Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 13:24, реферат
Структурное взаимодействие в организациях является объектом пристального внимания многих исследователей бизнес-процессов и руководителей компаний. Для наиболее эффективного решения поставленных задач, руководству организации необходимо чёткое понимание структуры производственного процесса, задействованных подразделений и их функциональных элементов. Структурный подход к управлению организацией позволяет обеспечить координацию элементов деятельности и взаимодействие между ними. Он предполагает применение децентрализации, разделения труда, охвата контролем и других средств повышения эффективности производственного процесса.
2.2. Структурное месторасположение
кадровой службы на разных стадиях деятельности
Организационный статус подтверждается набором полномочий и ответственности. Их объем и иерархический ранг во многом определяются позицией первого руководителя организации по отношению к кадровой службе. Они также формируются по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала.
Авторитет кадровой службы зависит не только от ее полномочий распорядительства, но и от уровня специальных знаний сотрудников, полезности службы по степени ее воздействия на кадровые процессы. Поэтому в зарубежной практике наблюдается следующая закономерность: службы управления персоналом начинают свою деятельность как штабные звенья с чисто консультативными функциями, а затем, по мере развития кадрового потенциала и все более очевидного его влияния на результаты работы, служба персонала наделяется управленческими полномочиями и начинает непосредственным образом участвовать в руководстве организацией:
В зарубежной практике выделяются несколько таких вариантов. Структурное местоположение кадровой службы зависит от степени развития и особенностей организации.
Вариант 1: кадровая служба структурно подчинена руководителю по администрированию (рис. 2.1.). Основная посылка этого варианта состоит в сосредоточении всех центральных координирующих служб в одной функциональной подсистеме. Выполнение задач службой персонала рассматривается в рамках его роли как штабного подразделения.
Рис. 2.1. Первый вариант местоположения кадровой службы
в системе управления
Вариант 2:служба управления персоналом в качеств штабного отдела структурно подчинена общему руководству организации (рис. 2.2.)
Преимуществом второго варианта является близость ко всем сферам руководства организации. Наиболее целесообразна такая структура для небольших организаций на начальных этапах их развития, когда руководство еще четко не определило статус кадровой службы. Однако следует исключить при таком варианте опасность множественной подчиненности противоречивым указаниям.
Рис. 2.2. Второй вариант местоположения кадровой
службы в системе управления организацией
Вариант 3: кадровая служба в качестве штабного органа структурно подчинена высшему руководству (рис. 2.3.). Данный вариант наиболее приемлем на начальных этапах развития организации, когда первый руководитель пытается таким образом поднять статус и роль кадровой службы, хотя иерархический уровень заместителей руководителя еще не готов к восприятию отдела персонала как подразделения, равнозначного второму уровню управления.
Рис. 2.3. Третий вариант местоположения кадровой
службы в системе управления организацией
Вариант 4: служба управления персоналом организационно включена в руководство организацией (рис. 2.4.). Данный вариант можно рассматривать как наиболее типичный для достаточно развитых фирм с выделением сферы управления персоналом в качестве равнозначной подсистемы управления в ряду остальных подсистем управления.
Рис. 2.4. Четвертый вариант местоположения кадровой службы
в системе управления организацией
2.3 Нормативная база определения объема работ и установления правового статуса кадровой службы
Задачи,
функции, кадровой службы устанавливается
целым рядом внутренних организационных
документов, разрабатываемых для этих
целей: положением, регламентом, инструкцией,
правилами внутреннего
Отдел кадров
в своей деятельности руководствуется
действующими законодательными актами
Российской Федерации о труде, нормативными
и нормативно-методическими
Нормативно-методическое обеспечение создает условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам управления персоналом. Состоит в организации разработки и применения методических документов, а также ведении нормативного хозяйства в системе управления персоналом.
Важнейшим организационным документом является коллективный договор, разрабатываемый при непосредственном участии подразделений службы управления персоналом (отдела кадров, отдела организации труда и зарплаты, юридического отдела). Коллективный договор — это соглашение, заключаемое трудовым коллективом с администрацией по урегулированию их взаимоотношений в процессе производственно-хозяйственной деятельности на срок от одного до трех лет.
В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:
• форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;
• механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных договором;
• занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
• определение рабочего времени и времени отдыха;
• улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков);
• добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;
• соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;
• экономическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
• льготы для работников, совмещающих работу с обучением;
• контроль
за выполнением коллективного
• отказ от забастовок по условиям, включенным в договор, при своевременном и полном их выполнении.
Условия
коллективного договора, заключенного
в соответствии с законодательством,
являются обязательными для
К документам
организационно-методического
Разработку
этих документов осуществляют работники
соответствующих звеньев
Положение о подразделении — документ, регламентирующий деятельность какого-либо структурного подразделения организации (отдела, службы, бюро, группы и т.п.) — его задачи, функции, права, ответственность. Типовая структура положения включает следующие разделы:
1) общие положения
(кому подчиняется данное
2) задачи подразделения;
3)оргструктура подразделения (схема с указанием линейно-функциональной, методической и иной подчиненности и взаимосвязей отдельных звеньев и работников подразделения);
4) функции подразделения;
5) взаимоотношения
подразделения с другими
6) права подразделения (в пределах возложенных на него функций);
7) ответственность
подразделения (в рамках
Типовые положения
о подразделениях содержатся в специальной
литературе, но требуется их адаптация,
уточнение применительно к
Совокупность должностей служащих находит отражение в штатном расписании - это основной документ, который применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с учредительным документом (уставом или положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Этот документ дает руководству право на укомплектование организации и ее структурных подразделений работниками. На основе штатного расписания кадровая служба ведет подбор сотрудников на вакантные должности, формирует резерв на выдвижение, организует повышение квалификации кадров.
Структура и штатная численность
предприятия закрепляются в документе,
в котором содержится перечень структурных
подразделений в порядке их важности
для жизнедеятельности
Структурное подразделение предприятия
выделяется для решения определенных
задач, выполнения каких-либо функций
и несет ответственность за выполнение
возложенных на него задач.
Различают следующие виды структурных
подразделений:
-управление;
-служба;
-отдел;
-цех;
-отделение;
-бюро;
-лаборатория;
-сектор;
-участок.
Необходимость
создания того или иного подразделения
определяется различными факторами, прежде
всего списочной численностью работников.
Обоснование создания подразделения,
как правило, увязывается с нормативами
численности работников. Данные нормативы
устанавливают численность работников
того или иного подразделения, должностные
обязанности, характер распределения
работы между исполнителями.
Так, на предприятиях со среднесписочной
численностью работников свыше 700 человек
создаются бюро охраны труда при штатной
численности работников 3 - 5 единиц (включая
начальника) или отдел - при штатной численности
работников от 6 единиц. В то же время на
ряде предприятий создание отделов охраны
труда допускается при нормированной
численности работников не менее 4 штатных
единиц.
На частных
предприятиях наиболее распространенной
структурной единицей является отдел.
Нормативы штатной численности предприятие
определяет самостоятельно. Важно учитывать,
что дробление структуры и штатной численности
предприятия на мелкие подразделения,
руководители которых не имеют права на
принятие управленческих решений, приводит
к "размыванию" ответственности руководителей
всех уровней за принятые ими решения.
При определении
численности и должностного состава того
или иного структурного подразделения
предприятия необходимо руководствоваться
принятыми в организации штатными нормативами
и перечнями, а также иными документами,
определяющими данные показатели.
Основные задачи правового обеспечения системы управления персоналом — это правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и наемными работниками; защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.