Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие понятия малого предприятия;
- рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям;
- изучение характерных особенностей малых предприятий;
Введение……………………………………………………….
3
Глава I. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности
Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности…………………………………………...
5
1.2. Характерные особенности малых предприятий………..
7
1.3. Организационно-правовые формы предприятия………
8
1.4. Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………………………………………..
12
Глава II. Проблемы становления и развития малых предприятий в России
2.1. Исторические аспекты становления малого предпринимательства в России……………………………………..
15
2.2. Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления………………………
20
Заключение…………………………………………………….
28
Список использованной литературы………………………...
29
По материалам: Малое предпринимательство
в контексте российских реформ и
мировой опыт (Под ред. А.В Авиловой
и А.Ю. Чепуренко). РНИСиНП, Центр
социально-экономических
Основная проблема малых предприятий — это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. В целом законодательная база для развития малого предпринимательства на сегодня весьма слаба, неполна и противоречива. Так, по сей день, не принят ряд важных законов, — например, закон о кредитных союзах малого бизнеса, о гарантийных фондах в малом предпринимательстве, о социальной защите малого предпринимателя. Неурегулированы вопросы, связанные с частной собственностью на землю, что не позволяет развивать залоговые операции; не внесен в Думу закон о ремесленничестве; не приняты поправки в указанный выше рамочный закон, которые конституировали бы понятия «среднее предприятие». [14]
На сегодня же законодательство о малом бизнесе в России пока не является надежной правовой базой для его функционирования. К тому же государство в своей реальной политике, а также в деятельности отдельных представителей государства, наделенных властно-распорядительными функциями, не только нарушает свои обязательства перед малыми предприятиями, но и стремится управлять, диктовать свою волю самостоятельным субъектам рыночной экономики.
Еще одна важная проблема — кадры. Развитию бизнеса препятствуют высокая стоимость внешнего обучения и, как следствие, недостаток необходимых знаний и квалификации у работников, причем, в основном, у специалистов, служащих, менеджеров. Среднее воздействие на развитие малых предприятий оказывают проблемы слабой мотивации к труду, низкого интереса к работе. [14]
Высокий уровень социальной ответственности руководителей малого бизнеса за персонал своих предприятий объясняется как господствующим патернализмом («фирма — семья»), так и вполне рациональными экономическими мотивами. Во-первых, сама система приема на малые предприятия родственников, друзей, знакомых, или третьих лиц по их протекции накладывает определенный отпечаток патриархальности на всю систему трудовых отношений в российском малом бизнесе, особенно на «микрофирмах». Во-вторых, традиционно на российских предприятиях предоставление работникам социальных гарантий считалось эффективным средством формирования стабильного и сплоченного трудового коллектива, что рассматривается иногда даже как более значимый фактор закрепления персонала, чем размер заработной платы.
Таким образом, трудовые отношения в российском малом бизнесе в значительной мере находятся вне правового регулирования, диалог между нанимателем и нанимаемыми пронизан личностными моментами, условия труда довольно жесткие, но работники с этим мирятся.
Государственное регулирование как барьер развития малого предпринимательства. Государственное регулирование — необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малых предприятий к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и защита потребителя — от недобросовестных продавцов и поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такое регулирование было эффективным, необходимо сдерживание неизбежных тенденций к бюрократизации всякого государственного регулирования и превращению его из элемента государственной политики в чиновничью «кормушку». К сожалению, в российской действительности положительные моменты государственного регулирования — в силу слабости как самого государства, так и гражданского общества — выражены недостаточно, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию малых предприятий.
Наиболее очевидным образом административные барьеры на пути предпринимательства проявляются в процессе регистрации малых предприятий, а также при периодически возникающей необходимости получения или возобновления лицензии на осуществление того или иного вида предпринимательской деятельности. Кроме того, в строгие рамки вводится практика различного рода административных проверок, доставляющая головную боль каждому действующему малому предприятию. Ведь любая проверка отнимает время у владельца и менеджеров фирмы и сопряжена, как правило, с необходимостью уплаты штрафов за выявленные упущения или «отступного» проверяющим.
Так, в 2007-2008 годах Минэкономразвития России проводил мониторинг предпринимательского климата, по итогам которого было выяснено, что общие затраты субъектов малого предпринимательства, связанные с преодолением административных барьеров, по-прежнему высоки и составляют до 10% выручки от реализации. Для сравнения, в Германии данные расходы составляют 3,5% от прибыли предприятия [10].
Наиболее распространенным ответом малого бизнеса на многочисленные барьеры и препятствия, которые чинят ему власти, является уход в «тень». Обычно под «теневой» — в отличие от сугубо криминальной — подразумевают деятельность, которая либо не подпадает под действие существующих законов, либо связана с сокрытием оборота или доходов от учета и налогообложения. Реальных объемов «теневой» экономики в сфере малого предпринимательства не знает никто.
Одна из самых крупных проблем в развитии бизнеса – это налоговый пресс. Главными недостатками действующего налогового законодательства, является “очень частое изменение правил налогообложения”, “избыточность налогов”, “неотлаженность механизма налогообложения”. Введение упрощенных режимов (УСН) - стратегически верное решение. Но налицо несоответствие их критериев потребностям бизнеса. Порог в 15 млн. руб. не позволяет МП развиваться. Ведь в эту сумму должны уместиться: сам налог, аренда помещения и земли, производственные расходы (закупка сырья, материалов, комплектующих и т. д., коммунальные, транспортные и прочие расходы), оборотные средства, заработная плата, обязательное пенсионное страхование работников и, наконец, прибыль. В зависимости от вида бизнеса удельный вес тех или иных составляющих сильно колеблется. [5]
Одной из проблем, тормозящей развитие малого бизнеса, является недостаток кредитно - финансовых ресурсов. Банковский сектор сегодня больше интересуют крупные проекты с быстрой окупаемостью, и ставка рефинансирования несмотря на то, что в 2006 г. снизилась, для малого бизнеса остается малопривлекательной.
