Малое предпринимательство РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в Беларуси на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед белорусским малым бизнесом. Задачи исследования:
охарактеризовать малый бизнес в Беларуси на современном этапе его развития;
выявить его роль в экономике страны и специфические особенности;
обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед белорусским малым бизнесом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….5
Малый бизнес: сущность и роль в экономике……………………………….7
Малый бизнес. Виды, формы и особенности функционирования……..7
Правовые основы деятельности малого бизнеса в РБ………………….11
Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии экономики…………………………………………………………………15
Анализ становления и развития малого бизнеса в РБ……………………...18
Анализ динамики развития малого бизнеса в РБ……………………….18
Анализ внешнеторговой деятельности субъектов малого бизнеса в РБ…………………………………………………………………………..20
Особенности финансирования малого бизнеса в РБ…………………...22
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ………………….27
Заключение……………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………..35

Файлы: 1 файл

15 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике.doc

— 88.97 Кб (Скачать файл)

Субъектами малого бизнеса могут  быть как физические, так и юридические лица. Под физическими лицами подразумеваются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством.

Согласно статье 44 Гражданского кодекса РБ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом. [4].

Формы  малого бизнеса:

  • частные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, основанные на национальном капитале;
  • совместные предприятия с иностранным участием и их дочерние фирмы, иностранные предприятия;
  • бывшие государственные предприятия, выкупленные или переданные их коллективам в совместное владение;
  • государственные арендные предприятия;
  • частные предприятия без образования юридического лица [1, с. 446].

В соответствии с формами собственности  в малом бизнесе существуют следующие  предприятия: государственные, муниципальные, коллективные, частные, совместные, смешанные  и иностранные.

Особенности малого бизнеса:

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить, что деятельность малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем.

Вторая характеристика – быстрое реагирование на изменение конъюнктуры регионального рынка.

Третья – узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг.

Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятая – возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом.

Все эти черты малых предприятий  следует рассматривать как достоинства, повышающие их устойчивость на внутреннем рынке. Однако, существуют и недостатки: относительно низкая доходность, высокая  интенсивность труда, сложности  с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к их массовому банкротству, переспециализации деятельности или  закрытию.

Так же, как одну из особенностей, можно  выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это  соотношение 80:20 (доля оборотного капитала : доля основных фондов), то у малых  оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить следующие экономические функции:

  • во-первых - функция работодателя;
  • во-вторых - производителя продукции и услуг;
  • в-третьих - катализатора научно-технического прогресса;
  • в-четвертых  – налогоплательщика;
  • в-пятых - агента рыночных отношений.

 Не менее значимы функции социальные:

  • во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал;
  • во-вторых, используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях;
  • в-третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров.

Уже сегодня актуальна и будет  актуализироваться и далее экологическая  функция малого бизнеса, которая  уже имеет место в странах  с развитой рыночной экономикой. А  именно создание малых предприятий  по переработке промышленных отходов  крупных и средних предприятий. [1]

 

 

    1. Правовые основы деятельности малых предприятий в Республике Беларусь.

 

 

Важнейшим нормативно правовым актом, реализация которого оказывает непосредственное влияние на динамику развития сектора малого и среднего бизнеса является Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних и малых городских поселений, сельской местности».

В упомянутом документе, в частности, предусмотрено освобождение с момента государственной регистрации коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в сельской местности на территории средних и малых городских поселений:

•  от уплаты налога на прибыль, налога на недвижимость, отчислений в инновационные  фонды - на 7 лет;

•   от обложения ввозными таможенными  пошлинами и НДС товаров, ввозимых в Беларусь в качестве вклада в уставные фонды компаний - на 5 лет;

•  от обязательной продажи части  валютной выручки - на протяжении 7 лет.

Декретом № 6 также предусмотрено  отчуждение находящихся в госсобственности и расположенных в сельской местности на территории средних, малых городских поселений капитальных строений, объектов незавершенного строительства без продажи права заключения договора аренды земельного участка, который необходим для обслуживания отчуждаемого имущества, если такой земельный участок предоставляется покупателю имущества в аренду. При этом земельный участок предоставляется в аренду покупателю имущества без проведения аукциона и взимания платы за право заключения договора аренды.

Кроме того, предусматривается предоставление покупателю отсрочки не более чем на 5 лет оплаты имущества, находящегося в собственности государства, приобретенного для организации собственного бизнеса.

Принятие декрета направлено на создание наиболее благоприятных условий  для стимулирования деловой инициативы граждан и развития бизнеса в регионах Беларуси.

Важную роль в повышении инвестиционной привлекательности и улучшении  делового климата в стране занимает взаимодействие государства и бизнеса в части определения наиболее острых проблемных вопросов, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства. [14]

Предприятие может быть учреждено  по решению собственника имущества  или уполномоченного им органа. Государственная  регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным органом  власти по месту учреждения предприятия. Решение о регистрации или  отказе в регистрации должно быть принято не позднее, чем в месячный срок с момента подачи документов. Отказ в регистрации возможен только в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия, а  также несоответствия учредительных  документов требованиям законодательства.

