Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:46, курсовая работа
Целью работы является исследование наблюдения как процедуры несостоятельности (банкротства) и разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в Российской Федерации.
В связи с поставленной целью задачами работы являются:
- рассмотреть понятие, цели и последствия процедуры наблюдения;
- раскрыть правовое положение должника в процессе наблюдения;
- проанализировать правовой статус временного управляющего;
- охарактеризовать правовой механизм сохранения имущества должника и анализ финансового состояния должника;
- рассмотреть установление размеров требований кредиторов;
- охарактеризовать окончание процедуры наблюдения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ………6
1.1. Понятие, цели и последствия процедуры наблюдения…………………..…6
1.2. Правовое положение должника в процессе наблюдения..………………..11
1.3. Правовой статус временного управляющего………………………………23
ГЛАВА 2. ИСПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ……………………...28
2.1. Правовой механизм сохранения имущества должника и анализ финансового состояния должника…………………………………………..……………………...28
2.2. Установление размеров требований кредиторов……………………………35
2.3. Окончание процедуры наблюдения…………………………………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………...48
ЯКУТСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ
«АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Юридический факультет
Кафедра «Гражданское и трудовое право»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Наблюдение как процедура несостоятельности (банкротства)
Никифоров Михаил Дмитриевич
Якутск 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ………6
ГЛАВА 2. ИСПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ……………………...28
2.1. Правовой механизм сохранения
имущества должника и анализ финансового
состояния должника…………………………………………..…………
2.2. Установление размеров
2.3. Окончание процедуры
наблюдения…………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Несостоятельность (банкротство) — одна из старейших экономических и юридических категорий, известных еще правовой системе Древнего Рима. Этот институт всегда выступал в качестве одного из ключевых регуляторов экономических процессов в обществе, обеспечивал стабильность и устойчивость хозяйственного оборота. Социально-экономическая важность института банкротства диктовала необходимость разработки специального законодательства, способного обеспечить адекватное правовое регулирование комплекса вопросов, связанных с банкротством. На сегодняшний день соответствующие отрасли законодательства существуют во всех странах с рыночной экономикой.
Правовой институт банкротства — сравнительно новая категория для современного российского права. Только в 1992 году с принятием Закона РФ №3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" в отечественном праве впервые за много лет нашел законодательное закрепление сам термин "несостоятельность (банкротство)", а также составляющие его существо процедуры.
В настоящее время в Российской Федерации, в основном, сформировалась система законодательства о банкротстве. Центральное место в ней отводится Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)", принятому в 2002 году, нормативно развивающему общие положения о банкротстве юридических лиц, включенные в Гражданский Кодекс Российской Федерации. Действие Закона о банкротстве распространяется на все юридические лица, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации.
Актуальность исследования обуславливается тем, что процедура наблюдения - первая из возможных процедур банкротства, в рамках которой осуществляется комплекс мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансово-экономического и хозяйственного состояния должника, установление размера задолженности перед кредиторами.
В отличие от таких процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые могут применяться либо не применяться в делах о банкротстве, наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел о банкротстве, которая вводится на основании определения арбитражного суда. Существует исчерпывающий перечень случаев, когда наблюдение
Целью работы является исследование наблюдения как процедуры несостоятельности (банкротства) и разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в Российской Федерации.
В связи с поставленной целью задачами работы являются:
- рассмотреть понятие, цели и последствия процедуры наблюдения;
- раскрыть правовое положение должника в процессе наблюдения;
- проанализировать правовой
- охарактеризовать правовой механизм сохранения имущества должника и анализ финансового состояния должника;
- рассмотреть установление
- охарактеризовать окончание
Поставленная цель и задачи предопределили структуру работы, она состоит из ведения, двух глав, объединяющих в параграфы, заключения и списка источников.
При написании курсовой работы были использованы сравнительно-правовой и логический методы, а также анализ нормативных правовых актов и литературных и периодических источников.
