Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:10, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в Беларуси на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед белорусским малым бизнесом. Задачи исследования:
охарактеризовать малый бизнес в Беларуси на современном этапе его развития;
выявить его роль в экономике страны и специфические особенности;
обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед белорусским малым бизнесом.
Введение……………………………………………………………………….5
Малый бизнес: сущность и роль в экономике……………………………….7
Малый бизнес. Виды, формы и особенности функционирования……..7
Правовые основы деятельности малого бизнеса в РБ………………….11
Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии экономики…………………………………………………………………15
Анализ становления и развития малого бизнеса в РБ……………………...18
Анализ динамики развития малого бизнеса в РБ……………………….18
Анализ внешнеторговой деятельности субъектов малого бизнеса в РБ…………………………………………………………………………..20
Особенности финансирования малого бизнеса в РБ…………………...22
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ………………….27
Заключение……………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………..35
Деятельность субъектов
Государственная финансовая поддержка
субъектам инфраструктуры оказывается
в соответствии с нормами Указа
Президента Республики Беларусь от 21 мая
2009 г. № 255 “О некоторых мерах
Следует отметить, что средства, направленные на поддержку данным субъектам возвращаются в бюджет страны в форме налоговых отчислений от деятельности центров, инкубаторов, а также субъектов малого предпринимательства – арендаторов инкубаторов.
В 2011 году центрами уплачено налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в бюджет на сумму 4,7 млрд. рублей (в 2010 году – 2,5 млрд. рублей), инкубаторами – 1,98 млрд. рублей (1,4 млрд. рублей), субъектами малого предпринимательства (арендаторами инкубаторов) – 27,8 млрд. рублей (22,0 млрд. рублей). [16]
Развитие сектора малого предпринимательства имеет большое значение для всей экономики Республики Беларусь, так как их удельный вес в валовом национальном продукте растет с каждым годом. Уже к 2011 году он составил 15,7 % от всего произведенного ВНП. Благодаря развитию малого предпринимательства увеличивается число рабочих мест в стране.
Анализ последних лет показывает, что численность субъектов малого бизнеса постоянно растет, а число убыточных предприятий сокращается.
Субъекты малого бизнеса вносят значительный вклад в экспорт страны (к 2011 году их удельный вес составил 33,9% от всего объема экспорта).
В условия постоянно
растущей значимости сектора малого
предпринимательство
ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Основными проблемами развития малого бизнеса в Республике Беларусь являются:
1)повышение арендной платы.
2)проблемы с доступом к сырью касаются в основном предприятий и предпринимателей, занятых в сферах строительства и деревообработки, производства пиломатериалов. Дефицитными видами сырья являются цемент, полиэтилен низкого давления, целлюлоза и щебень. Они распределяются по квотам, утверждаемым облисполкомом для конкретных предприятий, и обычно в недостаточном для бизнеса количестве (в первую очередь удовлетворяются заявки крупных государственных организаций). Недостающее сырье приходится импортировать в значительных количествах, что отражается на сальдо внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Кроме того, качество поставляемых в рамках лимита материалов зачастую невысокое, и это приводит к изначальному отказу от отечественных видов сырья. При всем этом производители указанных видов продукции экспортируют ее за рубеж по более низким ценам, чем поставляют на внутренний рынок. Почти аналогичная ситуации с древесиной - лесхозы продают ее через Белорусскую универсальную товарную биржу лотами, минимальный размер которого больше максимальных потребностей конкретного малого предприятия, либо по остаточному принципу;
3) неразвитость института собственности. Большинство предпринимателей арендуют помещения для бизнеса, однако не имеют преимущественного права на выкуп их в собственность. Несмотря на решение облисполкома о выделении в каждом районе земельных участков для выкупа и последующего строительства производственных объектов, только в пяти районах проводились аукционы по продаже этих участков. Не могут предприниматели и купить неиспользуемое имущество за одну базовую величину, так как многие из них ведут основную деятельность в областном центре, где такая продажа запрещена, либо в райцентрах, где такой недвижимости крайне мало, либо то, что предлагается, требует очень больших вложений в восстановление (дешевле снести) или обременено большим количеством дополнительных условий;
4) сложная и дорогостоящая
5) отсутствие возможности
6) отсутствие доступа у
Кроме приведенных выше, бизнес начинает сталкиваться с такими фундаментальными проблемами, как демотивация персонала (особенно в сфере строительства) и утечка квалифицированных кадров. [13]
Причинами неудовлетворительного развития частной инициативы в Беларуси видятся следующие факторы:
Все вышеперечисленные
К основным факторам, препятствующим развитию малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь в текущем году, можно отнести высокую стоимость кредитных ресурсов и сужение объема внутреннего спроса. Политика Правительства, направленная на повышение реальных доходов населения и снижение процентных ставок по кредитам, способна нейтрализовать эти угрозы.
