.

 

В последнее время все большее распространение получают стандартизированные формы отчетности. При подготовке социальных отчетов используются определенные показатели, принципы и правила составления отчетов, изложенные в международных стандартах составления отчетов. Готовя свои отчеты в соответствии со стандартами, получившими международное распространение, компания может претендовать на то, что созданный документ будет верифицирован независимым аудитором. В дальнейшем такой отчет может быть признан иностранными и международными организациями, как коммерческими, так и гуманитарными.

 

В течение года продолжались дискуссии о формах нефинансовой отчетности. И хотя сторонников национальных стандартов «с учетом российской специфики» становится все меньше, Торгово-промышленная палата РФ в прошлом году предложила свой стандарт «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации. Методические рекомендации». Как утверждается в документе, он был подготовлен с учетом базовых принципов. Однако экспертное сообщество и лидеры корпоративной социальной ответственности отнеслись к этому документу достаточно критично, посчитав его весьма далеким от международных стандартов. Не надо выдумывать того, что противоречит международной практике. Россия должна ориентироваться на международное сообщество. Одна из главных задач Технического комитета по социальной ответственности и состоит в том, чтобы привести отечественные документы в соответствие с международными нормами, – считает С. Папаев.

 

Менеджер по корпоративной репутации «БАТ Россия» Наталья Малашенко считает попытки пойти «своим путем» в выработке стандартов отчетности своеобразной «болезнью роста». Е. Тополева, высказала опасение, что попытки разработать собственный стандарт могут увести Россию в сторону, и потом придется делать большой крюк, чтобы догнать мировое сообщество. По мнению Ф. Прокопова, при составлении отчетов было бы целесообразным использовать базовый набор индикаторов, позволяющих сопоставлять результаты деятельности компаний, что повышает информационную ценность нефинансовых отчетов для внешних аналитиков. Очевидно, что рекомендации в этой сфере должны разрабатываться, во-первых, с участием самого бизнеса, во-вторых, на основе международных стандартов и, в-третьих, носить добровольный характер. Российский союз промышленников и предпринимателей разработали практические рекомендации по оценке деятельности организаций и подготовке нефинансовых отчетов «Пять шагов на пути к социальной устойчивости компаний». Союз систематически издавал и публиковал на своем сайте информационные и методические материалы, в которых разбираются положения международных стандартов и примеры из отчетов российских и международных компаний. 

 

Эксперты также отмечают, что сегодня у России есть уникальная возможность участвовать в разработке новых версий международных стандартов. С марта по октябрь 2006 года в крупнейших экономических центрах мира пройдут технические консультации по третьей версии «Руководства по отчетности в области устойчивого развития». В течение года активно обсуждался вопрос о взаимоотношениях бизнеса, власти и гражданского общества. Неоднократно повторялась мысль о необходимости взаимной ответственности и партнерских отношениях всех секторов общества. Однако до равенства сторон в этом треугольнике еще далеко. Острая дискуссия ведется о том, должно ли государство регулировать корпоративную ответственность и отчетность. Многие эксперты напоминают о новых поправках в законодательство, которые касаются деятельности некоммерческих организаций. Они считают, что эти изменения существенно ограничивают инициативу граждан и опасаются подобных законотворческих инициатив в сфере корпоративной социальной ответственности. Корпоративная ответственность может быть эффективной, только будучи добровольной. Бизнес сам должен выбирать меру и направление своей социальной деятельности, самостоятельно определять приоритеты, искать баланс между своими интересами и интересами общества. Иначе, как отмечают эксперты, надо возвращаться к плановой экономике. Одним из главных условий для развития корпоративной социальной ответственности является зрелое гражданское общество. К сожалению, это пока самая слабая «сторона» в российском треугольнике общественных отношений. С. Литовченко отмечает также, что в отношениях трех сторон немало других проблем, наиболее острые из которых – незащищенность прав собственников в России и негативное отношение общества к частной собственности. По мнению экспертов, преодолеть все эти препятствия можно только с помощью конструктивного диалога между тремя секторами российского общества. И только объединив усилия трех сторон, можно найти эффективные решения социальных проблем в предыдущем цикле. 

 

Таким образом, корпоративная социальная ответственность выходит на новый уровень делового сообщества, и уже не считается благотворительностью. Сейчас она понимается как управление рисками в рамках долгосрочной стратегии развития бизнеса. Эксперты отмечают, что в российском обществе начинает формироваться понимание роли бизнеса и сфер его ответственности. Для проверки устойчивого развития компаний требуют социальные отчеты, которые выпускают лишь несколько компаний, отчет необходим только для крупных компаний. Корпоративная социальная ответственность может быть эффективной, только будучи добровольной и у России есть уникальная возможность участвовать в разработке новых версий международных стандартов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В России традиционно больше внимания уделяется вопросам корпоративной социальной ответственности бизнеса как помощи социально уязвленным слоям населения, другими словами, как спонсорство и меценатство. Актуальность проблемы наблюдается в том, что постепенно общество начинает осознавать, что социальная ответственность предполагает собой не только благотворительность.

 

Общепринятого определения социальной ответственности бизнеса в международной практике не существует, что дает повод понимать этот термин каждому по-своему. Это, в свою очередь, мешает установлению и закреплению правильного понимания среди российских бизнесменов, не дает компаниям быть по-настоящему социально ответственными. Отечественные исследователи и зарубежные отмечают, что главным в понятии социальной ответственности должна быть добровольность вклада в социальную сферу, вне рамок определенного законом минимума. Данное исследование также актуально, т.к. в нем представлена попытка проанализировать соответствие перспективных для бизнеса направлений социальной ответственности и реальных ориентаций российского бизнеса.

 

Ведение социально-ответственного бизнеса помогает избежать перерастания социальных проблем в кризис, который может негативно сказаться на работе компании.

 

В настоящее время Россия переходит на новый этап становления. Все крупные компании сдают корпоративные социальные отчеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

   1.

      http://www.literra-scripta.ru/lab/books/pages.php?b_id=15 - _ftnref2Благотворительность  в России 2003/2004:Исторические и  социально-экономические исследования / общ. ред. О. Лейкинд. – СПб.: Изд.им. Н.И. Новикова 2004.

   2.

      Волгин Н.А., Егорова В.К. «Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы» (учебное пособие) – М.,2002. 

   3.

      Город и бизнес: формирование  социальной ответственности российских  компаний / Ивченко С.В., Либоракина  М.И., Сиваева Т.С. / Под ред. Либоракиной М.И. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.

   4.

      http://www.literra-scripta.ru/lab/books/pages.php?b_id=15 - _ftnref4Решение  социальных проблем в местном  сообществе. Российский и международный  опыт. Пермь, 2001. 

   5.

      http://www.literra-scripta.ru/lab/books/pages.php?b_id=15 - _ftnref5Якимец В.Н. Социальное партнерство и маркетинг. М., 1998.

   6.

      Литовченко С. Выступление на конференции  «Корпоративная ответственность  компаний: технологии доверия» 22 октября 2004 г.  //  http://www.amr.ru

   7.

      Аксенова О. Корпоративная социальная  ответственность: итоги и прогнозы. 27.02.2006 // http://www.soc-otvet.ru.

   8.

      http://www.gazprom.ru/social/


Информация о работе КСО: Практика российских компаний