Малые предприятия - важные условия развития национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:11, реферат

Описание работы

Предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.
От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально -экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.

Файлы: 1 файл

МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 49.51 Кб (Скачать файл)

В то же время на малых  предприятиях отмечается более высокая  эффективность труда, малые фирмы  с меньшими затратами удовлетворяют  потребности в дефицитных видах  товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивают при этом большую занятость. Они  увеличивают размеры поступлений  в муниципальные бюджеты, стимулируют  НТП, выполняют другие важные для  хозяйства функции

Таким образом, можно сделать  вывод, что малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой  своей сути является типично рыночным и составляет основу современной  рыночной инфраструктуры. Обобщая, можно  назвать следующие основные преимущества, характерные черты, присущие малому бизнесу:

Возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению  с крупными корпорациями в малом  бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений, это дает возможность  быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том  числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок. Малый бизнес идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик  местного рынка.

Поддержание занятости и  создание новых рабочих мест. Эта  проблема чрезвычайно актуальна  для России; процесс приватизации уберет балласт с предприятий и мелкий бизнес мог бы сыграть роль амортизатора, вобрав в себя свободную рабочую силу.

Выполнение вспомогательных  функций по отношению к крупным  производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая  его фазы малым предприятиям на основе субкооператоров.

Небольшой первоначальный объем  инвестиций. У малых предприятий  меньшие сроки строительства; небольшие  размеры, им быстрее и дешевле  перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать  оптимального сочетания машинного  и ручного труда.

Экономическая эффективность  производства в малых предприятиях.

Инновационный характер малых  предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса  в развертывании НТР.

Эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной  частью реформирования экономики России.

Государственное регулирование  малого и среднего предпринимательства.

Наивно предполагать, что  для страны таких масштабов как  Россия малый бизнес может стать  основой экономики. Он может быть лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных  промышленных предприятий. Поэтому  для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в  которых предприятия малого бизнеса  играют решающую роль. Во-первых, это  вся сфера услуг, в том числе  технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин  и оборудования, консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, это торгово-закупочные операции, а  также посредническая деятельность.

Факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса в России.

Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что  больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований именно малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 млн. малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировалось, а значит, фактически не используется его потенциал.

Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, сдерживающих сегодня развитие малого предпринимательства.

Первый фундаментальный  недостаток – это сверхвысокие налоговые  ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства, независимо от их народохозяйственной значимости.

Второй фундаментальный  недостаток реформы связан с логикой  развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики – попытка обеспечить переход  к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы – интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики  требует движения «снизу вверх» –  от интереса предпринимателя к централизованному  созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, биржы и т.д.), обслуживающей и реализующей этот интерес.

Третий недостаток реформы  – практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существуют три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные  сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд.руб.) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предприятия гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень – 10 тыс.руб. Выступать инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

Четвертый фундаментальный  недостаток – отсутствие системы  государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим  запозданием создан государственный  орган, призванный содействовать становлению  и развитию малого бизнеса – Комитет  поддержки малых предприятий  и предпринимательства при Госкомимуществе  РФ. Статус этого комитета, его подчиненность  одному из российских министерств, скудность  его финансовых ресурсов свидетельствует  о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая  неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность  поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается  не на малый бизнес, но и на средний и крупный бизнес. Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом и притом за весьма продолжительное время.

Местные власти отнюдь не обеспокоены  тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные  бюджеты. Власти не желают связывать  перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в  развитии наукоемких производств, т.к. они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве  района.

Очень часто малые предприятия  создаются на базе старых государственных  предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных  кафе преобразовано вместо государственных  предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись  достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной  монополии, а к новым формам его  проявления. Государственные научно-исследовательские  и проектные учреждения  - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственное предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.

Сложившаяся экономическая  обстановка подрывает стимулы к  предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической  ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная  поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических  реформ могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к  развитию рыночной экономики в целом. Поэтому необходимо дать свободу  для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую  насыщенность рынка, тенденцию к  устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным  монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество и процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Опыт других стран.

Но чтобы избежать как  можно больше ошибок, которые неизбежны  при образовании нового течения  в экономике России, сначала следует  поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и  понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства  в России.  

Во всех зарубежных странах  с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная  поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок в  год.

В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация  по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения  по 30-40 человек. Цель Администрации  –поддержка малого бизнеса на государственном уровне.

В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства  развиваться не могут.

Стимулирующим фактором в  развитии малого бизнеса является налоговая  политика государства. Суть налоговой  политики заключается в поэтапном  уменьшении предельных ставок налогов  и снижении прогрессивности налогообложения  при достаточно узкой налоговой  базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов  налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс.долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс.долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс.долларов. Сверх этой суммы действует максимальная ставка – 34%.

Государственная поддержка  малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

1) Формирование инфраструктуры  поддержки и развития малого  предпринимательства.

2) Создание льготных условий  использования субъектами малого  предпринимательства государственных  финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, а  также научно-технических разработок  и технологий.

3) Установление упрощенного  порядка регистрации малых предприятий,  лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления  государственной статистической  и бухгалтерской отчетности.

4) Поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  предпринимательства, включая содействие  развитию их торговых, научно-технических,  производственных связей с зарубежными  странами.

5) Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации  кадров для малых предприятий.

Государственная поддержка  малого бизнеса. Фонды поодержки малого предпринимательства – основные направления деятельности.

Государственная поддержка  малого предпринимательства заключается, по сути, в принятии нормативных  документов, которыми регулируется деятельность малых предприятий.

Одним из наиболее важных направлений  государственной поддержки является льготное кредитование.

Бизнесу нужен приток средств. Крупным предприятиям – с именем, авторитетом, банк всегда пойдет навстречу. А малому, особенно начинающему, как  я уже говорила выше, вряд ли на обычных  условиях дадут кредит. Поэтому законом  Российской Федерации №88 – ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 года предусмотрено  льготное кредитование и страхование  субъектов малого предпринимательства  с компенсацией соответствующей  разницы кредитным и страховым  компаниям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.

Кроме льготной кредитной  политики применяется и льготное налогообложение. Законами Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных  и страховых организаций.

Например, закон №222 –  ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства», принятый Государственной Думой  8 декабря 1995 года, вводит понятие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий, а также устанавливает размер и основной порядок исчисления единого налога. В дополнение приняты дополнения и изменения к нормативным документам. Важнейшие из них – акты Госналогслужбы по переходу на упрощенную систему, получению патента, уплате единого налога, а также Приказ Минфина, устанавливающий форму учета.

Большую роль в государственной  поддержке малого бизнеса должны сыграть фонды, государственные  и муниципальные, поддержке малого предпринимательства, основными направлениями деятельности которых являются:

-содействие в формировании  рыночных отношений путем привлечения  и эффективного использования  финансовых ресурсов для реализации  целевых программ, проектов, мероприятий  в области малого предпринимательства;

-участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном  отборе проектов в области  малого предпринимательства, развитие  конкуренции, насыщение товарного  рынка, создание новых рабочих  мест;

-участие в форсировании  работ по созданию инфраструктуры  рынка;

Информация о работе Малые предприятия - важные условия развития национальной экономике