Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:28, реферат
Предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.
Введение 3
1. Бизнес и предпринимательство. Понятие и сущность 4
1.1 Появление бизнеса 5
1.2 Современное определение предпринимательства 7
2. Функции предпринимательства 8
3. Принципы осуществления, формы и модели 11
предпринимательской деятельности
4. Сущность предпринимательской среды 15
4.1 Экономическая свобода — ведущий элемент 16
предпринимательской среды
4.2 Внешняя предпринимательская среда 17
4.3 Рынок — среда существования предпринимателей 20
4.4 Внутренняя предпринимательская среда 24
5. Характеристика условий и факторов, влияющих на развитие 25
предпринимательства и рыночной инфраструктуры в Украине
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Важное значение для
обеспечения экономической
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь
имущество в собственности,
3. Никто не может
быть лишен своего имущества
иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение
4. Право наследования гарантируется.
4.2 Внешняя предпринимательская среда
Состояние внешней предпринимательской
среды имеет определяющее влияние
на развитие предпринимательства в
стране в целом, в отдельных регионах.
Под внешней предпринимательско
Внешняя предпринимательская среда включает следующие подсистемы:
• экономическое положение в стране и регионах;
• политическая ситуация,
характеризующаяся
• правовая среда, четко
устанавливающая права, обязанности,
ответственность
• государственное регулирование
и поддержка
• социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей), уровнем безработицы;
• культурная среда, обусловленная уровнем образования населения, обеспечивающая возможность заниматься определенными видами предпринимательского бизнеса;
• научно-техническая, технологическая среда;
• наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности;
• физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями, влияющими на процесс функционирования предпринимательских организаций;
• отсутствие проявления природных катаклизмов;
• институционально-
Приведем краткую
Успешному развитию предпринимательства способствует льготное кредитование предпринимательских проектов, сокращение числа налогов, сборов, обязательных платежей, уменьшение налоговых ставок и др. Развитие предпринимательства тормозят экономические и финансовые кризисы, возникающие не только в собственной стране, но и в других странах и регионах.
Не рассматривая все
другие подсистемы внешней предпринимательской
среды, дадим краткую характеристику институционально-
4.3 Рынок — среда существования предпринимателей
Если в стране нет рынка, то не может быть и предпринимателей, и наоборот, поскольку предприниматели (фирмы, кампании) являются ведущими субъектами рыночной экономики наряду с домохозяйствами и государством, которое в развитой рыночной экономике является коллективным предпринимателем.
Анализ множества определений рынка, представленных в научной литературе, позволяет сделать вывод, что рынок является формой взаимоотношений между отдельными самостоятельными, принимающими решения хозяйствующими субъектами. Рынок — это сложное и многостороннее экономическое явление; это соединение спроса и предложения; это форма общественно-экономических связей между предпринимателями и потребителями, основанных на взаимной купле-продаже товаров (работ, услуг). Только на рынке проверяется истинная ценность (стоимость) произведенных товаров: ведь если они не будут проданы, предприниматель не получит планируемый объем прибыли. Следовательно, рынок есть не только среда (сфера) функционирования предпринимателей, но и важнейший фактор развития предпринимательства в стране при условии, что существуют и развиваются рынки всех факторов производства.
В рыночной экономике
существует рынок покупателя, который
характеризуется превышением
Современный рынок представляет собой организованную и относительно сбалансированную систему, обеспечивающую предпринимателям свободу при выборе способов производства и продажи различных видов и объемов товаров (работ, услуг), а всем потребителям гарантирует независимость при их приобретении. Никто не может административно (юридически) заставить кого-либо что-то производить, что-то приобретать. Рынок есть сообщество самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, а предприниматель — самостоятельно хозяйствующий субъект. Рынок, по образному выражению американских ученых Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, — это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятельное решение, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей — что и как производить; владельцы факторов производства делают свой собственный выбор — кому и как их продавать. Все эти процессы осуществляются посредством рынка, посредством рыночного механизма.
Свободного рынка ни в одной стране нет, так как нет для него определенных экономических условий, а действует конкурентный рынок при наличии различных форм собственности, но преобладающей является негосударственная собственность при существовании развитой рыночной инфраструктуры, включающий три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства и финансовый рынок и соответствующие им развитые системы рыночных институтов.
Развитой конкурентный рынок характеризуется сложной структурой, сложной системой соответствующих институтов (бирж, коммерческих банков, аудиторских организаций, страховых компаний, рекламных компаний, ассоциаций (союзов) предпринимателей и пр.).
Современный рынок классифицируется по различным категориям: а) по экономическому назначению объектов рыночных отношений — рынок потребительских товаров и услуг; рынок средств производства; рынок промежуточных товаров; рынок ноу-хау; сырьевой рынок; рынок труда; рынок ценных бумаг; рынок вторсырья; рынок информационных технологий и др.
б) по географическому
положению — местный, региональный,
национальный, мировой; в) по степени
ограничения конкуренции —
д) по характеру продаж
— оптовый, розничный. Разумеется, любая
классификация рынка носит
Рынок имеет по сравнению
с командно-административной экономикой
значительные преимущества. Во-первых,
посредством рынка осуществляет
В то же время рынок имеет и негативные стороны. Поэтому, формируя в стране рыночную экономику, новые экономические условия, необходимо знать их. Исходя из зарубежного опыта можно выделить следующие недостатки рынка: а) рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; б) рынок не имеет действенной экономической защиты окружающей среды; только государство может заставить предпринимателей вкладывать средства в создание экологически чистых производств; в) рынок не может регулировать правильное использование ресурсов, принадлежащих всему государству (обществу); г) в рынке не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования; д) рынок не гарантирует право всех граждан на труд и доходы; е) рынок не обеспечивает развитие фундаментальных исследований в науке; ж) рынок не ориентирован на производство социально необходимых товаров, а направлен на удовлетворение в основном запросов тех лиц, которые имеют большие деньги: «Миром правят деньги»; з) рынок подвержен нестабильному развитию в связи с инфляционными процессами. Поэтому часть функций, которые не может выполнить рыночный механизм, берет на себя государство.
Как уже говорилось, рынок
есть сфера существования
Важнейшим обязательным признаком рынка является его конкурентный характер. Конкуренция — это механизм функционирования предпринимателей, которые конкурируют между собой, а также с покупателями. Конкуренция — это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения на соответствующем товарном рынке. Поэтому действующим законодательством запрещается прибегать к недобросовестной конкуренции на рынке, занимать доминирующее положение, осуществлять моноподиетическую деятельность, устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены.
Предприниматель только тогда может добиться успеха, если сумеет своевременно и правильно оценить рыночные возможности с точки зрения целей и ресурсов своей фирмы, производить только необходимые субъектам рынка товары и услуги с меньшими издержками и необходимого качества.
4.4 Внутренняя предпринимательская среда
Предпринимательский успех зависит от многих факторов, среди которых важнейшим является внутренняя предпринимательская среда как определенная совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации. В значительной мере внутренняя предпринимательская среда носит субъективный характер: она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса. К внутренней предпринимательской среде следует отнести следующие подсистемы (факторы): наличие необходимого объема собственного капитала; правильный выбор организационно-правовой формы фирмы; выбор предмета деятельности; подбор команды партнеров; знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований; подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное стимулирование; механизм сохранения предпринимательской тайны и др.
Информация о работе Общая характеристика предпринимательства