Общая характеристика предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:28, реферат

Описание работы

Предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.

Содержание работы

Введение 3
1. Бизнес и предпринимательство. Понятие и сущность 4
1.1 Появление бизнеса 5
1.2 Современное определение предпринимательства 7
2. Функции предпринимательства 8
3. Принципы осуществления, формы и модели 11
предпринимательской деятельности
4. Сущность предпринимательской среды 15
4.1 Экономическая свобода — ведущий элемент 16
предпринимательской среды
4.2 Внешняя предпринимательская среда 17
4.3 Рынок — среда существования предпринимателей 20
4.4 Внутренняя предпринимательская среда 24
5. Характеристика условий и факторов, влияющих на развитие 25
предпринимательства и рыночной инфраструктуры в Украине
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Бизнес и предпринимательство.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции предпринимательства

 

 

В развитой рыночной экономике  предпринимательство как интегрированная  совокупность предпринимательских  организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Определяющей, на наш  взгляд, в развитой рыночной экономике  является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.

Важнейшей функцией предпринимательства  является ресурсная. Развитие предпринимательства  предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется, в первую очередь, трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.

Предпринимательству как  новому типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна творчески-поисковая, инновационная функция, связанная  не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

В процессе становления  рыночной экономики предпринимательство  приобретает социальную функцию, проявляющуюся  в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более проявляется в формировании нового слоя людей — людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность предпринимательских фирм.

Чем эффективнее функционируют  предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных  уровней и в государственные  внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.

Важнейшей функцией предпринимательства  является организаторская, которая  проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.

Следовательно, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Принципы осуществления, формы  и модели предпринимательской  деятельности

 

 

 (Ст. 5. Закона Украины "О предпринимательской деятельности")

Предпринимательство осуществляется на основе следующих принципов:

• свободный выбор  видов деятельности;

• привлечение на добровольных началах к осуществлению предпринимательской  деятельности имущества и средств  юридических лиц и граждан;

• самостоятельное формирование программы деятельности и выбор  поставщиков и потребителей произведенной продукции, установление цен в соответствии с законодательством;

• свободный наем работников;

• привлечение и использование  материально - технических, финансовых, трудовых, природных и других видов  ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством;

• самостоятельное осуществление  предпринимателем - юридическим лицом  внешнеэкономической деятельности, использование любым предпринимателем причитающейся ему доли валютной выручки по своему усмотрению.

Таблица 3.1

Модели предпринимательской  деятельности

Критерии

Классическое предпринимательство

Инновационное предпринимательство

 

 

 

 

Сущность

Направлено на максимальную отдачу ресурсов, управление объемом  производства, где задействованы  внешние факторы (ссуды, протекционизм) и внутренние факторы по выявлению резервов фирмы для повышения рентабельности, обновления номенклатуры выпускаемой продукции

Модель предпринимательской  деятельности, связанной с новаторством. Роль предпринимателя сводится к  созданию новшеств, т.е. продуктов (товаров и услуг), технологий, методов организации производства и управления, неизвестных ранее, посредством использования традиционных факторов производства (труда, земли и капитала), нового их сочетания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направленность

Максимальная отдача ресурсов достигается, если предприниматель  обладает следующими качествами:

предприимчивость и  готовность идти на строго дозированный риск;

детальное знание текущих  потребностей рынка и умение угадывать  его будущие потребности;

исключительная работоспособность и «железная» дисциплина;

доскональное знание дела;

умение привлекать грамотных  и способных сотрудников;

умение контролировать соотношение между расходами  и прибылью, и если предприятие  оказывается нерентабельным, несмотря на усилия выправить положение, то предприниматель должен быть готов к закрытию производства;

стремление всегда быть лучше конкурентов.

Дополнительно к классическому  предпринимательству необходимо, чтобы  предприниматель, занимаясь инновационной  деятельностью, учитывал ускорение темпов научно-технического прогресса, под воздействием которого продукты быстро устаревают (в течение двух-трех лет). Поэтому предприниматель должен ориентироваться на удовлетворение будущих запросов потребителя.

Предприниматель отличается от обычного производственника, прежде всего тем, что ищет новое во всех сферах, к которым он прилагает свой труд и энергию; у него должен быть «инновационный тип мышления» (по определению П. Друкера).

Уровень риска выше.

