Малый бизнес в сфере здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:01, реферат

Описание работы

Сегодня стало совершенно очевидным, что государство без предпринимательства, без малого и среднего бизнеса не в состоянии решить все проблемы, которые возникли в медицинской и социальной сферах. Нужно решить, что выгодно государству, что – малому и среднему бизнесу.
Говоря об участии малого предпринимательства в развитии сферы здравоохранения, необходимо обеспечить равный доступ к участию в госзаказах и национальных программах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие малого бизнеса и его особенности…………………………4
§ 1. Что такое малый бизнес? Достоинства и недостатки малого бизнеса…………………………………………………………………………….4
§ 2. Понятие системы здравоохранения и проблема управления системой здравоохранения…………………………………………………………………10
Глава II. Значение малого бизнеса в сфере здравоохранения……………..15
§ 1. Положение малого бизнеса в сфере здравоохранения…………………15
§ 2. Конкуренция в здравоохранении как фактор развития малого бизнеса………………………………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….21
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

реферат.малый бизнес в сфере здравоохранения.doc

— 632.50 Кб (Скачать файл)

«Здравоохранение - это система и каждодневная реальность жизнеобеспечения нации и каждого конкретного человека, это один из важнейших институтов безопасности нации, это высший приоритет цивилизованного государства».4

Здравоохранение, как и большинство  социальных отраслей, является еще и стратегической отраслью. Низкий уровень ее развития может привести к деградации населения и социальным беспорядкам. Именно такая стратегическая значимость отрасли требует приоритетного отношения к ней со стороны государства.

Общее руководство здравоохранением, как сказано в Основах, осуществляют Президент и Правительство.

На федеральном уровне управление в сфере охраны здоровья осуществляет Министерство здравоохранения РФ (далее  – Минздрав). В систему Минздрава входят его территориальные органы (зональные управления специализированных санаториев), государственные лечебно-профилактические, образовательные учреждения, фармацевтические и аптечные предприятия, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, службы материально-технического обеспечения и т.д. (Приложение 2)

В субъектах Федерации нет единообразия форм органов управления здравоохранением: действуют министерства, департаменты, главные управления, отделы здравоохранения  и т.п. Задачи и функции этих органов  сходны с теми, что решает Минздрав России, но с учетом региональных особенностей.

Учреждения здравоохранения, занимающиеся непосредственно медицинским обслуживанием  граждан и обеспечением санитарно-эпидемиологического  обслуживания, делятся на два вида в зависимости от условий предоставления медицинской помощи: стационарные и амбулаторные (Приложение 3). Основными типами таких учреждений являются лечебно-профилактические, аптечные, санитарно-профилактические, судебно-медицинские.

Конкретных разновидностей медицинских учреждений довольно много: больницы, поликлиники, родильные дома, станции скорой медицинской помощи, медико-санитарные части при предприятиях.

Учреждения государственной системы  здравоохранения, как правило, находятся  в ведении вышестоящих органов управления здравоохранением, направляющих и контролирующих их деятельность. Руководители таких учреждений назначаются на должность и освобождаются от нее вышестоящими органами здравоохранения.

Муниципальные и частные учреждения здравоохранения, будучи неподведомственны государственным органам управления здравоохранением, тем не менее, подконтрольны им в вопросах качества медицинского обслуживания, соблюдения правовых актов, общих для всех учреждений здравоохранения. (Приложение 4)

Здравоохранение до сих пор остается самой нереформированной отраслью. Важным для успешного решения накопившихся проблем должно стать дальнейшее развитие законодательства в области охраны здоровья граждан. Развитие государственной политики в сфере охраны здоровья граждан требует проведения работы по развитию законодательной базы. Российскому законодательству в этой сфере присущи многие недостатки. Среди них - отсутствие комплексного подхода к решению проблемы, недостаточное финансовое обеспечение, декларативность и противоречивость отдельных норм.

При обсуждении проблем  здравоохранения были высказаны  предложения по нормированию и увеличению заработной платы медицинских работников до уровня, превышающего на 20% уровень  оплаты труда в производстве. В бюджете следующего года на здравоохранение и социальное развитие будет выделено 31,9 млрд рублей, что составляет 39% областной казны. Достаточно ли этих средств на развитие и содержание учреждений медицины и соцзащиты?

Созданные различные  медицинские общественные организации  в нашей стране не получили должной поддержки до настоящего времени.

