Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….
ГлаваI.Малый бизнес: черты,экономические преимущества и недостатки…………
1.1.Малое предпринимательство и его организационно-правовые формы………..
1.2.Черты предпринимательства……………………………………………….……….
1.3.Экономические преимущества предпринимательства………………………….
1.4. Недостатки предпринимательства……………………………………………….
ГлаваII.Современное предпринимательство:зарубежный опыт и малый бизнес в России……………………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………….
Список литератур

Файлы: 1 файл

Малый бизнес черты экономические преимущества и недостатки.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.

   Товарищество на вере (коммандитное товарищество) можно считать разновидностью полного товарищества, в котором допускается привлечение дополнительного капитала за счет посторонних лиц (участников-вкладчиков или коммандитов). Эти лица участвуют в деятельности товарищества только путем внесения вкладов в уставной капитал и несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов. Они устранены как от предпринимательской деятельности, так и от управления средствами. К полным товарищам применяются все правила, действующих для участников полных товариществ.

Единственным учредительным  документом товарищества на вере является учредительный договор, который подписывается только полными товарищами.

Общество с ограниченной ответственностью. Такое название носит  организация, уставной капитал которой  разделен на доли участников, не отвечающих по долгам общества. Они несут лишь риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Участники общества, внесшие  вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

По этой причине законодательство устанавливает определенные требования к размеру их уставного капитала, так как именно он определяет тот  минимальный размер имущества, который  удовлетворяет интересам кредиторов. Согласно Положению о порядке  регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденному Указом Президента РФ от 8 июля 1994г. № 1482, минимальный размер уставного фонда составляет 100 МРОТ. Причем на момент государственной регистрации общества его уставной капитал должен быть оплачен не менее чем на 50%.

Учредительными документами  общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор  и устав, утверждаемый учредителями лишь после подписания ими учредительного договора. Если общество учреждается  одним лицом, единственным учредительным документом является устав.

Общество с дополнительной ответственностью. Это – разновидность  общества с ограниченной ответственностью, которая отличается лишь тем, что  участники несут дополнительную ответственность по обязательствам в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов в уставном капитале.[5] Таким образом, общество с дополнительной ответственностью занимает промежуточное положение между обществами и товариществами.

  Акционерные общества. Данным термином обозначают коммерческие организации, уставной капитал которых разделен на определенное число одинаковых долей, причем каждая доля выражена ценной бумагой (акцией).

   По юридическому статусу акционерные общества схожи с обществами с ограниченной ответственностью. Однако между ними существует одно принципиальное различие: все права акционеров, а также передача и прекращение прав связаны с владением и передачей акций.[6]

Все акционерные общества подразделяются на закрытые, акции  которых распространяются только среди заранее определенного круга лиц, и открытые, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.[7]

   Минимальный размер уставного капитала акционерного общества в соответствии с действующим законодательством составляет 1000 МРОТ.

   Единственным учредительным документом является устав, в котором фиксируются сведения о размере уставного капитала, категориях выпускаемых акций и порядке их размещения, структуре органов управления и их компетенции, а также другие сведения, предусмотренные Законом РФ «Об акционерных обществах».

   Акционерное общество, подобно обществам с ограниченной ответственностью, может быть создано одним лицом, которое станет единственным акционером в случае единоличного приобретения им всех акций общества.

   Производственные кооперативы. Эта разновидность коммерческих организаций, отличная как от товариществ, так и от обществ, основана на добровольном объединении физических лиц – граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но участвующих в деятельности кооператива прежде всего личностным трудом.

Каждый член производственного  кооператива имеет один голос  в управлении его делами не зависимо от размера его имущественного вклада, и полученная прибыль распределяется прежде всего с учетом трудового, а не имущественного вклада. Именно поэтому в Гражданском Кодексе производственный кооператив охарактеризован как «артель».

   Членами кооператива могут стать юридические и физические лица, не участвующие непосредственно в его деятельности, но осуществляющие имущественные вклады и соответственно получающие на них доходы.

   Члены кооператива несут ответственность по его долгам, но не всем своим имуществом, а в размере заранее определенным в уставе.

Единственным учредительным  документом является устав, принимаемый и утверждаемый на общем собрании членов кооператива.

   Филиалы и представительства. Филиалы вправе осуществлять все функции юридического лица или их часть, в том числе и функции представительства.

Они нее являются юридическими лицами и действуют на основании положения, утверждаемого создавшим их юридическим лицом. В связи с этим филиалы и представительства не подлежат государственной регистрации. Однако во избежание недоразумений с некоторыми органами государственной власти рекомендуется регистрировать их в местной регистрационной палате.

  Следует отметить, что Гражданский Кодекс требует обязательно отмечать наличие филиалов в учредительных документах создавшего их юридического лица.

  Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество это является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Эта организационно- правовая форма применяется исключительно при создании государственных и муниципальных предприятиях.

Некоммерческие организации. К числу подобных структур относят:

 

Потребительский

кооператив

Добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Общественные и религиозные  организации

Добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных потребностей. Это-некоммерческие структуры, которые вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Фонд

Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иных общественно полезные цели.

Учреждение

Организация, созданная собственником  для осуществления управленческих социально-культурных или иных функций  некоммерческого характера и  финансируемая им полностью или  частично. Права учреждения на закрепленное имущество определяется в соответствии со статей 296 Гражданского Кодекса.

Объединения юридических лиц

Некоммерческие ассоциации и союзы, созданные коммерческими организациями  в целях координации их  предпринимательской  деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.


 

Малым предприятие с  иностранными инвестициями считается  лишь в том случае, если доля иностранного капитала в уставном фонде не превышает 25%.

Вложение иностранного капитала в российскую экономику регулируют

Конституция РФ, Гражданский  Кодекс РФ, законы об иностранных инвестициях, нормы международного права, двусторонние договоры о содействии капиталовложениям  и многосторонние соглашения, связанные  с деятельностью международных  экономических организаций. Эта форма достаточно сложна, и поэтому требует отдельного рассмотрения. Но цель данной части работы заключается лишь в ознакомлении с основными организационно-правовыми формами.

 

1.2.Черты предпринимательства

В России в современный  период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности ресурсов. Малые кампании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малое предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, смягчая проблему нарастающей безработицы. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.

     Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение. Для малого и среднего предприятия характерно:

. юридическая независимость;

. управление предприятием собственником капитала или партнерами- собственниками с целью получения предпринимательского дохода;

. небольшие размеры по основным  показателям деятельности субъекта  хозяйствования: уставный капитал,  величина активов, объем оборота

(прибыли, дохода); численность  персонала.

    Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим:

• высокая степень  централизации и персонализации управления. Руководитель- собственник  сосредоточивает в своих руках  финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;

• отсутствие системы  стратегического управления. Руководитель предприятия занят решением задач  текущего оперативного управления и  не в состоянии заниматься средне- и долгосрочными планами развития предприятия;

• высокая зависимость  от внешней среды: банков, крупных  предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;

• дефицит финансовых ресурсов — как собственных, так  и заемных.

     Вместе с тем малому бизнесу присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.

 

1.3.Экономические преимущества  предпринимательства  

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:

- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

- рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

- селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

 - создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

- подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

- разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

- косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);

Информация о работе Малый бизнес