Малые предприятия - важные условия развития национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:11, реферат

Описание работы

Предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.
От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально -экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.

Файлы: 1 файл

МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 49.51 Кб (Скачать файл)

Но дело не только в этом. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Именно за счет малых предприятий  можно преобразовать социально-экономическую  структуру общества, осуществить  плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм , создать среду для конкуренции и развития рыночных отношений.

Всплеск появления малых  предприятий в России приходится на 1994 год. Но буквально через несколько  месяцев повышение цен и ужесточение  налоговой политики резко сократили  их прирост. Деловая активность замерла. Начался процесс выживания. Естественно, что в таких условиях малое  предпринимательство не может реализовать  те функции, которые присущи малому бизнесу в других странах, и, следовательно, выполнить свою задачу – формировать  полноценный рынок товаров и  услуг.

Достаточно сказать, что  процесс образования малых предприятий  в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 году, фактически прекратился. По данным Лиги кооператоров и предпринимателей РФ, «за 1992 год в России практически не возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере». Для сравнения, в развитой рыночной экономике процесс образования новых фирм идет нарастающим потоком. Если в США в 1970 году возникло 264 тыс. новых предприятий, то в 1980 – 532 тыс., а в 1988 году – 682 тыс. Всего же, по оценке, в американской экономике в 1992 году действовало около 18 млн.деловых предприятий прежде всего в малом бизнесе.

Мелкие фирмы действуют  в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых  предприятий сопровождается в то же время разорением многих из них. Среднее время жизни малого предприятия  где-то 6 лет. В большинстве случаев (около 90%) фирмы разоряются не из-за нехватки капитала или неэффективной  технологии, а из-за отсутствия управленческих знаний.

В США регулярно проводятся опросы, где главными причинами неудач чаще всего называются:

некомпетентность, несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант), нехватка опыта  в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении;

незначительные объемы продаж;

конкуренция;

слишком большие эксплуатационные расходы.

Однако, чаще всего компании умирают от нерешенных управленческих проблем, нежели от нехватки капитала или инвестиций. Том Нели, которому удалось участвовать в становлении многих компаний, говорит: «причиной банкротства является потеря контроля за состоянием дел и не отвечающая потребностям производства система управления».

Но все же несмотря ни на что, количество вновь создаваемых  фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие  обанкрочивается не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

Отсюда можно говорить о трех моделях развития малого предпринимательства:

консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;

медленное расширение деловой  активности;

быстрое развитие малых предприятий  и превращение в средние, а  затем в крупные компании.

По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии, 55% не планируют расширения, 35% - разрабатывают  планы медленного устойчивого роста  и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или  вступления на новые рынки, что говорит  о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих  владельцев.

Развитие мелкого предпринимательства  в России предполагает более внушительный процент разорившихся предприятий, чем в странах с развитой управленческой инфраструктурой. Малые предприятия  объективно, по своей природе находятся  в худших конкурентных условиях на рынке по сравнению с крупным  бизнесом. У них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой  продукции, более низкий уровень  научно-технической оснащенности, организации, квалификации кадров, сложнее обстоит  дело с информационным обеспечением, им нередко не хватает средств для проведения маркетинга. Все это ставит малые предприятия в невыгодное положение на рынке. Поэтому создание развернутой и всесторонней системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса – важнейшее условие его развития.

Малые предприятия стали  своеобразным индикатором общего состояния  дел в экономике. Небольшие предприятия  наиболее чутко реагируют на изменения  хозяйственной конъюнктуры, падение  или повышение нормы прибыли  в отраслях экономики.

Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых  фирмах, но и возможности, которые  открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.

Эффекты масштаба.

Не так давно было замечено, что, начиная с определенного  момента, все большие и большие  размеры предприятия означают повышение  средних общих издержек. Экономисты определили это как положительный  и отрицательный эффект роста  масштабов производства или «эффект  масштаба».

Основная причина отрицательной  стороны «эффекта масштаба» связана  с определенными управленческими  трудностями, возникающими при попытке  эффективно контролировать и координировать деятельность компании, превратившейся в крупномасштабное производство. Еще  Питерс и Уотермен отмечали, что, по их наблюдениям, организации с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и не реагируют на возникающие проблемы. В результате страдает эффективность и растут средние издержки производства.

Некоторые американские корпорации («Дюпон», «Дженерал моторс») еще  в 20-е годы осуществили децентрализацию  управления путем создания так называемых дивизионных структур. Впоследствии этот подход заимствовали многие крупные  фирмы. А в 70-е и 80-е годы он стал доминирующим. Сущность подобного подхода  в выделении отделений, имеющих  определенную узко отраслевую или продуктовую специализацию. Американские специалисты считают, что каждая из крупнейших компаний США может быть разделена на небольшие производственные и непроизводственные единицы, на самостоятельные бригады рабочих и инженеров или на команды специалистов, в идеале с числом занятых от 15 до 20 человек.

Таким образом, можно сделать  вывод, что положительные и отрицательные  эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру  отрасли. Это нужно учитывать  экономическими и государственными структурами при формировании концепции  управления малым бизнесом. Однако, это не говорит о предпочтении крупного или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае, если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешного функционирования.

Роль малого бизнеса  в освоении технологических нововведений.

Мелкие и средние предприятия  играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских  и научно-производственных разработках. О том, что малые предприятия  способны в больших масштабах  обеспечивать незанятые трудовые ресурсы  говорит то, что в США  в малых фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий малого производства.

Несмотря на то что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего 20-летия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.

Все малые предприятия  довольно быстро реагируют на внешние  условия, видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени.

Доля технологических  нововведений в США и Германии в 80-х гг.в %.

 

 Мелкие фирмы

 Средние фирмы

 Крупные фирмы

 США

35%

15%

50%

 Германия

26%

11%

63%


 

        Наиболее значительную активность  в области нововведений проявляют  венчурные фирмы. Они успешно  конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Малые фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований.  К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство, поэтому значение разработок, проводимых малыми предприятиями, достаточно важно прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом. 

Отношение нововведений к  затратам на научные исследования и  разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем у крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

Специализация и  кооперация малых предприятий.

Развитие специализации  и кооперации вовлекает мелких и  средних предпринимателей в сферу  влияния крупных объединений. Крупные  предприятия привлекают узкоспециализированные малые фирмы, производящие для них  отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности группируются обычно по несколько десятков тысяч  малых предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью  монополий. Для хозяев монополистических  объединений также мелкие субподрядчики  удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Иногда малые предприятия  осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма «SAAB», являющаяся одной  из крупнейших фирм по производству авиационных  двигателей, имеет около 4500 фирм, которые  делают различные детали.

Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные  рынки сбыта. В основном это скоропортящиеся  продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и пр.

В последние десятилетия  во многих странах усилилась тенденция  к объединению малых предприятий  на основе специализации и кооперации производства в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого, технического и технологического уровня и довольно успешно конкурируют на рынках с  крупными компаниями и монополиями.

Важность малых предприятий  еще в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они  вынуждены постоянно развиваться  и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы  прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров  и т.д.) крупными промышленными предприятиями  вызывают потребность в соответствующих  промышленных услугах по ремонту  и обслуживанию, которые часто  осуществляют малые предприятия, т.к. монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много  усилий в этом направлении или  создавать разветвленную сеть маленьких  филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в  основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Деятельность малых предприятий  в менее развитых районах западноевропейских стран – это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

Наконец, развитие малого предпринимательства  необходимо только потому, что они  дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса. Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства.

Информация о работе Малые предприятия - важные условия развития национальной экономике