Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:11, реферат
Предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.
От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально -экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.
В то же время на малых
предприятиях отмечается более высокая
эффективность труда, малые фирмы
с меньшими затратами удовлетворяют
потребности в дефицитных видах
товаров и услуг на основе разработки
местных источников (сырья) и обеспечивают
при этом большую занятость. Они
увеличивают размеры
Таким образом, можно сделать вывод, что малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Обобщая, можно назвать следующие основные преимущества, характерные черты, присущие малому бизнесу:
Возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок. Малый бизнес идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
Поддержание занятости и создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна для России; процесс приватизации уберет балласт с предприятий и мелкий бизнес мог бы сыграть роль амортизатора, вобрав в себя свободную рабочую силу.
Выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям на основе субкооператоров.
Небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
Экономическая эффективность производства в малых предприятиях.
Инновационный характер малых предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР.
Эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.
Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства.
Наивно предполагать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики. Он может быть лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования, консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, это торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса в России.
Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований именно малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 млн. малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировалось, а значит, фактически не используется его потенциал.
Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, сдерживающих сегодня развитие малого предпринимательства.
Первый фундаментальный недостаток – это сверхвысокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства, независимо от их народохозяйственной значимости.
Второй фундаментальный
недостаток реформы связан с логикой
развертывания преобразований. Основное
противоречие сегодняшней политики
– попытка обеспечить переход
к рынку административно-
Третий недостаток реформы – практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существуют три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд.руб.) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предприятия гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень – 10 тыс.руб. Выступать инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.
Четвертый фундаментальный
недостаток – отсутствие системы
государственной и общественной
поддержки малого бизнеса. С большим
запозданием создан государственный
орган, призванный содействовать становлению
и развитию малого бизнеса – Комитет
поддержки малых предприятий
и предпринимательства при
Местные власти отнюдь не обеспокоены
тем, чтобы снизить уровень
Очень часто малые предприятия
создаются на базе старых государственных
предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных
кафе преобразовано вместо государственных
предприятий общепита. В итоге, количество
кафе не увеличилось, а цены поднялись
достаточно высоко. Такая форма кооперации
приводит не к ослаблению государственной
монополии, а к новым формам его
проявления. Государственные научно-
Сложившаяся экономическая
обстановка подрывает стимулы к
предпринимательской
Опыт других стран.
Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в России.
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок в год.
В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации –поддержка малого бизнеса на государственном уровне.
В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.
Стимулирующим фактором в
развитии малого бизнеса является налоговая
политика государства. Суть налоговой
политики заключается в поэтапном
уменьшении предельных ставок налогов
и снижении прогрессивности
Государственная поддержка
малого предпринимательства
1) Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства.
2) Создание льготных условий
использования субъектами
3) Установление упрощенного
порядка регистрации малых
4) Поддержка внешнеэкономической
деятельности субъектов малого
предпринимательства, включая
5) Организация подготовки,
переподготовки и повышения
Государственная поддержка малого бизнеса. Фонды поодержки малого предпринимательства – основные направления деятельности.
Государственная поддержка
малого предпринимательства
Одним из наиболее важных направлений
государственной поддержки
Бизнесу нужен приток средств.
Крупным предприятиям – с именем,
авторитетом, банк всегда пойдет навстречу.
А малому, особенно начинающему, как
я уже говорила выше, вряд ли на обычных
условиях дадут кредит. Поэтому законом
Российской Федерации №88 – ФЗ «О
государственной поддержке
Кроме льготной кредитной
политики применяется и льготное
налогообложение. Законами Российской
Федерации устанавливаются
Например, закон №222 – ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 года, вводит понятие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий, а также устанавливает размер и основной порядок исчисления единого налога. В дополнение приняты дополнения и изменения к нормативным документам. Важнейшие из них – акты Госналогслужбы по переходу на упрощенную систему, получению патента, уплате единого налога, а также Приказ Минфина, устанавливающий форму учета.
Большую роль в государственной поддержке малого бизнеса должны сыграть фонды, государственные и муниципальные, поддержке малого предпринимательства, основными направлениями деятельности которых являются:
-содействие в формировании
рыночных отношений путем
-участие в разработке,
проведении экспертизы и
-участие в форсировании
работ по созданию
Информация о работе Малые предприятия - важные условия развития национальной экономике