Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:49, курсовая работа
Цель выполнения курсовой работы - на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала выяснить экономическую сущность малых и крупных предприятий, оценить их влияние на экономику страны, рассмотреть способы их взаимодействия.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность и роль малого и крупного бизнеса в экономике России;
Выявить механизмы взаимодействия малого и крупного бизнеса
Введение………………………………………………………………………4
Характеристика малого и крупного бизнеса ……………………….........6
Сущность и роль малого предпринимательства………………………...6
Сущность и значение крупного бизнеса………………………………..10
Формы взаимодействия малого и крупного бизнеса…………………..16
Тенденции развития малого и крупного бизнеса в РФ…………………22
Оценка современного состояния развития малого бизнеса 2009-2012 гг…………………………………………………………………………...22
Оценка современного состояния развития крупного бизнеса в 2009-2012гг...........................................................................................................29
Современное состояние интеграции малого и крупного бизнеса проблемы взаимодействия…………………..…………………………...30
Заключение…………………………………………………………………...34
Список используемой литературы…………………………………………..36
На развитие малого бизнеса влияет также степень распространенности коррупции: сейчас доля взяток составляет в среднем 5%. Это много. Но это меньше, чем 2 года назад. И еще меньше, чем 6 лет назад, когда этот показатель составлял около 10%. Заработал механизм Оценки регулирующего воздействия, позволяющий бизнесу отслеживать любые изменения, способные ухудшить условия ведения предпринимательства в России. Наблюдаются значительные улучшения в сфере кредитования малого бизнеса.
Согласно исследованию
Национального института
Несмотря на все трудности, малый бизнес растет. Причем в некоторых регионах просто небывалыми темпами, свидетельствует исследование НИСИПП.
12 января 2012 года Д.А.
Медведев в ходе совещания
с руководством ряда
«Первая проблема заключается в том, что все еще сохраняются административные барьеры, давление со стороны госорганов. Вторая проблема - монополизация рынков и невозможность обратиться за заключением соответствующих договоров, включая участие в госзакупках на различных уровнях власти. Третья - высокие тарифы в сфере энергетики и сложности с подключением субъектов малого предпринимательства к сетям.»[12]
Таким образом, итоги деятельности малых предприятий в январе-июне 2012 года в региональном разрезе можно рассматривать как позитивные. В 52 регионах выросло количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей; увеличение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях отмечено в 53 регионах; объемов оборота МП (с учетом ИПЦ) в 62 регионах; инвестиции в основной капитал (с учетом ИПЦ) - в 58 регионах.
По состоянию на 1 января 2013 года в России было зарегистрировано почти два миллиона малых предприятий, что на 8,7% больше, чем по состоянию на 1 января 2012 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тысяч жителей увеличилось на 110,5 единицы и составило 1395,9 единицы.
Подводя итог, можно сказать, что малое предпринимательство в России – уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие экономики России в целом.
2.2.Оценка современного состояния развития крупного бизнеса в 2009-2012 гг.
Крупный российский бизнес смог отыграть большую часть потерь, понесенных в результате кризиса 2008–2009 годов. Средний номинальный рост выручки 400 крупнейших компаний России составил в 2010 году 20,2%. В результате совокупные продажи участников рейтинга после провала 2009 года вновь вплотную приблизились к рекордному докризисному показателю — до заветной планки 1,142 трлн долларов они недотянули немного, 36 млрд долларов (см. Приложение2).
Локомотивом посткризисного восстановления стали «крупнейшие среди крупных». Вклад первых 40 компаний в совокупную выручку участников рейтинга превышает вклад следующих за ними 40 предприятий почти в шесть раз. В целом выручка 40 лидеров более чем в 1,6 раза выше совокупной выручки остальных представленных в рейтинге компаний, вместе взятых.
Суммарный объем выручки 400 ведущих компаний России в 2011 году вырос на 23,4%, поставив новый рекорд - 1,407 трлн долларов. Заслуга в этом принадлежит не только благоприятной внешней конъюнктуре (хотя, несмотря на нестабильность цен на нефть во второй половине года, их средний уровень весьма заметно вырос). Значительно более важную роль сыграл рост инвестиционного спроса и новый виток потребительской активности.
Можно выделить основные факторы успеха постсоветского крупного бизнеса: реализация мегапроектов, осмысленная промышленная политика, кооперация с технологическими лидерами, глобализация бизнеса, внедрение передовых бизнес-технологий. Очевидно, что потенциал, заложенный в этих факторах успеха, нашим бизнесом далеко не исчерпан. Они могут и должны стать основой для прорыва российской экономики.
2.3.Современное состояние интеграции малого и крупного бизнеса, проблемы взаимодействия
Современная рыночная экономическая система базируется на дуальных отношениях хозяйствующих субъектов малого бизнеса, с одной стороны, и крупного бизнеса, с другой. Однако в экономических отношениях малых и крупных предприятий существуют определенные противоречия. Для совершенствования макроэкономических механизмов взаимодействия корпораций с малым и средним бизнесом следует сформировать региональные и межрегиональные связи предприятий малого бизнеса, основанные на взаимодействии крупных, средних и малых предприятий регионов. Развитие перспективных инновационных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса в современных условиях заключается в создании новых форм и моделей совместной деятельности, максимально полно учитывающих особенности территориальной локализации взаимодействия разных по величине субъектов экономической деятельности и совместной деятельности предприятий малого и крупного бизнеса в сфере Интернет технологий [13].
