Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 01:57, контрольная работа

Описание работы

Опыт управления малым бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России. Между тем именно малое предпринимательство создает основу рыночной экономики. Малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
1.Субъекты малого предпринимательства………………………………………..4
1.2. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства………..5
2. Задачи , виды малого предпринимательства ………………………………...10
2.1. Виды малых предприятий…………………………………………………...10
2.2. Значение и задачи малого предприятия…………………………………….11
2.3. Основные критерии принадлежности к малому бизнесу………………….14
3.Проблемы развития малого предпринимательств…………………………....16
Заключение………………………………………………………………………..22
Библиографический список……………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

предпринимательское право.docx

— 46.79 Кб (Скачать файл)

В этой связи  становится очевидным, для малых  предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все  эти системы функционирования предприятия  определяются по их видам.

Бытует  и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его  учредителем. Безусловной связи  здесь нет. Малые предприятия  могут создаваться гражданами, членами  семьи и совместно с другими  лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными  организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться  совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

Если  учредителем малого предприятия  является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое  образование будет именно малым  государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в  аренду кооперативом. Вид созданного предприятия - кооператив. Могут быть и другие варианты.

В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные  так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий  учредительство и вид малых предприятий  совпадают.

 

2.2. Значение и задачи малого предприятия.

 

В современный  период перехода от плановой экономики  к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых  инвестиций и гарантирующие высокую  скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономично решать проблемы реструктуризации экономики, формирование и насыщение рынка  потребительских товаров в условиях дистабилизации экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Малое предпринимательство, оперативно реагирующее на изменение  конъюктуры рынка, придаёт экономике  необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменения потребительского спроса и за счёт этого обеспечивать необходимое  равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад  в формировании конкурентной среды. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального  продукта.

 Развитие  малого и среднего бизнеса  несёт в себе множество перспектив:

- увеличение  числа собственников, а значит, формирование среднего класса  – главного гаранта политической  стабильности в демократическом  обществе;

- рост  доли экономически активного  населения, что увеличивает доходы  граждан и сглаживает диспропорции  в благосостоянии различных социальных  групп;

- создание  новых рабочих мест с относительно  низкими  затратами, особенно  в сфере обслуживания;

- подготовка  кадров за счёт использования  работников с ограниченным формальным  образованием, которые приобретают  свою квалификацию на месте  работы;

- ликвидация  монополии производителей, создания  конкурентной среды;

- улучшение  взаимосвязи между различными секторами экономики.

Необходимо  отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше и «жизненный цикл»  малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных  промышленно развитых странах небольшие  предприятия испытывают целый ряд  характерных трудностей.

Так, малые  фирмы чаще всего проигрывают  крупным в борьбе за кредиты. Банки  отказывают малым фирмам в ссудах, а если и дают то под высокие  проценты, что приводит к росту себестоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из–за недостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом, как в частности изучение спроса на свою продукцию, так и проведение рекламных кампаний. Они чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической среды: если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно терпит крах. Серьезную проблему для малых фирм представляет имитирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет производственное имитирование.

Говоря  о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия - это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру,  конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль  его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга  в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние - поставщиками для больших.

Конкретно роль малого бизнеса проявляется  в том, что его развитие способствует:

- созданию  новых рабочих мест;

- внедрению  новых товаров и услуг;

- удовлетворению  нужд крупных предприятий;

- обеспечению  специализированными товарами и  услугами.

Создание  новых рабочих мест - это важнейший  фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн. человек.

Другая  важнейшая сторона деятельности малых предприятий - это внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого. В США, например, малый бизнес производит более 60 % всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений.

Помимо  того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие  места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности  для реализации продукции крупных  предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза.

Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе. Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять  особые нужды клиентов.

Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую  мобильность в условиях рынка, создает  глубокую специализацию и разветвленную  кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.

 

2.3. Основные  критерии принадлежности к малому  бизнесу.

