Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие понятия малого предприятия;
- рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям;
- изучение характерных особенностей малых предприятий;
Введение……………………………………………………….
3
Глава I. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности
Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности…………………………………………...
5
1.2. Характерные особенности малых предприятий………..
7
1.3. Организационно-правовые формы предприятия………
8
1.4. Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………………………………………..
12
Глава II. Проблемы становления и развития малых предприятий в России
2.1. Исторические аспекты становления малого предпринимательства в России……………………………………..
15
2.2. Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления………………………
20
Заключение…………………………………………………….
28
Список использованной литературы………………………...
29
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский государственный
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
______________________________
______________________________
Курсовая работа
Тема: Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности, проблемы их становления и развития в России
Выполнил:
Студентка_____курса ЗФЭУЗ
Группы___________________
Ф.И.О.____________________
__________________________
Проверил_________________
__________________________
Томск 2012
Содержание.
Введение………………………………………………………. |
3 |
Глава I. Малые предприятия как
форма предпринимательской |
|
|
5 |
1.2. Характерные особенности малых предприятий……….. |
7 |
1.3. Организационно-правовые формы предприятия……… |
8 |
1.4. Преимущества и недостатки
малого предпринимательства………… |
12 |
Глава II. Проблемы становления и развития малых предприятий в России |
|
2.1. Исторические аспекты |
15 |
2.2. Проблемы малого |
20 |
Заключение…………………………………………………… |
28 |
Список использованной литературы………………………... |
29 |
Введение.
В современной России на протяжении
последних лет становление
Сегодня каждый гражданин России в той или иной степени столкнулся с феноменом малого предпринимательства. Этому экономическому явлению даются различные, порой полярные оценки. Однако отрицать реальную многогранную значимость малого предпринимательства для решения социально-экономических проблем никто не станет. Вместе с тем, пройдя определенный путь развития, малое предпринимательство в России не стало еще конкурентоспособным сектором экономики. Эта проблема остается насущной на обозримое будущее и все усилия, направленные на поддержание малого предпринимательства, должны исходить из этой прерогативы.
Становление и развитие малого предпринимательства в России является одной из основных проблем экономики. Малое предпринимательство в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 — 70 процентов ВНП.
Опыт ведущих стран
Хозяйственная практика в малом
бизнесе находится в причинно-следственной
зависимости углубляющейся специализацией
общественного производства и дифференциацией
товаров и услуг. Экономическая маневренность,
гибкость принятия решений, территориально-
Разработке проблем
Разработка нового законопроекта в области малого предпринимательства и его государственной поддержки, а также его вступление в силу с января 2008 года подтверждают актуальность поставленной темы исследования.
Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие понятия малого
- рассмотрение критериев
- изучение характерных
- анализ проблем становления малого предпринимательства в России;
- поиск методов дальнейшего
совершенствования мер
Глава 1. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности.
Изучая вопросы малого предпринимательства в РФ, необходимо обратиться к самому понятию малого предпринимательства. Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.
Общее число показателей по данным Мирового банка, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, составляет свыше пятидесяти показателей. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:
- средняя численность занятых на предприятии работников;
- ежегодный оборот, полученный предприятием (как правило, за один год);
- величина активов.
Практически во всех развитых странах
первым критерием отнесения
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.
В соответствии с действующим в настоящее время Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности —100 человек;
- в строительстве — 100 человек;
- на транспорте — 100 человек;
- в сельском хозяйстве — 60 человек;
- в научно-технической сфере — 60 человек;
- в оптовой торговле — 50 человек;
- в розничной торговле и
- в остальных отраслях и при
осуществлении других видов
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период численность
работников малого предприятия определяется
с учетом всех его работников, в
том числе работающих по договорам
гражданско-правового
Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации» в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, , вносит изменения в критерии отнесения субъекта хозяйственной деятельности к малому предприятию:
- для юридических лиц —
- средняя численность
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;
- выручка от реализации товаров
(работ, услуг) без учета
Таким образом, численность малых предприятий ограничивается числом сотрудников равным 100 вне зависимости от сферы деятельности организации, численность микропредприятий не должна превышать 15 человек. Данный закон также вводит ограничения на выручку организации и балансовую стоимость активов.
Таким образом, при определении
размеров организаций и отнесении
их к субъектам малого предпринимательства
все большее внимание уделяется
финансовому состоянию организа
1.2 Характерные особенности малых предприятий
Помимо критериев, обозначенных в
Федеральном законе Российской Федерации
«О государственной поддержке
Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение. Для малого и среднего предприятия характерно:
- юридическая независимость;
- управление предприятием
- небольшие размеры по основным
показателям деятельности
Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим:
- высокая степень централизации и персонализации управления. Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;
- отсутствие системы
- высокая зависимость от
- дефицит финансовых ресурсов — как собственных, так и заемных.
Вместе с тем малому бизнесу
присущи: быстрая реакция на требования
рынка; высокий уровень специализации;
возможность мобилизации