Роль предпринимателя  как новатора наиболее полно выразил и обосновал Й. Шумпетер: «Задача предпринимателей – реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле – через использование новых технологий для производства новых товаров или прежних товаров по новым методам благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции – вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности»


 

Предпринимательство - наиболее действенный стимул к высокопроизводительному труду, получению прибыли и в конечном счете лучшему удовлетворению общественных потребностей. По масштабам предпринимательской деятельности предпринимательство можно подразделить на следующие виды: 1) индивидуальное предпринимательство: любая созидательная деятельность одного человека и его семьи; 2) коллективное предпринимательство. По характеру деятельности предпринимательство включает несколько форм: 1) некоммерческое - не связанное с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность); 2) коммерческое предпринимательство - дело, приносящее доход. Этот вид занятий принято называть бизнесом. Бизнес - экономическая деятельность, дающая прибыль (прирост первоначально затраченных денег). Распространено мнение о том, что предпринимателем может стать только частный собственник, обладающий большим капиталом. Однако на самом деле предпринимателем можно стать при любой форме собственности и даже не обладая собственностью. Среди наиболее важных целей предпринимателя - производство товаров и услуг, наращивание дохода, обеспечение престижа, развитие бизнеса. Главная задача предпринимательства в сфере производства - нахождение и формирование спроса на продукты (товары и услуги), удовлетворение его путем изготовления (создания) и экономически целесообразной продажи этих продуктов (для получения прибыли). Основополагающей целью и задачей предпринимательской деятельности является идея обмена между двумя сторонами сделки купли-продажи в целях взаимной выгоды. Производственная деятельность, направленная на удовлетворение собственных нужд, не является предпринимательской деятельностью. Предпринимательство основано еще на одной концепции - взаимной выгоде в условиях свободной экономики, т. е.: 1) продавцы и покупатели свободны в своем выборе; 2) продавцы конкурируют между собой за покупателя; 3) между покупателями и продавцами происходит акт купли-продажи. Эти условия свободной экономики обусловливают большую степень риска для предпринимателя, так как если конкуренция окажется слишком сильной или потребительский выбор окажется не в пользу про- изведенной продукции, то возможно разорение и банкротство.

4. Сущность предпринимательской среды

 

 

Как указывалось выше, предпринимательство может развиваться  при наличии в стране определенных внешних и внутренних факторов(условий), в совокупности обеспечивающих благоприятные возможности для развития цивилизованного преуспевающего предпринимательства, т.е. если сформирована определенная предпринимательская среда. Пол предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.

Предприниматели функционируют в  определенных условиях, составляющих в совокупности предпринимательскую  среду, которая и представляет интегрированную  совокупность различных (объективных  и субъективных) факторов, позволяющих  предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров и получении прибыли (дохода). Как интегрированная сложная система предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, как правило, не зависимую от самих предпринимателей, так и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.

Предпринимательская среда формируется  на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий.

Известные ученые, занимающиеся исследованиями благоприятных условий  развития предпринимательства, считают, что эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать цивилизованным и законопослушным предпринимателям необходимые экономические свободы как первое и определяющее условие развития предпринимательства, а вторым условием является развитие организационно-хозяйственного новаторства. В какой-то мере эти два важнейших составных элемента предпринимательской среды зафиксированы в Конституции страны. В частности, в ней записано, что: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности; никто не может быть лишен своего имущества (как материальной основы предпринимательской деятельности) иначе как по суду; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно; в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности и, наконец, в Российской Федерации признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Однако эти важные конституционные положения до сих пор практически не действуют в полную силу, что наряду с другими факторами тормозит развитие предпринимательства. Формирование предпринимательской среды в России фактически только начинается.

 

4.1 Экономическая свобода — ведущий элемент предпринимательской среды

 

Как уже отмечалось, экономическая  свобода наряду с другими факторами  является определяющим условием развития предпринимательства. Сущность экономической свободы состоит в установлении гарантий со стороны государства на разных уровнях управления экономикой (конечно, слово «управление» нельзя понимать в абсолютном значении, поскольку само «управление» означает подчинение, организацию, контроль и т.д.) дееспособным гражданам и их объединениям (юридическим лицам) на осуществление законной предпринимательской деятельности. Экономическая свобода означает, что всем гражданам гарантируется возможность полного использования своих способностей, личностных качеств, имущества для осуществления активной экономической деятельности. В связи с этим большое значение имеет практическая реализация положений правовых норм, не допускающих организацию экономической деятельности, направленную на монопольное положение отдельных хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию и рекламу.

Информация о работе Общая характеристика предпринимательства