Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:11, реферат
Предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.
От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально -экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.
«МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»
Введение.
Предприятие занимает центральное
место в народнохозяйственном комплексе
любой страны. Это первичное звено
общественного разделения труда. Именно
здесь создается национальный доход.
Предприятие выступает как
От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально -экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.
Принято считать, что оптимальными
являются такие размеры предприятия,
которые обеспечивают наиболее благоприятные
условия для использования
Место и роль малого и среднего предпринимательства в процессе формирования рыночных структур.
Новая концепция управления.
В последнее время в
России созрел достаточно серьезный
вопрос: кто займет место ныне распадающихся
крупных монополистических
Государственные предприятия в России, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Переход к рыночной экономике потребует изменения всей экономической инфраструктуры страны и в пер-вую очередь осуществления ее демонополизации.
Изменения внутренних и внешних
условий хозяйственной
Какие же характеристики необходимы
сегодня успешно развивающемуся
производству? Во-первых, небольшие
подразделения с небольшим
Данные тенденции в развитии организационных структур управления реализуются в двух направлениях:
динамичное развитие малого бизнеса;
появление и развитие командных (бригадных) структур.
Сегодня на всех уровнях управления нужны автономные, самоуправляемые группы работников из разных подразделений компании, способные непосредственно выйти на рынок. В сущности, данные структуры являются логическим следствием тенденций в развитии формирования оргструктуры управления корпораций, прослеживающиеся на протяжении последнего полувека. Командные структуры призваны обеспечить сочетание преимуществ малого бизнеса с программно-целевым управлением в рамках крупной организации. С мелким бизнесом командные структуры прежде всего сближает общность организационной культуры, системы материального и морального стимулирования, ощущение хозяина полученного результата.
Критерии выделения малого бизнеса.
Экономический интерес, энергия
и изобретательность
всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.
Роль малого бизнеса трудно переоценить: эта та форма, в которой легче всего начинать самостоятельный бизнес, а также осуществлять его, если это позволяют критерии малого предприятия. В развитых странах до 80% предприятий – субъекты малого предпринимательства. И хотя большие предприятия, представляя количественное меньшинство дают большую часть ВНП, малый бизнес хорош уже хотя бы потому, что дает многим людям возможность организации своего дела, получения чувства уверенности в завтрашнем дне, а для государства означает сокращение безработицы и социальной нестабильности.
Сложилось ошибочное мнение,
что малое предприятие – это
не просто небольшое по численности
или объему продукции производство,
но и совершенно новая структура,
особый вид предприятия, основанного
на специальной форме
В Западных странах не разработан единый критерий, согласно которому те или предприятия относятся к категории малых предприятий. Существуют интеллектуальные определения. Одно из них довольно распространенное определение, данное в докладе комитета британского парламента по исследованию малых фирм (так называемый комитет Болтона) в 1971 году: «…малой является фирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долю рынка своей продукции, во-вторых, управляется собственниками, в-третьих, независима в смысле, что не является частью более крупного предприятия и собственники – менеджеры свободны от контроля извне при принятии принципиальных решений».
Употребляется также функциональная классификация. По определению международного бюро труда, к малым и средним предприятиям относятся фирмы в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, семейные предприятия, фирмы, использующие надомников, кооперативные, индивидуальные предприятия.
Однако, наиболее распространенным критерием является количество занятых.
В отношении российских малых предприятий продолжает действовать постановление СМ РСФСР №406, по которому установлено два критерия их выделения: количество работающих и объем хозяйственного оборота. Фактически в постановлении сделана попытка классифицировать малые предприятия по количеству занятых с учетом отраслевой принадлежности.
По российскому праву
к малым предприятиям относятся
вновь создаваемые или
1)в уставном капитале
которых доля участия
2)в которых средняя
численность работников за
Таким образом, установлены несколько критериев (численность, структура капитала, виды деятельности), при соответствии которым предприятие может приобрести статус малого.
Создание малого предприятия.
Малые предприятия могут быть созданы в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации. В этих случаях та организация (предприятие), из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем.
В России малые предприятия могут создаваться в любой организационно-правовой форме и почти во всех основных сферах предпринимательства.
Малое предприятие может
быть создано и частным лицом
и предприятием, организацией как
государственной, так и общественной.
Во-первых, оно может быть «одноклеточным»
и более сложным, иметь филиалы,
участки, представительства. Во-вторых,
различаться разнообразием
Для отдельных граждан
преимущества при создании малых
предприятий состоят в
К преимуществу малых предприятий следует отнести и разрешение производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов.Также к преимуществу следует отнести и обеспечение их материально-техническими ресурсами предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых они образованы, а также создание специальных организаций, специализирующихся на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям.
Малый бизнес – основа современной рыночной инфраструктуры.
В России малый бизнес привлекает
к себе внимание только в последнее
время, в связи с переходом
к рыночной экономике, поскольку
предпринимательская
Экономические реформы в
России положили начало интенсивному
возникновению малых
В странах западной экономики
этот процесс начался задолго
до этого. 70-80 годы ознаменовались пристальным
вниманием экономистов к
Например, относительно состояния промышленности Германии можно привести следующие цифры. Доля 10 ведущих концернов в общем промышленном обороте со второй половины 70-х гг. до середины 80-х не возрастала, а по экспорту даже несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция была в США. Согласно официальным данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого производства увеличилась с 18% до 37%.
В общем, в 70-80-е годы сначала
наметилась, а затем еще очевидней
стала проявляться тенденция, при
которой доля крупнейших компаний в
выпуске продукции, инвестициях, обороте
и других показателях многих отраслей
оставалась стабильной или даже несколько
снижалась. Установилось сбалансированное
состояние между мелким и средним
бизнесом. Этот временный период можно
считать звездным часом малого бизнеса,
поскольку для
Большой плюс малых предприятий
состоит в том, что многие из них
оказались более
Активный рост доли малых
предприятий в структуре
Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран. В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на один доллар затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.
Информация о работе Малые предприятия - важные условия развития национальной экономике