Малые предприятия - важные условия развития национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:11, реферат

Описание работы

Предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.
От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально -экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.

Файлы: 1 файл

МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 49.51 Кб (Скачать файл)

«МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ –  ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

Введение.

Предприятие занимает центральное  место в народнохозяйственном комплексе  любой страны. Это первичное звено  общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель  и обеспечивает процесс воспроизводства  на основе самоокупаемости и самостоятельности.

От успеха отдельных предприятий  зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально  -экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.

Принято считать, что оптимальными являются такие размеры предприятия, которые обеспечивают наиболее благоприятные  условия для использования достижений науки и техники при минимальных  издержках производства и при  этом достигается эффективное производство высококачественной продукции.

Место и роль малого и  среднего предпринимательства в  процессе формирования рыночных структур.

Новая концепция управления.

В последнее время в  России созрел достаточно серьезный  вопрос: кто займет место ныне распадающихся  крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так  и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым  только на первый взгляд: заполнить  освободившееся пространство структурами вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А все дело в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечал, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает.

Государственные предприятия  в России, к сожалению, пока не умеют  работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Переход к рыночной экономике  потребует изменения всей экономической  инфраструктуры страны и в пер-вую очередь осуществления ее демонополизации.

Изменения внутренних и внешних  условий хозяйственной деятельности, происходящие в мире в последние  десятилетия  (растущая сложность современного технологического оборудования, необходимость одновременно повышать эффективность и качество работы в сочетании с умением быстро реагировать на запросы рынка и последние достижения в науке и технике, сдвиги в структуре издержек производства и в соотношении факторов конкурентоспособности предприятий) многократно увеличили нагрузку на всю систему управления современным производством. Основываясь на опыте работы американских компаний можно сделать вывод: «Те компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбе за счет экономии на масштабе производства, не столько выигрывают, сколько теряют. И теряют они потребителя и долю рынка».

Какие же характеристики необходимы сегодня успешно развивающемуся производству? Во-первых, небольшие  подразделения с небольшим числом работников, имеющих более высокий, чем прежде, квалификационный и образовательный  уровень. Во-вторых, небольшое число  уровней управленческой иерархии, почти  полное упразднение организационной  пирамиды.

Данные тенденции в  развитии организационных структур управления реализуются в двух направлениях:

динамичное развитие малого бизнеса;

появление и развитие командных (бригадных) структур.

Сегодня на всех уровнях  управления нужны автономные, самоуправляемые  группы работников из разных подразделений  компании, способные непосредственно  выйти на рынок. В сущности, данные структуры являются логическим следствием тенденций в развитии формирования оргструктуры управления корпораций, прослеживающиеся на протяжении последнего полувека. Командные структуры призваны обеспечить сочетание преимуществ малого бизнеса с программно-целевым управлением в рамках крупной организации. С мелким бизнесом командные структуры прежде всего сближает общность организационной культуры, системы материального и морального стимулирования, ощущение хозяина полученного результата.

Критерии выделения малого бизнеса.

Экономический интерес, энергия  и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали  прогрессу во

всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

Роль малого бизнеса трудно переоценить: эта та форма, в которой  легче всего начинать самостоятельный  бизнес, а также осуществлять его, если это позволяют критерии малого предприятия. В развитых странах  до 80% предприятий – субъекты малого предпринимательства. И хотя большие  предприятия, представляя количественное меньшинство дают большую часть ВНП, малый бизнес хорош уже хотя бы потому, что дает многим людям возможность организации своего дела, получения чувства уверенности в завтрашнем дне, а для государства означает сокращение безработицы и социальной нестабильности.

Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие – это  не просто небольшое по численности  или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного  на специальной форме собственности. На самом деле термин «малое предприятие» определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации  хозяйственной деятельности при  этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные  общества, арендные предприятия, кооперативы  – все это предприятия и  они могут быть малыми, если попадают под критерии малых предприятий.

В Западных странах не разработан единый критерий, согласно которому те или предприятия относятся к  категории малых предприятий. Существуют интеллектуальные определения. Одно из них довольно распространенное определение, данное в докладе комитета британского парламента по исследованию малых фирм (так называемый комитет Болтона) в 1971 году: «…малой является фирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долю рынка своей продукции, во-вторых, управляется собственниками, в-третьих, независима в смысле, что не является частью более крупного предприятия и собственники – менеджеры свободны от контроля извне при принятии принципиальных решений».

Употребляется также функциональная классификация. По определению международного бюро труда, к малым и средним  предприятиям относятся фирмы в  обрабатывающей промышленности и сфере  услуг, семейные предприятия, фирмы, использующие надомников, кооперативные, индивидуальные предприятия.

Однако, наиболее распространенным критерием является количество занятых.

