Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучить малое предпринимательство в Казахстане, ее проблемы и перспективы развития.
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты функционирования малого предпринимательства;
- раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;
- изучить государственную политику в области поддержки предпринимательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………………………....5
1.1 Сущность и понятие малого предпринимательства…………………………...5
1.2 Субъекты предпринимательства……………………………..…………………6
2 ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ……………………….…………9
2.1 Этапы формирования предпринимательства в Республике Казахстан………9
2.2 Факторы, влияющие на развитие предпринимательства………………….…13
3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА………………………………………………….….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……………21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..……..25

Файлы: 1 файл

К.Р. Малое предпринимателство.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Участник товарищества имеет право по своему усмотрению отказаться от участия в совместной деятельности. Убытки участников, вызванные отказом кого-либо из них от участия в товариществе, взыскиваются в полном объеме, если договором простого товарищества не предусмотрено иное.

Исходя из этого, можно сказать, что под малым бизнесом понимается дело; малое предпринимательство; любой вид деятельности на малых организациях в небольших масштабах, приносящий прибыль или другую личную выгоду при торговых операциях, коммерческих сделках, оказании услуг или посредничестве, который осуществляется за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставит главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.

Развитие предпринимательства сталкивается со множеством проблем, в частности это и информационные проблемы, и финансовые, и институциональные, и образовательные, и государственные (бюрократизм, коррупция), но эти проблемы решаемы. Образование предпринимательского класса необходимо для стабильности любого общества, ориентированного на рыночную экономику. Развитое частное предпринимательство требует предоставление предпринимательского шанса каждому, создания равных для всех стартовых возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ТЕНДЕНЦИИ  И ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ

2.1 Этапы формирования  предпринимательства в Республике  Казахстан

 

Формирование отечественного частного предпринимательства в Казахстане началось с первых лет независимости - в период жесточайшего товарного дефицита, гиперинфляции, снижения жизненного уровня населения. Это было время трудных решений. В экономике преобладала государственная собственность. Полностью отсутствовала законодательная база для развития рыночных отношений. Действующие законы носили репрессивный характер по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. И самое страшное – в общественном сознании предпринимателя воспринимали только негативно как спекулянты, эксплуататора, расхитителя общенародного достояния.

Формирование и становления  малого бизнеса в Казахстане проходило  в 4 этапа:

1. Малый бизнес незадолго  до независимости (1986-1990 гг.);

2. Малый бизнес на  ранней стадии перехода к рыночной экономике (1991-1996 гг.);

3. Малый бизнес на  стадии становления рыночных  отношений в Казахстане (1997-2000 гг.);

4. Современная стадия  развития малого бизнеса.

Первые три этапа  связаны с обретением Казахстаном  независимости, становлением рыночных отношений и появлением новых форм собственности в республике. На протяжении данных этапов происходило постепенное формирование нормативно-законодательной и институциональной основы поддержки развития частного предпринимательства (Приложение).

Малый бизнес, как таковой, существовал в Казахстане задолго до появления частной собственности. Первые массовые, легальные виды его проявления приходятся на конец 80-х годов, когда появились кооперативы и молодежные центры. Но малое предпринимательство существовало значительно раньше, хотя его не принято было так называть. Самые распространенные примеры его проявления - это вещевые и колхозные рынки, а также частный извоз. Определенная категория людей на торговых операциях обеспечивала свой доход, причем для многих эти заработки были основными. Все вышеперечисленные виды бизнеса не имели никакого официального прикрытия. В уголовном кодексе, наряду со статьями, карающими за совершение краж и убийств, были статьи, карающие за занятие предпринимательской деятельностью [4, c.56].

Но не взирая на все  существовавшие запреты, спрос в  условиях тотального дефицита давал  мощную подпитку к процветанию различных  форм предпринимательской деятельности, в том числе и подпольного  бизнеса. В то время у бизнеса  было два способа самосохранения. Один из них – покровительство влиятельных людей. Второй способ - это взятки. Естественно, что находиться постоянно под прессом закона было малоприятно, поэтому деловые люди искали различные способы хотя бы какой-то легализации.

