Общество и государство. Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 00:51, реферат

Описание работы

Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т.п.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 2 стр.
Общество……………………………………………………….………….. 3 стр.
Определение власти………………………………………………………5 стр.
Происхождение государства………………………………………….….7 стр.
Понятие и сущность государства………………………………….…….9 стр.
Функции государства…………..…………………………………….......11 стр.
Форма государства…………..……………………………………….…..12 стр.
Механизм государства…………….……………………………………..17 стр.
Политическая система общества…………..…………………………..18 стр.
Общество и государство…………………………………………………20 стр.
Список литературы………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Общество и государство,политическая власть.docx

— 159.48 Кб (Скачать файл)

3. Постоянные и временные функции. Функции также подразделяют на постоянные и временные. Такое деление весьма условно, поскольку всякие функции, как и само государство, исторически изменчивы. В качестве постоянных обычно рассматриваются функции, вытекающие из природы данного государства. К временным функциям относят такие, которые, возникнув, прекращают свое действие в течение обозримого отрезка времени. Так, в советское время в качестве временной рассматривалась функция ликвидации эксплуататорских классов, осуществлявшаяся советским государством в переходный период от капитализма к социализму. Сегодня в качестве примера таких функций обычно приводят функции борьбы со стихийными бедствиями природного или техногенного характера.

4. Функции по формам их осуществления. Наконец, функции государства можно классифицировать по формам их осуществления. С этой точки зрения, они подразделяются на правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную.

 

 

Форма государства

 

Форма правления

Форма государственного устройства

Политический режим

Форма государства - это такой аспект его характеристики, который раскрывает способы организации государственной власти. Традиционно в это понятие включают три элемента: форму правления; форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления

Под формой правления понимается организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании. С этой точки зрения, государства подразделяются на монархии и республики.

1. Монархия есть форма правления, где главой государства является монарх. Он получает власть в порядке наследования или по праву родства, осуществляет ее пожизненно и не несет ответственности за свои действия в качестве главы государства. Истории известны также выборные монархии. Вспомним хотя бы, что правление династии Романовых в России начиналось с избрания на престол царя Михаила. Монархия как форма правления возникает вместе с появлением государства и отражает специфику разных исторических эпох. Поэтому классификация монархий представляет известную сложность. С точки зрения объема полномочий монарха, монархии можно разделить на неограниченные и ограниченные. При этом ограниченные монархии - это явление европейское и неизвестное Востоку, где органы при монархе, например исламский совет (шура) имели обычно лишь совещательный характер.

Неограниченная монархия. В условиях неограниченной монархии власть монарха абсолютна. Есть две  разновидности таких монархий:

Древневосточная деспотия, возникающая  при значительном сохранении общинных институтов и соответствующих форм собственности, сочетающихся с обожествлением монарха.

Абсолютная монархия, существовавшая в Европе в XVII - XVIII в. в. Здесь такая  форма правления складывается в  период временного равновесия сил между  феодальной аристократией и молодой  буржуазией. Королевская власть как  бы возвышалась над борьбой этих классов. О сути этой формы правления  свидетельствует фраза одного из французских монархов: "Государство - это я".

Ограниченные монархии. Ограниченные монархии в Европе можно разделить  на добуржуазные и буржуазные.

Добуржуазной ограниченной монархией является, например, сословно-представительная монархия, возникшая в период создания крупных централизованных государств. Монархия, опиравшаяся в борьбе с феодальной раздробленностью на поддержку городов, вынуждена была платить "по векселям", допуская представителей горожан в сословно-представительные органы (Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, Земский собор в России и т.д.). Такие органы ограничивали власть монарха в некоторых существенных вопросах, например связанных с введением новых налогов.