В отношении российских малых  предприятий продолжает действовать  постановление СМ РСФСР №406, по которому установлено два критерия их выделения: количество работающих и объем хозяйственного оборота. Фактически в постановлении сделана попытка классифицировать малые предприятия по количеству занятых с учетом отраслевой принадлежности.

По российскому праву  к малым предприятиям относятся  вновь создаваемые или действующие  предприятия, коммерческие организации (юридические лица):

1)в уставном капитале  которых доля участия Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  фондов не превышает 25%, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

2)в которых средняя  численность работников за отчетный  период не превышает: в строительстве,  на транспорте – 100 человек,  в сельском хозяйстве и в  научно-технической сфере – 60, в оптовой торговле – 50, в  розничной торговле и бытовом  обслуживании населения – 30, в  остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности –  50 человек.

Таким образом, установлены  несколько критериев (численность, структура капитала, виды деятельности), при соответствии которым предприятие  может приобрести статус малого.

Создание малого предприятия.

Малые предприятия могут  быть созданы в результате выделения  из состава действующего предприятия, объединения, организации. В этих случаях  та организация (предприятие), из которого выделилось малое предприятие, выступает  его учредителем.

В России малые предприятия  могут создаваться в любой  организационно-правовой форме и  почти во всех основных сферах предпринимательства.

Малое предприятие может  быть создано и частным лицом  и предприятием, организацией как  государственной, так и общественной. Во-первых, оно может быть «одноклеточным»  и более сложным, иметь филиалы, участки, представительства. Во-вторых, различаться разнообразием целей, ради которых может быть создано  предприятие: художественных и подсобных  промыслов, оказание всевозможных услуг  населению, запуске практически любой деятельности, не запрещенной законом. В-третьих,  привлекает относительно простая процедура учреждения и регистрации

Для отдельных граждан  преимущества при создании малых  предприятий состоят в получении  всех тех прав в сфере хозяйственной  деятельности, которыми обладает любое  предприятие – юридическое лицо. Создав предприятие – юридическое  лицо, гражданин (или группа граждан) отделяет от своего личного имущества  то имущество, которым предприятие  будет отвечать по своим обязательствам. Имущество учредителя и имущество  предприятия разделены. При этом созданное предприятие будет  пользоваться той поддержкой государства, которая предусмотрена для малых  предприятий.

К преимуществу малых предприятий  следует отнести и разрешение производить ускоренную амортизацию  активной части производственных фондов.Также к преимуществу следует отнести и обеспечение их материально-техническими ресурсами предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых они образованы, а также создание специальных организаций, специализирующихся на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям.

Малый бизнес – основа современной  рыночной инфраструктуры.

В России малый бизнес привлекает к себе внимание только в последнее  время, в связи с переходом  к рыночной экономике, поскольку  предпринимательская деятельность возможна в условиях рыночной и невозможна в административной системе.

Экономические реформы в  России положили начало интенсивному возникновению малых предприятий.

В странах западной экономики  этот процесс начался задолго  до этого. 70-80 годы ознаменовались пристальным  вниманием экономистов к проблемам  развития малого бизнеса. В это время  обозначилась тенденция к увеличению числа малых предприятий. Поэтому  правомерно утверждать, что в эти  годы одновременно с укреплением  позиций верхушки монополистического капитала в экономике Запада наметился  процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства.

Например, относительно состояния  промышленности Германии можно привести следующие цифры. Доля 10 ведущих  концернов в общем промышленном обороте со второй половины 70-х гг. до середины 80-х не возрастала, а  по экспорту даже несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция  была в США. Согласно официальным  данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого производства увеличилась с 18% до 37%.

В общем, в 70-80-е годы сначала  наметилась, а затем еще очевидней  стала проявляться тенденция, при  которой доля крупнейших компаний в  выпуске продукции, инвестициях, обороте  и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько  снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним  бизнесом. Этот временный период можно  считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства  все более важной становится быстрая  гибкая инновационная адаптация  внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды.

Большой плюс малых предприятий  состоит в том, что многие из них  оказались более приспособленными, чем крупные компании к условиям развития в кризисные периоды  для экономик Запада. Крупные фирмы  не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания  или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических  стран помощь мелкому бизнесу  занимает особое место. Мировая практика убеждает: прорыв к рынку может  быть осуществлен прежде всего через активное развитие малого бизнеса. Он является сегодня становым хребтом экономики развитых стран.

Активный рост доли малых  предприятий в структуре экономики  западных стран начал происходить  с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для  сравнения можно взять, например, США, где в малом производстве занято 53% всего населения, Японию –  с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных  предприятиях трудится примерно половина работающего населения. В Индии  число малых предприятий превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Малый бизнес только в США дает почти половину прироста национального продукта и  две трети прироста новых рабочих  мест.

Только эти цифры говорят  об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран. В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на один доллар затрат они внедряют в 17 раз  больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые  дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия  и независимые изобретатели.

Информация о работе Малые предприятия - важные условия развития национальной экономике