Малое предпринимательство РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в Беларуси на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед белорусским малым бизнесом. Задачи исследования:
охарактеризовать малый бизнес в Беларуси на современном этапе его развития;
выявить его роль в экономике страны и специфические особенности;
обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед белорусским малым бизнесом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….5
Малый бизнес: сущность и роль в экономике……………………………….7
Малый бизнес. Виды, формы и особенности функционирования……..7
Правовые основы деятельности малого бизнеса в РБ………………….11
Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии экономики…………………………………………………………………15
Анализ становления и развития малого бизнеса в РБ……………………...18
Анализ динамики развития малого бизнеса в РБ……………………….18
Анализ внешнеторговой деятельности субъектов малого бизнеса в РБ…………………………………………………………………………..20
Особенности финансирования малого бизнеса в РБ…………………...22
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ………………….27
Заключение……………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………..35

Файлы: 1 файл

15 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике.doc

— 88.97 Кб (Скачать файл)

Деятельность субъектов инфраструктуры регламентируется Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. “О поддержке  малого и среднего предпринимательстве”, указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 “О некоторых мерах  государственной поддержки малого предпринимательства”, постановлениями  Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 “О мерах по реализации Закона Республики Беларусь “О поддержке малого и среднего предпринимательства” и  Министерства экономики от 8 февраля 2011 г. №15 ”О некоторых  мерах по реализации постановления  Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. №1911”. 

Государственная финансовая поддержка  субъектам инфраструктуры оказывается  в соответствии с нормами Указа  Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 “О некоторых мерах государственной  поддержки малого предпринимательства”, в рамках реализации государственной  программы поддержки малого и  среднего предпринимательства. В 2011 году субъектам инфраструктуры была оказана  государственная финансовая поддержка  на сумму 2133,2 млн. рублей (в 2010 году - 956,6 млн. рублей).

Следует отметить, что средства, направленные на поддержку данным субъектам возвращаются в бюджет страны в форме налоговых  отчислений от деятельности центров, инкубаторов, а также субъектов малого предпринимательства  – арендаторов инкубаторов.

В 2011 году центрами уплачено налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в бюджет на сумму 4,7 млрд. рублей (в 2010 году – 2,5 млрд. рублей), инкубаторами – 1,98 млрд. рублей (1,4 млрд. рублей), субъектами малого предпринимательства (арендаторами инкубаторов) – 27,8 млрд. рублей (22,0 млрд. рублей). [16]

Развитие сектора  малого предпринимательства имеет  большое значение для всей экономики  Республики Беларусь, так как их удельный вес в валовом национальном продукте растет с каждым годом. Уже к 2011 году он составил 15,7 % от всего произведенного ВНП. Благодаря развитию малого предпринимательства увеличивается число рабочих мест в стране.

Анализ последних  лет показывает, что численность  субъектов малого бизнеса постоянно  растет, а число убыточных предприятий  сокращается.

Субъекты малого бизнеса вносят значительный вклад  в экспорт страны (к 2011 году их удельный вес составил 33,9% от всего объема экспорта).

В условия постоянно  растущей значимости сектора малого предпринимательство увеличивается  и размеры финансовой поддержки  государства. Разработана Программа  государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 - 2012 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Основными проблемами развития малого бизнеса в Республике Беларусь являются:

1)повышение арендной платы. Произошедшее  в апреле изменение базовой  величины, к которой привязана  ставка аренды на основных  рынках и в государственных  зданиях, где арендует площади  основное число предпринимателей, безусловно, увеличит затраты, но  адекватно поднять цены многие  предприниматели и малые предприятия  не могут в силу падения  покупательной способности населения.  Вполне возможно, что резкое падение  выручки (особенно в крупных  торговых центрах и на рынках) в условиях повышения арендной  платы может побудить многих  предпринимателей свернуть деятельность;