Общие расходы государства  на здравоохранение складываются из нескольких источников - расходов бюджетов разных уровней, средств Федерального и территориальных фондов обязательного  медицинского страхования. В прогнозных расчетах на 2004 год заложено следующее соотношение этих источников - на федеральный бюджет приходится 8,7% всех расходов на здравоохранение, бюджеты территорий - 64,3%, средства фондов обязательного медицинского страхования (налоговые платежи) - 27,0%, в том числе Федерального фонда - 1,5%. Общая сумма расходов на здравоохранение на 2004 год (консолидированный бюджет и средства фондов ОМС) оценивается примерно в 426,3 млрд. рублей. В расчете на душу населения в год это составляет 2986 рублей, или примерно 100 долларов США. На неработающего гражданина в нашей стране приходится менее 700 рублей.5

Кроме низкого общего уровня финансирования, важной проблемой  российского здравоохранения являются существенные региональные различия в  финансировании бесплатной медицинской помощи населению, т.к. действующие механизмы финансового выравнивания условий деятельности учреждений здравоохранения в регионах не обеспечивают равенства граждан в получении гарантированной государством бесплатной медицинской помощи (разрыв в финансировании территориальных программ в расчете на одного жителя по регионам в последние годы составлял 13-15 раз).

Однако в 2009 году по сравнению с 2007-2008 годами увеличились доли расходов на здравоохранение. (Приложение 5)

Кроме несбалансированности программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и их финансового обеспечения важными проблемами здравоохранения являются слабые стимулы к труду медицинских работников, низкая эффективность использования имеющихся в здравоохранении ресурсов; крайняя изношенность имеющегося в лечебно-профилактических учреждениях медицинского оборудования (по данным Счетной палаты РФ в эксплуатации находится до 80 процентов физически изношенной и морально устаревшей медицинской техники. Ряд приборов и аппаратов эксплуатируется 15-20 лет, они неоднократно выработали свой ресурс, морально устарели, что не может гарантировать высокое качество обследований и эффективность лечения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Значение малого бизнеса в сфере здравоохранения

 

§ 1. Положение малого бизнеса в сфере здравоохранения

 

В 2011 году правительство  вышло с инициативой полностью  освободить малый бизнес, работающий в сфере услуг образования  и здравоохранения, от налога на прибыль. Эта мера была направлена на поддержку предпринимателей в связи с заменой единого социального налога страховыми взносами и, как следствие, повышением налоговой нагрузки для бизнеса. Правда, для того чтобы закон заработал, правительство должно было утвердить своим постановлением Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, на которые эти льготы распространяются.

И 10 ноября 2011 года правительство выпустило долгожданное постановление, которое дает возможность социально ориентированному бизнесу не платить налог на прибыль уже в этом году. Правительство также обозначило условия, при которых компании смогут воспользоваться своим правом на нулевой налог. Основное требование - наличие лицензии на образовательную и медицинскую деятельность. В штате должно быть не менее 15 сотрудников, прибыль компании от медицинской или образовательной деятельности должна составлять не менее 90%, компании не должны совершать операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Конечно, освободить медицинские  организации от налога на прибыль стоило уже давно, потому что, например, малый бизнес в отрасли здравоохранения объективно несет очень большие финансовые затраты помимо налогов. К примеру, чрезвычайно высокими до сих пор являются тарифы на услуги ЖКХ. Все это в итоге отражается на конечной стоимости услуг учреждений негосударственного здравоохранения. Поэтому любые налоговые послабления со стороны государства - это хорошая поддержка не только для бизнеса, но и соответственно для всех пациентов негосударственных клиник. Отмененный налог на прибыль позволит организациям инвестировать средства в модернизацию медицинского оборудования, в обновление основных средств и отчасти компенсировать рост расходов, связанных с выплатой налоговых отчислений.

Недавнее повышение  страховых взносов значительно осложнило положение негосударственного образования и здравоохранения. И отмена налога на прибыль, конечно, кардинально не изменит ситуацию. Если государство намерено действительно серьезно поддержать социально ориентированный бизнес, то нужно снижать страховые взносы на фонд оплаты труда.

Решение освободить малый  бизнес, работающий в сфере здравоохранения, от налога на прибыль, начиная с этого года, стало очень важным и знаковым событием, которое будет способствовать улучшению положения предпринимателей. Хорошо, что государство старается создать определенные льготные условия для работы бизнеса, занятого в социальной сфере, это, с одной стороны, подтверждает социально ориентированную политику страны, а с другой - свидетельствует о том, что поддержка малого предпринимательства также является одним из приоритетных направлений развития России.

