Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:49, курсовая работа
Цель выполнения курсовой работы - на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала выяснить экономическую сущность малых и крупных предприятий, оценить их влияние на экономику страны, рассмотреть способы их взаимодействия.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность и роль малого и крупного бизнеса в экономике России;
Выявить механизмы взаимодействия малого и крупного бизнеса
Введение………………………………………………………………………4
Характеристика малого и крупного бизнеса ……………………….........6
Сущность и роль малого предпринимательства………………………...6
Сущность и значение крупного бизнеса………………………………..10
Формы взаимодействия малого и крупного бизнеса…………………..16
Тенденции развития малого и крупного бизнеса в РФ…………………22
Оценка современного состояния развития малого бизнеса 2009-2012 гг…………………………………………………………………………...22
Оценка современного состояния развития крупного бизнеса в 2009-2012гг...........................................................................................................29
Современное состояние интеграции малого и крупного бизнеса проблемы взаимодействия…………………..…………………………...30
Заключение…………………………………………………………………...34
Список используемой литературы…………………………………………..36
1.2. Сущность и значение крупного бизнеса
К крупному бизнесу мы будем относить экономических агентов (субъектов), которые в процессе текущего функционирования оказывают существенное влияние на национальную экономику в целом или, по крайней мере, на некоторые ее сектора. Можно сформулировать и по-другому. В качестве содержательного критерия отнесения той или иной структуры к крупному бизнесу выбирается ее способность изменять экономические институты («правила игры») в сфере своей деятельности. Такая способность определяется прежде всего масштабами этой структуры, но иногда ключевую роль могут играть и
другие факторы, например особенности ее технологической специализации или рыночного позиционирования. Если воспользоваться математической терминологией, то субъект крупного бизнеса – это экономический агент, способный оказывать столь сильное влияние на окружающее пространство, что в результате меняется топология последнего (оно «искривляется», «рвется» и т.д.).Российский крупный бизнес как экономический феномен. Так понимаемый термин «крупный бизнес» полностью соответствует широко используемому англоязычному термину «big business».В западной экономической теории и практике близкими к нему являются такие понятия, как «компания общенациональной значимости» или «транснациональная корпорация». В социальных науках и политологии часто в одном ряду с термином «big business» находятся также «big state» и «big trade unions».Сразу подчеркнем различия между понятием «крупный бизнес» в смысле данного выше описания и такими категориями, как «крупное производство» и «крупное предприятие». «Крупное производство» – понятие, на наш взгляд, значительно более широкое, чем «крупный бизнес», поскольку в нем нет никакого указания на смысл деятельности соответствующих субъектов. Крупный бизнес – это не просто крупное производство, но производство самостоятельное и экономически организованное. То есть его субъект, во-первых, сам определяет смысл своего существования, а во-вторых, действует в соответствии с рыночными критериями рациональности. [2, с.13-15].
Для отношения бизнеса
к категории «крупного бизнеса» предприятия должно иметь следующие
критерии:
- численность работников предприятия
за предшествующий календарный год - не
менее 251;
- выручка от реализации товаров и рабочих
услуг без учета НДС или стоимость активов
(остаточная стоимость основных средств
и нематериальных активов) за предшествующий
календарный год не менее 1 млрд. руб.
Границы крупного бизнеса никогда четко не определялись, но если речь идет действительно о крупном бизнесе, то число занятых в нем может составлять тысячи и десятки тысяч человек, а в самом крупном, таком как РЖД, РАО ЕЭС или «Газпром» - сотни тысяч работников.
Крупный бизнес – это сегодня одна из основ экономики. Большие фирмы за счет своих ресурсов зависят от рыночной конъюнктуры в меньшей степени. То есть, крупный бизнес обладает резервом ресурсов, который может быть использован в случае наступления неблагоприятных рыночных условий. Более того, многие большие фирмы за счет своей высокой доли способны влиять на рынок. В свою очередь, это приводит к попыткам монополизации, так как ослабляется конкуренцию. В связи с этим проводится антимонопольная политика по отношению к самым большим компаниям.
Также большие фирмы вносят значительный вклад в развитие многих производств, в частности, наукоемких и капиталоемких (требующих больших затрат капитала). При оценке показателей производства определенных товаров, видно, что наибольшего прогресса смог добиться именно крупный бизнес. Большие концерны могут развить разработку и массовый выпуск судов, автомобилей, энергетического оборудования, сельскохозяйственных машин, полуфабрикатов и материалов (пластмассы, алюминия, стали). Крупные предприятия могут организовать массовую добычу руды, нефти, газа и прочего сырья. Все это обуславливает некое двойственное отношение государства к большим предприятиям. С одной стороны, их пытаются ограничить посредством антимонопольной политики. А с другой, крупный бизнес поддерживается как основа капиталоемких и наукоемких сфер.
Во многих развитых государствах крупномасштабные предприятия занимают в экономике ведущее место. Как правило, на крупный бизнес приходится от 50 до 60 % ВВП. Большие предприятия доминируют во многих машиностроительных отраслях (приборостроении, электротехнической промышленности, транспортном машиностроении), химической промышленности, топливно-энергетическом комплексе, цветной и черной металлургии, добывающей отрасли.
Крупное предпринимательство способствует росту концентрации производства и в ряде отраслей сферы услуг. Это касается высшего образования, производства программного обеспечения, финансов, здравоохранения, торговли и прочих областей. Например, в Америке на долю масштабных предприятий приходится порядка 47% рабочей силы и 60% ВВП.
В Российской Федерации большие формы считаются более эффективными, нежели основная масса мелких и средних компаний, и по темпам роста, и по производительности, и по рентабельности. Особое место российского крупного бизнеса позволило за время реформ сконцентрировать основные финансовые потоки. Вследствие чего, большие фирмы смогли организовать достаточно сильные команды высококвалифицированных и высокооплачиваемых менеджеров. Вместе с этим, размер крупных предприятий России заметно меньше, нежели в других развитых странах.