В первой главе раскрывается общая характеристика процедуры наблюдения. Вторая глава посвящена исполнению процедуры наблюдения.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации (в редакции от 30 декабря 2008 г.)1, Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. (в редакции от 29 июня 2012 г.) (далее ГК РФ)2, Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26 января 1996 г. (в редакции от 17 июля 2012 г.)3, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции от 19 июля 20012 г.)4, Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству» (утратил силу)5, Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства»6.
При написании курсовой работы автор руководствовался научными трудами таких авторов, как Алексеева И.В., Анохин В., Братчикова Н., Васильев Ю.А., Глушко Е., Григоренко С., Дегтеревская А. А., Евстафьева Е.М., Ильичев М.Ю., Курбатов А., Лаптев В.В., Лапуста М.Г., Никитин Е., Плешакова А.В., Рукина Г.Ф. и других.
Материалы работы могут быть использованы в правоприменительной практике, при совершенствовании действующего законодательства Российской Федерации.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ
1.1. Понятие, цели и последствия процедуры наблюдения
В соответствии со статьей 2 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) ”7, наблюдение признается процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с данным Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Эта процедура позволяет сбалансировать законные интересы участников дела о банкротстве, в частности предупредить злоупотребление правами, как со стороны должника, так и со стороны кредиторов.
Представляется, что сущность процедуры наблюдения связана с таким признаком современного законодательства о несостоятельности, как возможность проведения в рамках дела о банкротстве восстановительных процедур. Это значит, что указанная процедура прежде всего направлена на выявление перспектив осуществления реорганизационных мероприятий. В связи с этим главной целью наблюдения является проведение анализа финансового состояния должника с целью определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, установленные Законом о банкротстве. "Именно в ходе анализа финансового состояния должника можно сделать вывод о материальной основе дела о банкротстве и о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, а также удовлетворения требований кредиторов"8.
В период наблюдения выявляется размер требований кредиторов, определяются конкурсные кредиторы и количество голосов, принадлежащих каждому кредитору на собрании кредиторов. Временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, которому докладывает результаты финансового анализа и предложения о дальнейшей судьбе должника.
Наблюдение заканчивается в момент вынесения соответствующего решения (определения) арбитражного суда по существу рассматриваемого дела либо о прекращении производства по делу в случаях, предусмотренных законом. Работа, проведенная в период наблюдения, является необходимой основой для проведения иных назначаемых арбитражным судом процедур банкротства.
В юридической литературе выделяют
обеспечительную и
По российскому Закону о банкротстве 2002 г. процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой и является, по сути, дополнительной. Ее цель состоит в установлении, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой - сохранить его имущество.
Процедура наблюдения вводится
по результатам рассмотрения обоснованности
требований заявителя к должнику,
за исключением случаев
Вместе с тем Законом
предусмотрены некоторые
Кроме того, Законом установлены некоторые особенности осуществления данной процедуры в отношении отдельных категорий должников, а именно: сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, на профессиональных участников рынка ценных бумаг не распространяются ограничения на совершение сделок, предусмотренных Законом, а именно: на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по их поручениям и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве (ст.188 Закона о банкротстве 2002 г.). Обращает на себя внимание тот факт, что наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. не более чем через семь месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд.
Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий. Среди таких последствий Закон о банкротстве 2002 г. называет следующие:
1) имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного законом. С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке;
2) по ходатайству кредитора
приостанавливается
3) приостанавливается
исполнение исполнительных
Следует обратить внимание, что исполнительное производство по данным делам не будет приостановлено лишь при условии, что судебные решения, на основании которых возбуждены исполнительные производства, вступили в силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;
4) запрещается удовлетворение требований участника должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава участников. Поскольку участники юридического лица не признаются законом его кредиторами, следовательно, удовлетворение их требований производится только после полного удовлетворения требований кредиторов из оставшегося имущества должника по завершении конкурсного производства;
5) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
6) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.
Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, после введения наблюдения определение об этом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета (данные о счетах должника предоставляются самим должником либо запрашиваются в налоговых органах), в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.
Информация о работе Наблюдение как процедура несостоятельности (банкротства)