Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:10, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в Беларуси на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед белорусским малым бизнесом. Задачи исследования:
охарактеризовать малый бизнес в Беларуси на современном этапе его развития;
выявить его роль в экономике страны и специфические особенности;
обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед белорусским малым бизнесом.
Введение……………………………………………………………………….5
Малый бизнес: сущность и роль в экономике……………………………….7
Малый бизнес. Виды, формы и особенности функционирования……..7
Правовые основы деятельности малого бизнеса в РБ………………….11
Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии экономики…………………………………………………………………15
Анализ становления и развития малого бизнеса в РБ……………………...18
Анализ динамики развития малого бизнеса в РБ……………………….18
Анализ внешнеторговой деятельности субъектов малого бизнеса в РБ…………………………………………………………………………..20
Особенности финансирования малого бизнеса в РБ…………………...22
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ………………….27
Заключение……………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………..35
Субъектами малого бизнеса могут быть как физические, так и юридические лица. Под физическими лицами подразумеваются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством.
Согласно статье 44 Гражданского кодекса РБ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом. [4].
Формы малого бизнеса:
В соответствии с формами собственности в малом бизнесе существуют следующие предприятия: государственные, муниципальные, коллективные, частные, совместные, смешанные и иностранные.
Особенности малого бизнеса:
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить, что деятельность малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем.
Вторая характеристика – быстрое реагирование на изменение конъюнктуры регионального рынка.
Третья – узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг.
Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятая – возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом.
Все эти черты малых предприятий
следует рассматривать как
Так же, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20 (доля оборотного капитала : доля основных фондов), то у малых оно составляет 20:80.
В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить следующие экономические функции:
Не менее значимы функции соци
Уже сегодня актуальна и будет
актуализироваться и далее
Важнейшим нормативно правовым актом, реализация которого оказывает непосредственное влияние на динамику развития сектора малого и среднего бизнеса является Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних и малых городских поселений, сельской местности».
В упомянутом документе, в частности, предусмотрено освобождение с момента государственной регистрации коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в сельской местности на территории средних и малых городских поселений:
• от уплаты налога на прибыль, налога на недвижимость, отчислений в инновационные фонды - на 7 лет;
• от обложения ввозными таможенными пошлинами и НДС товаров, ввозимых в Беларусь в качестве вклада в уставные фонды компаний - на 5 лет;
• от обязательной продажи части валютной выручки - на протяжении 7 лет.
Декретом № 6 также предусмотрено отчуждение находящихся в госсобственности и расположенных в сельской местности на территории средних, малых городских поселений капитальных строений, объектов незавершенного строительства без продажи права заключения договора аренды земельного участка, который необходим для обслуживания отчуждаемого имущества, если такой земельный участок предоставляется покупателю имущества в аренду. При этом земельный участок предоставляется в аренду покупателю имущества без проведения аукциона и взимания платы за право заключения договора аренды.
Кроме того, предусматривается
Принятие декрета направлено на создание наиболее благоприятных условий для стимулирования деловой инициативы граждан и развития бизнеса в регионах Беларуси.
Важную роль в повышении инвестиционной привлекательности и улучшении делового климата в стране занимает взаимодействие государства и бизнеса в части определения наиболее острых проблемных вопросов, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства. [14]
Предприятие может быть учреждено
по решению собственника имущества
или уполномоченного им органа. Государственная
регистрация предприятия, независимо
от его организационно-правовой формы,
осуществляется местным органом
власти по месту учреждения предприятия.
Решение о регистрации или
отказе в регистрации должно быть
принято не позднее, чем в месячный
срок с момента подачи документов.
Отказ в регистрации возможен
только в случаях нарушения
В работе по созданию предприятия
можно выделить два основных этапа:
подготовительный и оформление документов
и регистрация. На подготовительном
этапе важно осуществить
Устав - это конституция предприятия,
основной закон его деятельности.
В уставе определяются цели, задачи
и профиль предприятия, сфера
его деятельности, органы управления
и контроля, порядок образования
имущества, распределения дохода, условия
реорганизации. В уставе обязательно
указываются организационно-
Вторым учредительным
Как показывает практика, одним из наиболее сложных этапов в организации дела является подготовка учредительных документов. Учредительные документы можно подготовить самому, а можно привлечь к этому квалифицированных специалистов. Если предприниматель решил готовить учредительные документы самостоятельно, он должен проконсультироваться в местной администрации, там, где он собирается регистрировать свое предприятие, об особенностях их оформления.
Основной документ, регулирующий деятельность
предприятия - устав. Он закрепляет правоспособность
предприятия как юридического лица,
возможность его участия в
различных хозяйственно-
- вид предприятия;
- его наименование и
- организационно-правовая форма;
- предмет и цели деятельности;
- органы управления и контроля, их компетенция;
- порядок образования имущества предприятия, его выкупа, распределение прибыли;
- условия реорганизации и
Как правило, в устав включаются правовые основы деятельности предприятия, положения об организации, оплате и стимулировании труда, социальном обеспечении работников, порядке разрешения споров, страхования имущества. По мере необходимости в устав вносятся изменения, причем делать это нужно обязательно по согласованию с работниками предприятия. Все изменения в уставе подлежат обязательному утверждению по месту регистрации предприятия.
Статус предпринимателя
Государственная регистрация предпринимателей, осуществляющих свою деятельность с образованием юридического лица, производится на основании Закона Республики Беларусь "О предприятиях в Республике Беларусь" и другого законодательства Республики Беларусь.
Государственная регистрация предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, производится исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов по месту жительства предпринимателей.
Для государственной регистрации предпринимателей в исполнительный комитет соответствующего Совета народных депутатов представляются заявление предпринимателя, лицензия, если данный вид деятельности подлежит лицензированию, и документы, подтверждающие квалификацию предпринимателя, если его деятельность может представлять угрозу жизни и здоровью людей или окружающей среде, платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию предпринимателя, паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, и собственные фотографии.
Государственная регистрация предпринимателя должна быть произведена не позднее 30 дней с момента подачи необходимых документов в исполнительный комитет соответствующего Совета народных депутатов.
Государственная регистрация предпринимателей, относящихся к субъектам малого предпринимательства, осуществляется по упрощенной процедуре в порядке, утверждаемом Советом Министров Республики Беларусь.