Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности, проблемы их становления и развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие понятия малого предприятия;
- рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям;
- изучение характерных особенностей малых предприятий;

Содержание работы

Введение……………………………………………………….
3
Глава I. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности

Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности…………………………………………...

5
1.2. Характерные особенности малых предприятий………..
7
1.3. Организационно-правовые формы предприятия………
8
1.4. Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………………………………………..

12
Глава II. Проблемы становления и развития малых предприятий в России

2.1. Исторические аспекты становления малого предпринимательства в России……………………………………..

15
2.2. Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления………………………

20
Заключение…………………………………………………….
28
Список использованной литературы………………………...
29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

2.1. Исторические аспекты становления малого предпринимательства в России

 

В научной литературе существуют различные точки зрения по поводу периодизации развития российского малого предпринимательства, использующие разные критерии.

Большинство исследователей выделяют пять или шесть этапов эволюции малого предпринимательства в ходе его возрождения. Как правило, периодизацию связывают с тем или судьбоносным политическим решением, к чему имеются основания, однако такой подход не является в полной мере экономическим. [13]

Деление на шесть этапов обусловлено обращением к отдаленному  прошлому. Первый этап связывают с  попыткой устранения предпринимательства как основы экономической системы. Первый удар по предпринимательству вообще, и малому в частности, был нанесен в конце 1917 г., а период длился до возникновения НЭПа.

Второй этап в данной периодизации приходится на годы НЭПа, когда были созданы благоприятные условия для развития предпринимательства, прежде всего малого и среднего.

Третий этап отсчитывают  с момента свертывания НЭПа и  товарно-денежных отношений, в результате чего малое предпринимательство  утратило легальный статус, но не исчезло. Сложившийся экономический и правовой порядок привел к усилению теневой экономики, в которой доминировал малый бизнес. Такая ситуация существовала вплоть до принятия в 1986 году закона `Об индивидуальной трудовой деятельности`.

Именно с возрождения в 80-е годы двадцатого столетия элементов предпринимательства и начинают отсчет современных этапов большинство исследователей. Аргументом для этого служит соображение, что исторические экскурсы полезны в принципе, но малосодержательны для выявления современных закономерностей.

Конституция СССР 1977 года 17-ой статьей подтвердила право граждан  на осуществление трудовой деятельности, основанной на личном труде граждан  и членов их семей в сфере кустарно-ремесленных  промыслов, сельского хозяйства  и бытового обслуживания.

С принятием закона `Об индивидуальной трудовой деятельности` было легализовано явление, уже имевшее в стране широкое распространение. По оценкам  экономистов, до 1986 года «теневиками» ремонтировалась половина всей обуви, почти половина квартир, более 2/3 автомобилей и 1/3 сложной бытовой техники. К середине 80-х годов в сфере обслуживания было занято около 2 миллионов человек. Тех же, кто от случая к случаю подрабатывал на обслуживании, насчитывалось 17-18 миллионов человек [13].

Официальным признанием предпринимательства в России стало принятие 26.08. 1988 г. Закона СССР `О кооперации в СССР`. Он заложил уже подлинные основы рыночной системы, хотя и не для всех. Кооперативам было разрешено использовать наемный труд, что фактически легализовало частную собственность и право устанавливать свободные рыночные цены на собственную продукцию. Малое предпринимательство в лице кооперативов заняло свое место в экономической системе российского общества. [13]

В июне 1990 года был принят Закон  «О предприятиях в СССР». В этом законе предусматривалось дальнейшее расширение самостоятельности предприятий и хозяйственного расчета. Закон давал возможность создавать совместные предприятия, арендные и малые государственные предприятия. Предприятие само могло устанавливать цены на свою продукцию.

В 1989 году прошел I Всесоюзный съезд  объединенных кооперативов в сфере  производства товаров и услуг. На этом съезде был организован «Союз  кооперативов СССР в сфере производства и услуг». Союз определил своей  главной целью создание параллельной экономики, которая бы в конкурентной борьбе с существующей хозяйственной системой помогла оздоровить ее.