Сегодня крупные компании все чаще создают вокруг себя малые, в том числе на основе бывших филиалов, отделений, дочерних фирм. Тем самым они повышают «рыночную гибкость», избавляются от нерациональных накладных затрат, уменьшают налоговые платежи.
Однако в экономических отношениях малых и крупных предприятий существуют определенные противоречия, которые заключаются в жесткости единых стандартов и принципов, централизованно устанавливаемых корпорациями, и специфике контрактных условий работы малых и средних предприятий; в длительных сроках действия договоров и непредсказуемости динамики многих параметров хозяйствования малой или средней фирмы; в недостаточном стартовом потенциале новых малых предприятий и высоких первоначальных расходах по включению в партнерские отношения; в стремлении корпораций к подчинению более мелких фирм и тенденцией к самоограничению, обусловленной лимитированностью финансовых, материальных и кадровых ресурсов, в действиях конкурентов и других факторах внешней среды [14, с. 78, 80]
К основным проблемам кооперационного взаимодействия малых и крупных предпринимательских структур следует отнести:
-отсутствие со стороны
федеральных и региональных
-отсутствие системы
стимулов для крупных
-недостаточная привлекательность малых предприятий в качестве партнеров для крупных предприятий;
-неразвитость прикладных
услуг (информационных, консультативных,
инжиниринговых, проектных, конструкторских
и др.) для предпринимательских
структур, заинтересованных в субконт-
рактинге;
-отсутствие эффективной
системы финансирования
-отсутствие
-недостаточная
-недостаточное число
специализированных выставок и
ярмарок, направленных на
связей.
В заключении, можно отметить, что развитие взаимодействия крупного и малого бизнеса — это эволюционный процесс на современном этапе. Он связан с характерными для инновационной экономики процессами, такими как: рост роли научно-технического прогресса, развитие информационных технологий, переход к индивидуальному (штучному) производству, ориентированному на потребности заказчика. Выбор одной из форм взаимодействия крупного и малого бизнеса компенсирует недостатки, обусловленные размером участвующей организации, а полученные результаты способствуют повышению эффективности работы в целом.
Заключение
Достигнуты цели данной
работы: раскрыто понятие «малый»
и «крупный» бизнес, определена роль
предпринимательства в
Для современной экономики
Малый бизнес имеет определенные преимущества по сравнению с крупным: инициативность; специализация, приспособление к необходимым формам производства и обслуживания; гибкость, мобильность; склонность к риску; оперативность реагирования на спрос; более экономичное использование ресурсов; повышенная скорость оборота капитала.
Большое значение имеет экономическая роль малых предприятий: сглаживание колебаний экономической конъюнктуры; формирование конкурентных отношений; более полное использование материальных, кадровых, организационных, технологических ресурсов; стабилизация макроэкономических процессов; формирование качественной системы бытовых, организационных, производственных услуг; развитие инновационного капитала экономики; расширение налогооблагаемой базы всех уровней; ускоренное освоение инвестиций.
Рациональное соотношение
между крупным и малым предпринимательством зависит
от целого ряда факторов, включая культурно-исторические
традиции, менталитет общества, природно-климатические
особенности и др.
Российская модель взаимодействия малого
и крупного бизнеса имеет свою специфику,
обусловленную ходом развития экономических
реформ, которая заключается в том, что
в складывающемся экономическом симбиозе
предприятий значительная доля нагрузки
на первоначальном этапе ложилась на малые
предприятия, которые зачастую обеспечивали
“выживание” крупных фирм. Эта тенденция
не преодолена полностью и до сих пор.
Сегодня необходим поиск новых резервов для успешного развития малого бизнеса. Значительная часть из них находится в сфере создания условий для органичного взаимодействия, сотрудничества и кооперации малого, среднего и крупного бизнеса в интересах участников сотрудничества, государства и общества в целом.
Список изученной литературы
1.Бекетов К.В. Маркетинг
взаимодействия в развитии
2. Земляков Д.Н. Франчайзинг.
Интегрированные формы бизнеса.
3. Ильенкова С.Д. Микроэкономическая статистика - М. : Изд-во: «Финансы и статистика», 2011 544 с. [6]
4.Лапуста М.Г.
5. Паппэ Я. Ш., Галухина Я. С. Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993–2008 гг. М.: ГУ-ВШЭ, 2009, 423с. [2].
7. Герчикова И. Н. Государственное регулирование предпринимательской деятельности// Маркетинг/ Учебное пособие. – М.: Издательство «Консалтбанкир», 2002. – №5. [14].
8.Бекетов Н.В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция // Маркетинг в России и за рубежом: Научно-практический журнал (Москва). - 2007. - №6.[5].
9. Зиненко И. Образование во время кризиса — в России и за рубежом. Gzt:ru.[11]
10. Малый бизнес - http://small-business.web-3.
11. Сайт федеральной
службы государственной
12.Субконтрактация для предпринимателей - http://www.subcontract.ru. [7].
13. Субконтрактинг как одна из стратегий развития промышленного производства - http://www.spx.ru. [4].
Информация о работе Малый и крупный бизнес в современной экономике России