Малый и крупный бизнес в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Цель выполнения курсовой работы - на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала выяснить экономическую сущность малых и крупных предприятий, оценить их влияние на экономику страны, рассмотреть способы их взаимодействия.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность и роль малого и крупного бизнеса в экономике России;
Выявить механизмы взаимодействия малого и крупного бизнеса

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………4
Характеристика малого и крупного бизнеса ……………………….........6
Сущность и роль малого предпринимательства………………………...6
Сущность и значение крупного бизнеса………………………………..10
Формы взаимодействия малого и крупного бизнеса…………………..16
Тенденции развития малого и крупного бизнеса в РФ…………………22
Оценка современного состояния развития малого бизнеса 2009-2012 гг…………………………………………………………………………...22
Оценка современного состояния развития крупного бизнеса в 2009-2012гг...........................................................................................................29
Современное состояние интеграции малого и крупного бизнеса проблемы взаимодействия…………………..…………………………...30
Заключение…………………………………………………………………...34
Список используемой литературы…………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Сущность и значение  крупного бизнеса

К крупному бизнесу мы будем относить экономических агентов (субъектов), которые в процессе текущего функционирования оказывают существенное влияние на национальную экономику в целом или, по крайней мере, на некоторые ее сектора. Можно сформулировать и по-другому. В качестве содержательного критерия отнесения той или иной структуры к крупному бизнесу выбирается ее способность изменять экономические институты («правила игры») в сфере своей деятельности. Такая способность определяется прежде всего масштабами этой структуры, но иногда ключевую роль могут играть и

другие факторы, например особенности ее технологической специализации или рыночного позиционирования. Если воспользоваться математической терминологией, то субъект крупного бизнеса – это экономический агент, способный оказывать столь сильное влияние на окружающее пространство, что в результате меняется топология последнего (оно «искривляется», «рвется» и т.д.).Российский крупный бизнес как экономический феномен. Так понимаемый термин «крупный бизнес» полностью соответствует широко используемому англоязычному термину «big business».В западной экономической теории и практике близкими к нему являются такие понятия, как «компания общенациональной значимости» или «транснациональная корпорация». В социальных науках и политологии часто в одном ряду с термином «big business» находятся также «big state» и «big trade unions».Сразу подчеркнем различия между понятием «крупный бизнес» в смысле данного выше описания и такими категориями, как «крупное производство» и «крупное предприятие». «Крупное производство» – понятие, на наш взгляд, значительно более широкое, чем «крупный бизнес», поскольку в нем нет никакого указания на смысл деятельности соответствующих субъектов. Крупный бизнес – это не просто крупное производство, но производство самостоятельное и экономически организованное. То есть его субъект, во-первых, сам определяет смысл своего существования, а во-вторых, действует в соответствии с рыночными критериями рациональности. [2, с.13-15].

Для отношения бизнеса  к категории «крупного бизнеса» предприятия должно иметь следующие критерии: 
- численность работников предприятия за предшествующий календарный год - не менее 251;  
- выручка от реализации товаров и рабочих услуг без учета НДС или стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не менее 1 млрд. руб. 

Границы крупного бизнеса никогда  четко не определялись, но если речь идет действительно о крупном  бизнесе, то число занятых в нем  может составлять тысячи и десятки  тысяч человек, а в самом крупном, таком как РЖД, РАО ЕЭС или  «Газпром» - сотни тысяч работников. 

Крупный бизнес – это  сегодня одна из основ экономики. Большие фирмы за счет своих ресурсов зависят от рыночной конъюнктуры  в меньшей степени. То есть, крупный бизнес обладает резервом ресурсов, который может быть использован в случае наступления неблагоприятных рыночных условий.  Более того, многие большие фирмы за счет своей высокой доли способны влиять на рынок. В свою очередь, это приводит к попыткам монополизации, так как ослабляется конкуренцию. В связи с этим проводится антимонопольная политика по отношению к самым большим компаниям.