Конец 80-х годов очень противоречив, что являлось отражением сложной  социально-политической обстановки в  стране. С одной стороны, предпринимались попытки создания малых кооперативных форм в сфере производства и услуг, с другой стороны, существующий хозяйственный механизм с массой запретов ограничивал развитие новых экономических явлений, прежде всего, мелкого частного хозяйства. С одной стороны, наблюдалось интенсивное развитие кооперативов, производящих товары производственно-технического назначения, строительных, сельскохозяйственных и научно-технических, торговых, медицинских, обслуживающих население (на перечисленных предприятиях наблюдались элементы предпринимательства). С другой стороны, имело место отсутствие гибкой экономической политики в этой области, быстро реагирующей на потребности нового экономического явления, защищающей потребителя и стимулирующей производителя. Ужесточение и регламентация, а то и запрещение деятельности кооперативов привели к усилению теневого сектора экономики. В начале 90-х годов кооперация как форма малого предпринимательства сводится на нет. Это объяснялось объективными причинами — не сложившейся рыночной средой и специфическими социально-политическими условиями, приспособленными к административно-командной системе. Аналогичную участь постигла и индивидуальная трудовая деятельность.

Начало 90-х годов характеризуется  дальнейшим ростом внимания широкой общественности и экономистов к возможностям малого предпринимательства. Появляется ряд основополагающих документов, этими документами были определены стартовые условия малого предпринимательства.

Происходит перерегистрация кооперативов, возникших во второй половине 80-х годов, в малые предприятия; вводится ограничение видов деятельности для малых предприятий; упрощается их регистрация; расширяются возможности выхода на внешний рынок, что способствует появлению оффшорных предприятий; предусматриваются ряд льгот по материально-техническому снабжению для малых предприятий. В результате предпринятых государством мер в этот период наблюдается бурный рост малых предприятий и предпринимательской активности. Тем не менее, на малые предприятия начинает оказываться очень тяжелое финансовое давление: 28% НДС, 35% налог на прибыль, от 50% и выше — на коммерческий кредит. [12] Еще одной характерной чертой этого, в общем-то, благополучного периода для малого бизнеса было то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства.

В условиях проведения радикальных  рыночных реформ малое предпринимательство  прошло следующие этапы.

ПЕРВЫЙ ЭТАП: 1992—1994 гг.

Этот этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических  проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места  малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии. Выходит много документов, во всех этих документах поддержка малого предпринимательства признается одним из важнейших направлений экономической реформы. Однако, как не печально, эти постановления остались только декларацией. И хотя в начале этого этапа наблюдался процесс массового учредительства малых предприятий, доля малых предприятий в сфере материального производства в общей структуре отечественного малого предпринимательства резко сократилась.[12]

Количественный рост малых предприятий  характеризуется следующими показателями: 1992 г. — 560 тыс. малых предприятий, 1993 — 865 тыс., 1994 — 896,6 тыс. [12]

Этот период совпал с массовой (ваучерной) приватизацией, которая в целом  для малого производства имела скорее негативные последствия

В результате картина развития предпринимательства  уже в 1993 году характеризуется следующими показателями: 50% регистрируемых предприятий не начали работать, 30% едва сводили концы с концами, 40% не платили налоги, 10% жили более или менее сносно, 3—4% процветали, 37% из успешно действующих предприятий связаны с теневой экономикой.  [12] 

Однако, характеризуя положительно в целом этот этап, можно сказать, что решительного поворота в сторону развития малого предпринимательства не было сделано.

Необходимо отметить, что наблюдалось  нарастание криминально-уголовного характера  многих процессов в малом бизнесе, что связывается с отсутствием устойчивых, сложившихся норм и правил предпринимательской этики, наличием «государственного рэкета» и уголовного рэкета. Данный этап в развитии малого бизнеса все еще оставался этапом «проб и ошибок». Однако в целом сохранялось устойчивое понимание необходимости развития малого предпринимательства как важнейшего условия дальнейшего эффективного экономического развития страны.

ВТОРОЙ ЭТАП: 1995—1998 гг.

На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.

В 1995 году образовывается Государственный  комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ).

Вводится в практику хозяйственной  деятельности новый Гражданский  кодекс. 14 июня 1995 года был принят Федеральный  закон РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ.

В 1995 году положение в малом предпринимательстве  характеризовалось следующими показателями: малых предприятий в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли, полученной российской экономикой. С учетом временно занятых и членов семей почти 15—18% населения России было связано с деятельностью малых предприятий. [12] 

По данным ГКРП России, в течение 1996–1997 гг. разрабатывалось более 40 законодательных и нормативных  актов, затрагивающих деятельность малых предприятий.

На июнь 1997 года в регионах функционировало 74 региональных фонда, 60 бизнес-инкубаторов, 80 учебно-деловых центров, 40 лизинговых компаний, 44 технопарка, 60 информационно-аналитических  центров малого предпринимательства. В первом полугодии 1997 года на развитие инфрастуктуры малого предпринимательства было выделено 9,3 млрд. руб., в т.ч. более 5 млрд. руб. было внесено в уставные фонды объектов инфрастуктуры Калининградской, Нижегородской, Саратовской, Томской областей, республик Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Татарстан, Алтайского и Краснодарского краев, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийского автономного округа.

