Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие понятия малого предприятия;
- рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям;
- изучение характерных особенностей малых предприятий;
Введение……………………………………………………….
3
Глава I. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности
Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности…………………………………………...
5
1.2. Характерные особенности малых предприятий………..
7
1.3. Организационно-правовые формы предприятия………
8
1.4. Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………………………………………..
12
Глава II. Проблемы становления и развития малых предприятий в России
2.1. Исторические аспекты становления малого предпринимательства в России……………………………………..
15
2.2. Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления………………………
20
Заключение…………………………………………………….
28
Список использованной литературы………………………...
29
2.1. Исторические аспекты становления малого предпринимательства в России
В научной литературе существуют различные точки зрения по поводу периодизации развития российского малого предпринимательства, использующие разные критерии.
Большинство исследователей выделяют пять или шесть этапов эволюции малого предпринимательства в ходе его возрождения. Как правило, периодизацию связывают с тем или судьбоносным политическим решением, к чему имеются основания, однако такой подход не является в полной мере экономическим. [13]
Деление на шесть этапов обусловлено обращением к отдаленному прошлому. Первый этап связывают с попыткой устранения предпринимательства как основы экономической системы. Первый удар по предпринимательству вообще, и малому в частности, был нанесен в конце 1917 г., а период длился до возникновения НЭПа.
Второй этап в данной периодизации приходится на годы НЭПа, когда были созданы благоприятные условия для развития предпринимательства, прежде всего малого и среднего.
Третий этап отсчитывают с момента свертывания НЭПа и товарно-денежных отношений, в результате чего малое предпринимательство утратило легальный статус, но не исчезло. Сложившийся экономический и правовой порядок привел к усилению теневой экономики, в которой доминировал малый бизнес. Такая ситуация существовала вплоть до принятия в 1986 году закона `Об индивидуальной трудовой деятельности`.
Именно с возрождения в 80-е годы двадцатого столетия элементов предпринимательства и начинают отсчет современных этапов большинство исследователей. Аргументом для этого служит соображение, что исторические экскурсы полезны в принципе, но малосодержательны для выявления современных закономерностей.
Конституция СССР 1977 года 17-ой
статьей подтвердила право
С принятием закона `Об индивидуальной трудовой деятельности` было легализовано явление, уже имевшее в стране широкое распространение. По оценкам экономистов, до 1986 года «теневиками» ремонтировалась половина всей обуви, почти половина квартир, более 2/3 автомобилей и 1/3 сложной бытовой техники. К середине 80-х годов в сфере обслуживания было занято около 2 миллионов человек. Тех же, кто от случая к случаю подрабатывал на обслуживании, насчитывалось 17-18 миллионов человек [13].
Официальным признанием предпринимательства в России стало принятие 26.08. 1988 г. Закона СССР `О кооперации в СССР`. Он заложил уже подлинные основы рыночной системы, хотя и не для всех. Кооперативам было разрешено использовать наемный труд, что фактически легализовало частную собственность и право устанавливать свободные рыночные цены на собственную продукцию. Малое предпринимательство в лице кооперативов заняло свое место в экономической системе российского общества. [13]
В июне 1990 года был принят Закон «О предприятиях в СССР». В этом законе предусматривалось дальнейшее расширение самостоятельности предприятий и хозяйственного расчета. Закон давал возможность создавать совместные предприятия, арендные и малые государственные предприятия. Предприятие само могло устанавливать цены на свою продукцию.
В 1989 году прошел I Всесоюзный съезд объединенных кооперативов в сфере производства товаров и услуг. На этом съезде был организован «Союз кооперативов СССР в сфере производства и услуг». Союз определил своей главной целью создание параллельной экономики, которая бы в конкурентной борьбе с существующей хозяйственной системой помогла оздоровить ее.
Конец 80-х годов очень противоречив, что являлось отражением сложной социально-политической обстановки в стране. С одной стороны, предпринимались попытки создания малых кооперативных форм в сфере производства и услуг, с другой стороны, существующий хозяйственный механизм с массой запретов ограничивал развитие новых экономических явлений, прежде всего, мелкого частного хозяйства. С одной стороны, наблюдалось интенсивное развитие кооперативов, производящих товары производственно-технического назначения, строительных, сельскохозяйственных и научно-технических, торговых, медицинских, обслуживающих население (на перечисленных предприятиях наблюдались элементы предпринимательства). С другой стороны, имело место отсутствие гибкой экономической политики в этой области, быстро реагирующей на потребности нового экономического явления, защищающей потребителя и стимулирующей производителя. Ужесточение и регламентация, а то и запрещение деятельности кооперативов привели к усилению теневого сектора экономики. В начале 90-х годов кооперация как форма малого предпринимательства сводится на нет. Это объяснялось объективными причинами — не сложившейся рыночной средой и специфическими социально-политическими условиями, приспособленными к административно-командной системе. Аналогичную участь постигла и индивидуальная трудовая деятельность.
Начало 90-х годов характеризуется дальнейшим ростом внимания широкой общественности и экономистов к возможностям малого предпринимательства. Появляется ряд основополагающих документов, этими документами были определены стартовые условия малого предпринимательства.
Происходит перерегистрация
В условиях проведения радикальных рыночных реформ малое предпринимательство прошло следующие этапы.
ПЕРВЫЙ ЭТАП: 1992—1994 гг.
Этот этап характеризуется продвижением
вперед в понимании сути экономических
проблем малого предпринимательства.
