Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:56, курсовая работа
Целью этой курсовой работы является определение методов оценки и анализа стиля управления. В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Дать характеристику стилям управления;
Проанализировать научные подходы к определению стиля управления;
Определить систему оценки стиля управления;
Разобрать систему анализа стиля управления;
Выявить методы оценки стиля управления;
Определить применение метода тестирования в организации;
Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции, логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы.
При выполнении своей роли в процессе управления эксперты производят две основные функции: формируют объекты (альтернативные ситуации, цели, решения и т. п.) и производят измерение их характеристик (вероятности свершения событий, коэффициенты значимости целей, предпочтения решений и т. п.). Формирование объектов осуществляется экспертами на основе логического мышления и интуиции. При этом большую роль играют знания и опыт эксперта. Измерение характеристик объектов требует от экспертов знания теории измерений.
Характерными особенностями метода экспертных оценок являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов, и, во-вторых, применение количественных методов, как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Эти две особенности отличают метод экспертных оценок от обычной давно известной экспертизы, широко применяемой в различных сферах человеческой деятельности.
В настоящее время в нашей стране и за рубежом метод экспертных оценок широко применяется для решения важных проблем различного характера. В различных отраслях, объединениях и на предприятиях действуют постоянные или временные экспертные комиссии, формирующие решения по различным сложным не формализуемым проблемам.
Все множество плохо формализуемых
проблем условно можно
К первому классу относятся
проблемы, в отношении которых
имеется достаточный
Если эти гипотезы верны, то для построения процедур опроса и алгоритмов обработки можно использовать результаты теории измерений и математической статистики.
Ко второму классу относятся проблемы, в отношении которых информационный потенциал знаний недостаточен для уверенности в справедливости указанных гипотез. При решении проблем из этого класса экспертов уже нельзя рассматривать как «хороших измерителей». Поэтому необходимо очень осторожно проводить обработку результатов экспертизы. Применение методов осреднения, справедливых для «хороших измерителей», в данном случае может привести к большим ошибкам. Например, мнение одного эксперта, сильно отличающееся от мнений остальных экспертов, может оказаться правильным. В связи с этим для проблем второго класса в основном должна применяться качественная обработка.
Область применения метода экспертных оценок весьма широка. Перечислим типовые задачи, решаемые методом экспертных оценок:
Для решения перечисленных типовых задач в настоящее время применяются различные разновидности метода экспертных оценок.
Тестовый метод состоит в применении системы специально отобранных и предварительно «свернутых», проверенных процедур (репрезентации, формализации, алгоритмизации, инструктирования, фиксации, метрики, анализа и интерпретации) для получения неявной информации об интересующих параметрах и свойствах изучаемого объекта или явления и их профессиональной диагностики.
Тест (англ. test - проба, испытание, проверка, исследование) - это удовлетворяющий критериям научного познания эмпирико-аналитический метод, представляющий наряду с моделированием, многомерными (нелинейными и динамическими) количественными и качественными методами современную проективную и организационную научную методологию.
К достоинствам тестового метода относится его экономическая эффективность, более высокая, чем у других методов. К недостаткам тестовых процедур следует отнести их исключительно констатирующую функцию, а специфической особенностью тестового метода является его зависимость от внешних условий, особая «чувствительность» к наличной ситуации исследования. Для более полного и конкретного измерения количественных характеристик объекта исследования создается внутренне согласованная «тестовая батарея» или «тестовый профиль».
Общие требования к тесту, делающие его научным методом, заключаются в соответствии теста четырем специальным критериям:
С теорией тестов тесно связаны создание и развитие математического аппарата корреляционного и факторного анализа.
Тестирование как метод
психологической диагностики
Из вышесказанного можно сделать вывод, что оценка и анализ стилей управления представляет собой измерение эффективности деятельности системы управления по достижению целей и результатов деятельности предприятия.
Разработанные методические принципы оценки управленческой деятельности позволили обеспечить системное рассмотрение и обоснование состава показателей оценки и методов их расчета.
Глава 3 Применение методов оценки стиля управления в организации
3.1 Метод тестирования в организации
При проведении тестирования следует использовать следующие методологические принципы:
1. Проблема - это противоречие, которое предстаёт нам иногда в качестве абсурда (неожиданно, непривычно, необъяснимо, нелогично, абстрактно). Методология работы с проблемой обеспечивает качественное планирование исследования, и его организацию.