И в то время существовали прообразы рыночных структур, которые не были государственными и занимались бизнесом. Это, например, потребительская кооперация, которая имела своих пайщиков и сеть заготовительных контор и кооперативных магазинов. Это были артели по добыче золота и других драгоценных металлов, которые имели относительную свободу для предпринимательства. Свои предприятия имели различные общества инвалидов, например глухих и слепых. К малому бизнесу тех времен можно также отнести и студенческие строительные отряды.

Движение студенческих строительных отрядов курировал  комсомол. Поэтому не удивительно, что  первые массовые прообразы рыночных структур, появившиеся в конце  восьмидесятых годов, были пролоббированы именно комсомолом и возникли в форме  молодежных центров при различных комитетах комсомола, от заводского до ЦК. Практически частично был легализован ранее существовавший теневой бизнес, а частично закладывались основы современного предпринимательства в сфере мелкого, среднего, и крупного бизнеса.

Начиная с начала 90-х годов, момента приобретения Казахстаном суверенитета, государство достаточно часто меняло правила игры, предоставляя налоговые льготы каждый раз разным категориям предпринимателей. В результате происходили постоянные массовые "перетоки" из одной формы малого предпринимательства в другую. Кооперативы перерегистрировались в товарищества с ограниченной ответственностью, а затем в индивидуальные частные предприятия, которые вновь, в связи с изменившейся нормативной базой и налоговыми льготами, становились частными предпринимателями и обществами с ограниченной ответственностью.

К сожалению, следует  констатировать, что и более чем  через десять лет реформ нельзя говорить о достаточно стабильной нормативно-правовой и организационной основе функционирования малого предпринимательства.

В приложении приведена  краткая характеристика основных этапов становления и развития "официального" малого бизнеса в Казахстане, начиная  с 1986 г. и вплоть до 2000 г. включительно.

Первый серьезный скачок предпринимательской активности наблюдался в период с 1991 по 1993 годы. Это можно объяснить развалом экономических связей между крупными предприятиями некогда союзных республик, когда в результате остановки предприятий высвободилось значительное количество рабочей силы. Бόльшая часть из этих людей были вынуждены искать себе применение в сфере частного предпринимательства, зачастую в торговле. Однако, первые предприниматели имели смутное представление о бизнесе, что вкупе с макроэкономическими потрясениями того времени и неподъемными налогами привело к банкротству многих из них. Очевидным свидетельством этому является резкое сокращение числа предприятий малого бизнеса в период с 1994 по 1996 годы.

Новый виток развития предпринимательства совпал с достижением  макроэкономической стабилизации в стране – снижение уровня инфляции, укрепление национальной банковской системы, приватизация ряда крупных предприятий, принятие основополагающего закона, регулирующего предпринимательскую деятельность. Именно в этот период наблюдается значительный рост количества малых предприятий и численности занятых на них.

На протяжении всех этапов несколько раз менялась нормативно-законодательная  база, регулирующая различные аспекты  хозяйственной деятельности малого бизнеса, и соответственно изменялись формы и методы его государственной поддержки.

При этом стоит отметить, что проблемы, препятствующие развитию рассматриваемого сектора экономики, усложнялись по мере развития самого малого бизнеса – от трудностей с доступом к сырью и производственным площадям в 1986 году и до недостаточной развитости объектов рыночной и производственной инфраструктуры в 2000 г.

Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий  практически не меняется в последние  годы. Из общего количества действующих  субъектов малого бизнеса доминирующее положение занимают сферы торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования 40,5% от общего количества, действующих в сфере малого бизнеса с суммарной численностью занятых 163,6 тыс.человек (31% от общей численности занятых в малом бизнесе).

Таким образом, до перехода к рыночным отношениям базовую основу экономики Казахстана составляли крупные  промышленные гиганты; малый бизнес не входил в сферу государственных  интересов. Однако в период трансформации  плановой экономики малое предпринимательство явилось одним из главных инструментов реализации стратегического курса государства.

За годы рыночных реформ предпринимательский сектор занял  заметное место в обществе, таким  образом была достигнута главная  стратегическая цель: возможность заниматься предпринимательством стала реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики, для чего государством созданы необходимые условия.

Современный этап развития малого бизнеса в Казахстане, начиная  с 2001 года, характеризуется внедрением ряда комплексных мер, направленных на упорядочение деятельности в сфере частного предпринимательства, и в том числе малого бизнеса.

