Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности, проблемы их становления и развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие понятия малого предприятия;
- рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям;
- изучение характерных особенностей малых предприятий;

Содержание работы

Введение……………………………………………………….
3
Глава I. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности

Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности…………………………………………...

5
1.2. Характерные особенности малых предприятий………..
7
1.3. Организационно-правовые формы предприятия………
8
1.4. Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………………………………………..

12
Глава II. Проблемы становления и развития малых предприятий в России

2.1. Исторические аспекты становления малого предпринимательства в России……………………………………..

15
2.2. Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления………………………

20
Заключение…………………………………………………….
28
Список использованной литературы………………………...
29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

 

По материалам: Малое предпринимательство  в контексте российских реформ и  мировой опыт (Под ред. А.В Авиловой и А.Ю. Чепуренко). РНИСиНП, Центр  социально-экономических проблем, М.,1995.

Основная проблема малых предприятий  — это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. В целом законодательная база для развития малого предпринимательства на сегодня весьма слаба, неполна и противоречива. Так, по сей день, не принят ряд важных законов, — например, закон о кредитных союзах малого бизнеса, о гарантийных фондах в малом предпринимательстве, о социальной защите малого предпринимателя. Неурегулированы вопросы, связанные с частной собственностью на землю, что не позволяет развивать залоговые операции; не внесен в Думу закон о ремесленничестве; не приняты поправки в указанный выше рамочный закон, которые конституировали бы понятия «среднее предприятие». [14]

На сегодня же законодательство о малом бизнесе в России пока не является надежной правовой базой  для его функционирования. К тому же государство в своей реальной политике, а также в деятельности отдельных представителей государства, наделенных властно-распорядительными функциями, не только нарушает свои обязательства перед малыми предприятиями, но и стремится управлять, диктовать свою волю самостоятельным субъектам рыночной экономики.

Еще одна важная проблема — кадры. Развитию бизнеса препятствуют высокая  стоимость внешнего обучения и, как  следствие, недостаток необходимых  знаний и квалификации у работников, причем, в основном, у специалистов, служащих, менеджеров. Среднее воздействие на развитие малых предприятий оказывают проблемы слабой мотивации к труду, низкого интереса к работе. [14]  

Высокий уровень социальной ответственности  руководителей малого бизнеса за персонал своих предприятий объясняется как господствующим патернализмом («фирма — семья»), так и вполне рациональными экономическими мотивами. Во-первых, сама система приема на малые предприятия родственников, друзей, знакомых, или третьих лиц по их протекции накладывает определенный отпечаток патриархальности на всю систему трудовых отношений в российском малом бизнесе, особенно на «микрофирмах». Во-вторых, традиционно на российских предприятиях предоставление работникам социальных гарантий считалось эффективным средством формирования стабильного и сплоченного трудового коллектива, что рассматривается иногда даже как более значимый фактор закрепления персонала, чем размер заработной платы.

Таким образом, трудовые отношения  в российском малом бизнесе  в значительной мере находятся вне правового регулирования, диалог между нанимателем и нанимаемыми пронизан личностными моментами, условия труда довольно жесткие, но работники с этим мирятся.

Государственное регулирование как  барьер развития малого предпринимательства. Государственное регулирование — необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малых предприятий к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и защита потребителя — от недобросовестных продавцов и поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такое регулирование было эффективным, необходимо сдерживание неизбежных тенденций к бюрократизации всякого государственного регулирования и превращению его из элемента государственной политики в чиновничью «кормушку». К сожалению, в российской действительности положительные моменты государственного регулирования — в силу слабости как самого государства, так и гражданского общества — выражены недостаточно, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию малых предприятий.

Наиболее очевидным образом  административные барьеры на пути предпринимательства  проявляются в процессе регистрации  малых предприятий, а также при периодически возникающей необходимости получения или возобновления лицензии на осуществление того или иного вида предпринимательской деятельности. Кроме того, в строгие рамки вводится практика различного рода административных проверок, доставляющая головную боль каждому действующему малому предприятию. Ведь любая проверка отнимает время у владельца и менеджеров фирмы и сопряжена, как правило, с необходимостью уплаты штрафов за выявленные упущения или «отступного» проверяющим.

Так, в 2007-2008 годах Минэкономразвития России проводил мониторинг предпринимательского климата, по итогам которого было выяснено, что общие затраты субъектов малого предпринимательства, связанные с преодолением административных барьеров, по-прежнему высоки и составляют до 10% выручки от реализации. Для сравнения, в Германии данные расходы составляют 3,5% от прибыли предприятия [10].

