Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….
ГлаваI.Малый бизнес: черты,экономические преимущества и недостатки…………
1.1.Малое предпринимательство и его организационно-правовые формы………..
1.2.Черты предпринимательства……………………………………………….……….
1.3.Экономические преимущества предпринимательства………………………….
1.4. Недостатки предпринимательства……………………………………………….
ГлаваII.Современное предпринимательство:зарубежный опыт и малый бизнес в России……………………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………….
Список литератур

Файлы: 1 файл

Малый бизнес черты экономические преимущества и недостатки.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

 - улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

   Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия[8].

 

1.4.Недостатки предпринимательства

Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:

- более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

 - зависимость от крупных компаний;

 - недостатки в управлении собственным делом;

 - слабая компетентность руководителей;

- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

 - трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

- неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

 

Глава II. Современное предпринимательство:зарубежный опыт и малый бизнес в России

Во всех странах с  развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование  и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований[9].

Особый интерес государство  проявляет к той части малого бизнеса, которая ведет интенсивную  научно-производственную деятельность. С середины 70-х годов одной из важнейших задач государственного регулирования и содействия развитию малого бизнеса стала задача создания новейших технологий, которые требуют крупномасштабных, междисциплинарных исследований, и следовательно, больших затрат финансовых средств, которые малые предприятия самостоятельно осуществлять не в состоянии. Сами технологии и процесс их возникновения стали в современных условиях не менее важным объектом промышленной политики, чем отрасли и товарные рынки.[10]

Государственное регулирование  и содействие развитию малого предпринимательства  имеет целью:

. создание правовых  и организационных условий для  роста деловой активности малых  предприятий;

. реализацию экономической  политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;

. реализацию налоговой  и кредитно-финансовой политики  для обеспечения эффективного  развития малого бизнеса;

. оказание малым предприятиям  содействия в осуществлении внешнеэкономической  деятельности;

. применение по отношению  к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;

. упрощение порядка  регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя;

. снижение расходов  по социальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:

. поддержание занятости,  социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния  населения;

. интенсификацию инвестиционных процессов;

. стимулирование инноваций  путем финансирования разработок  новой продукции.

В странах с развитой рыночной экономикой государственная  поддержка предпринимательства  опирается на соответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы государственной поддержки:

. законодательное установление долгосрочных программ развития малого бизнеса;

. включение малого  бизнеса составной частью в  государственные экономические  и социальные программы.

В США малый бизнес институционально организован и  интегрирован в государственные  структуры через специальные комитеты Конгресса,

Администрацию по делам  малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства  отражена в законах об основах  политики по отношению к малым  и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о

Центральном кооперативном  банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.[11]

Государственное содействие развитию малого предпринимательства  осуществляется по следующим основным направлениям:

. создание стабильных  государственных и негосударственных  источников ассигнований на поддержку  малого бизнеса;

. использование рациональных  механизмов контроля за расходованием  выделенных средств;

. обеспечение деятельности  контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;

. создание сети специализированных  институтов, обеспечивающих реализацию  государственной политики содействия  малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти; неправительственные объединения и организации; специализированные организации инфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;

. осуществление прямого  финансирования деятельности малых  предприятий на основе специальных  законов путем предоставления  субсидий, дотаций, налоговых и  инвестиционных льгот, компенсаций,  выплат из фондов поддержки  предпринимательства, размещения  государственных заказов:

. разработка целевых  программ государственной поддержки  малого бизнеса на долгосрочную  перспективу;

. оказание консультационной  помощи предпринимателям; организация  системы подготовки и переподготовки  предпринимателей;

. предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков.

. содействие внешнеэкономической  деятельности малых предприятий.

Приведем некоторые статистические данные, показывающие уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах.[12]

 

 

Страна

Количество

малых и

средних

предприятий

(тыс)

Количество

малых и средних

предприятий (на 10 тыс.чел)

Занято на

малых

и средних

предприятиях

(млн. чел.)

