Общая характеристика функциональной системы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование и совершенствование функциональной системы организации на примере МБОУ Гимназии г. Кизела. Для поставленной цели исследования необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть теоретическую основу функциональной системы организации
Изучить все особенности функциональной системы организации
Провести исследование и определить достоинства и недостатки данной системы
Определить сферу применения функциональной системы организации
Обозначить принципы функциональной системы организации

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………4
Глава 1. Общая характеристика функциональной системы организации…………………………………………………………………… 7
1.1. Понятие организации и системы……………………………………………7
1.2. Понятие организационной структуры организации……………………...12
1.3. Сущность функциональной системы организации ……………………..15
1.4. Принципы формирования функциональной системы организации по М. Веберу……………………………………………………………………………16
Глава 2. Анализ функциональной системы организации на примере МБОУ Гимназия г. Кизела……………………………………………………18
2.1. Общая характеристика школы……………………………………………..18
2.2 Функционирование должностных лиц школы на примере приказа директора школы………………………………………………………………...25
2.3. Принципы формирования функциональной системы организации……..27
2.4. Преимущества и недостатки функциональной системы организации ….29
Глава 3. Применение функциональной системы организации……….….30
3.1. Практическое применение функциональной системы организации…….30
3.2. Пути разрешения недостатков функциональной системы организации………………………………………………………………………31
3.3 Рекомендации по совершенствованию функциональной системы………33
Заключение……………………………………………………………………… 36
Список литературы………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

Ministerstvo_kultury_Rossyskoy_Federatsi1.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

Организационные формы управленческой деятельности в школе 

В числе важнейших  организационных форм управленческой деятельности необходимо прежде всего  назвать совет школы, педагогический совет, совещание при директоре, совещание при заместителях директора школы, оперативные совещания, методические семинары, заседания комиссий, клубов и др. К целям и содержанию деятельности совета школы мы уже обращались. Рассмотрим организационные функции педагогического совета школы.

Педагогический  совет школы создается в соответствии с "Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации". Состав, структура и содержание его деятельности определяются Уставом школы. Работой педагогического совета руководит председатель, избираемый коллективом педагогических работников. Деятельность совета школы и педагогического совета не дублируют, но дополняют друг друга. Педагогический совет — это совет профессионалов, работающих в одном педагогическом коллективе, он призван решать вопросы, связанные непосредственно с организацией учебно-воспитательного процесса, определением путей его совершенствования. Деятельность педагогического совета направлена на решение следующих задач:

  • обсуждение, оценку и отбор учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, соответствующих требованиям государственных стандартов, и внедрение форм и методов учебно-воспитательного процесса, определение способов их реализации;
  • обсуждение работы коллектива школы по выполнению перспективных годовых, текущих планов, качества учебно-воспитательной работы;
  • организацию работы по повышению квалификации учителей, воспитателей, по развитию творческой активности, формированию инновационной среды в педагогическом коллективе, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта;
  • проведение аттестации педагогических работников с учетом мнения учителей, учащихся, родителей, внесение предложений по совершенствованию технологии аттестации, ходатайство перед органами управления образования о присвоении категорий, званий, разрядов; рассмотрение и утверждение кандидатур учителей на стажировку, курсы повышения квалификации, в аспирантуру, представление лучших учителей к различным формам морального и материального поощрения; определение основных направлений взаимодействия школы с научно-исследовательскими учреждениями и учебными заведениями, государственными и общественными организациями, творческими союзами; организацию опытно-экспериментальной работы, создание в структуре школы методических служб, центров.

Деятельность педагогических советов проходит в условиях демократии и гласности, с привлечением учителей, учащихся и родителей к их подготовке и проведению. Проведению педсоветов могут предшествовать анкетирование, опросы, контрольные работы, смотры, конкурсы и т.д. На заседании педсоветов выносятся принципиальные вопросы жизни и деятельности школы. Для того чтобы в какой-то степени разгрузить заседания педагогического совета, в школах используется такая организационная форма, как совещание при директоре. Совещания при директоре являются обязательными для преподавателей, администрации, но на них могут приглашаться и другие педагогические работники. Характер обсуждаемых вопросов связан с непосредственной организацией учебно-воспитательного процесса. Это вопросы успеваемости, соблюдения правил поведения, организации внеурочной деятельности. На совещаниях при директоре могут рассматриваться работа отдельных учителей, выполнение ими стандартов образования, система работы учителей по развитию творческой активности учащихся и др. Периодичность проведения таких совещаний устанавливается директором школы. [16]

На совещаниях при заместителях директора школы  рассматриваются текущие вопросы  касающиеся их административной компетенции. Время проведения подобных совещаний  отражается в плане работы школы на учебную четверть или месяц.

Оперативные информационные совещания являются необходимой  формой организации образовательного процесса в школе. Их содержание определяется реальной ситуацией. Это могут быть совещания только для педагогических работников, или только для учащихся, или для тех и других одновременно. К оперативным организационным формам управленческой деятельности относится также посещение уроков и внеклассных занятий, спортивных соревнований, вечеров, занятий творческих клубов, художественных студий и др. Оперативная организаторская работа директора школы и его заместителей осуществляется и в таких формах, как встречи с родителями, представителями общественности, трудовых коллективов.

Эффективной формой участия детей в управлении школой является их работа в составе выборного органа — ученического комитета. Участие школьников в различных комиссиях учкома создает предпосылки для развития демократических начал в жизни школы, развития инициативы и ответственности у детей, повышает оперативность в осуществлении принятых решений.