Во всем мире здравоохранение - это отрасли, которые находятся в более привилегированном положении, в том числе в плане налоговой нагрузки. Хочется надеяться, что в России эта тенденция тоже начала реализовываться и отмена налога на прибыль в целом положит начало корректировке и оптимизации налоговой политики государства по отношению к предпринимателям, работающим в социальной сфере.   

Из всех малых предприятий  мегаполиса только 2% работает в сфере здравоохранения.  Для эффективного развития системы здравоохранения необходимо более активное привлечение предприятий малого бизнеса в этот сектор. Существует ряд проблем у малых предприятий в сфере здравоохранения. Правительство старается поддерживать предприятия малого бизнеса, в том числе и в секторе здравоохранения.

 

§ 2. Конкуренция в здравоохранении  как фактор развития малого бизнеса

 

Конкуренция в  здравоохранении – это состояние и процесс взаимоотношений субъектов производства и потребления медицинских услуг в рамках специфической цивилизованной формы соперничества между медицинскими работниками (врачами) по достижению наивысшей степени удовлетворения целевых потребностей пациента.

В конкурентоспособности  могут синтезироваться многие аспекты, стороны, факторы функционирования и развития учреждений здравоохранения и врачебных практик.

Вместе с  тем конкурентная среда сама по себе не однозначна и противоречива.

Исследователи выделяют некоторые противоречия, возникающие  при функционировании системы конкуренции в здравоохранении. В частности, к отдельным из них могут быть отнесены:

1.         противоречие между системой стимулов в здравоохранении и фундаментальными законами конкуренции (высокие цены на медицинские услуги остаются даже при избыточном предложении);

2.         противоречие между дорогостоящими медицинскими технологиями и всеобщей доступности в получении медицинской услуги;

3.         противоречие между реальным наличием пациентов и высокой стоимостью медицинской услуги (без улучшения качества медицинской помощи);

4.         противоречие, в котором заключена сущность того, что действующая система стимулирования медицинского труда поощряет внедрение инноваций, увеличивает издержки либо повышает качество без соответствующего снижения стоимости медицинской услуги.

Конкуренция и  конкурентоспособность – понятия  универсальные для любого рынка  товаров и услуг. Вместе с тем, определенная отрасль хозяйствования накладывает специфические ограничения  при формировании конкурентной среды либо оценки конкурентоспособности. Если конкурентоспособность товара потребитель либо эксперт способен оценить непосредственно, то оценка услуги (в частности медицинской), как правило, производится опосредовано.

Некоторые особенности  оценки конкурентоспособности медицинских услуг заключены в следующем:

·           объектом оценки является деятельность организации (лечебно-профилактического учреждения, врачебной практики и пр.), предоставляющей медицинские услуги;

·           оценка услуг связана с оценкой качества процесса и технологии обслуживания;

·           оценка деятельности медицинских работников непосредственно потребителем;

·           оценка временных характеристик предоставления медицинской услуги;

·           оценка предоставленной услуги по соответствию стандартов качества обслуживания (условия и культура обслуживания);

·           оценка и интегрирование субъективных мнений пациентов, получивших разовую медицинскую услугу.

Исходя из изложенного, следует заключить, что в эволюционном развитии системы здравоохранения Российской Федерации на этапе первого десятилетия XXI века в сфере предоставления медицинской помощи отсутствует как сама конкурентная среда производства и потребления медицинских услуг, так и реальные условия, позволяющие сформировать такую среду.

Наличие сферы  конкуренции в условиях производства и потребления медицинских услуг, повышение конкурентоспособности  лечебно – профилактических учреждений и медицинских практик особенно важны при перспективном развитии отечественной системы здравоохранения в условиях глобализации.

Создание условий  конкуренции в системе здравоохранения, запуск механизмов цивилизованного  соперничества между врачами, наконец, управление конкурентоспособностью медицинских  учреждений и врачебных практик  – задачи, без осмысливания и решения которых невозможны качественные изменения в теперешнем состоянии отечественного здравоохранения. С позиций системности и комплексного подхода конкурентные преимущества медицинских услуг обеспечиваются правовыми, профессиональными, технологическими, рыночными, научными, экономическими, организационными, психологическими и другими аспектами, а также их системным соотношением.

Информация о работе Малый бизнес в сфере здравоохранения