Малое предпринимательство РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в Беларуси на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед белорусским малым бизнесом. Задачи исследования:
охарактеризовать малый бизнес в Беларуси на современном этапе его развития;
выявить его роль в экономике страны и специфические особенности;
обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед белорусским малым бизнесом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….5
Малый бизнес: сущность и роль в экономике……………………………….7
Малый бизнес. Виды, формы и особенности функционирования……..7
Правовые основы деятельности малого бизнеса в РБ………………….11
Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии экономики…………………………………………………………………15
Анализ становления и развития малого бизнеса в РБ……………………...18
Анализ динамики развития малого бизнеса в РБ……………………….18
Анализ внешнеторговой деятельности субъектов малого бизнеса в РБ…………………………………………………………………………..20
Особенности финансирования малого бизнеса в РБ…………………...22
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ………………….27
Заключение……………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………..35

Файлы: 1 файл

15 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике.doc

— 88.97 Кб (Скачать файл)

 



СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….5

  1. Малый бизнес: сущность и роль в экономике……………………………….7
    1. Малый бизнес. Виды, формы и особенности функционирования……..7
    2. Правовые основы деятельности малого бизнеса в РБ………………….11
    3. Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии экономики…………………………………………………………………15
  2. Анализ становления и развития малого бизнеса в РБ……………………...18
    1. Анализ динамики развития малого бизнеса в РБ……………………….18
    2. Анализ внешнеторговой деятельности субъектов малого бизнеса в РБ…………………………………………………………………………..20
    3. Особенности финансирования малого бизнеса в РБ…………………...22
  3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ………………….27

Заключение……………………………………………………………………32

Список использованных источников………………………………………..35

Приложения…………………………………………………………………...37

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа: 31 страница, 16 источников, 9 приложений.

МАЛЫЙ БИЗНЕС, ФОРМА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ОСОБЕННОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

Объектом  исследования является малый бизнес.

Предметом исследования является становление и проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Основная  цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в Беларуси на современном этапе  его развития, выявить его роль, специфические особенности и  обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед белорусским  малым  бизнесом.

Задачи  исследования:

    • охарактеризовать малый бизнес в Беларуси на современном этапе его развития;
    • выявить его роль в экономике страны и специфические особенности;
    • обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед белорусским  малым бизнесом.

В процессе работы использован системный подход к исследованию существующих проблем  в развитии и функционировании малых  предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________

                                                                                                                                (подпись) 

The abstract

 

Course work: 31 pages, 16 sources, 9 appendix.

SMALL BUSINESS, FORMS OF SMALL BUSINESS, FEATURE OF THE SMALL ENTERPRISES, STATE SUPPORT OF THE SMALL ENTERPRISES.

The object of study is the Republic of Belarus.

The subject of the study is the small business and its role in the market economy, the problems of small business in Belarus.

The main purpose of this paper is

    • to describe a small business in Belarus at the present stage of its development,
    • to identify its role, the specific features
    • to identify the most pressing issues facing the Belarusian small business.

Research objectives:- characterize small business in Belarus, at the present stage of its development;- identify its role in the economy and the specific character;- identify the most pressing issues facing the Belarusian small business. In the process of a systematic approach to the study of the existing problems in the development and operation of small businesses.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________

                                                                                                                            

                                                                                                                                                                    (signature)

 

 

Введение

 

 

 

  Наше общество переживает кризис переходного периода, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества.  Беларусь в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

   Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

   Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение Беларуси невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

   Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

   Недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях переходного периода.

   Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

 Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в Беларуси на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед белорусским  малым бизнесом.

Объектом  исследования данной работы является малый бизнес.

Предметом исследования является становление  и проблемы развития малого бизнеса  в Республике Беларусь.

В процессе работы использован системный подход к исследованию существующих проблем  в развитии и функционировании малых  предприятий.

Для достижения указанных целей были использованы данные статистических сборников Республики Беларусь, а также данные научной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

 МАЛЫЙ БИЗНЕС: СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

 

 

    1. Малый бизнес. Виды, формы и особенности                              функционирования.

 

 

  Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение [1, с. 509].

 Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения [10].

          Среди общих критерий, по которым субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, выделяют следующие:

  • численность персонала (занятых работников),
  • размер уставного капитала,
  • величина активов,
  • объем  прибыли (дохода).

 По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50.

К наиболее часто применяемым  критериям относят:

  • средняя численность занятых на предприятии работников,
  • ежегодный оборот, полученный предприятием за год,
  • величина активов.

В почти всех развитых странах численность работающих  является первым критерием отнесения к субъектам малого предпринимательства [3].

          Иногда выделяются такие критерии, как факт работы владельца вместе с наемными сотрудниками и степень специализации в управлении (МОТ, 1961г.), а также принадлежность предприятия к "формальному" или "неформальному" сектору.

Однако существует ряд проблем, которые вызывают затруднение в  определении принадлежности к такому виду предпринимательской деятельности как малый бизнес, в результате особенностей отраслевой принадлежности и сферы деятельности конкретного  предприятия.

Например, те структуры, которые с  позиций численности занятых  логично отнести к малым предприятиям в промышленности, окажутся средними в бытовом обслуживании. Нельзя идентифицировать соразмерность предприятий в  науке и в розничной торговле. Что касается финансовых показателей, то здесь сложнее, и не везде они  находят применение из-за динамики инфляционных процессов, необходимости  частных пересмотров установленных  пределов, особенно оценок объема продаж [5, с. 10].

Особенности национальной экономики  предопределяют разный подход к отнесению  предприятий к малым. Так, в Америке  как малые определяются предприятия  с числом работающих в промышленности от 1 до 500 чел., в строительстве - от 25 до 200, в торговле и услугах - от 15 до 50, в сельском хозяйстве - до 100 чел. Примечательно, что на территории стран бывшего СССР также есть значительные колебания численности малых предприятий.

          В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Киргизия и Республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия).

           Одной из причин колебаний границ малых предприятий следует считать влияние удельного веса крупных формирований в экономике соответствующих государств. Там, где уровень монополизации высокий, верхняя граница малого бизнеса (по числу занятых, капиталу и т.д.) наблюдается выше, и наоборот. Известно, что наибольшая концентрация производства сохраняется в Англии. Поэтому там к малым в сфере промышленности и строительства относят компании с числом занятых до 1 тыс. человек. В Италии, Франции меньшими по степени монополизации, малый бизнес в таких же отраслях хозяйства -- до 500, а в Японии -- до 300 человек.

 В нашей стране в последнее время используется только количественный критерий. В соответствии с отечественным законодательством под "малыми" понимаются предприятия, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:

  • в промышленности и на транспорте - до 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно – производственной сфере - до 60 человек;
  • в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 человек;
  • в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек. [16]

Однако установление граней между  мелкими, средними и крупными предприятиями  посредством только одного критерия будет весьма условно и относительно. Поэтому в ряде случаев при  определении масштабов предприятий, в зависимости от целей, два традиционных критерия должны дополняться и другими  характеристиками, например, рассматриваться  как определенный тип предприятия  со специфическим характером и функциями  в народном хозяйстве.

Различают следующие виды малого бизнеса:

  • по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;
  • по содержанию функциональной ориентации участников бизнеса: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;
  • по числу видов деятельности: однопрофильная и многопрофильная;
  • по сложности: требующие специальных знаний,  требующие специальных знаний, основанных на высоких технологиях и уникальных знаниях;
  • по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и других отраслях народного хозяйства. [1]

Информация о работе Малое предпринимательство РБ