Общая характеристика предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:28, реферат

Описание работы

Предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.

Содержание работы

Введение 3
1. Бизнес и предпринимательство. Понятие и сущность 4
1.1 Появление бизнеса 5
1.2 Современное определение предпринимательства 7
2. Функции предпринимательства 8
3. Принципы осуществления, формы и модели 11
предпринимательской деятельности
4. Сущность предпринимательской среды 15
4.1 Экономическая свобода — ведущий элемент 16
предпринимательской среды
4.2 Внешняя предпринимательская среда 17
4.3 Рынок — среда существования предпринимателей 20
4.4 Внутренняя предпринимательская среда 24
5. Характеристика условий и факторов, влияющих на развитие 25
предпринимательства и рыночной инфраструктуры в Украине
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Бизнес и предпринимательство.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Важное значение для  обеспечения экономической свободы  и, следовательно, развития предпринимательства  имеет реализация на практике положений ст. 35 Конституции страны, в которой установлены следующие фундаментальные положения.

1. Право частной собственности  охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь  имущество в собственности, владеть,  пользоваться и распоряжаться  им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может  быть лишен своего имущества  иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества  для государственных нужд может  быть произведено только при  условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования  гарантируется.

 

4.2 Внешняя предпринимательская среда

 

Состояние внешней предпринимательской  среды имеет определяющее влияние  на развитие предпринимательства в  стране в целом, в отдельных регионах. Под внешней предпринимательской средой -понимается совокупность внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на становление и развитие предпринимательства. Внешняя среда по отношению к предпринимателям является средой объективной и действует независимо от их желаний. Чтобы добиваться успехов, предприниматели должны хорошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей деятельности предвидеть их влияние на конечные результаты своего бизнеса. Как следует из учений классиков экономической теории, базой предпринимательской деятельности являются знания об основных условиях и факторах внешней среды.

Внешняя предпринимательская  среда включает следующие подсистемы:

• экономическое положение  в стране и регионах;

• политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью  развития общества и государства;

• правовая среда, четко  устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимательской  и других субъектов рыночной экономики;

• государственное регулирование  и поддержка предпринимательства;

• социально-экономическая  обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей), уровнем безработицы;

• культурная среда, обусловленная  уровнем образования населения, обеспечивающая возможность заниматься определенными видами предпринимательского бизнеса;

• научно-техническая, технологическая среда;

• наличие в достаточном  количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности;

• физическая среда, связанная  с климатическими (погодными) условиями, влияющими на процесс функционирования предпринимательских организаций;

• отсутствие проявления природных катаклизмов;

• институционально-организационная  среда, свидетельствующая о наличии  достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей и т.д.

Приведем краткую характеристику отдельных подсистем, в совокупности составляющих интегрированную внешнюю  предпринимательскую среду. Так, существенное значение для развития в стране предпринимательства  имеют позитивное экономическое положение, характеризующееся формированием условий для становления конкурентного рынка как среды существования предпринимателей, а также поступательное осуществление экономических реформ, обеспечивающих возможность доступа предпринимателей ко всем видам ресурсов (кроме запрещенных законом), необходимых для развития их деятельности. На развитие предпринимательства положительно (или отрицательно) влияют следующие экономические инструменты: уровень ставки рефинансирования, устанавливаемый Центральным банком России; уровень инфляции; число налогов (обязательных сборов, платежей) и размеры налоговых ставок; уровень ликвидности хозяйствующих партнеров (компаний, фирм); уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, особенно на продукцию (услуги) естественных монополий; недопущение установления монопольно высоких или монопольно низких цен, соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию на товарных рынках. Все более значимыми становятся стабильность национальной денежной единицы, повышение уровня ее покупательной способности и другие экономические факторы и условия.

Успешному развитию предпринимательства  способствует льготное кредитование предпринимательских  проектов, сокращение числа налогов, сборов, обязательных платежей, уменьшение налоговых ставок и др. Развитие предпринимательства тормозят экономические и финансовые кризисы, возникающие не только в собственной стране, но и в других странах и регионах.