2)проблемы с доступом к сырью касаются в основном предприятий и предпринимателей, занятых в сферах строительства и деревообработки, производства пиломатериалов. Дефицитными видами сырья являются цемент, полиэтилен низкого давления, целлюлоза и щебень. Они распределяются по квотам, утверждаемым облисполкомом для конкретных предприятий, и обычно в недостаточном для бизнеса количестве (в первую очередь удовлетворяются заявки крупных государственных организаций). Недостающее сырье приходится импортировать в значительных количествах, что отражается на сальдо внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Кроме того, качество поставляемых в рамках лимита материалов зачастую невысокое, и это приводит к изначальному отказу от отечественных видов сырья. При всем этом производители указанных видов продукции экспортируют ее за рубеж по более низким ценам, чем поставляют на внутренний рынок. Почти аналогичная ситуации с древесиной - лесхозы продают ее через Белорусскую универсальную товарную биржу лотами, минимальный размер которого больше максимальных потребностей конкретного малого предприятия, либо по остаточному принципу;

3) неразвитость института собственности. Большинство предпринимателей арендуют помещения для бизнеса, однако не имеют преимущественного права на выкуп их в собственность. Несмотря на решение облисполкома о выделении в каждом районе земельных участков для выкупа и последующего строительства производственных объектов, только в пяти районах проводились аукционы по продаже этих участков. Не могут предприниматели и купить неиспользуемое имущество за одну базовую величину, так как многие из них ведут основную деятельность в областном центре, где такая продажа запрещена, либо в райцентрах, где такой недвижимости крайне мало, либо то, что предлагается, требует очень больших вложений в восстановление (дешевле снести) или обременено большим количеством дополнительных условий;

4) сложная и дорогостоящая процедура  таможенного оформления товаров  при экспорте его в Россию. Хотя пошлины и не уплачиваются, необходимо большое количество  времени и документов на подтверждение  страны происхождения товара и возврата НДС;

5) отсутствие возможности пополнять  оборотные средства и вкладывать кредиты в развитие бизнеса из-за высоких ставок по кредитам;

6) отсутствие доступа у большинства  транспортных компаний Беларуси к международным перевозкам товаров и оборудования, поставляемых в качестве инвестиционных на условиях «франко - станция назначения» («франко-получатель»). В этом случае иностранный поставщик выбирает обычно транспортную компанию своего региона и навязывает ее услуги покупателю. В итоге перевозки в Беларусь для белорусских заказчиков осуществляют иностранные перевозчики, что сужает рынок отечественных транспортных фирм, ухудшает сальдо внешней торговли услугами и вызывает отток валюты за пределы страны.

Кроме приведенных выше, бизнес начинает сталкиваться с такими фундаментальными проблемами, как демотивация персонала (особенно в сфере строительства) и утечка квалифицированных кадров. [13]

Причинами неудовлетворительного  развития частной инициативы в Беларуси видятся следующие факторы:

  • отсутствие стабильности в законодательстве в отношении предпринимателей;
  • уровень защиты прав собственности и интересов частного бизнеса;
  • большое количество налогов, их высокие ставки и частые изменения в отчетности, предоставляемой в налоговые органы;
  • высокие размеры штрафов;
  • большое количество проверок со стороны регулирующих органов;
  • наличие ценового регулирования на ряд товаров и услуг;
  • определенные сложности в лицензировании деятельности;
  • валютное регулирование;
  • высокие арендные ставки;
  • ставки на заемные средства со стороны банков и других финансовых организаций.

 

Все вышеперечисленные административные барьеры мешают успешному развитию индивидуального предпринимательства. Что касается политики полной занятости, можно сказать, что она является причиной того, что компании в большей  степени заинтересованы в достижении социальных целей, нежели в повышении  конкурентоспособности.

К основным факторам, препятствующим развитию малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь в текущем году, можно отнести высокую стоимость кредитных ресурсов и сужение объема внутреннего спроса. Политика Правительства, направленная на повышение реальных доходов населения и снижение процентных ставок по кредитам, способна нейтрализовать эти угрозы.