О вкладе малых предприятий в  экономический потенциал страны в предкризисный 1998 год говорят следующие показатели. Они в 1996 году произвели продукции и услуг более чем на 300 триллионов рублей (7% от всего объема, а с учетом предоставляемых услуг и выполняемых работ предпринимателями без образования юридического лица — почти 10%). В 1996 г. бюджеты всех уровней получили от малых предприятий 36,8 трлн. руб., в том числе федеральный бюджет — 15,4 трлн. руб. Высок процент (86%) собираемости налогов у малых предприятий. Доля малых предприятий в ВВП составляет около 12%. По оценке Госкомстата России, в первом полугодии 1997 года именно за счет расширения промышленного производства малыми и совместными предприятиями впервые в промышленности за последние годы произошел рост производства на 0,8%.[12]

Однако говорить о подлинном  развитии предпринимательства в России было еще преждевременно. Положение большинства производителей являлось монопольным, подлинной конкурентоспособной среды для деятельности малых предприятий так и не сформировалось, особенно в производственной сфере; по существу не менялось роль государства в определении ориентиров и приоритетов предпринимательской деятельности. Государство все еще находилось на уровне констатации факта о необходимости поддержки и конструировании программ поддержки малого предпринимательства.

ТРЕТИЙ ЭТАП: 1999—2001 гг.

Для этого этапа становится характерным  обеспечение благоприятных условий  для развития малого предпринимательства  на основе повышения качества и эффективности  мер государственной поддержки  на федеральном уровне. Именно это  провозглашает своей целью Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000 — 2001 гг. Малые и средние предприятия, которые потеряли около 12 млрд. долл., можно считать главными пострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным, после августа 1998 года от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество которых для нашей страны для создания нормальной конкурентной среды должно достигать 3—5 млн.) только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и эти предприятия сократили численность персонала, снизили оплату его труда. [12]  

Сегодня процессы воссоздания предпринимательства  идут в условиях тяжелейшего экономического и инвестиционного кризисов, при деградации материального производства, при отсутствии качественного законодательства, при постоянном риске, при дезиндустриализации производства, дефиците капитала и отсутствии "критической массы" цивилизованных рыночных субъектов. [12]

И, тем не менее, первые ростки предпринимательской деятельности уже налицо. Правда, всходы эти появились в торговле и посреднической деятельности, где основным источником предпринимательского дохода является разница в ценах при покупке и продаже товаров, ценных бумаг. Возродить же российскую экономику может лишь промышленное инновационное предпринимательство. Государство должно стимулировать его восстановление налоговой и кредитной политикой, правовым обеспечением, всеми другими доступными мерами.

 

2.2. Проблемы малого  предпринимательства в современной России и пути их преодоления

 

 

Малое предпринимательство в России постоянно сталкивается со множеством трудностей, которые заставляют его  действовать сообразно складывающейся ситуации и нередко вне правового  поля, придумывать хитроумные схемы  занижения налогов или вовсе ухода от их уплаты.

Основные проблемы частного предпринимательства  в России приведены в таблице  №1.

 

Таблица №1. Основные проблемы частного предпринимательства в России.

Порядок значимости по мере упоминания

Основные проблемы

1

Налоги

2

Законодательство

3

Инфляция

4

Экономическая ситуация в целом

5

Поставки, дефицит

6

Трудности получения и высокая  ставка за кредит

7

Неплатежеспособность партнеров, клиентов

8

Несовершенство банковской системы

9

Политическая ситуация

10

Бюрократия

11

Недостаток производственных площадей, офисов

12

Действия правительства, властей

13

Коррупция, взятки

14

Недостаток материальной базы

15

Финансовая политика государства, действия ЦБ

16

Сбыт, поиск клиентов, потребителей

17

Высокие цены на сырье и материалы

18

Монополия государства, госпредприятий

19

Трудности с арендой

20

Разрыв экономических связей

21

Недостаток информации

22

Недостаток культуры, опыта

23

Необязательность партнеров

24

Проблемы собственности

25

Кадровые проблемы

26

Недостаток собственных средств

27

Невыгодность производства

28

Большая, громоздкая отчетность

29

Нет льгот

30

Рэкет

31

Невыгодность инвестиций

32

Конкуренция

33

Несовершенство рынка

34

Недоверие западных партнеров

35

Отрицательное отношение к предпринимателям

Информация о работе Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности, проблемы их становления и развития в России