Методика и проблемы диагностики несостоятельности (банкротства) предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность и значимость темы исследования обусловлена рядом причин.
1. Ключевой проблемой в российской экономике является кризис неплатежей, и многие предприятия можно объявить банкротами. Однако если просто их ликвидировать и реализовать имущество, то будет разрушен производственный потенциал экономики. Если же не предпринимать никаких мер, то повысить эффективность работы промышленности без процедуры банкротства просто не удастся.

Содержание работы

Введение………………...………………………………………..…………….….
Глава 1.Теоретические основы банкротства предприятий………...…………...
1.1 Понятие и причины банкротства……..……………………..……….
1.2 Процедуры банкротства…..………………………………...…….…
Глава 2. Методика и проблемы диагностики несостоятельности (банкротства) предприятий…………………………………………………………..………….
2.1 Классификация методов диагностики и прогнозирования
банкротства……..…………………………………………….…………
2.2Российские методики диагностики вероятности несостоятельности
(банкротства) предприятий…………………………………...………….
2.3 Зарубежные методики диагностики вероятности несостоятельности
(банкротства) предприятий……………………………………...………
Заключение………………………………………………………………….……
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

analiz_i_diagnostika_nesostoyatelnosti_bankrotstva_predpriya.docx

— 68.95 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 Введение………………...………………………………………..…………….….

Глава 1.Теоретические основы банкротства предприятий………...…………...

1.1 Понятие и причины банкротства……..……………………..……….

1.2 Процедуры банкротства…..………………………………...…….…

Глава 2. Методика и проблемы диагностики несостоятельности (банкротства) предприятий…………………………………………………………..………….

2.1 Классификация  методов диагностики и прогнозирования 

          банкротства……..…………………………………………….…………

2.2Российские методики диагностики вероятности несостоятельности

(банкротства) предприятий…………………………………...………….

2.3 Зарубежные методики диагностики вероятности несостоятельности 

(банкротства) предприятий……………………………………...……

Заключение………………………………………………………………….……

Список использованных источников…………………………….…………..…

 

 

Введение

 

Одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

В настоящее время рыночной экономике России присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности (банкротству) хозяйствующих субъектов. Предприятия различных организационно-правовых форм оказались в тяжелом экономическом положении. Однако это связано не только с общей ситуацией в стране, но и слабостью финансового управления на предприятиях. Исходя из этого, знание методов диагностики вероятности наступления банкротства, подходов к анализу финансово-хозяйственной деятельности и умение разработать план оздоровления предприятия стало необходимо для эффективного управления.

Актуальность и значимость темы исследования обусловлена рядом причин.

  1. Ключевой проблемой в российской экономике является кризис неплатежей, и многие предприятия можно объявить банкротами. Однако если просто их ликвидировать и реализовать имущество, то будет разрушен производственный потенциал экономики. Если же не предпринимать никаких мер, то повысить эффективность работы промышленности без процедуры банкротства просто не удастся.
  2. Проблема банкротства предприятий находится на стыке двух наук - юриспруденции и экономики. Банкротство – факт юридический, банкротом предприятие могут признать только в суде. Однако для этого необходимо проанализировать целый комплекс экономических вопросов.
  3. Процедура банкротства затрагивает интересы многих сторон – кредиторов предприятия-должника, собственников, руководителей, трудовых коллективов, государственных органов.

В настоящее время любой хозяйствующий субъект может оказаться банкротом или жертвой «чужого» банкротства. И только правильная экономическая стратегия, грамотный анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности и принимаемые на основе этих исследований управленческие решения позволяют предприятиям сохранить деловую активность, прибыльность, платежеспособность и репутацию надежного партнера и производителя качественной продукции. Диагностика банкротства нацелена на выявление как можно раньше сбоев и упущений в деятельности предприятия, потенциально опасных с точки зрения вероятности наступления банкротства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Глава 1.Теоретические основы банкротства предприятий

 

    1. Понятие и причины банкротства.

