Общество и государство. Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 00:51, реферат

Описание работы

Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т.п.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 2 стр.
Общество……………………………………………………….………….. 3 стр.
Определение власти………………………………………………………5 стр.
Происхождение государства………………………………………….….7 стр.
Понятие и сущность государства………………………………….…….9 стр.
Функции государства…………..…………………………………….......11 стр.
Форма государства…………..……………………………………….…..12 стр.
Механизм государства…………….……………………………………..17 стр.
Политическая система общества…………..…………………………..18 стр.
Общество и государство…………………………………………………20 стр.
Список литературы………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Общество и государство,политическая власть.docx

— 159.48 Кб (Скачать файл)

регулирование союзного гражданства  и основных прав человека;

принятие в союз новых  членов;

изменение в составе субъектов  федерации и т.д.

Такие исключительные полномочия федерации должны обеспечить необходимую  государственную целостность и  политическую независимость страны. Опыт существования федеративных государств показывает, что в них редко  удается избежать споров между органами различных уровней, между федерацией и ее субъектами, а также между  самими субъектами. Отсюда следует, что  необходим четкий и действенный  механизм согласования интересов федерации  и входящих в ее состав субъектов, а также разрешение споров между  ними по мере их возникновения. Наибольшее значение при этом придается проблеме согласования мнений и позиций органов  исполнительной власти и других органов  управления различных уровней как  самой федерации, так и ее субъектов.

Ведущее место в таком  механизме обычно принадлежит высшим представительным учреждениям - парламентам, в которых, как было уже отмечено выше, одна из палат представляет интересы субъектов федераций. Кроме того, учет интересов членов федерации  осуществляется на уровне органов управления в процессе подготовки издаваемых ими  нормативных актов или подготовке законопроектов. Иногда создаются и  специальные органы для разрешения споров между федерациями и ее субъектами. Поскольку федерация  создается для проведения единой, объединяющей все субъекты государства  политики, в принципе не предусматривается  права члена федерации отменять или изменять своими односторонними действиями акт федерального органа власти. Однако субъект федерации  может обратиться в Верховный  суд государства с вопросом об изменении или отмене такого решения.

В компетенцию субъектов федерации, как правило, входят вопросы:

организации местного управления,

охраны общественного  порядка,

культуры, образования, здравоохранения  и т.д.

В большинстве федераций  конституцией или специальным законодательством  предусматривается право федеральных  властей вмешиваться во внутренние дела субъектов федерации, вводить  там чрезвычайное положение в  случае возникновения внутренних беспорядков  или угрозы безопасности субъекта извне (так называемое "право интервенции" или "федерального вмешательства"). В целом отношения между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации характеризуются  приоритетом центра, не исключающим  довольно широкой автономии штатов, провинций, земель, кантонов и т.д. Это  принципиально отличает их от обычных  административно-территориальных единиц унитарных государств.

Субъекты федераций не обладают правом самостоятельного одностороннего выхода из состава федерации ("право  сецессии").

Исторический опыт развития современных федераций показывает, что любые попытки односторонней  сецессии пресекались федеральным  центром самыми решительными мерами, включая использование вооруженных  сил и подразделений внутренней безопасности.

Выход субъектов федераций  из состава единого целостного государства  обычно заканчивался распадом самого федеративного государства. Еще  до официального прекращения существования  СССР из его состава фактически односторонне вышли Литва, Латвия. Эстония. Чехословакия и Югославия также распались  на отдельные самостоятельные государства. Иными словами, выход субъектов  из состава федерации традиционно  является прологом ее фактического распада.

С юридико-технической точки  зрения федеративные государства образуются разными путями. Так, весьма распространенной является договорная федерация, когда  суверенные государства вступают в  нее на основе договора. Примером такой  федерации могут служить Советский  Союз, Российская Федерация и т.д. Вместе с тем федерация может  быть создана "сверху" путем преобразования унитарного государства в федеративное. Таким путем, в частности, возникли некоторые латиноамериканские федерации, а также основанная на автономии  федерация в рамках РСФСР (так  сокращенно назывался крупнейший субъект  Советской Федерации - Российская Советская  Федеративная Социалистическая Республика).

Во многих федерациях современная  форма территориально-политического  устройства была установлена в результате длительной политической, а иногда и вооруженной борьбы между федералистами  и унитаристами.