Всё это приводит к низким показателям создания и роста МП в целом и в промышленности, в частности. Компании должны приспосабливаться к работе в условиях постоянно меняющихся нормативных актов, включая те, что вступают в действие  задним числом. Опрос владельцев МП показал, что их частные инвестиции в развитие предоставляемых услуг или производства почти полностью прекратились ввиду крайне высокого риска, связанного открытием нового или расширением действующего бизнеса. Если суммировать данные опроса, то основным препятствием для роста малого бизнеса в нашей стране является непомерное количество нормативных требований и интенсивное вмешательство государства в деятельность частных компаний. [16]

 На общегосударственном уровне ныне необходимо реализовать следующие меры в целях развития и повышения эффективности малого бизнеса:               

•  провести реформу налогообложения малого и среднего бизнеса, перейдя к формуле «18-18-18» (предприниматели предлагают «15-15-15»), что означает снижение НДС, налога на прибыль и отчислений в ФСЗН для субъектов малого и среднего бизнеса, не являющихся плательщиками единого налога и не работающих по упрощенной системе налогообложения, до уровня 18% по каждому виду. В этом случае условия по НДС сравняются с российскими ставками, что устранит искусственное преимущество российских предпринимателей в ЕЭП перед белорусами, а также значительно снизит издержки бизнеса;

• снять ограничения для ИП по найму сотрудников;                                  

•  разработать механизм выкупа арендаторами государственного имущества, арендуемого более 3 лет по их инициативе по оценочной стоимости с рассрочкой платежа на 5 лет;

• отменить предельный пятилетний срок действия договоров о безвозмездном пользовании имуществом;

•  отменить систему голландских аукционов при продаже неиспользуемого государственного имущества. Как показывает практика, если объект не удается продать сразу, то повторно это можно сделать лишь за одну базовую величину. Таким образом можно сэкономить время и деньги при организации заведомо несостоятельных аукционов. Кроме того, практику продажи неиспользуемого госимущества за одну базовую величину следует распространить на областные центры;

• исключить при продаже госимущества требование об обязательном создании новых рабочих мест;

• в целях повышения объемов грузоперевозок отечественными перевозчиками - субъектами малого и среднего бизнеса - изменить порядок установления Министерством транспорта и коммуникаций Беларуси ограничений на передвижение транспортных средств по дорогам общего пользования в республике: при назначении периода и порядка таких ограничений использовать данные областных дорожных служб о состоянии дорожного полотна и поднять планку дневной температуры наружного воздуха (при достижении которой начинают вводиться ограничения на передвижение грузовых транспортных средств по дорогам общего пользования) до 32° вместо нынешних 25°.

•отменить перекрёстное субсидирование по некоторым видам коммунальных услуг (холодное водоснабжение, газоснабжение). [13]               

Реализация указанных мер увеличит стимулы к занятию производственными  видами бизнеса, поможет активнее вовлечь в хозяйственный оборот неиспользуемое госимущество, снизит издержки предпринимателей на ведение бизнеса. Представители местных органов власти и руководители должны объединить усилия в целях решения имеющихся проблемных вопросов. От предпринимательского сектора ожидается разумный подход к ценообразованию на внутреннем потребительском рынке.

Вместе с тем предпринимательство  не использует все имеющиеся возможности  для более динамичного развития. Следует более активно вкладывать собственные средства, a так же привлекать инвестиции иностранных партнёров в развитие производства и расширение сферы услуг, решать проблемные вопросы, препятствующие развитию бизнеса.

В целом тенденции развития сектора  малого и среднего бизнеса в первом полугодии позволяют рассчитывать на достижение целевых показателей, утверждённых в Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 гг.:

•увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП до 30%;

•увеличение численности занятых в этом секторе до 1,8 млн. чел. [14]

На пути развития малого бизнеса  в Республике Беларусь существует множество  барьеров. Основными из них являются отсутствие стабильности в законодательстве в отношении предпринимателей, большое количество налогов, их высокие ставки и частые изменения в отчетности, предоставляемой в налоговые органы, наличие ценового регулирования на ряд товаров и услуг, высокие арендные ставки

Наше государство планирует  развивать и усовершенствовать  меры, осуществляемые для дальнейшего  развития малого бизнеса. Разработан ряд  программ о поддержке малого бизнеса  в перспективе.

Информация о работе Малое предпринимательство РБ