Функции крупного бизнеса
Главным элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике являются крупные предприятия, обеспечивающие устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры, производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителем НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.
Выделяют четыре фундаментальные причины, стимулирующие рост корпораций.
Первая - стремление к получению экономии на масштабе производства. Она образуется при увеличении объема выпуска данной продукции за счет сокращения издержек на ее единицу. Это сокращение достигается изменением характера используемых ресурсов, что проявляется в усилении специализации применяемого труда, введения автоматического оборудования, в том числе автоматических сборочных линий и др. Укрупнение предприятия способствует развитию концентрации производства на крупных предприятиях, образованию многозаводских и отраслевых монополий.
Вторая причина - стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта). Это вид экономии, названный английским экономистом Е. Пенроузом экономией на росте, образуется благодаря несбалансированности роста фирмы, на которой постоянно возникают новые неиспользуемые в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы. Экономия от использования этих ресурсов и становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому большинство фирм стремится к проникновению в те области, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с основным производством фирмы. Благодаря экономии на масштабе сферы деятельности образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании. Инструментами их формирования являлись вертикальная интеграция (комбинирование), диверсификация (в том числе конгломерация) и интернационализация с ее высшей формой - глобализацией.
Третий стимул роста корпораций - экономия на трансакционных расходах. Такие расходы связаны с осуществлением рыночных договорных отношений и возникают тогда, когда происходит переход товара или услуги от одной технологически обособленной структуры к другой, то есть когда имеет место транзакция - сделка, операция, контракт, договор. Трансакционные расходы - расходы на функционирование рыночной системы. Сокращение этих потерь достигается за счет ограничения объема рыночных отношений с помощью вертикальной интеграции, диверсификации и интернационализации. О. Вильямсон, опираясь на исследования изменения организационных форм корпораций в США в течение 150 лет, приведших к образованию современной фирмы, назвал эти расходы "главным фактором организационной эволюции корпораций". Современная корпорация, по его мнению, является продуктом серии организационных нововведений, цель и результат которых - экономия на трансакционных расходах. Другими словами, современная корпорация - средство уменьшения этих расходов.
Большинство современных крупных фирм
- международные компании, работающие
на глобальных рынках, что позволяет им
использовать преимущества относительно
дешевых ресурсов мировой экономики, размещая
разные стадии производства в различных
странах. С наибольшей наглядностью эти
свойства крупного бизнеса проявились
в деятельности современных транснациональных
корпораций (ТНК). Последние благодаря огромной концентрации
ресурсов и централизации финансовых
и материальных потоков внутри корпорации
способны сами создавать для себя эффективную
рыночную и социальную инфраструктуру.
Приходя в менее развитые страны ТНК сами
создают коммуникации, формируют модель
поведения работников и потребителей,
активно воздействуют на внутренне и международное
законодательство.
Наряду с конкурентными преимуществами
крупный бизнес имеет и слабые стороны.
Рост фирмы часто сопровождается снижением
эффективности ее управления. Очень часто
крупные фирмы имеют возможность регулировать
спрос и цены на свою продукцию, что снижает
стимулы к росту эффективности, и делает
крупный бизнес негибким. Эти особенности
крупных фирм создают возможности для
устойчивого развития бизнеса в средних
и мелких размерах. [3].
1.3.Формы взаимодействия малого и крупного бизнеса
В настоящее время
в современной экономике
Субподряд (субконтрактация)
Самой распространенной формой кооперации малого и крупного бизнеса в сфере производства признана субподрядная система, которая в настоящее время является основой эффективного функционирования крупнейших предприятий.
Классическое понимание процесса организации субконтрактной системы организации производства подразумевает наличие головного предприятия - контрактора и множества малых и средних предприятий - субконтракторов. Определение субконтрактинга, приведенное в официальных документах Генеральной дирекции предпринимательства Европейской комиссии, гласит: "Промышленный субконтрактинг может быть определен как сделка, по которой предприятие, называемое субконтрактором, уполномочено другим предприятием, называемым главным контрактором, обеспечивать последнее товарами и услугами, которые он будет использовать для своих собственных коммерческих целей, часто, но не всегда, инкорпорируя эти товары или услуги в свое общее целое" [4]. Отношения субконтрактации в России не представляют какой-либо принципиально новой формы организации производства. В переводе понятие "субконтрактация" означает передачу части заказа на сторону, в подряд, и ему есть русский, более понятный и знакомый, синоним - "производственная кооперация" .[5, с.17]
Субконтрактацию как форму организации промышленного производства, рассчитанную на использование широкой сети поставщиков можно представить "в виде головного предприятия - "контрактора" и множества малых и средних предприятий - "субконтракторов". Основополагающим в такой системе взаимоотношений является принцип: приступать к производству какого-либо изделия следует только в случае, если исчерпаны все возможности получения его извне" [7]. В материалах некоторых исследователей субконтрактация определяется просто как "передача части заказа на сторону". Иначе говоря, под субконтрактацией часто понимается "вид производственной кооперации, в ходе которой одно предприятие поручает другому изготовить некие комплектующие". [8, с. 45-47]
Таким образом, понятие рассматриваемой формы промышленной кооперации можно охарактеризовать как систему организации производства, построенную на принципах долгосрочности, стабильности, высокой степени ответственности и доверия между промышленными предприятиями - партнерами процесса.
Франчайзинг
В сфере торговли и услуг в западной экономике огромное развитие получил франчайзинг - система взаимовыгодных договорных отношений между крупными и малыми фирмами.
Информация о работе Малый и крупный бизнес в современной экономике России