В настоящее время федерации  встречаются более чем в 20 государствах, в которых проживает 1/3 населения  земного шара. Обычно она преобладает  в крупных государствах (США, Россия, Индия, Бразилия), хотя возможна и в  небольших по размеру государствах (Австрия, Объединенные Арабские Эмираты).

3. Конфедерация. В некоторых учебниках и юридических словарях к формам государственного устройства относят и конфедерацию, под которой понимают временный союз государств, предназначенный для решения задач экономического, политического или военного характера. Однако конфедерация - это скорее международно-правовое образование, чем форма государственного устройства.

Подобная нечеткость в  понимании конфедерации объясняется  прежде всего недостаточной ее изученностью. Поэтому в учебниках в качестве примера конфедерации обычно приводятся союз североамериканских штатов (1781-1787 гг.), Швейцарский союз в ХIХ в. и т.д. Между тем остается предметом  дискуссии вопрос о том, можно  ли рассматривать в качестве конфедерации Содружество Независимых Государств. В центральные органы конфедерации обычно входят представители всех государств-членов. Решения этих органов принимаются  единогласно или квалифицированным  большинством и вступают в обязательную силу лишь после ратификации соответствующими государствами - членами конфедерации.

Традиционно создание конфедерации исторически предшествовало ее перерастанию в федерацию или ее распаду  на отдельные самостоятельные государства. Правовой основой для конфедерации обычно служит союзный договор. Конфедерацией  было образование, сложившееся в 1776 г. в Северной Америке на месте  бывших английских колоний. В конфедеративных  отношениях находились кантоны Швейцарии  до 1848 г. Принятие в 1787 г. конституции  США и в 1848 г. Конституции Швейцарии  фактически означало преобразование этих конфедераций в федерации. Новая  Конституция Швейцарии, вступившая в силу 1 января 2000 г., сохранила термин "конфедерация", хотя в российской и зарубежной юридической литературе Швейцария определяется как типично  децентрализованное федеративное государство.

Распад конфедерации исторически  был связан с тем, что в ее рамках между государствами не удавалось  установить взаимовыгодные и развивающиеся  связи. Так, созданная в 1958 г. Египтом  и Сирией конфедерация - Объединенная Арабская Республика распалась по этой причине уже в 1961 г. А созданное  Сенегалом и Гамбией новое  конфедеративное объединение Сенегамбия просуществовало с 1982 по 1989 годы и распалось, поскольку конфедеративные связи не сложились ни в экономической, ни в политической областях.

В настоящее время остается предметом дискуссии вопрос о  том, можно ли рассматривать в  качестве конфедерации Содружество  Независимых Государств.

Политический режим

Под политическим режимом понимаются приемы и способы осуществления государственной власти.

Данный аспект формы государства  связан не столько с его структурой, сколько с соотношением политических сил и уровнем демократии в  обществе. Поэтому категория "политический режим" более всего связана  с социально-классовой природой государства.

Существует несколько  оснований для классификации  политических режимов. Чаще всего политические режимы разделяются на демократические и антидемократические.

1. Демократический режим. Демократия - понятие исторически изменчивое, и поэтому не существует универсальной ее модели. Сегодня демократический политический режим предполагает верховенство конституции, идеологический и политический плюрализм, гарантированность прав человека, демократические выборы, разделение властей и т.д. Такой режим называется либерально-демократическим. Однако в современном мире существуют другие типы демократии, например исламская, не знающая большинства из перечисленных элементов.

2. Антидемократические режимы обычно разделяют на тоталитарные, авторитарные, диктаторские и т.д.

Тоталитарные режимы отличает, прежде всего, отсутствие идеологического и политического плюрализма. Здесь допускаются лишь единственная политическая партия, одна (официальная) политическая идеология, отсутствует легальная оппозиция, а государство осуществляет жесткий контроль за всеми сферами общественной жизни. Такой политический режим существовал, в частности, в СССР.

Авторитарный режим характеризуют антидемократические методы осуществления власти, сосредоточение ее в руках главы государства или главы правительства, ограничение прав и свобод граждан. Такой режим обычно существует в странах с недостаточно развитым гражданским обществом.

При диктаторском режиме доминируют методы прямого насилия, не связанного никакими законами и т.д.