Всё это приводит к низким показателям создания и роста МП в целом и в промышленности, в частности. Компании должны приспосабливаться к работе в условиях постоянно меняющихся нормативных актов, включая те, что вступают в действие задним числом. Опрос владельцев МП показал, что их частные инвестиции в развитие предоставляемых услуг или производства почти полностью прекратились ввиду крайне высокого риска, связанного открытием нового или расширением действующего бизнеса. Если суммировать данные опроса, то основным препятствием для роста малого бизнеса в нашей стране является непомерное количество нормативных требований и интенсивное вмешательство государства в деятельность частных компаний. [16]
На общегосударственном уровне ныне необходимо реализовать следующие меры в целях развития и повышения эффективности малого бизнеса:
• провести реформу налогообложения малого и среднего бизнеса, перейдя к формуле «18-18-18» (предприниматели предлагают «15-15-15»), что означает снижение НДС, налога на прибыль и отчислений в ФСЗН для субъектов малого и среднего бизнеса, не являющихся плательщиками единого налога и не работающих по упрощенной системе налогообложения, до уровня 18% по каждому виду. В этом случае условия по НДС сравняются с российскими ставками, что устранит искусственное преимущество российских предпринимателей в ЕЭП перед белорусами, а также значительно снизит издержки бизнеса;
• снять ограничения для ИП по найму
сотрудников;
• разработать механизм выкупа арендаторами государственного имущества, арендуемого более 3 лет по их инициативе по оценочной стоимости с рассрочкой платежа на 5 лет;
• отменить предельный пятилетний срок действия договоров о безвозмездном пользовании имуществом;
• отменить систему голландских аукционов при продаже неиспользуемого государственного имущества. Как показывает практика, если объект не удается продать сразу, то повторно это можно сделать лишь за одну базовую величину. Таким образом можно сэкономить время и деньги при организации заведомо несостоятельных аукционов. Кроме того, практику продажи неиспользуемого госимущества за одну базовую величину следует распространить на областные центры;
• исключить при продаже госимущества требование об обязательном создании новых рабочих мест;
• в целях повышения объемов грузоперевозок отечественными перевозчиками - субъектами малого и среднего бизнеса - изменить порядок установления Министерством транспорта и коммуникаций Беларуси ограничений на передвижение транспортных средств по дорогам общего пользования в республике: при назначении периода и порядка таких ограничений использовать данные областных дорожных служб о состоянии дорожного полотна и поднять планку дневной температуры наружного воздуха (при достижении которой начинают вводиться ограничения на передвижение грузовых транспортных средств по дорогам общего пользования) до 32° вместо нынешних 25°.
•отменить перекрёстное субсидирование по некоторым видам коммунальных услуг (холодное водоснабжение, газоснабжение). [13]
Реализация указанных мер
Вместе с тем
В целом тенденции развития сектора
малого и среднего бизнеса в первом
полугодии позволяют
•увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП до 30%;
•увеличение численности занятых в этом секторе до 1,8 млн. чел. [14]
На пути развития малого бизнеса в Республике Беларусь существует множество барьеров. Основными из них являются отсутствие стабильности в законодательстве в отношении предпринимателей, большое количество налогов, их высокие ставки и частые изменения в отчетности, предоставляемой в налоговые органы, наличие ценового регулирования на ряд товаров и услуг, высокие арендные ставки
Наше государство планирует развивать и усовершенствовать меры, осуществляемые для дальнейшего развития малого бизнеса. Разработан ряд программ о поддержке малого бизнеса в перспективе.