Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 01:57, контрольная работа
Опыт управления малым бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России. Между тем именно малое предпринимательство создает основу рыночной экономики. Малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно.
Введение ……………………………………………………………………………3
1.Субъекты малого предпринимательства………………………………………..4
1.2. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства………..5
2. Задачи , виды малого предпринимательства ………………………………...10
2.1. Виды малых предприятий…………………………………………………...10
2.2. Значение и задачи малого предприятия…………………………………….11
2.3. Основные критерии принадлежности к малому бизнесу………………….14
3.Проблемы развития малого предпринимательств…………………………....16
Заключение………………………………………………………………………..22
Библиографический список……………………………………………………...23
В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.
Бытует
и еще одно широко распространенное
заблуждение, будто бы вид малого
предприятия предопределяется тем,
какая организация является его
учредителем. Безусловной связи
здесь нет. Малые предприятия
могут создаваться гражданами, членами
семьи и совместно с другими
лицами, государственными, арендными,
совместными предприятиями, общественными
организациями и т.д. Кроме того,
малые предприятия могут
Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия - кооператив. Могут быть и другие варианты.
В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.
2.2. Значение и задачи малого предприятия.
В современный
период перехода от плановой экономики
к рыночному хозяйству особое
значение приобретает развитие среднего
и мелкого предпринимательства,
малого бизнеса. Именно малые предприятия,
не требующие крупных стартовых
инвестиций и гарантирующие высокую
скорость оборота ресурсов, способны
наиболее быстро и экономично решать
проблемы реструктуризации экономики,
формирование и насыщение рынка
потребительских товаров в
Малое предпринимательство, оперативно реагирующее на изменение конъюктуры рынка, придаёт экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменения потребительского спроса и за счёт этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формировании конкурентной среды. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие
малого и среднего бизнеса
несёт в себе множество
- увеличение
числа собственников, а значит,
формирование среднего класса
– главного гаранта
- рост
доли экономически активного
населения, что увеличивает
- создание
новых рабочих мест с
- подготовка
кадров за счёт использования
работников с ограниченным
- ликвидация монополии производителей, создания конкурентной среды;
- улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей.
Так, малые фирмы чаще всего проигрывают крупным в борьбе за кредиты. Банки отказывают малым фирмам в ссудах, а если и дают то под высокие проценты, что приводит к росту себестоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из–за недостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом, как в частности изучение спроса на свою продукцию, так и проведение рекламных кампаний. Они чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической среды: если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно терпит крах. Серьезную проблему для малых фирм представляет имитирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет производственное имитирование.
Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия - это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние - поставщиками для больших.
Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:
- созданию новых рабочих мест;
- внедрению новых товаров и услуг;
- удовлетворению нужд крупных предприятий;
- обеспечению
специализированными товарами
Создание новых рабочих мест - это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн. человек.
Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий - это внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого. В США, например, малый бизнес производит более 60 % всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений.
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза.
Франшиза,
или лицензия, дает возможность использовать
торговую марку крупной компании
и продавать ее товары или услуги
в определенном регионе. Наконец, многие
малые фирмы возникают и
Таким образом,
малый бизнес обеспечивает необходимую
мобильность в условиях рынка, создает
глубокую специализацию и разветвленную
кооперацию производства, без чего
немыслима его высокая
2.3. Основные
критерии принадлежности к
Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. В разных странах в настоящий момент используются различные критерии при отнесении организаций к предприятиям малого бизнеса. В Четвертой директиве Совета Европы выделено четыре основных критерия для признания организаций в качестве малых предприятий:
1. Котирование
акций на бирже. Акции малого
предприятия не могут
2. Валюта баланса не более 2,5 млн евро.
3. Выручка от реализации не более 5 млн евро.
4. Среднее число занятых не более 50 человек.
Для
отнесения организации к
Большинство
стран Европейского союза уже
приняли соответствующие
Те же самые критерии установлены в Великобритании и Австралии. Исключения составляют только Канада и США. В этих странах критерии отнесения к малым предприятиям следующие:
Как видно из приведенных данных, Россия является единственной из рассматриваемых стран, где отсутствуют стоимостные критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Отсутствие такого критерия можно считать пробелом нашего законодательства. В то же время дифференциация количества работников в зависимости от вида деятельности организации вполне оправдана. Например, выручка от продаж организации оптовой торговли с пятью работниками может в несколько десятков и даже сотен раз превышать оборот организации, оказывающей бытовые услуги населению, с тем же числом сотрудников.
3. Проблемы развития малого предпринимательств.
Можно выделить
две группы причин, сдерживающих развитие
малого предпринимательства. Первая -
это причины общеэкономического
характера, заложенные в экономической
политике государства, вторая - частного,
преимущественного
Главная
сложность при ее анализе связана
с тем, что изначально не была четко
определена концепция развития рыночных
отношений. Мировая практика свидетельствует,
что в развитии рыночных отношений
возможны две тенденции: формирование
регулируемого рынка или
Особенностью
стихийного рынка является функционирование
главным образом в сфере
Есть и другая особенность - характер рынка напрямую влияет и на характер капиталовложений. При стихийном рынке основу капитала составляют спекулятивные деньги, которые называют «короткими» деньгами. Они «делаются» в короткое время и обладают большой подвижностью. В от-личие от них так называемые «длинные» деньги вкладываются в производст-во на более длительный срок, и отдача от них может быть получена не сразу.
Использование
мирового опыта дело нужное, но при
непременном учете собственных
условий и возможностей, что в
большей степени может
Особенностью
регулируемого рынка является, во-первых,
наличие условий для свободного
инвестирования средств в различные
сферы, а смысл государственного
регулирования заключается не в
воздействии на систему цен, а
в формировании оптимальных пропорций.
Во-вторых, такой рынок требует
совершенного механизма регулирования
покупательского спроса, т.е. формирования
повышенного дохода, а следовательно,
и более высокой покупательской
способности у большинства
Из этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства - снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. В западных странах, при существовании большого разнообразия общественных групп, основная масса населения относится к среднему классу, покупательные возможности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров. Сейчас стало очевидным, что попытка сформировать средний класс в РФ не удалась. У нас складывается ситуация, характерная именно для стихийного рынка, когда большинство населения располагает ограниченным покупательными возможностями. Можно сказать, что сегодня в стране формируются три класса. Первый, который условно можно назвать высшим, включает лиц с доходом более 6000 руб. на человека в месяц, которые составляют 3%. Их запросы не нацелены на товары массового отечественного производства.
Второй класс представляют состоятельные граждане с месячным доходом на человека от 5 тыс.руб. до 50 тыс.руб. они составляют 10-15% населения и тяготеют к запросам высшего класса, хотя и не располагают, как первые, безграничными покупательными возможностями.