Общая характеристика функциональной системы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование и совершенствование функциональной системы организации на примере МБОУ Гимназии г. Кизела. Для поставленной цели исследования необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть теоретическую основу функциональной системы организации
Изучить все особенности функциональной системы организации
Провести исследование и определить достоинства и недостатки данной системы
Определить сферу применения функциональной системы организации
Обозначить принципы функциональной системы организации

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………4
Глава 1. Общая характеристика функциональной системы организации…………………………………………………………………… 7
1.1. Понятие организации и системы……………………………………………7
1.2. Понятие организационной структуры организации……………………...12
1.3. Сущность функциональной системы организации ……………………..15
1.4. Принципы формирования функциональной системы организации по М. Веберу……………………………………………………………………………16
Глава 2. Анализ функциональной системы организации на примере МБОУ Гимназия г. Кизела……………………………………………………18
2.1. Общая характеристика школы……………………………………………..18
2.2 Функционирование должностных лиц школы на примере приказа директора школы………………………………………………………………...25
2.3. Принципы формирования функциональной системы организации……..27
2.4. Преимущества и недостатки функциональной системы организации ….29
Глава 3. Применение функциональной системы организации……….….30
3.1. Практическое применение функциональной системы организации…….30
3.2. Пути разрешения недостатков функциональной системы организации………………………………………………………………………31
3.3 Рекомендации по совершенствованию функциональной системы………33
Заключение……………………………………………………………………… 36
Список литературы………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

Ministerstvo_kultury_Rossyskoy_Federatsi1.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

1.4.Принципы формирования функциональной структуры организации по М. Веберу

Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с  принципами управления, сформулированными  еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал  немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии).

Согласно Веберу, бюрократическая структура (к которой  относится и функциональная) превосходит  любую другую форму по точности, стабильности, дисциплине и надежности. Это дает возможность руководителям  организации с высокой степенью точности предсказывать результаты управленческих действий и реакции на эти результаты. Бюрократия отличается от других организаций тем, что она "делает машину немеханическими способами производства".

Принципы эти  состоят в следующем:

  • принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
  • вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
  • принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;
  • принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
  • вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;
  • принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым, наймиувольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями;

Эти пять характеристик  бюрократии описывают организации, которые А. Файоль считал наиболее эффективными. Файоль и Вебер описали один и тот же тип организации, функции которой очень эффективны для достижения целей организации "машиноподобным" образом. [13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ практической функциональной системы организации на примере МБОУ Гимназия г. Кизела

2.1.Общая характеристика школы.

Школа Гимназия располагается в г. Кизел. Школа как Гимназия существует с 1994г. И представляет собой функциональную систему организации. Для начала я рассмотрела штатный состав школы (прил.3) и их непосредственные обязанности.

Функциональные  обязанности должностных лиц  школы

Функциональные  обязанности директора и заместителя

Управление  учебным заведением осуществляют директор и его заместители, функциональные обязанности, порядок назначения или избрания которых определяется Уставом общеобразовательной школы. Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, который, как правило, имеет опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовал себя на учительской должности и обладает необходимыми организаторскими способностями.

В самом общем  виде функциональные обязанности директора  школы определены во "Временном  положении о государственных  общеобразовательных учебных заведениях", на основании которого каждое общеобразовательное учебное заведение разрабатывает свой устав.

Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие  функциональные обязанности:

  • несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;
  • представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;
  • создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;
  • проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руководителей;
  • принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;
  • организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;
  • по согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;
  • создает условия для творческого роста педагогических работников учебного заведения, для применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, для осуществления педагогических экспериментов;
  • несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом управления образованием.

Указанные функциональные обязанности директора школы  существенно дополняются в Уставе школы в зависимости от типа школы, территориального расположения, состава  учащихся и особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и общественностью и др. В поле зрения директора школы находятся вопросы, связанные с деятельностью ученического самоуправления, профориентацией, работой с родителями и т.д. В пределах своей компетенции директор школы от имени учебного заведения заключает договоры и осуществляет другие действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения имуществом учебного заведения. [33]

Руководство отдельными направлениями работы в школе  возлагается на заместителей директора. Это заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместители директора школы по научно-исследовательской работе, заместитель по профильным классам или по классам с углубленным изучением отдельных предметов, заместитель или помощник директора школы по хозяйственной части.

Заместители директора  по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического  процесса, за выполнение образовательных  программ и государственных образовательных стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; регулируют учебную нагрузку учителей и учеников, составляют расписание занятий; руководят методической работой в школе, внедрением педагогических инноваций, стимулируют деятельность учителей по повышению педагогической культуры. Обязанности заместителей директора школы определены в Уставе школы, где обосновывается, в свою очередь, распределение функциональных обязанностей между несколькими заместителями по учебно-воспитательной работе.