 

Экономика государства на сегодняшний день имеет свойство нестабильности, что не редко отражается на финансовой неплатежеспособности хозяйствующих субъектов. Проблема банкротства в настоящее время становится особенно значимой: с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами (далее — АС РФ) растет. Это, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота. Данный институт всегда выступал в качестве одного из ключевых регуляторов экономических процессов в обществе, обеспечивал стабильность и устойчивость хозяйственного оборота. Со временем стали выделять банкротство как сопутствующее явление коммерческой деятельности.

Начиная с 29 января 2015 года нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" применются к процедурам банкротства в измененном виде. Поправки в него были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ. Следует отметить, что ряд из них существенным образом изменит практику ведения дел о несостоятельности. В частности, ревизии подверглись нормы о праве на обращение в суд с заявлением о банкротстве, правилах назначения временного управляющего при банкротстве должника, правах залоговых кредиторов. В целом закон ограничивает права должников в интересах кредиторов. При этом часть кредиторов переводится в привилегированное положение по сравнению с остальными. Ниже мы приводим наиболее существенные изменения, внесенные указанным Федеральным законом. 

Одно из главных изменений – предоставление банкам права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в отсутствие вступившего в законную силу решения суда о взыскании с должника денежных средств. Таким образом, банки поставлены в привилегированное положение по отношению к другим конкурсным кредиторам, которые для получения права на обращение в суд с заявлением о банкротстве должника должны получить решение суда о взыскании суммы долга. 

По новым правилам кредитная организация может обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника в случае неисполнения им денежных обязательств в течение 3 (трех) месяцев при условии предварительного уведомления должника и всех известных заявителю кредиторов о своем намерении обратиться с таким заявлением. До 01 июля 2015 года надлежащим будет являться письменное уведомление не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до обращения в суд. С 01 июля 2015 года (либо ранее – если будут позволять технические возможности) надлежащим уже будет считаться опубликование уведомления не менее чем за 15 (пятнадцать) календарных дней в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. 

Представляется, что обязанность банков уведомлять всех известных им кредиторов должника не является оптимальным средством обеспечения интересов последних. Доказать осведомленность банка о наличии того или иного кредитора на практике может быть достаточно сложно. 

Должник утрачивает право самостоятельно выбирать кандидатуру временного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой он должен быть утвержден. В соответствии с новыми нормами временный управляющий будет утверждаться из числа членов саморегулируемой организации, определенной путем случайного выбора. Порядок определения саморегулируемой организации (путем случайного выбора) должен быть установлен уполномоченным государственным органом До этого саморегулирующая организация будет определяться судом при подаче заявления должника. 

Кроме того, должник обязан предварительно уведомить известных ему кредиторов о намерении обратиться с заявлением о банкротстве. Уведомление производится в том же порядке и в те же сроки, которые предусмотрены для уведомления кредитной организацией о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника. 

Таким образом, из практики исключается один из способов сохранения должником контроля над процедурой банкротства – инициирование процедуры самим должником. Безусловно, остается второй – контролируемое банкротство по заявлению дружественного кредитора. Вместе с тем, этот способ проигрывает в оперативности первому, поскольку для подачи такого заявления требуется вступление в силу решения суда о взыскании долга. 

Для обращения с заявлением о несостоятельности юридического лица размер требований увеличен со 100 000 до 300 000 рублей. Для заявлений о банкротстве стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий – с 500 000 до 1 000 000 рублей. 

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника (залоговые кредиторы), получили право голоса по вопросам: о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой он утверждается; об обращении в суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего; а также о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Раньше они могли голосовать только в ходе наблюдения, а также в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога. Залоговые кредиторы фактически были лишены возможности существенным образом влиять на процедуру в том случае, если их требования не были включены в реестр требований кредиторов на момент проведения первого собрания кредиторов, а также при банкротстве ликвидируемого должника. Предполагалось, что наличие залога является достаточной гарантией обеспечения их интересов. Теперь же они могут голосовать по наиболее существенным вопросам. 

При замещении активов должника (создание на базе имущества должника одного или нескольких акционерных обществ) по новым нормам у залоговых кредиторов происходит замена предмета залога: вместо залога имущества должника возникает право залога на акции созданных акционерных обществ. 