Также большие фирмы вносят значительный вклад в развитие многих производств, в частности, наукоемких и капиталоемких (требующих больших затрат капитала). При оценке показателей производства определенных товаров, видно, что наибольшего прогресса смог добиться именно крупный бизнес. Большие концерны могут развить разработку и массовый выпуск судов, автомобилей, энергетического оборудования, сельскохозяйственных машин, полуфабрикатов и материалов (пластмассы, алюминия, стали). Крупные предприятия могут организовать массовую добычу руды, нефти, газа и прочего сырья. Все это обуславливает некое двойственное отношение государства к большим предприятиям. С одной стороны, их пытаются ограничить посредством антимонопольной политики. А с другой, крупный бизнес поддерживается как основа капиталоемких и наукоемких сфер.

Во многих развитых государствах крупномасштабные предприятия занимают в экономике ведущее место. Как правило, на крупный бизнес приходится от 50 до 60 % ВВП. Большие предприятия доминируют во многих машиностроительных отраслях (приборостроении, электротехнической промышленности, транспортном машиностроении), химической промышленности, топливно-энергетическом комплексе, цветной и черной металлургии, добывающей отрасли.

Крупное предпринимательство способствует росту концентрации производства и в ряде отраслей сферы услуг. Это касается высшего образования, производства программного обеспечения, финансов, здравоохранения, торговли и прочих областей. Например, в Америке на долю масштабных предприятий приходится порядка 47% рабочей силы и 60% ВВП.

В Российской Федерации большие формы считаются более эффективными, нежели основная масса мелких и средних компаний, и по темпам роста, и по производительности, и по рентабельности. Особое место российского крупного бизнеса позволило за время реформ сконцентрировать основные финансовые потоки. Вследствие чего, большие фирмы смогли организовать достаточно сильные команды высококвалифицированных и высокооплачиваемых менеджеров. Вместе с этим, размер крупных предприятий России заметно меньше, нежели в других развитых странах.

Функции крупного бизнеса

Главным элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного  процесса в экономике являются крупные  предприятия, обеспечивающие устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры, производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителем НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.

Выделяют четыре фундаментальные причины, стимулирующие рост корпораций.

Первая - стремление к получению экономии на масштабе производства. Она образуется при увеличении объема выпуска данной продукции за счет сокращения издержек на ее единицу. Это сокращение достигается изменением характера используемых ресурсов, что проявляется в усилении специализации применяемого труда, введения автоматического оборудования, в том числе автоматических сборочных линий и др. Укрупнение предприятия способствует развитию концентрации производства на крупных предприятиях, образованию многозаводских и отраслевых монополий.

Вторая причина - стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта). Это вид экономии, названный английским экономистом Е. Пенроузом экономией на росте, образуется благодаря несбалансированности роста фирмы, на которой постоянно возникают новые неиспользуемые в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы. Экономия от использования этих ресурсов и становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому большинство фирм стремится к проникновению в те области, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с основным производством фирмы. Благодаря экономии на масштабе сферы деятельности образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании. Инструментами их формирования являлись вертикальная интеграция (комбинирование), диверсификация (в том числе конгломерация) и интернационализация с ее высшей формой - глобализацией.

Третий стимул роста корпораций - экономия на трансакционных расходах. Такие расходы связаны с осуществлением рыночных договорных отношений и возникают тогда, когда происходит переход товара или услуги от одной технологически обособленной структуры к другой, то есть когда имеет место транзакция - сделка, операция, контракт, договор. Трансакционные расходы - расходы на функционирование рыночной системы. Сокращение этих потерь достигается за счет ограничения объема рыночных отношений с помощью вертикальной интеграции, диверсификации и интернационализации. О. Вильямсон, опираясь на исследования изменения организационных форм корпораций в США в течение 150 лет, приведших к образованию современной фирмы, назвал эти расходы "главным фактором организационной эволюции корпораций". Современная корпорация, по его мнению, является продуктом серии организационных нововведений, цель и результат которых - экономия на трансакционных расходах. Другими словами, современная корпорация - средство уменьшения этих расходов.