В круг обязанностей организатора внеклассной и внешкольной  работы (на правах заместителя директора  школы) входит установление связей с  учреждениями дополнительного образования  — дворцами и домами детского творчества, станциями юных натуралистов, юных техников, клубами и другими детскими объединениями; работа с классными руководителями по совершенствованию содержания, форм и методов внеклассной воспитательной работы, оказание им методической помощи, организация работы с учащимися по месту жительства, оказание помощи и поддержки детским общественным организациям, действующим в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка. По решению совета школы могут вводиться должности заместителей директора школы по новым перспективным направлениям работы. Например, заместитель директора по научной работе устанавливает контакты с учеными, преподавателями вузов, научными центрами по организации научных исследований в школах, привлекает их к педагогической работе в школе, помогает учителям своей школы включиться в опытно-экспериментальную работу и др. Заместитель директора школы по коммерции (завуч-координатор) устанавливает связи со спонсорами, шефами, определяет источник внебюджетного финансирования и др.

Эффективность управленческой деятельности директора  во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей в административном аппарате школы. По мере необходимости директор школы  проводит инструктивные или оперативные совещания, в определенные дни — совещания при директоре, заседания педагогических советов и др. [34]

Функциональные  обязанности психолога  

Осуществляет  психолого-педагогическое изучение детей  с целью обеспечения индивидуального  подхода к ним на протяжении всего  периода обучения в средней общеобразовательной школе. На основе использования достижений психологической науки способствует обеспечению полноценного личностного и интеллектуального развития учащихся.

Функциональные  обязанности бухгалтера

Выполняет операции с финансовыми вопросами

Функциональные  обязанности пед. состава:

  • Участие в методической и информационной работе ме­тодического объединения
  • Участие в заседаниях методического объединения, науч­но-методических семинарах, школах передового опыта и т.п.
  • Участие в работе по научно-методическому обеспечению содержания преподаваемого предмета, курса, факультатива и т.п..
  • Разработка необходимого психолого-педагогического инструментария по вопросам диагностики, прогнозирования, планирования преподавания учебных предметов.
  • Самообобщение опыта и организация его распространения среди членов методического объединения.
  • Подготовка творческих отчетов по наиболее продуктивным методам обучения, воспитания, развития, используемых в учебном процессе.
  • Оказание помощи молодым учителям, участвующих в работе методического объединения (в том числе и через проведение открытых уроков).
  • Проведение консультаций для педагогов школы по актуальным проблемам методики преподавания предмета.
  • Участие вместе с администрацией школы в подготовке учителей к аттестации.
  • Проведение  научно-практических конференций для учителей и учащихся школы

Функциональные  обязанности мед.работника

Оказание первой мед. помощи , проведение профилактики в школе, прокалывание прививок.

Функциональные  обязанности охранника

Следит за порядком в школе, охраняет школу.

Функциональные  обязанности секретаря

Выполняет всю  работу с документами, выдает справки.

Функциональные  обязанности обслуж. работника(технички, слесаря, и т.п)

Обслуживание  людей

Функциональные  обязанности организатора праздников

Организовывать  все праздники в школе.

 Содержание организаторской деятельности в управлении школой

Функция организации  направлена на выполнение принятых решений, которые исполняют конкретные люди: учителя, дети, родители, представители  общественности. Поэтому при организации любого дела важно рассмотреть его с точки зрения использования и реализации возможностей человеческого фактора. Организатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело. При отборе содержания, форм и методов предстоящей деятельности необходимо соотнести их с реальными условиями и возможностями исполнителей. Под условиями в данном случае понимаются средства и орудия труда, помещение, место проведения и др. В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения, обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов, оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская деятельность руководителя включает и такое необходимое действие, как оценка хода и результатов конкретного дела.

Организаторская деятельность директора школы направлена также на формирование педагогического  коллектива, коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителя — его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.

Одним из показателей  организаторской культуры руководителя является его умение рационально распределять время свое и своих подчиненных. Важно иметь в виду, что директор школы кроме административных функций осуществляет и педагогическую деятельность, оставаясь учителем какого-либо предмета. Основное время директора занимает административная работа, но его педагогическая деятельность должна быть примером для всех других преподавателей, только в этом случае директор может быть учителем своих учителей. Это обстоятельство требует значительных временных затрат на подготовку к урокам, чтение новой психолого-педагогической литературы. Умение целесообразно использовать время — основа научной организации труда учителя, директора школы. Это тем более важно иметь в виду при имеющейся фактической перегрузке как учителей, так и администрации школы. [31]

Информация о работе Общая характеристика функциональной системы организации