В период капитализма полномочия монарха ограничиваются посредством конституции. Поэтому применительно к буржуазным монархиям вполне применим термин "конституционная монархия". Существуют две их разновидности: дуалистическая монархия и парламентская (или парламентарная) монархия. Первая из них отражает начальный этап развития капитализма и относительно слабые позиции буржуазии в политической области. Поэтому дуализм власти, исходящий из деления ее на законодательную и исполнительную, отражает известный перевес полномочий монарха над полномочиями выборной (нижней) палаты парламента, представленного буржуазией. Верхняя палата обычно была назначаемой. Правительство здесь формировалось монархом и перед ним же было ответственно. Монарх обладал правом абсолютного вето в отношении законопроектов, одобренных парламентом, и правом неограниченного роспуска парламента. Из полномочий последнего следует отметить право вотировать бюджет. Такая форма правления существовала в Пруссии, Австрии, Италии в конце ХIХ-ХХ в.

Парламентская, или парламентарная, монархия отражает более высокий  уровень развития капитализма и, соответственно, более прочные позиции  буржуазии. Полномочия монарха здесь  во многом номинальны. Правительство  формируется лидером партии, победившей на выборах, и несет ответственность  перед парламентом. Акты короля приобретают  юридическую силу лишь при условии  их контрассигнации соответствующим  министром. В ряде стран монарх обладает правом отлагательного вето, а также  правом роспуска парламента. Такая  форма правления существует сегодня  в Англии, Бельгии, Норвегии, Швеции и т.д.

2. Республика. Республика - это форма правления, при которой глава государства (президент) является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Республика - столь же древняя форма правления, как и монархия. Поэтому при их классификации, республики можно также разделить на добуржуазные и буржуазные.

Республики добуржуазной эпохи можно, в свою очередь, разделить на демократические и аристократические. В демократической республике власть принадлежала народу в его конкретно-историческом понимании (Древние Афины). В аристократических республиках ее осуществляли представители аристократии (Спарта, Рим в период республики, аристократические города - республики средневековья - Венеция, Генуя, Псков, Новгород).

Буржуазные республики могут быть президентскими (или дуалистическими), парламентскими и смешанными. В президентской республике президент избирается либо коллегией выборщиков (США), либо прямым голосованием избирателей (Мексика, Колумбия и т.д.). Он является главой государства и главой правительства (поэтому здесь нет поста премьер-министра), с участием парламента формирует ответственное перед ним правительство, обладает правом отлагательного вето в отношении законопроектов, одобренных парламентом. Однако вето президента может быть преодолено повторным одобрением отвергнутого законопроекта квалифицированным большинством голосов. В президентской республике президент является ключевой фигурой политического механизма.

В парламентской республике такой фигурой является премьер-министр, а президент, избираемый парламентом, играет скромную роль в системе органов государства, хотя формально полномочия его могут быть довольно широкими. Ответственное перед парламентом правительство обычно формируется лидером партии (либо блока партий), победившей на выборах. Вотум недоверия правительству, как и в условиях парламентской монархии, влечет либо уход его в отставку, либо роспуск парламента и назначение новых выборов.

"Смешанная" республиканская форма правления предполагает сочетание элементов парламентской и президентской республик. Так, в Российской Федерации институт президента, непосредственно избираемого народом и наделенного широкими полномочиями, сочетается с институтом премьер-министра и парламентской ответственности правительства. "Смешанная" форма правления имеет место также во Франции, Финляндии и т.д.

Форма государственного устройства

Под формой государственного устройства понимается территориальная организация государственной власти, соотношение между центром и остальными властями государства. С этой точки зрения государства подразделяются на унитарные (единые) и федеративные, или сложные.

1. Унитарные. Большинство современных государств являются унитарными. Причем унитарными государствами являются как небольшие скандинавские государства, так и такие крупные государства, как Франция, Италия, Китай, Индонезия, Япония и т.д. После распада Советского Союза все образовавшиеся на его основе независимые государства, кроме России, приняли унитарную форму территориально-государственного устройства.

Унитарное государство обычно характеризуется следующими признаками:

единая конституция и  единая правовая система;

единая система органов  государственной власти и управления;

единое гражданство;

единство судебной системы  и осуществление правосудия на основе единых норм;

деление государства на административно-территориальные  единицы (провинции, департаменты, области, округа, районы и другие), органы управления которых регулируются общегосударственными правовыми нормами и подчинены  центральным органам государственной  власти и управления.