За последние шесть  лет количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства (далее  - СМСП) увеличилось более чем на 46% по сравнению с 2007 годом, и по итогам сентября 2012 г. количество зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса составило  2 487 474 единиц. Из них – 1 360 937 юридические лица, 697 062 – индивидуальные предприниматели (ИП) и 429 475 – крестьянские хозяйства.

Структура зарегистрированных СМСП в разрезе организационно-правовых форм показывает, что в 2011 году количество индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) составило 416 тыс. субъектов или 64%, количество юридических лиц  – предприятий малого бизнеса составило 66 тыс. или 26%, количество юридических лиц  – крестьянских (фермерских) хозяйств составило 170 тыс. или 26%.

Выпуск продукции субъектами малого и среднего предпринимательства  за январь-ноябрь 2012 года составил 7422,0 млрд. тенге. Выпуск продукции (товаров и услуг) активными субъектами малого и среднего предпринимательства за 2011 год по сравнению с 2007 годом увеличился на 103,6% и составил 2514 млрд. тенге.

Несмотря на тенденцию  роста объемов выпуска продукции субъектами МСБ, их вклад в ВВП Казахстана не превышает 30%. Не менее важно отметить, что до 2009 года объем выпускаемой продукции МСБ и  его доля в валовом внутреннем продукте страны имела тенденцию к росту. Однако за  2009  год она снизилась. Если в 2008 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП составлял 20%, то в 2009 году он снизился до 15%. Тем не менее, в 2011 году рост  выпускаемой продукции продолжился, в результате чего вклад МСБ в ВВП достиг 20,2%:

Столь умеренный вклад  МСБ в ВВП вызывает настороженность при том, что Правительство Республики проводит активную экономическую политику по обеспечению  диверсификации экономики и устойчивых темпов экономического роста за счет  увеличения роли МСБ. В развитых странах доля продукции малого бизнеса доходит до 50% ВВП и выше.

Отраслевая структура  малого бизнеса характеризуется  преобладанием сферы торговли и  услуг, в то время как промышленность, сельское хозяйство, транспорт и  связь в большинстве случаев  являются уделом крупного бизнеса.

Успешный опыт развитых стран мира в построении конкурентоспособной и диверсифицированной экономики служит наглядным подтверждением того факта, что малый бизнес является одним их ключевых элементов в данном процессе. Состояние и уровень развития сектора малого бизнеса играют важнейшую роль в обеспечении устойчивого экономического роста страны, способствуя решению ряда проблем, таких как безработица, бедность, неразвитая конкуренция, неэффективное использование материальных и нематериальных ресурсов, зависимость внутреннего совокупного спроса от импорта и т.д.

В январе-декабре 2012 года по сравнению с январем-декабрем  предыдущего года, по оперативным данным, выпуск продукции (в сопоставимых ценах) увеличился на 1,9%. При этом, количество активных субъектов и численность занятых в МСП увеличились на 1,3%[20].

Почти по всем регионам Казахстана наблюдается повышение количества активных субъектов МСБ. Данные тенденции  отражают позитивный сдвиг в реальном секторе Казахстана в посткризисные 2011-2012 года. Снижение показателей наблюдалось в Акмолинской области и в Жамбылской области. Наибольшее процентное увеличение показателей деятельности субъектов малого и среднего бизнеса по регионам на 01.01.2012 года наблюдалось по г.Алматы и Атырауской области.

В общем количестве субъектов МСБ доля индивидуальных предпринимателей составила – 63,7%, крестьянских (фермерских) хозяйств – 25,2%, юридических лиц малого предпринимательства – 9,8%, юридических лиц среднего предпринимательства – 1,3%.

Наибольший удельный вес юридических лиц МСБ в структуре всех субъектов МСБ представлен в г.Алматы, г.Астана и Мангистауской области. Если наличие в г.Астана и г.Алмата большого количества юридических лиц – субъектов МСБ обусловлено финансовым развитием двух городов Казахстана, то создавшееся положение дел в Мангистауской области вызвано тем, что в с связи с приходом нефтяных компаний в некоторых районах Мангистауской области почти все населенные пункты получили толчок к экономическому развитию.

Информация о работе Малое предпринимательство