Наиболее распространенным ответом  малого бизнеса на многочисленные барьеры  и препятствия, которые чинят  ему власти, является уход в «тень». Обычно под «теневой» — в отличие от сугубо криминальной — подразумевают деятельность, которая либо не подпадает под действие существующих законов, либо связана с сокрытием оборота или доходов от учета и налогообложения. Реальных объемов «теневой» экономики в сфере малого предпринимательства не знает никто.

Одна из самых крупных проблем  в развитии бизнеса – это налоговый  пресс. Главными недостатками действующего налогового законодательства, является “очень частое изменение правил налогообложения”, “избыточность налогов”, “неотлаженность механизма налогообложения”. Введение упрощенных режимов (УСН) - стратегически верное решение. Но налицо несоответствие их критериев потребностям бизнеса. Порог в 15 млн. руб. не позволяет МП развиваться. Ведь в эту сумму должны уместиться: сам налог, аренда помещения и земли, производственные расходы (закупка сырья, материалов, комплектующих и т. д., коммунальные, транспортные и прочие расходы), оборотные средства, заработная плата, обязательное пенсионное страхование работников и, наконец, прибыль. В зависимости от вида бизнеса удельный вес тех или иных составляющих сильно колеблется. [5]

Одной из проблем, тормозящей развитие малого бизнеса, является недостаток кредитно - финансовых ресурсов. Банковский сектор сегодня больше интересуют крупные проекты с быстрой окупаемостью, и ставка рефинансирования несмотря на то, что в 2006 г. снизилась, для малого бизнеса остается малопривлекательной.

Многие банки переполнены деньгами, декларируют возможность кредитования малого бизнеса, но практически этого не происходит. Заставить свободные финансовые средства работать для становления малого бизнеса крайне сложно по следующим причинам:

это отсутствие у малых предприятий  достойного обеспечения кредита. Известно, что малый бизнес создавался в результате частной инициативы граждан;

дороговизна кредитных ресурсов. В  условиях, когда реальный уровень  инфляция измеряется двухзначной цифрой, производство не может выдержать 25 - 30% годовых по кредитным ресурсам. Такая процентная ставка даже для окрепших предприятий высока;

залоговое обеспечение кредита, который  вернуть в настоящее время  согласно действующей законодательной  базе и условиям прохождения дел  в арбитражных судах достаточно сложно.

Практика также показывает, что  провозглашаемые проекты, направленные на развитие малого предпринимательства, как правило, оказываются неэффективными и зачастую это связано с отсутствием единой стратегии  в направлении реализации данных проектов.

Системная трансформация в России при всех зигзагах, ошибках и проволочках все же неотделима от движения к рыночному хозяйству. Следовательно, стратегической целью политики государства должно быть создание рамочных условий, переводящих этот процесс в режим развития на собственной основе, т. е. в режим самовоспроизводства.

 Для достижения данной цели  экономическая политика государства  должна быть, как минимум, нейтральной  для формирующихся субъектов  рыночной экономики, которые и  являются мотором рыночного хозяйства  — частных предпринимателей. Еще  лучше было бы, если бы государство целенаправленно содействовало формированию субъектов рынка. Но достаточно было бы и некоего минимума:

1) Налоговая реформа с целью  не только и не столько снижения, сколько упорядочения и упрощения  налогообложения. Весьма важны  разумные изменения в законодательстве, которые заложили бы четкие и стабильные рамки для текущей деятельности, а главное — для хозяйственного планирования субъектов малого предпринимательства. Не менее важно добиться, чтобы заложенные в них нормы на практике выполнялись, причем всеми и одинаково.

2) Создание системы гарантий  прав собственности, но также  и экономических стимулов к  перераспределению неэффективно  используемой собственности в  пользу более эффективных хозяев (в том числе и главным образом,  малых предпринимателей);

3) Отказ власти от убеждения  в том, что малый бизнес —  «рычаг» в руках мудрых правителей, позволяющий им «решать вопросы»; переход к системе цивилизованного  партнерства;

4) Открытие «шлюзов» для самоорганизации  самих малых предпринимателей  в кредитные и страховые союзы, с помощью которых они смогут смягчить бремя финансовых проблем, поскольку российские банки в обозримом будущем помочь им, по большому счету, не смогут.