Многие банки переполнены
это отсутствие у малых предприятий достойного обеспечения кредита. Известно, что малый бизнес создавался в результате частной инициативы граждан;
дороговизна кредитных ресурсов. В условиях, когда реальный уровень инфляция измеряется двухзначной цифрой, производство не может выдержать 25 - 30% годовых по кредитным ресурсам. Такая процентная ставка даже для окрепших предприятий высока;
залоговое обеспечение кредита, который вернуть в настоящее время согласно действующей законодательной базе и условиям прохождения дел в арбитражных судах достаточно сложно.
Практика также показывает, что провозглашаемые проекты, направленные на развитие малого предпринимательства, как правило, оказываются неэффективными и зачастую это связано с отсутствием единой стратегии в направлении реализации данных проектов.
Системная трансформация в России при всех зигзагах, ошибках и проволочках все же неотделима от движения к рыночному хозяйству. Следовательно, стратегической целью политики государства должно быть создание рамочных условий, переводящих этот процесс в режим развития на собственной основе, т. е. в режим самовоспроизводства.
Для достижения данной цели
экономическая политика
1) Налоговая реформа с целью
не только и не столько
2) Создание системы гарантий
прав собственности, но также
и экономических стимулов к
перераспределению
3) Отказ власти от убеждения
в том, что малый бизнес —
«рычаг» в руках мудрых
4) Открытие «шлюзов» для
5) Открытие рынков. Это означает свободу перелива капитала, товаров и рабочей силы, способствующую созданию подлинно конкурентной среды. Борьба против внутренних границ и таможен, против чиновничьих рогаток и попыток монопольного диктата не требует значительных финансовых затрат, а предполагает только наличие политической воли и слаженность усилий соответствующих ветвей власти и государственных структур. В то же время такая борьба в условиях России могла бы серьезно улучшить предпринимательский климат.
6) Неизменность экономической
7) Необходимо пресечь коррупцию
среди чиновников, обеспечить защиту
субъектов малого
8) Наконец, сформулировать и долгосрочную концепцию государственной поддержки малого предпринимательства, провести «инвентаризацию» ее методов. Государство должно научиться видеть в малом предпринимательстве и ассоциациях, его представляющих, равного и достойного партнера. Это можно продемонстрировать на деле не столько эпизодически проводимыми пышными съездами «передовиков малого бизнеса», созданием сервильных малопредпринимательских объединений, сколько привлечением их представителей в постоянно действующие органы (экспертные советы и т. п.), где они могли бы участвовать в формировании политики в области малого бизнеса. [14]
Разумеется, и для того, чтобы реализовать этот минимум, потребуется поменять саму идеологию экономической политики государства. Принципы политики, наилучшим образом обеспечивающей общие условия для развития основанной на частном предпринимательстве рыночной экономики
В Российской Федерации сформирована и действует система поддержки малого предпринимательства. Несомненно, важным шагом в формировании эффективной системы управления, является четкое разграничение полномочий федеральных, региональных и местных органов власти по проблемам развития малого предпринимательства.
К 2008 году развитие малого предпринимательства в различных отраслях резко отличается. В одних отраслях около 50% (торговля, общественное питание) в других, не достигает и 0,5% (образование). В связи с этим государство определило ряд первостепенных задач в этом направлении до 2020 года:
• сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли – до 25% (в 2 раза по сравнению с 2007 годом);
• рост числа предприятий, занятых в сфере услуг – до 30% (в 2 раза по сравнению с 2007 годом);
• увеличение числа предприятий, занятых в сфере науки и информационных технологий, в 5 раз (с 2% в 2006 году до 10% к 2020 году);
• увеличение числа малых предприятий, занятых в здравоохранении и сфере социальных услуг, в 5 раз (с 1% в 2006 году до 5% к 2020 г.).[14]
В рамках решения проблемы снятия административных барьеров правительством РФ:
• упразднено лицензирование 49 видов деятельности;
• отменена обязательная сертификация для 300 видов товаров;
• установлено исключительно
• внесены комплексные поправки в Налоговый кодекс, направленные на упорядочение проведения налоговых проверок.
Достаточно много сделано
Приходится констатировать, что нынешнее российское государство — и его законодательная, и его исполнительная ветвь — не склонны к масштабной постановке задач и конструктивному взаимодействию с массовым, идущим «снизу», демократическим малым предпринимательством. Государству все-таки ближе теневые олигархи или директора псевдочастных гигантов постсоциалистической индустрии. Следовательно, создание нормальных условия для развития частной инициативы, для перехода малого предпринимательства от выживания к росту — задача государства. Добиться, чтобы оно стало таким иным — сверхзадача самих малых предпринимателей (но не только их одних), вопрос их гражданской ответственности перед своими семьями и обществом в целом.
Заключение.
Развитие малого предпринимательства в России носит циклический характер, что связано с противоречивым отношением государства к данной группе хозяйствующих субъектов экономики. Однако уровень развития малого предпринимательства в России находится на сегодняшний день на низком уровне в силу различных причин.
Основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малое предпринимательство в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Самая главная проблема российских малых предприятий — это непродуманность именно государственной политики, невнимание власти к негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов малого бизнеса. Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации тех барьеров. Главенствующее место в процессе работы мелких предприятий занимает фактор государственного отношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышении эффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, в России не все из этих функций выполняются должным образом.