Не рассматривая все  другие подсистемы внешней предпринимательской  среды, дадим краткую характеристику институционально-организационной среды, развитие которой является важнейшим условием формирования предпринимательства вообще, поскольку многие институты (организации) являются предпринимательскими и с учетом специализации своей деятельностью оказывают соответствующие услуги другим предпринимательским организациям. К таким институтам относятся: коммерческие банки и другие кредитно-финансовые организации; страховые организации; рекламные компании; специализированные организации по представлению таких профессиональных услуг, как аудит, консалтинг, защита интересов предпринимателей и др.; учебные заведения по подготовке кадров для предпринимательских организаций; компании по изучению рынка, проведению специализированных маркетинговых исследований; компании (организации) — поставщики сырья, материалов, энергии, топлива и других услуг; оптовые и розничные продавцы; транспортные компании и др. Несомненно, значительная роль в развитии предпринимательства принадлежит федеральным и региональным фондам поддержки предпринимательства, Торгово-промышленной палате РФ и торгово-промышленным палатам, действующим в регионах, ассоциациям (союзам) предпринимателей. Большое влияние на развитие предпринимательства оказывает формирование положительного общественного мнения в средствах массовой информации (радио, телевидение, периодическая печать), поддерживающих положительный опыт хозяйствования цивилизованных предпринимателей, критикующих негативные явления ведения бизнеса, разоблачающих воров, казнокрадов.

 

4.3 Рынок — среда существования предпринимателей

 

Если в стране нет  рынка, то не может быть и предпринимателей, и наоборот, поскольку предприниматели (фирмы, кампании) являются ведущими субъектами рыночной экономики наряду с домохозяйствами  и государством, которое в развитой рыночной экономике является коллективным предпринимателем.

Анализ множества определений  рынка, представленных в научной  литературе, позволяет сделать вывод, что рынок является формой взаимоотношений  между отдельными самостоятельными, принимающими решения хозяйствующими субъектами. Рынок — это сложное и многостороннее экономическое явление; это соединение спроса и предложения; это форма общественно-экономических связей между предпринимателями и потребителями, основанных на взаимной купле-продаже товаров (работ, услуг). Только на рынке проверяется истинная ценность (стоимость) произведенных товаров: ведь если они не будут проданы, предприниматель не получит планируемый объем прибыли. Следовательно, рынок есть не только среда (сфера) функционирования предпринимателей, но и важнейший фактор развития предпринимательства в стране при условии, что существуют и развиваются рынки всех факторов производства.

В рыночной экономике  существует рынок покупателя, который  характеризуется превышением предложения  товаров над спросом на них при определенной стабильности цен. В результате разразившегося в августе 1998 г. экономического кризиса, который отрицательно повлиял на платежную способность потребителя, в стране фактически сложился рынок продавца, но, к сожалению, неотечественных товаров.

Современный рынок представляет собой организованную и относительно сбалансированную систему, обеспечивающую предпринимателям свободу при выборе способов производства и продажи  различных видов и объемов  товаров (работ, услуг), а всем потребителям гарантирует независимость при их приобретении. Никто не может административно (юридически) заставить кого-либо что-то производить, что-то приобретать. Рынок есть сообщество самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, а предприниматель — самостоятельно хозяйствующий субъект. Рынок, по образному выражению американских ученых Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, — это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятельное решение, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей — что и как производить; владельцы факторов производства делают свой собственный выбор — кому и как их продавать. Все эти процессы осуществляются посредством рынка, посредством рыночного механизма.

Свободного рынка ни в одной стране нет, так как  нет для него определенных экономических  условий, а действует конкурентный рынок при наличии различных  форм собственности, но преобладающей  является негосударственная собственность при существовании развитой рыночной инфраструктуры, включающий три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства и финансовый рынок и соответствующие им развитые системы рыночных институтов.

Развитой конкурентный рынок характеризуется сложной структурой, сложной системой соответствующих институтов (бирж, коммерческих банков, аудиторских организаций, страховых компаний, рекламных компаний, ассоциаций (союзов) предпринимателей и пр.).

Современный рынок классифицируется по различным категориям: а) по экономическому назначению объектов рыночных отношений — рынок потребительских товаров и услуг; рынок средств производства; рынок промежуточных товаров; рынок ноу-хау; сырьевой рынок; рынок труда; рынок ценных бумаг; рынок вторсырья; рынок информационных технологий и др.