5) Открытие рынков. Это означает  свободу перелива капитала, товаров  и рабочей силы, способствующую созданию подлинно конкурентной среды. Борьба против внутренних границ и таможен, против чиновничьих рогаток и попыток монопольного диктата не требует значительных финансовых затрат, а предполагает только наличие политической воли и слаженность усилий соответствующих ветвей власти и государственных структур. В то же время такая борьба в условиях России могла бы серьезно улучшить предпринимательский климат.

6) Неизменность экономической политики, необходимая для того, чтобы предприниматель в своей хозяйственной деятельности мог руководствоваться долгосрочными, а не сиюминутными соображениями.

7) Необходимо пресечь коррупцию  среди чиновников, обеспечить защиту  субъектов малого предпринимательства  от злоупотреблений должностных  лиц.

8) Наконец, сформулировать и долгосрочную концепцию государственной поддержки малого предпринимательства, провести «инвентаризацию» ее методов. Государство должно научиться видеть в малом предпринимательстве и ассоциациях, его представляющих, равного и достойного партнера. Это можно продемонстрировать на деле не столько эпизодически проводимыми пышными съездами «передовиков малого бизнеса», созданием сервильных малопредпринимательских объединений, сколько привлечением их представителей в постоянно действующие органы (экспертные советы и т. п.), где они могли бы участвовать в формировании политики в области малого бизнеса. [14]   

Разумеется, и для того, чтобы  реализовать этот минимум, потребуется  поменять саму идеологию экономической  политики государства. Принципы политики, наилучшим образом обеспечивающей общие условия для развития основанной на частном предпринимательстве рыночной экономики

В Российской Федерации сформирована и действует система поддержки  малого предпринимательства. Несомненно, важным шагом в формировании эффективной системы управления, является четкое разграничение полномочий федеральных, региональных и местных органов власти по проблемам развития малого предпринимательства.

К 2008 году развитие малого предпринимательства  в различных отраслях резко отличается. В одних отраслях около 50% (торговля, общественное питание) в других, не достигает и 0,5% (образование). В связи с этим государство определило ряд первостепенных задач в этом направлении до 2020 года:

• сокращение относительного числа  малых предприятий, занятых в сфере торговли – до 25% (в 2 раза по сравнению с 2007 годом);

• рост числа предприятий, занятых  в сфере услуг – до 30% (в 2 раза по сравнению с 2007 годом);

• увеличение числа предприятий, занятых  в сфере науки и информационных технологий, в 5 раз (с 2% в 2006 году до 10% к 2020 году);

• увеличение числа малых предприятий, занятых в здравоохранении и  сфере социальных услуг, в 5 раз (с 1% в 2006 году до 5% к 2020 г.).[14]

В рамках решения проблемы снятия административных барьеров правительством РФ:

• упразднено лицензирование 49 видов  деятельности;

• отменена обязательная сертификация для 300 видов товаров;

• установлено исключительно судебное приостановление деятельности предприятий  контролирующими органами;

• внесены комплексные поправки в Налоговый кодекс, направленные на упорядочение проведения налоговых проверок.

Достаточно много сделано государством в последние годы в плане налогового законодательства.

Приходится констатировать, что  нынешнее российское государство —  и его законодательная, и его исполнительная ветвь — не склонны к масштабной постановке задач и конструктивному взаимодействию с массовым, идущим «снизу», демократическим малым предпринимательством. Государству все-таки ближе теневые олигархи или директора псевдочастных гигантов постсоциалистической индустрии. Следовательно, создание нормальных условия для развития частной инициативы, для перехода малого предпринимательства от выживания к росту — задача государства. Добиться, чтобы оно стало таким иным — сверхзадача самих малых предпринимателей (но не только их одних), вопрос их гражданской ответственности перед своими семьями и обществом в целом.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Развитие малого предпринимательства  в России носит циклический характер, что связано с противоречивым отношением государства к данной группе хозяйствующих субъектов экономики. Однако уровень развития малого предпринимательства в России находится на сегодняшний день на низком уровне в силу различных причин.

Основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малое предпринимательство в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Самая главная проблема российских малых предприятий — это непродуманность именно государственной политики, невнимание власти к негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов малого бизнеса. Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации тех барьеров. Главенствующее место в процессе работы мелких предприятий занимает фактор государственного отношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышении эффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, в России не все из этих функций выполняются должным образом.

Информация о работе Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности, проблемы их становления и развития в России