 

Однозначного  определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом  деятельности и численностью работающих на предприятии. В Российской Федерации  этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. В разных странах  в настоящий момент используются различные критерии при отнесении  организаций к предприятиям малого бизнеса. В Четвертой директиве  Совета Европы выделено четыре основных критерия для признания организаций  в качестве малых предприятий:

1. Котирование  акций на бирже. Акции малого  предприятия не могут котироваться  на бирже. В противном случае  такое предприятие относится  к  крупным вне зависимости  от того, удовлетворяет ли оно  критериям, приведенным ниже.

2. Валюта  баланса не более 2,5 млн евро.

3. Выручка  от реализации не более 5 млн  евро.

4. Среднее  число занятых не более 50 человек.

 Для  отнесения организации к субъектам  малого предпринимательства она  в течение двух следующих друг  за другом отчетных периодов  должна удовлетворять в обязательном  порядке первому критерию и  любым двум из трех последних  критериев. 

 Большинство  стран Европейского союза уже  приняли соответствующие законы, которыми распространили действие  Четвертой директивы на свои территории.

Те же самые критерии установлены в  Великобритании и Австралии. Исключения составляют только Канада и США. В этих странах критерии отнесения к малым предприятиям следующие:

    • Выручка от продаж менее 25 млн долл. США.
    • Предприятие зарегистрировано в США или Канаде.
    • Предприятие не является инвестиционной компанией.
    • Имеется дочернее предприятие, большая часть капитала которого принадлежит материнской компании.

Как видно  из приведенных данных, Россия является единственной из рассматриваемых стран, где отсутствуют стоимостные  критерии отнесения предприятий  к субъектам малого предпринимательства. Отсутствие такого критерия можно считать  пробелом нашего законодательства. В  то же время дифференциация количества работников в зависимости от вида деятельности организации вполне оправдана. Например, выручка от продаж организации  оптовой торговли с пятью работниками  может в несколько десятков и  даже сотен раз превышать оборот организации, оказывающей бытовые  услуги населению, с тем же числом сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы развития малого предпринимательств.

 

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая - это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической  политике государства, вторая - частного, преимущественного организационного характера. Рассмотрим те аспекты экономической  политики, которые выступают причинами  первой группы.

Главная сложность при ее анализе связана  с тем, что изначально не была четко  определена концепция развития рыночных отношений. Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений  возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер.

Особенностью  стихийного рынка является функционирование главным образом в сфере обращения, а не в сфере материального  производства. Данному типу рынка  присуще то, что большие доходы имеет лишь незначительная часть  населения, тогда как большинство  населения – низкую покупательскую способность. В этой ситуации у производителя  нет стимула производить товары, так как они не имеют сбыта. Это ведет к сворачиванию производства.

Есть  и другая особенность - характер рынка напрямую влияет и на характер капиталовложений. При стихийном рынке основу капитала составляют спекулятивные деньги, которые называют «короткими» деньгами. Они «делаются» в короткое время и обладают большой подвижностью. В от-личие от них так называемые «длинные» деньги вкладываются в производст-во на более длительный срок, и отдача от них может быть получена не сразу.

Использование мирового опыта дело нужное, но при  непременном учете собственных  условий и возможностей, что в  большей степени может обеспечивать отечественная наука.

Особенностью  регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные  сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в  воздействии на систему цен, а  в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует  совершенного механизма регулирования  покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а следовательно, и более высокой покупательской способности у большинства населения, что и выступает движущей силой  производства.

Из этого  вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства - снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. В западных странах, при существовании большого разнообразия общественных групп, основная масса населения относится к среднему классу, покупательные возможности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров. Сейчас стало очевидным, что попытка сформировать средний класс в РФ не удалась. У нас складывается ситуация, характерная именно для стихийного рынка, когда большинство населения располагает ограниченным покупательными возможностями. Можно сказать, что сегодня в стране формируются три класса. Первый, который условно можно назвать высшим, включает лиц с доходом более 6000 руб. на человека в месяц, которые составляют 3%. Их запросы не нацелены на товары массового отечественного производства.

Второй  класс представляют состоятельные  граждане с месячным доходом на человека от 5 тыс.руб. до 50 тыс.руб. они составляют 10-15% населения и тяготеют к запросам высшего класса, хотя и не располагают, как первые, безграничными покупательными возможностями.

Информация о работе Малое предпринимательство