б) по географическому  положению — местный, региональный, национальный, мировой; в) по степени  ограничения конкуренции — монополистический, олигополистический, монопсонический, свободный, смешанный; г) по отраслям — автомобильный, компьютерный, нефтяной, газовый и др.

д) по характеру продаж — оптовый, розничный. Разумеется, любая  классификация рынка носит ограниченный характер, каждая из них имеет существенное значение для понимания необходимости  изменения функций государства и развития предпринимательства в различных организационно-правовых формах и сферах функционирования.

Рынок имеет по сравнению  с командно-административной экономикой значительные преимущества. Во-первых, посредством рынка осуществляется эффективное распределение всех видов ресурсов. Рынок «направляет» ресурсы на производство только необходимых потребителям товаров (работ, услуг). Во-вторых, рынок функционирует при наличии относительно ограниченной экономической информации: данных о ценах, конкурентах, издержках производства, количестве производства. В-третьих, преимуществом рынка является высокая гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям производства и потребления. В-четвертых, оптимальное использование участниками рынка результатов научно-технического прогресса. Чтобы получить максимальную прибыль, предприниматели-производители идут на риск, разрабатывая новые товары, совершенствуя технологию, что позволяет им иметь временное преимущество перед конкурентами. В-пятых, предприниматель и потребители обладают свободой выбора и действий. Они независимы в принятии решений, заключении различных сделок (договоров), найме рабочей силы и т. д. В-шестых, рынок обеспечивает удовлетворение самых разных потребностей.

В то же время рынок  имеет и негативные стороны. Поэтому, формируя в стране рыночную экономику, новые экономические условия, необходимо знать их. Исходя из зарубежного опыта можно выделить следующие недостатки рынка: а) рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; б) рынок не имеет действенной экономической защиты окружающей среды; только государство может заставить предпринимателей вкладывать средства в создание экологически чистых производств; в) рынок не может регулировать правильное использование ресурсов, принадлежащих всему государству (обществу); г) в рынке не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования; д) рынок не гарантирует право всех граждан на труд и доходы; е) рынок не обеспечивает развитие фундаментальных исследований в науке; ж) рынок не ориентирован на производство социально необходимых товаров, а направлен на удовлетворение в основном запросов тех лиц, которые имеют большие деньги: «Миром правят деньги»; з) рынок подвержен нестабильному развитию в связи с инфляционными процессами. Поэтому часть функций, которые не может выполнить рыночный механизм, берет на себя государство.

Как уже говорилось, рынок  есть сфера существования предпринимателей, без него не будет миллионов предпринимателей, а без предпринимателей как самостоятельно хозяйствующих субъектов не может быть развитого рынка. Поэтому все условия и факторы становления цивилизованного развитого рынка являются и условиями становления и развитого предпринимательства.

Важнейшим обязательным признаком рынка является его конкурентный характер. Конкуренция — это механизм функционирования предпринимателей, которые конкурируют между собой, а также с покупателями. Конкуренция — это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения на соответствующем товарном рынке. Поэтому действующим законодательством запрещается прибегать к недобросовестной конкуренции на рынке, занимать доминирующее положение, осуществлять моноподиетическую деятельность, устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены.

Предприниматель только тогда может добиться успеха, если сумеет своевременно и правильно  оценить рыночные возможности с  точки зрения целей и ресурсов своей фирмы, производить только необходимые субъектам рынка товары и услуги с меньшими издержками и необходимого качества.

4.4 Внутренняя предпринимательская среда

 

Предпринимательский успех  зависит от многих факторов, среди  которых важнейшим является внутренняя предпринимательская среда как определенная совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации. В значительной мере внутренняя предпринимательская среда носит субъективный характер: она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса. К внутренней предпринимательской среде следует отнести следующие подсистемы (факторы): наличие необходимого объема собственного капитала; правильный выбор организационно-правовой формы фирмы; выбор предмета деятельности; подбор команды партнеров; знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований; подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное стимулирование; механизм сохранения предпринимательской тайны и др.

Информация о работе Общая характеристика предпринимательства