Констатируется значение роли и места
малого предпринимательства в создании
конкурентоспособной экономичес
Количественный рост малых предприятий характеризуется следующими показателями: 1992 г. — 560 тыс. малых предприятий, 1993 — 865 тыс., 1994 — 896,6 тыс. [12]
Этот период совпал с массовой (ваучерной) приватизацией, которая в целом для малого производства имела скорее негативные последствия
В результате картина развития предпринимательства уже в 1993 году характеризуется следующими показателями: 50% регистрируемых предприятий не начали работать, 30% едва сводили концы с концами, 40% не платили налоги, 10% жили более или менее сносно, 3—4% процветали, 37% из успешно действующих предприятий связаны с теневой экономикой. [12]
Однако, характеризуя положительно в целом этот этап, можно сказать, что решительного поворота в сторону развития малого предпринимательства не было сделано.
Необходимо отметить, что наблюдалось нарастание криминально-уголовного характера многих процессов в малом бизнесе, что связывается с отсутствием устойчивых, сложившихся норм и правил предпринимательской этики, наличием «государственного рэкета» и уголовного рэкета. Данный этап в развитии малого бизнеса все еще оставался этапом «проб и ошибок». Однако в целом сохранялось устойчивое понимание необходимости развития малого предпринимательства как важнейшего условия дальнейшего эффективного экономического развития страны.
ВТОРОЙ ЭТАП: 1995—1998 гг.
На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.
В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ).
Вводится в практику хозяйственной
деятельности новый Гражданский
кодекс. 14 июня 1995 года был принят Федеральный
закон РФ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
В 1995 году положение в малом
По данным ГКРП России, в течение 1996–1997 гг. разрабатывалось более 40 законодательных и нормативных актов, затрагивающих деятельность малых предприятий.
На июнь 1997 года в регионах функционировало 74 региональных фонда, 60 бизнес-инкубаторов, 80 учебно-деловых центров, 40 лизинговых компаний, 44 технопарка, 60 информационно-аналитических центров малого предпринимательства. В первом полугодии 1997 года на развитие инфрастуктуры малого предпринимательства было выделено 9,3 млрд. руб., в т.ч. более 5 млрд. руб. было внесено в уставные фонды объектов инфрастуктуры Калининградской, Нижегородской, Саратовской, Томской областей, республик Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Татарстан, Алтайского и Краснодарского краев, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийского автономного округа.
О вкладе малых предприятий в экономический потенциал страны в предкризисный 1998 год говорят следующие показатели. Они в 1996 году произвели продукции и услуг более чем на 300 триллионов рублей (7% от всего объема, а с учетом предоставляемых услуг и выполняемых работ предпринимателями без образования юридического лица — почти 10%). В 1996 г. бюджеты всех уровней получили от малых предприятий 36,8 трлн. руб., в том числе федеральный бюджет — 15,4 трлн. руб. Высок процент (86%) собираемости налогов у малых предприятий. Доля малых предприятий в ВВП составляет около 12%. По оценке Госкомстата России, в первом полугодии 1997 года именно за счет расширения промышленного производства малыми и совместными предприятиями впервые в промышленности за последние годы произошел рост производства на 0,8%.[12]
Однако говорить о подлинном развитии предпринимательства в России было еще преждевременно. Положение большинства производителей являлось монопольным, подлинной конкурентоспособной среды для деятельности малых предприятий так и не сформировалось, особенно в производственной сфере; по существу не менялось роль государства в определении ориентиров и приоритетов предпринимательской деятельности. Государство все еще находилось на уровне констатации факта о необходимости поддержки и конструировании программ поддержки малого предпринимательства.
ТРЕТИЙ ЭТАП: 1999—2001 гг.
Для этого этапа становится характерным
обеспечение благоприятных
Сегодня процессы воссоздания
И, тем не менее, первые ростки предпринимательской деятельности уже налицо. Правда, всходы эти появились в торговле и посреднической деятельности, где основным источником предпринимательского дохода является разница в ценах при покупке и продаже товаров, ценных бумаг. Возродить же российскую экономику может лишь промышленное инновационное предпринимательство. Государство должно стимулировать его восстановление налоговой и кредитной политикой, правовым обеспечением, всеми другими доступными мерами.
2.2. Проблемы малого
предпринимательства в современ
Малое предпринимательство в России
постоянно сталкивается со множеством
трудностей, которые заставляют его
действовать сообразно
Основные проблемы частного предпринимательства в России приведены в таблице №1.
Таблица №1. Основные проблемы частного предпринимательства в России.
Порядок значимости по мере упоминания |
Основные проблемы |
1 |
Налоги |
2 |
Законодательство |
3 |
Инфляция |
4 |
Экономическая ситуация в целом |
5 |
Поставки, дефицит |
6 |
Трудности получения и высокая ставка за кредит |
7 |
Неплатежеспособность |
8 |
Несовершенство банковской системы |
9 |
Политическая ситуация |
10 |
Бюрократия |
11 |
Недостаток производственных площадей, офисов |
12 |
Действия правительства, властей |
13 |
Коррупция, взятки |
14 |
Недостаток материальной базы |
15 |
Финансовая политика государства, действия ЦБ |
16 |
Сбыт, поиск клиентов, потребителей |
17 |
Высокие цены на сырье и материалы |
18 |
Монополия государства, госпредприятий |
19 |
Трудности с арендой |
20 |
Разрыв экономических связей |
21 |
Недостаток информации |
22 |
Недостаток культуры, опыта |
23 |
Необязательность партнеров |
24 |
Проблемы собственности |
25 |
Кадровые проблемы |
26 |
Недостаток собственных средств |
27 |
Невыгодность производства |
28 |
Большая, громоздкая отчетность |
29 |
Нет льгот |
30 |
Рэкет |
31 |
Невыгодность инвестиций |
32 |
Конкуренция |
33 |
Несовершенство рынка |
34 |
Недоверие западных партнеров |
35 |
Отрицательное отношение к предпринимателям |