Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:41, курсовая работа
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.
Введение………………………………………………………………………………….
ГлаваI.Малый бизнес: черты,экономические преимущества и недостатки…………
1.1.Малое предпринимательство и его организационно-правовые формы………..
1.2.Черты предпринимательства……………………………………………….……….
1.3.Экономические преимущества предпринимательства………………………….
1.4. Недостатки предпринимательства……………………………………………….
ГлаваII.Современное предпринимательство:зарубежный опыт и малый бизнес в России……………………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………….
Список литератур
- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
- улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия[8].
1.4.Недостатки
Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:
- более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
- зависимость от крупных компаний;
- недостатки в управлении собственным делом;
- слабая компетентность руководителей;
- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
- трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
- неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
Глава II. Современное предпринимательство:зарубежный опыт и малый бизнес в России
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований[9].
Особый интерес государство проявляет к той части малого бизнеса, которая ведет интенсивную научно-производственную деятельность. С середины 70-х годов одной из важнейших задач государственного регулирования и содействия развитию малого бизнеса стала задача создания новейших технологий, которые требуют крупномасштабных, междисциплинарных исследований, и следовательно, больших затрат финансовых средств, которые малые предприятия самостоятельно осуществлять не в состоянии. Сами технологии и процесс их возникновения стали в современных условиях не менее важным объектом промышленной политики, чем отрасли и товарные рынки.[10]
Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет целью:
. создание правовых
и организационных условий для
роста деловой активности
. реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;
. реализацию налоговой
и кредитно-финансовой
. оказание малым предприятиям
содействия в осуществлении
. применение по отношению
к малым предприятиям
. упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя;
. снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:
. поддержание занятости,
социально-экономической
. интенсификацию инвестиционных процессов;
. стимулирование инноваций
путем финансирования
В странах с развитой
рыночной экономикой государственная
поддержка предпринимательства
опирается на соответствующее
. законодательное установление долгосрочных программ развития малого бизнеса;
. включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.
В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса,
Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о
Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.[11]
Государственное содействие развитию малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
. создание стабильных
государственных и
. использование рациональных
механизмов контроля за
. обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;
. создание сети
. осуществление прямого
финансирования деятельности
. разработка целевых
программ государственной
. оказание консультационной
помощи предпринимателям; организация
системы подготовки и
. предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков.
. содействие
Приведем некоторые статистические данные, показывающие уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах.[12]
Страна |
Количество малых и средних предприятий (тыс) |
Количество малых и средних предприятий (на 10 тыс.чел) |
Занято на малых и средних предприятиях (млн. чел.) |
Доля малых и средних предприятий в общей численности занятий (%) |
Доля малых и средних предприятий в ВВП (% оценочно) |
Великобритания |
2630 |
460 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
370 |
18,5 |
46 |
50-52 |
Италия |
3920 |
680 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
350 |
15,2 |
54 |
55-60 |
Страны ЕС |
15770 |
450 |
68,0 |
72 |
63-67 |
США |
19300 |
742 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6450 |
496 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Источники: Ресурсный центр поддержки малого предпринимательства,
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
Теперь можно перейти к непосредственному рассмотрению становления и развития малого бизнеса в России и возникающих в связи с этим проблем.
Возрождение предпринимательской деятельности в России и бывших социалистических странах – уникальное социальное, политическое и экономическое явление. Уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки жестко централизованной плановой системы.
Становление малого предпринимательства в рамках новейшей истории России можно условно разделить на следующие этапы:
Первый этап: 1992-1994 гг.
Этот этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии.
Количественный рост
малых предприятий
896,6 тыс. В этот период утверждается Комитет по развитию кредитных союзов (октябрь1992 года). Кредитные союзы как система крупных, средних и мелких кредитных союзов — традиционная форма предоставления пайщикам финансовых услуг.
К концу 1994 года начался спад в деятельности малых предприятий — многие научно-консультационные торгово-посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались. Не дало желаемых результатов и развитие фермерского хозяйства. На федеральном уровне не была достаточно четко определена управленческая структура малого бизнеса. Функции поддержки малого бизнеса возлагались на Комитет по промышленной политике, который не в состоянии был охватить всего многообразия проблем, а также форм и видов малого предпринимательства. В результате картина развития предпринимательства уже в 1993 году характеризуется следующими показателями: 50% регистрируемых предприятий не начали работать, 30% едва сводили концы с концами. 40% не платили налоги,10% жили более или менее сносно, 3—4% процветали. 37% из успешно действующих предприятий связаны с теневой экономикой.
Еще одной отличительной чертой этого этапа является рождение массы различных структурных подразделений: фондов, ассоциаций и пр.
Второй этап: 1995-1998 гг.
На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.
В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области.
По данным ГКРП России, в течение 1996-1997 гг. разрабатывалось более 40 законодательных и нормативных актов, затрагивающих деятельность малых предприятий. Среди них: «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд», проекты Федеральных законов «О торгах на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд», «О лизинге», «О системе гарантий и поручительств в сфере малого предпринимательства», «Об обществах взаимного кредитования».
Третий этап: 1999-2001 гг.
В эти годы правительство нашей страны обратило пристальное внимание на малый бизнес, провозгласив целью Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 годы обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.
Одновременно именно в этот период государство начинает испытывать дискомфорт от жесткой зависимости финансово-экономической независимости страны от ситуаций на мировых сырьевых рынках - на нефть, газ, золото, цветные металлы, то есть в тех отраслях, где традиционно работают исключительно крупные предприятия.
Далее будет нелишним рассмотреть некоторые особенности малого бизнеса в России, а затем перейти к проблемам малого предпринимательства в нашей стране. Итак, особенности малого бизнеса в России:
1. В нашей стране малые предприятия все шире вовлекаются в сферы экономики, ранее характерные только для крупных и средних предприятий, - производство нефтепродуктов, пиломатериалов, добычу драгоценных металлов и т. п. При этом выпуск продукции малыми предприятиями осуществляется на арендованных мощностях крупных предприятий. По аналогичной схеме производится значительная часть продукции пищевой, деревообрабатывающей, лесной, и целлюлозо-бумажной отраслей промышленности.
2. Диверсификация характерна для значительного числа малых предприятий.