2. Принцип оценки: любые
события, явления,
3. Принцип распознавания.
Всегда возникает
Методологические принципы исследования помогают найти эффективный вариант его проведения, целенаправленного осуществления. Принципы - это правила деятельности, которые её, с одной стороны, ограничивают, а с другой стороны - поддерживают, потому что они отражают концентрированный опыт успешного исследования.
Организация проведения тестирования во многом зависит от верного подбора и соблюдения принципов тестирования. К основным принципам тестирования, которые находят своё применение в исследовании систем управления, относятся принципы действенности и достоверности.
Действенность теста - точность, с которой тест, интервью и т.п. оценивает то, для чего он был разработан, или выполняет предопределённую ему функцию. Действенность отвечает на вопрос: «Оценивает ли этот тест то, для оценки чего он был предназначен?». Действенность теста всегда определяется по тому, что он оценивает. При найме на работу термин «действенность» означает, что тест относится к выполнению данной работы, другими словами, что результаты теста должны дать представление о способности человека выполнять определённую работу. Если это не подтверждается, то дальнейшая проверка не имеет никакого смысла. Тестирование характеризуется двумя основными параметрами, показывающими его действенность: эффективностью критериев и действенностью содержания.
Эффективность критериев - эффективность, основанная на том, что баллы теста (прогноз) связаны с уровнем исполнения (критерий). Эффективность критериев указывает на то, что тест («прогноз») находится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности («критерий»). Демонстрация действенности критериев предполагает доказательство того, что те, кто успешно проходят испытания, хорошо работают, и наоборот. То есть тест действенен, если люди, набравшие большее количество очков при тестировании, наилучшим образом соответствуют данной деятельности. С точки зрения психики, прогноз - это оценка, которую вы стараетесь связать с критерием - выполнение реальной работы.
Действенность содержания - тест, содержание которого эффективно, содержит ряд задач и навыков, действительно необходимых для выполнения рассматриваемой работы.
Действенность содержания - набор задач и навыков, включённых в тест, необходимых для выполнения рассматриваемой работы.
Основная задача - определить содержание работы в виде поведенческих стереотипов, затем случайным образом осуществить набор этих задач и образцов поведения и включить их в тесты. Примером служит тест на скорость печатания при найме машинистки. Если этот тест - достоверный образец работы машинистки, то он, возможно, содержательно действенен.
Доказательство содержательной действенности теста на практике сложнее, чем в теории. Доказать, что задания, предлагаемые испытуемым при тестировании, на самом деле являются образцом задач, выполняемых в процессе реальной работы, и что условия тестирования адекватны реальным рабочим условиям, не всегда легко.
Помимо действенности имеется другая важная характеристика теста - достоверность.
Достоверность - постоянство баллов, набранных одним и тем же человеком при повторном тестировании с теми же эквивалентными тестами.
Достоверность теста оценивает его устойчивость, т.е. постоянство результатов, полученных одним и тем же испытуемым при повторном прохождении подобного или похожего теста.
Существует несколько способов оценки стабильности или достоверности теста. Например, человеку делается один и тот же тест в два различных момента времени и результаты сравниваются. Это называется оценкой повторного тестирования, это означает, что во второй раз предоставляется эквивалентный тест. Это называется эквивалентной оценкой. Другой способ определения достоверности теста - определение его внутренней устойчивости.
Рассмотрим пример применения метода тестирования в организации.
Предлагаемый метод включает один опросник. Он предполагает экспертную оценку стиля управления руководителя.
Цель методики — выявить наличие и степень развития профессиональных качеств руководителя. Можно использовать в «батарее» тестов, особенно эффективно — вместе с социометрией. Целесообразно применять при решении следующих задач: подбор и расстановка кадров; психологическая совместимость сотрудников; оптимизация социально-психологического климата в коллективах и др.
Методика состоит из 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководителей и коллективов (приложение 1). Методика направлена на определение стиля управления. Порядок тестирования содержится в инструкции.
Инструкция. Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих качества менеджера как руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему представлению об исследуемом руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком « +» под соответствующей буквой.
Если Вы оцениваете одновременно двух или более руководителей, сравните их по приведенным трем утверждениям, выбрав по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте Ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: +,!, 1 и т.д.
Информация о работе Методы оценки и анализа стиля управления