Классификация политических режимов может проводиться по критерию количества партий, участвующих  в политической жизни общества. С  этой точки зрения, политические режимы могут быть многопартийными, двухпартийными, однопартийными и, наконец, "беспартийными", т.е. действующими при отсутствии легальных  политических партий (например, Саудовская Аравия, Эмираты Персидского залива).

Возможно также  деление политических режимов на гражданские и военные, на светские и теократические. Военные режимы устанавливаются путем военного переворота и обычно свидетельствуют  о глубоком кризисе в обществе. Такие режимы существовали в ряде стран Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока в 50-70-х гг. ХХ в. Примером теократических режимов  могут быть Ватикан, Саудовская Аравия, Иран по Конституции 1978 г. и т.д.

Механизм  государства

 

Под механизмом государства понимают совокупность всех его органов, посредством которых осуществляются функции государства, решаются стоящие перед ним задачи.

Термин "механизм" лежит  в основе сравнения государства  с машиной, посредством которой  правящие силы управляют обществом, порой навязывая ему свою волю с помощью принуждения.

Государственный механизм в  ходе многовековой истории претерпел  существенную эволюцию - от простейших образований, включавших на Древнем  Востоке финансовое и военное  ведомства, а также ведомство  общественных работ, до чрезвычайно  сложных и разветвленных структур, насчитывавших многие тысячи человек. Поэтому изучение механизма государства  сводится, прежде всего, к изучению его структуры. Традиционно первичным  элементом этой структуры считался орган государства. Однако в новейшей отечественной литературе предлагается изучать механизм государства сквозь призму понятия "власть". Такое  противопоставление не вполне корректно. Ведь механизм государства - это властный механизм. Органы государства обладают властной компетенцией, означающей осуществление властных функций в известной сфере общественной жизни (в этом собственно и состоит их отличительная особенность). С другой стороны, в структурах государства власть осуществляется лишь посредством его органов. Поэтому понятия "государственный орган" и "государственная власть" отражают лишь неодинаковый угол зрения на одну и ту же проблему.

Понятие "механизм государства" раскрывает структуру государства, тогда как термин "государственная  власть" призван подчеркнуть разделение ее на:

законодательную ветвь;

исполнительную ветвь;

судебную ветвь.

При этом, важно не само по себе разделение властей, а система  сдержек и противовесов, положенная в основу их взаимодействия. Ее цель - не допустить концентрации власти государства в руках лишь одного органа.

Порой наряду с термином "механизм государства" совокупность его органов  определяют посредством термина "государственный  аппарат". Иногда в него включают также вооруженные силы и материальные средства государственной власти. Но чаще под ним понимают систему  органов лишь исполнительной власти.

1. Законодательная власть осуществляется представительными органами государства. Это первичные органы в структуре государства, поскольку выражают волю народа в лице его представителей.

Представительные органы подразделяются на:

высшие. К ним относятся  органы типа Парламента в Англии, Конгресса  в США, Государственной думы в  России и т.д. Эти органы издают законы, т.е. акты высшей юридической силы;

местные. Местные представительные органы называются собраниями, советами и т.д. и принимают на основе законов  акты, обязательные к исполнению на соответствующих территориях.

В федеративных государствах законодательные органы функционируют  на уровне как федерации, так и  субъектов федерации.

2. Исполнительная власть. Органы исполнительной власти исполняют законы и в этом смысле являются вторичными, или производными от органов законодательной власти.

Они подразделяются на:

высшие (правительство, министерства и ведомства);

местные, включающие структуры  исполнительных органов на местах (местные  администрации (правительства), их отделы и управления).

Исполнительную власть осуществляют глава государства, правительство, министерства и ведомства, а также  местные органы исполнительной власти. Органы местного самоуправления в систему  государственных органов Российской Федерации не входят. По характеру  компетенции органы исполнительной власти подразделяются на органы общей  компетенции (правительства, администрация  тех или иных административно-территориальных  единиц) и органы специальной компетенции (министерства и ведомства и их органы на местах).

3. Органы судебной власти осуществляют правосудие и включают в Российской Федерации суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Правосудие осуществляется на основе принципа независимости судей и подчинения их только конституции и законам.

В ряде стран важную роль в механизме государства играет система органов прокуратуры, как  надзорная инстанция за соблюдением  законности всеми организациями, учреждениями, гражданами, государственными органами и должностными лицами.

Информация о работе Общество и государство. Политическая власть