Большинство современных крупных фирм - международные компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах. С наибольшей наглядностью эти свойства крупного бизнеса проявились в деятельности современных транснациональных корпораций (ТНК). Последние благодаря огромной концентрации ресурсов и централизации финансовых и материальных потоков внутри корпорации способны сами создавать для себя эффективную рыночную и социальную инфраструктуру. Приходя в менее развитые страны ТНК сами создают коммуникации, формируют модель поведения работников и потребителей, активно воздействуют на внутренне и международное законодательство. 
Наряду с конкурентными преимуществами крупный бизнес имеет и слабые стороны. Рост фирмы часто сопровождается снижением эффективности ее управления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах. [3].

 

1.3.Формы взаимодействия малого и крупного бизнеса

В настоящее время  в современной экономике господствуют две основные тенденции. Во-первых, глобализация всех сфер экономической деятельности, в основе которой лежат процессы централизации капитала и производства, рост транснациональных корпораций, интернационализация экономики, развитие глобальных сетей (информационных, предпринимательских), во-вторых - стремление к дезинтеграции, реструктуризация крупнейших предприятий, рост малого предпринимательства, развитие кооперации малых и крупных фирм во всех отраслях экономики. 
Субподряд (субконтрактация)

Самой распространенной формой кооперации малого и крупного бизнеса в сфере производства признана субподрядная система, которая в настоящее время является основой эффективного функционирования крупнейших предприятий.

Классическое понимание  процесса организации субконтрактной системы организации производства подразумевает наличие головного предприятия - контрактора и множества малых и средних предприятий - субконтракторов. Определение субконтрактинга, приведенное в официальных документах Генеральной дирекции предпринимательства Европейской комиссии, гласит: "Промышленный субконтрактинг может быть определен как сделка, по которой предприятие, называемое субконтрактором, уполномочено другим предприятием, называемым главным контрактором, обеспечивать последнее товарами и услугами, которые он будет использовать для своих собственных коммерческих целей, часто, но не всегда, инкорпорируя эти товары или услуги в свое общее целое" [4]. Отношения субконтрактации в России не представляют какой-либо принципиально новой формы организации производства. В переводе понятие "субконтрактация" означает передачу части заказа на сторону, в подряд, и ему есть русский, более понятный и знакомый, синоним - "производственная кооперация" .[5, с.17]

Субконтрактацию как  форму организации промышленного производства, рассчитанную на использование широкой сети поставщиков можно представить "в виде головного предприятия - "контрактора" и множества малых и средних предприятий - "субконтракторов". Основополагающим в такой системе взаимоотношений является принцип: приступать к производству какого-либо изделия следует только в случае, если исчерпаны все возможности получения его извне" [7]. В материалах некоторых исследователей субконтрактация определяется просто как "передача части заказа на сторону". Иначе говоря, под субконтрактацией часто понимается "вид производственной кооперации, в ходе которой одно предприятие поручает другому изготовить некие комплектующие". [8, с. 45-47]

Таким образом, понятие  рассматриваемой формы промышленной кооперации можно охарактеризовать как систему организации производства, построенную на принципах долгосрочности, стабильности, высокой степени ответственности и доверия между промышленными предприятиями - партнерами процесса.

Франчайзинг

В сфере торговли и услуг в западной экономике огромное развитие получил франчайзинг - система взаимовыгодных договорных отношений между крупными и малыми фирмами.

Франчайзинг - это система взаимовыгодных партнерских  отношений предприятий крупного и малого бизнеса. Он объединяет элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, но в целом остается самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица. Франчайзинг реализуется на основе договора, заключаемого между крупным предприятием - франчайзером и мелким - франчайзи (оператором). При этом франчайзер (обычно крупная родительская компания) обязуется снабжать мелкую фирму или бизнесмена, действующих в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За это фирма (франчайзи) обязуется предоставить компании (франчайзеру) услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию какую-то часть своего капитала. Франчайзи обязуется иметь деловые контакты исключительно с компанией - франчайзером, а также вести бизнес в соответствии с ее предписаниями.

Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой франчайзера. Кроме этого взноса франчайзи и капиталовложений в основные фонды, сделанные им, франчайзер может назначить регулярную плату за рекламу торговой марки, используемую оператором. Плата, как правило, устанавливается в пределах 1-5% выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи, составляющий в среднем 2-3%, но бывает и значительно выше. [9, с.211]

Информация о работе Малый и крупный бизнес в современной экономике России