В работе по созданию предприятия  можно выделить два основных этапа: подготовительный и оформление документов и регистрация. На подготовительном этапе важно осуществить следующее: оценить имеющиеся возможности (свои и партнеров), ответить на вопросы: в  чем заключается конструктивная идея, какова ее конкурентоспособность, какие имеются ресурсы для  ее реализации, определить конечные цели; определить задачи и основные направления  деятельности. На втором этапе разрабатываются  учредительные документы: устав  и договор учредителей предприятия.

Устав - это конституция предприятия, основной закон его деятельности. В уставе определяются цели, задачи и профиль предприятия, сфера  его деятельности, органы управления и контроля, порядок образования  имущества, распределения дохода, условия  реорганизации. В уставе обязательно  указываются организационно-правовая форма предприятия, его местонахождение, предмет деятельности. В уставе должен быть раздел, описывающий систему  управления предприятия. Для каждой организационно-правовой формы система  управления имеет специфику и  допускаются различные ее вариации. На небольшом предприятии, где количество работающих 10-20 человек, достаточно определить руководителя и установить правило, по которому ряд вопросов решается руководителем, совместно с трудовым коллективом. Важным разделом устава является правовой режим имущества предприятия, распределение полученной прибыли. Необходимо отразить права предприятия по использованию имущества (является ли оно собственником имущества или имущество находится у него в оперативном управлении). Собственник вправе совершать в отношении имущества любые сделки (продать, обменять и т. д.). Устав может ограничивать права предприятия несобственника по распоряжению имуществом. Он может запрещать ему сдавать имущество в аренду, продавать его и т. д. То есть собственник через устав определяет режим использования имущества, то лицо, которое вправе осуществлять сделки по распоряжению имуществом.

Вторым учредительным документом предприятия является договор учредителей. В нем перечисляются учредители, фиксируется размер вклада каждого  учредителя в уставный капитал предприятия, определяется, кто уполномочен совершать  те или иные сделки, как распределяется прибыль. После оформления документов их представляют на регистрацию.

Как показывает практика, одним из наиболее сложных этапов в организации  дела является подготовка учредительных  документов. Учредительные документы  можно подготовить самому, а можно  привлечь к этому квалифицированных  специалистов. Если предприниматель  решил готовить учредительные документы  самостоятельно, он должен проконсультироваться в местной администрации, там, где  он собирается регистрировать свое предприятие, об особенностях их оформления.

Основной документ, регулирующий деятельность предприятия - устав. Он закрепляет правоспособность предприятия как юридического лица, возможность его участия в  различных хозяйственно-правовых отношениях. Единой формы устава не существует. Однако в нем должно быть отражено следующее:

- вид предприятия;

- его наименование и местонахождение;

- организационно-правовая форма;

- предмет и цели деятельности;

- органы управления и контроля, их компетенция;

- порядок образования имущества предприятия, его выкупа, распределение прибыли;

- условия реорганизации и прекращения  деятельности.

Как правило, в устав включаются правовые основы деятельности предприятия, положения об организации, оплате и  стимулировании труда, социальном обеспечении  работников, порядке разрешения споров, страхования имущества. По мере необходимости  в устав вносятся изменения, причем делать это нужно обязательно  по согласованию с работниками предприятия. Все изменения в уставе подлежат обязательному утверждению по месту регистрации предприятия.

Статус предпринимателя приобретается  посредством государственной регистрации  в порядке, установленном настоящим  Законом и другим законодательством  Республики Беларусь.

Государственная регистрация предпринимателей, осуществляющих свою деятельность с  образованием юридического лица, производится на основании Закона Республики Беларусь "О предприятиях в Республике Беларусь" и другого законодательства Республики Беларусь.

Государственная регистрация предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без  образования юридического лица, производится исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах Советов  народных депутатов по месту жительства предпринимателей.

Для государственной регистрации  предпринимателей в исполнительный комитет соответствующего Совета народных депутатов представляются заявление  предпринимателя, лицензия, если данный вид деятельности подлежит лицензированию, и документы, подтверждающие квалификацию предпринимателя, если его деятельность может представлять угрозу жизни  и здоровью людей или окружающей среде, платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную  регистрацию предпринимателя, паспорт  или иной документ, удостоверяющий его личность, и собственные фотографии.

Государственная регистрация предпринимателя  должна быть произведена не позднее 30 дней с момента подачи необходимых  документов в исполнительный комитет  соответствующего Совета народных депутатов.

Государственная регистрация предпринимателей, относящихся к субъектам малого предпринимательства, осуществляется по упрощенной процедуре в порядке, утверждаемом Советом Министров  Республики Беларусь.

Информация о работе Малое предпринимательство РБ