Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:11, реферат
Предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.
От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально -экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.
Но дело не только в этом.
Малое предпринимательство, оперативно
реагируя на изменения конъюнктуры
рынка, придает рыночной экономике
необходимую гибкость. Существенный
вклад вносит малый бизнес в формирование
конкурентной среды, что для
Всплеск появления малых
предприятий в России приходится
на 1994 год. Но буквально через несколько
месяцев повышение цен и
Достаточно сказать, что
процесс образования малых
Мелкие фирмы действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий сопровождается в то же время разорением многих из них. Среднее время жизни малого предприятия где-то 6 лет. В большинстве случаев (около 90%) фирмы разоряются не из-за нехватки капитала или неэффективной технологии, а из-за отсутствия управленческих знаний.
В США регулярно проводятся опросы, где главными причинами неудач чаще всего называются:
некомпетентность, несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант), нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении;
незначительные объемы продаж;
конкуренция;
слишком большие эксплуатационные расходы.
Однако, чаще всего компании умирают от нерешенных управленческих проблем, нежели от нехватки капитала или инвестиций. Том Нели, которому удалось участвовать в становлении многих компаний, говорит: «причиной банкротства является потеря контроля за состоянием дел и не отвечающая потребностям производства система управления».
Но все же несмотря ни
на что, количество вновь создаваемых
фирм превосходит число
Отсюда можно говорить о трех моделях развития малого предпринимательства:
консервация масштабов деятельности
с последующим сохранением
медленное расширение деловой активности;
быстрое развитие малых предприятий и превращение в средние, а затем в крупные компании.
По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии, 55% не планируют расширения, 35% - разрабатывают планы медленного устойчивого роста и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.
Развитие мелкого
Малые предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменения хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики.
Предприниматели все чаще
осознают необходимость использовать
не только преимущества специализации,
особую атмосферу творчества и заинтересованности,
традиционно царящую в малых
фирмах, но и возможности, которые
открываются при
Эффекты масштаба.
Не так давно было замечено, что, начиная с определенного момента, все большие и большие размеры предприятия означают повышение средних общих издержек. Экономисты определили это как положительный и отрицательный эффект роста масштабов производства или «эффект масштаба».
Основная причина
Некоторые американские корпорации («Дюпон», «Дженерал моторс») еще в 20-е годы осуществили децентрализацию управления путем создания так называемых дивизионных структур. Впоследствии этот подход заимствовали многие крупные фирмы. А в 70-е и 80-е годы он стал доминирующим. Сущность подобного подхода в выделении отделений, имеющих определенную узко отраслевую или продуктовую специализацию. Американские специалисты считают, что каждая из крупнейших компаний США может быть разделена на небольшие производственные и непроизводственные единицы, на самостоятельные бригады рабочих и инженеров или на команды специалистов, в идеале с числом занятых от 15 до 20 человек.
Таким образом, можно сделать
вывод, что положительные и
Роль малого бизнеса в освоении технологических нововведений.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в малых фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий малого производства.
Несмотря на то что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего 20-летия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.
Все малые предприятия довольно быстро реагируют на внешние условия, видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени.
Доля технологических нововведений в США и Германии в 80-х гг.в %.
Мелкие фирмы |
Средние фирмы |
Крупные фирмы | |
США |
35% |
15% |
50% |
Германия |
26% |
11% |
63% |
Наиболее значительную
Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем у крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.
Специализация и кооперация малых предприятий.
Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные малые фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности группируются обычно по несколько десятков тысяч малых предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма «SAAB», являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей, имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали.
Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и пр.
В последние десятилетия
во многих странах усилилась тенденция
к объединению малых
Важность малых предприятий
еще в том, что ведя ожесточенную
конкурентную борьбу за выживание, они
вынуждены постоянно
Массовый выпуск промышленных
изделий длительного
Деятельность малых
Наконец, развитие малого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса. Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства.
Информация о работе Малые предприятия - важные условия развития национальной экономике