Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности, проблемы их становления и развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие понятия малого предприятия;
- рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям;
- изучение характерных особенностей малых предприятий;

Содержание работы

Введение……………………………………………………….
3
Глава I. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности

Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности…………………………………………...

5
1.2. Характерные особенности малых предприятий………..
7
1.3. Организационно-правовые формы предприятия………
8
1.4. Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………………………………………..

12
Глава II. Проблемы становления и развития малых предприятий в России

2.1. Исторические аспекты становления малого предпринимательства в России……………………………………..

15
2.2. Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления………………………

20
Заключение…………………………………………………….
28
Список использованной литературы………………………...
29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Сибирский государственный медицинский  университет

Федерального агентства по здравоохранению  и социальному развитию»

 

 

 

            

                                                  КАФЕДРА____________________________________

______________________________________________

                                                                       ПРЕДМЕТ____________________________________

____________________________________________

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

Тема: Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности, проблемы их становления и развития в России

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка_____курса ЗФЭУЗ

Группы___________________

Ф.И.О.____________________

__________________________

Проверил_________________

__________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2012

 

Содержание.

 

Введение……………………………………………………….

3

Глава I. Малые предприятия как  форма предпринимательской деятельности

 
  • Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности…………………………………………...

 

5

1.2. Характерные особенности малых предприятий………..

7

1.3. Организационно-правовые формы предприятия………

8

1.4. Преимущества и недостатки  малого предпринимательства………………………………………………..

 

12

Глава II. Проблемы становления и  развития малых предприятий в  России

 

2.1. Исторические аспекты становления  малого предпринимательства в  России……………………………………..

 

15

2.2. Проблемы малого предпринимательства  в современной России и пути их преодоления………………………

 

20

Заключение…………………………………………………….

28

Список использованной литературы………………………...

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В современной России на протяжении последних лет становление малого предпринимательства проходит на фоне серьезных социально-политических преобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь общества.

Сегодня каждый гражданин России в  той или иной степени столкнулся с феноменом малого предпринимательства. Этому экономическому явлению даются различные, порой полярные оценки. Однако отрицать реальную многогранную значимость малого предпринимательства для решения социально-экономических проблем никто не станет. Вместе с тем, пройдя определенный путь развития, малое предпринимательство в России не стало еще конкурентоспособным сектором экономики. Эта проблема остается насущной на обозримое будущее и все усилия, направленные на поддержание малого предпринимательства, должны исходить из этой прерогативы.

Становление и развитие малого предпринимательства  в России является одной из основных проблем экономики. Малое предпринимательство в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 — 70 процентов ВНП.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой  национальной экономике высокоразвитого  и эффективного малого предпринимательского сектора.

Хозяйственная практика в малом  бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

Разработке проблем становления  и функционирования малых предпринимательских  структур посвящены исследования отечественных  и зарубежных экономистов.

Разработка нового законопроекта  в области малого предпринимательства и его государственной поддержки, а также его вступление в силу с января 2008 года подтверждают актуальность поставленной темы исследования.

Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской  деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.

Поставленная цель предполагает решение  следующих задач:

- раскрытие понятия малого предприятия;

- рассмотрение критериев отнесения  хозяйствующих субъектов к малым  предприятиям;

- изучение характерных особенностей  малых предприятий;

- анализ проблем становления  малого предпринимательства в  России;

- поиск методов дальнейшего  совершенствования мер государственной  поддержки малого предпринимательства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности.

  • Критерии определения малых предприятий

 

 Изучая вопросы малого предпринимательства в РФ, необходимо обратиться к самому понятию малого предпринимательства. Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

Общее число показателей по данным Мирового банка, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, составляет свыше пятидесяти показателей. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:

- средняя численность занятых  на предприятии работников;

- ежегодный оборот, полученный предприятием (как правило, за один год);

- величина активов.

Практически во всех развитых странах  первым критерием отнесения предприятий  к субъектам малого предпринимательства  является численность работающих человек.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.

В соответствии с действующим в  настоящее время Федеральным  законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

-  в промышленности —100 человек;

- в строительстве — 100 человек;

- на транспорте — 100 человек;

- в сельском хозяйстве — 60 человек;

- в научно-технической сфере  — 60 человек;

- в оптовой торговле — 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения — 30 человек;

- в остальных отраслях и при  осуществлении других видов деятельности — 50 человек.[2]

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность  работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в  том числе работающих по договорам  гражданско-правового характера  и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Федеральный закон Российской Федерации  «О развитии малого и среднего предпринимательства  в российской федерации» в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, , вносит изменения в критерии отнесения субъекта хозяйственной деятельности к малому предприятию:

- для юридических лиц — суммарная  доля участия Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 процентов;

- средняя численность работников  за предшествующий календарный  год не должна превышать следующие  предельные значения средней  численности работников для каждой  категории субъектов малого и  среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для  малых предприятий; среди малых  предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

- выручка от реализации товаров  (работ, услуг) без учета налога  на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства[3].

Таким образом, численность малых  предприятий ограничивается числом сотрудников равным 100 вне зависимости  от сферы деятельности организации, численность микропредприятий не должна превышать 15 человек. Данный закон также вводит ограничения на выручку организации и балансовую стоимость активов.

Таким образом, при определении  размеров организаций и отнесении  их к субъектам малого предпринимательства  все большее внимание уделяется  финансовому состоянию организации, а не численности персонала.

 

 

1.2 Характерные особенности  малых предприятий

 

Помимо критериев, обозначенных в  Федеральном законе Российской Федерации  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, существуют характерные особенности данной группы организаций (малых предприятий).

Малое предпринимательство — это  совокупность независимых мелких и  средних предприятий,  выступающих  как  экономические  субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и  занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение. Для малого и среднего предприятия характерно:

- юридическая независимость;

- управление предприятием собственником  капитала или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода;

- небольшие размеры по основным  показателям деятельности субъекта  хозяйствования: уставный капитал,  величина активов, объем оборота  (прибыли, дохода); численность персонала.

Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим:

- высокая степень централизации  и персонализации управления. Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;

- отсутствие системы стратегического  управления. Руководитель предприятия занят решением задач текущего оперативного управления и не в состоянии заниматься средне- и долгосрочными планами развития предприятия;

- высокая зависимость от внешней  среды: банков, крупных предприятий,  государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;

- дефицит финансовых ресурсов  — как собственных, так и  заемных.

Вместе с тем малому бизнесу  присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.[6]

Информация о работе Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности, проблемы их становления и развития в России