Также залоговые кредиторы получили право определять начальную продажную цену предмета залога, порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога. И только при наличии разногласий с арбитражным управляющим или другими кредиторами по данным вопросам решения по ним принимает суд. 

Теперь залоговый кредитор вправе оставить предмет залога за собой в ходе торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения при отсутствии заявок на участие в торгах. Что является дополнительной мерой по защите его интересов. 

Также следует выделить такие изменения, как: наделение конкурсных кредиторов правом заявлять о пропуске срока исковой давности при рассмотрении обоснованности требований других кредиторов; наделение арбитражных управляющих правами затребовать больший объем информации о должнике и контролирующих его лицах, а также возложение обязанности по ее предоставлению на более широкий круг лиц. Законом также установлен срок, в течение которого руководитель организации должен уведомить ее собственников о возникновении признаков банкротства (10 дней) и ответственность руководителя за неисполнение этой обязанности (штраф в размере от 25 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 2 лет). Ужесточена административная ответственность за неправомерные действия при банкротстве. Установлены новые требования, предъявляемые к отчету временного управляющего (должен содержать заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника), а также внесен ряд других изменений. 

К возбужденным до вступления в силу изменений делам о банкротстве нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" применяются в ранее действовавшей редакции до момента завершения текущей процедуры (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения). В следующей процедуре применяются уже новые нормы. Исключением являются нормы, расширяющие права арбитражных управляющих по запросу информации о деятельности должника, которые применяются и к текущим процедурам банкротства. 

Современный  этап развития источников правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), можно охарактеризовать как этап реформирования экономики России в 90-е годы прошлого века, проходящего на фоне глубокого кризиса всех ее отраслей и становления института частной собственности в России, что предопределило принятие законодательства, регламентирующего деятельность субъектов в условиях рыночного хозяйства.

В целом по признакам возбуждения дел о несостоятельности (банкротстве) с учетом использования критерия неоплатности данный Закон о банкротстве можно отнести к закону с "продолжниковым уклоном". Он явился своеобразным "санитаром" экономики, "очищающим" ее от формально существующих, но неэффективно работающих предприятий.

Анализ публикаций на эту тему показывает, что в настоящий момент существует достаточно много различных суждений и позиций по вопросу о соотношении понятий "несостоятельность" и "банкротство". При этом единого подхода к определению этих понятий среди ученых и практиков нет.

Несостоятельность - это такое финансово-экономическое состояние предприятия, при котором в момент возбуждения дела, а также на стадиях процедур наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления у него отсутствует возможность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, в том числе исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, однако имеются реальные активы и материальные возможности, а также способность в результате погашения задолженности на стадиях наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления восстановить платежеспособность предприятия.

В то же время банкротство - это степень несостоятельности должника, подтвержденная судебным актом (решением) о введении процедуры конкурсного производства, при которой восстановление способности по полному удовлетворению требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнению обязанностей по уплате обязательных платежей становится объективно невозможным.

 

1.2  Нормативно-правовое  регулирование производства по  делам о несостоятельности (банкротстве)

 

Федеральным законом от 29.12.2014 N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" в Закон о банкротстве внесены изменения, предусматривающие объявление банкротам граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Изменения вступают в силу с 01 июля 2015 года.

29 декабря 2014 года был подписан закон, которые  многие именуют Законом о банкротстве  физических лиц, т.к. он регламентирует  порядок признания несостоятельными  физических лиц (как индивидуальных  предпринимателей, так и граждан, не имеющих данного статуса), путем  внесения изменений в главу X ФЗ  «О несостоятельности (банкротстве)». Ранее же, в силу п. 2 ст. 231 Закона  о банкротстве, до принятия специального  закона, банкротство было возможно  только в отношении индивидуальных  предпринимателей и осуществлялось  оно по правилам банкротства  юридических лиц с некоторыми  особенностями, которые нашли отражение  в разъяснениях высших судебных  инстанциях.

Информация о работе Методика и проблемы диагностики несостоятельности (банкротства) предприятий