Эффективность использования организационных  форм управления школой прежде всего  определяется их подготовленностью, целенаправленностью. Педсовет, совещание при директоре  или оперативные форма организации управленческой деятельности достигнут своей цели при условии взаимной заинтересованности, понимания необходимости выполняемой работы и ее значимости для всех участников педагогического процесса. [11]

2.2 Функционирование должностных лиц школы на примере приказа директора школы

Итак, я рассмотрела  функциональные обязанности должностных лиц в МБОУ Гимназии и содержание организаторской деятельности в управлении школой. Теперь я покажу на примере приказа директора школы непосредственное функционирование работников (прил. 2).

Директор школы  издает приказ « О промежуточной аттестации учеников », где описаны следующие пункты:

1. Всем учителям МБОУ Гимназии провести тестирование учеников по своему предмету в течении 2 недель.

2. Сделать выводы  о проведенной работе

3. Отчитаться  о проделанной работе зам.директору 

4. Зам.директор  должен подвести итоги и предоставить  работу директору.

Директор издал  приказ по учебной части, следовательно  он передается зам.директора по учебной  части, который с ним знакомится и вводит в курс дела учителей, учителя выполняют приказ.

Учителя проводят тестирование среди тех учеников, которых они обучают. Например, учитель  географии Шапиро М.П проводит тестирование по своему предмету среди учеников 5-9 классов.

Затем учителя  анализируют данные работы учеников. Определяют минимум аттестации и выявляют, кто прошёл успешно аттестацию, а кто нет.

Анализ своей  работы учительский состав передает зам.директора по учебной части. Зам.директора, в свою очередь, также  анализирует материалы, которые принесли ему учителя.

Затем зам.директора, проанализировав всю ситуацию и  сделав определенные выводы, отчитывается перед директором о проделанной  работе.

Директор, изучив ситуацию о промежуточной аттестации, делает вывод об учебном процессе в школе:

  • Об успеваемости учеников
  • Об усваивании того или иного предмета учениками
  • О качестве работы учителей
  • И многое другое

После рассмотрения предоставленных директору выводов, и формирование своих собственных выводах, директор школы созывает собрание. На собрании  директор рассказывает о проделанной всеми работе и предлагает либо какие-то новшества, по улучшению образования у учеников, либо оставляет всё как есть, если результат проделанной работы его устраивает.

Данный пример иллюстрирует функциональные действия работников школы учебного процесса.

Как говорилось раннее школа – это функциональная система. Школа не будет системой, если один из её элементов перестанет функционировать.

Рассмотрим  тот же пример: 

Директор школы  издает приказ « О промежуточной  аттестации учеников ». Также этот приказ передается зам.директора по учебной части и в курс дела вводятся учителя. В приказе прописаны рамки времени, в течение которого учителя должны протестировать учащихся и сдать анализы работы зам.директора. Пока все учителя не сдадут свои выводы о проделанной работе зам.директора, он не сможет сделать общий вывод тестирования учащихся. И процесс остановится на месте, чем будет не доволен директор. И только после того, как все учителя отчитаются перед зам.директора процесс снова будет функционировать далее.

Итак, я рассмотрела  школу как функциональную систему  и показала что произойдет, если одна из структур не будет функционировать. Ведь школа – это организация  со своими принципами и структурами. [ 32]

2.3. Принципы  формирования функциональной системы организации

На основе проделанной  работы можно выявить принципы формирования функциональной системы организации.

К современной  структуре управления предъявляется  множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Главные из этих требований к организационной структуре могут быть сформулированы следующим образом:

1. Оптимальность.  Структура управления признается  оптимальной, если между звеньями  и ступенями управления на  всех уровнях устанавливаются  рациональные связи при наименьшем числе уровней управления.  

2. Оперативность.  Суть данного требования состоит  в том, чтобы за время от  принятия решения до его исполнения  в управляемой системе не успели  произойти необратимые отрицательные  изменения, делающие ненужной  реализацию принятых решений.

3. Надежность. Структура  аппарата управления должна гарантировать  достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих  команд и других передаваемых  данных, обеспечивать бесперебойность  связи в системе управления.

4. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.

5. Гибкость. Способность  изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.  

6. Устойчивость  структуры управления. Неизменность  ее основных свойств при различных  внешних воздействиях, целостность  функционирования системы управления  и ее элементов. 

Совершенство  организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько при ее построении соблюдались принципы построения:  

1) Целесообразное  число звеньев управления и  максимальное сокращение времени  прохождения информации от высшего  руководителя до непосредственного  исполнителя;

2) Четкое обособление  составных частей организационной  структуры (состава ее подразделений,  потоков информации и пр.);

3) Обеспечение  способности к быстрой реакции  на изменения в управляемой  системе;  

4) Предоставление  полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;

5) Приспособление  отдельных подразделений аппарата  управления ко всей системе  управления организацией в целом  и к внешней среде в частности. 

Т.о. реализация данных принципов построения функциональных структур управления обеспечивает слаженную работу всех уровней управления, динамичное развитие компании. При достижении определенного предела, следует пересмотреть существующую функциональную организационную структуру, оценить ее эффективность и при необходимости внести соответствующие изменения – например, преобразовать в линейно-функциональную.[26]

2.4.  Преимущества и недостатки функциональной системы организации

К преимуществам  относится:

  1. высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
  2. освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;
  3. стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;
  4. исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;
  5. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

К недостаткам  относится:

  1. Трудности поддержания постоянных взаимосвязей различных служб
  2. Длительная процедура принятия решений
  3. Отсутствие взаимопонимания и единства действий между работниками функциональных служб различных подразделений фирмы
  4. Высокая степень заинтересованности в реализации целей функциональных подразделений в ущерб общим целям организации
  5. Снижение ответственности исполнителей за работу в результате отказа от использования принципа <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=

Информация о работе Общая характеристика функциональной системы организации