Территория унитарного государства  подразделяется лишь на административно-территориальные  единицы (провинции, районы, графства и  т.д.), не обладающие какой-либо политической самостоятельностью. При этом в рамках такого государства возможно существование  районов, обладающих административной автономией (например Синцзянь-уйгурский  автономный район в Китае). Унитарные  государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованных государствах значительная часть вопросов местной жизни решается центральной  властью. В децентрализованных государствах их решение передается на места. Исторически  унитаризм явился прогрессивной  формой территориально-государственного устройства, поскольку он активно  способствовал созданию единого  капиталистического рынка, сильной  и независимой центральной власти взамен феодальной раздробленности  с ее слабой территориальной системой управления.

2. Федеративные. В отличие от унитарного государства федерация является сложным государством: в его структуру помимо центральной (или федеральной власти) входят государственные образования (республики, штаты, кантоны, земли и т.д.), обладающие политической самостоятельностью, включающей, в частности, собственное законодательство, судебную и налоговую системы. В итоге суверенитет в условиях федерации становится как бы разделенным между федеральным центром и субъектами федерации. Соответственно, в федеративном государстве существуют две относительно самостоятельных системы органов государства: федеративная и система органов субъектов федерации.

Таким образом, в условиях федерации на одной и той же территории одновременно и параллельно  функционируют две власти - федеральная  и местная, т.е. власть субъекта федерации. Каждая из них имеет свою компетенцию.

Федерации могут строиться:

по национальному признаку (как в свое время СССР, Чехословакия, Югославия и т.д.);

по национально-территориальному признаку (Российская Федерация);

по территориальному признаку (США, Мексика, Бразилия и подавляющее  большинство современных федераций).

Обычно наряду с общефедеральной  конституцией и федеральными законами действуют законы субъектов федерации, а в ряде федераций их субъекты имеют собственные конституции. При этом, предполагается довольно четкое обеспечение верховенства федеральной  конституции и других федеральных  законов, которым должно соответствовать  законодательство членов федерации. Как  правило, в верхней палате парламента - сенате - обеспечивается особое представительство  субъектов федерации. Причем в одних  федерациях в верхней палате устанавливается  равное представительство субъектов  федерации. Например, в США избираются по два сенатора от каждого штата, вне зависимости от численности  проживающего в штате населения, а в других федерациях (Канада, ФРГ, Индия и т.д.) представительство  субъектов федерации в верхней  палате общефедерального парламента находится  в прямой зависимости от численности  населения соответствующего субъекта.

При определении компетенции  федерации и ее субъектов обычно придерживаются принципов, апробированных опытом развития практически всех федеративных государств. Это, во-первых, равенство  прав всех субъектов и во-вторых, наделение их достаточными полномочиями, а следовательно, и материальными  ресурсами, поскольку федерация  призвана служить сложению сил, а  не их разъединению и, как следствие, проведению единой общефедеральной  политики.

Мировой опыт дает различные  примеры распределения компетенции  между центром и субъектами федерации. Иногда ограничиваются только определением компетенции самой федерации. При  этом все, не отнесенное к федеральной  компетенции, рассматривается как  входящее в компетенцию членов федерации (остаточные полномочия). Иногда закрепление  полномочий идет по противоположному пути. В этом случае определяются только полномочия субъектов федерации, а  все остальные (остаточные) полномочия отнесены к компетенции федерации. В других случаях определяются полномочия отдельно членов федерации, федерации  в целом, а также совместная компетенция.

Обычно в исключительную компетенцию самой федерации включены:

проведение внешней политики;

вопросы обороны государства;

объявление войны и  заключение мира;

регулирование таможенных отношений;

общефедеральные средства коммуникаций;

наиболее важные и опасные  отрасли производства (вооружение, ядерная энергетика и т.д.);

Информация о работе Общество и государство. Политическая власть