Доля малых и средних

предприятий в

общей численности

занятий (%)

Доля малых и средних

предприятий в ВВП

(% оценочно)

Великобритания

2630

460

13,6

49

50-53

Германия

2290

370

18,5

46

50-52

Италия

3920

680

16,8

73

57-60

Франция

1980

350

15,2

54

55-60

Страны ЕС

15770

450

68,0

72

63-67

США

19300

742

70,2

54

50-52

Япония

6450

496

39,5

78

52-55


 

Источники: Ресурсный  центр поддержки малого предпринимательства,

Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательства.

Теперь можно перейти к непосредственному рассмотрению становления и развития малого бизнеса в России и возникающих в связи с этим проблем.

          Возрождение предпринимательской деятельности в России и бывших социалистических странах – уникальное социальное, политическое и экономическое явление. Уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки жестко централизованной плановой системы.

Становление малого предпринимательства  в рамках новейшей истории России можно условно разделить на следующие этапы:

Первый этап: 1992-1994 гг.

Этот этап характеризуется  продвижением вперед в понимании  сути экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии.

Количественный рост малых предприятий характеризуется  следующими показателями: 1992 г. — 560 тыс. малых предприятий, 1993 — 865 тыс., 1994 —

896,6 тыс. В этот период утверждается Комитет по развитию кредитных союзов (октябрь1992 года). Кредитные союзы как система крупных, средних и мелких кредитных союзов — традиционная форма предоставления пайщикам финансовых услуг.

К концу 1994 года начался  спад в деятельности малых предприятий  — многие научно-консультационные торгово-посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались. Не дало желаемых результатов и развитие фермерского хозяйства. На федеральном уровне не была достаточно четко определена управленческая структура малого бизнеса. Функции поддержки малого бизнеса возлагались на Комитет по промышленной политике, который не в состоянии был охватить всего многообразия проблем, а также форм и видов малого предпринимательства. В результате картина развития предпринимательства уже в 1993 году характеризуется следующими показателями: 50% регистрируемых предприятий не начали работать, 30% едва сводили концы с концами. 40% не платили налоги,10% жили более или менее сносно, 3—4% процветали. 37% из успешно действующих предприятий связаны с теневой экономикой.

Еще одной отличительной  чертой этого этапа является рождение массы различных структурных  подразделений: фондов, ассоциаций и пр.

 Второй этап: 1995-1998 гг.

На этом этапе отчетливо  прослеживается нацеленность экономической  политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей  стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.

В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке  и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области.

По данным ГКРП России, в течение 1996-1997 гг. разрабатывалось  более 40 законодательных и нормативных  актов, затрагивающих деятельность малых предприятий. Среди них: «Об  участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд», проекты Федеральных законов «О торгах на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд», «О лизинге», «О системе гарантий и поручительств в сфере малого предпринимательства», «Об обществах взаимного кредитования».

Третий этап: 1999-2001 гг.

В эти годы правительство  нашей страны обратило пристальное  внимание на малый бизнес, провозгласив целью Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 годы обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.

Одновременно именно в этот период государство начинает испытывать дискомфорт от жесткой зависимости финансово-экономической независимости страны от ситуаций на мировых сырьевых рынках - на нефть, газ, золото, цветные металлы, то есть в тех отраслях, где традиционно работают исключительно крупные предприятия.

Далее будет нелишним рассмотреть некоторые особенности малого бизнеса в России, а затем перейти к проблемам малого предпринимательства в нашей стране. Итак, особенности малого бизнеса в России:

1. В нашей стране  малые предприятия все шире вовлекаются в сферы экономики, ранее характерные только для крупных и средних предприятий, - производство нефтепродуктов, пиломатериалов, добычу драгоценных металлов и т. п. При этом выпуск продукции малыми предприятиями осуществляется на арендованных мощностях крупных предприятий. По аналогичной схеме производится значительная часть продукции пищевой, деревообрабатывающей, лесной, и целлюлозо-бумажной отраслей промышленности.

2. Диверсификация характерна  для значительного числа малых предприятий.

Информация о работе Малый бизнес