Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 00:51, реферат
Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т.п.
Введение…………………………………………………………………… 2 стр.
Общество……………………………………………………….………….. 3 стр.
Определение власти………………………………………………………5 стр.
Происхождение государства………………………………………….….7 стр.
Понятие и сущность государства………………………………….…….9 стр.
Функции государства…………..…………………………………….......11 стр.
Форма государства…………..……………………………………….…..12 стр.
Механизм государства…………….……………………………………..17 стр.
Политическая система общества…………..…………………………..18 стр.
Общество и государство…………………………………………………20 стр.
Список литературы………………………………………………………..
регулирование союзного гражданства и основных прав человека;
принятие в союз новых членов;
изменение в составе субъектов федерации и т.д.
Такие исключительные полномочия федерации должны обеспечить необходимую государственную целостность и политическую независимость страны. Опыт существования федеративных государств показывает, что в них редко удается избежать споров между органами различных уровней, между федерацией и ее субъектами, а также между самими субъектами. Отсюда следует, что необходим четкий и действенный механизм согласования интересов федерации и входящих в ее состав субъектов, а также разрешение споров между ними по мере их возникновения. Наибольшее значение при этом придается проблеме согласования мнений и позиций органов исполнительной власти и других органов управления различных уровней как самой федерации, так и ее субъектов.
Ведущее место в таком
механизме обычно принадлежит высшим
представительным учреждениям - парламентам,
в которых, как было уже отмечено
выше, одна из палат представляет интересы
субъектов федераций. Кроме того,
учет интересов членов федерации
осуществляется на уровне органов управления
в процессе подготовки издаваемых ими
нормативных актов или
В компетенцию субъектов федерации, как правило, входят вопросы:
организации местного управления,
охраны общественного порядка,
культуры, образования, здравоохранения и т.д.
В большинстве федераций
конституцией или специальным
Субъекты федераций не обладают правом самостоятельного одностороннего выхода из состава федерации ("право сецессии").
Исторический опыт развития
современных федераций
Выход субъектов федераций
из состава единого целостного государства
обычно заканчивался распадом самого
федеративного государства. Еще
до официального прекращения существования
СССР из его состава фактически односторонне
вышли Литва, Латвия. Эстония. Чехословакия
и Югославия также распались
на отдельные самостоятельные
С юридико-технической точки
зрения федеративные государства образуются
разными путями. Так, весьма распространенной
является договорная федерация, когда
суверенные государства вступают в
нее на основе договора. Примером такой
федерации могут служить
Во многих федерациях современная
форма территориально-
В настоящее время федерации встречаются более чем в 20 государствах, в которых проживает 1/3 населения земного шара. Обычно она преобладает в крупных государствах (США, Россия, Индия, Бразилия), хотя возможна и в небольших по размеру государствах (Австрия, Объединенные Арабские Эмираты).
3. Конфедерация. В некоторых учебниках и юридических словарях к формам государственного устройства относят и конфедерацию, под которой понимают временный союз государств, предназначенный для решения задач экономического, политического или военного характера. Однако конфедерация - это скорее международно-правовое образование, чем форма государственного устройства.
Подобная нечеткость в
понимании конфедерации объясняется
прежде всего недостаточной ее изученностью.
Поэтому в учебниках в качестве
примера конфедерации обычно приводятся
союз североамериканских штатов (1781-1787
гг.), Швейцарский союз в ХIХ в.
и т.д. Между тем остается предметом
дискуссии вопрос о том, можно
ли рассматривать в качестве конфедерации
Содружество Независимых
Традиционно создание конфедерации
исторически предшествовало ее перерастанию
в федерацию или ее распаду
на отдельные самостоятельные
Распад конфедерации исторически
был связан с тем, что в ее рамках
между государствами не удавалось
установить взаимовыгодные и развивающиеся
связи. Так, созданная в 1958 г. Египтом
и Сирией конфедерация - Объединенная
Арабская Республика распалась по этой
причине уже в 1961 г. А созданное
Сенегалом и Гамбией новое
конфедеративное объединение
В настоящее время остается предметом дискуссии вопрос о том, можно ли рассматривать в качестве конфедерации Содружество Независимых Государств.
Политический режим
Под политическим режимом понимаются приемы и способы осуществления государственной власти.
Данный аспект формы государства связан не столько с его структурой, сколько с соотношением политических сил и уровнем демократии в обществе. Поэтому категория "политический режим" более всего связана с социально-классовой природой государства.
Существует несколько
оснований для классификации
политических режимов. Чаще всего политические
режимы разделяются на
1. Демократический режим. Демократия - понятие исторически изменчивое, и поэтому не существует универсальной ее модели. Сегодня демократический политический режим предполагает верховенство конституции, идеологический и политический плюрализм, гарантированность прав человека, демократические выборы, разделение властей и т.д. Такой режим называется либерально-демократическим. Однако в современном мире существуют другие типы демократии, например исламская, не знающая большинства из перечисленных элементов.
2. Антидемократические режимы обычно разделяют на тоталитарные, авторитарные, диктаторские и т.д.
Тоталитарные режимы отличает, прежде всего, отсутствие идеологического и политического плюрализма. Здесь допускаются лишь единственная политическая партия, одна (официальная) политическая идеология, отсутствует легальная оппозиция, а государство осуществляет жесткий контроль за всеми сферами общественной жизни. Такой политический режим существовал, в частности, в СССР.
Авторитарный режим
При диктаторском режиме доминируют методы прямого насилия, не связанного никакими законами и т.д.
Классификация политических режимов может проводиться по критерию количества партий, участвующих в политической жизни общества. С этой точки зрения, политические режимы могут быть многопартийными, двухпартийными, однопартийными и, наконец, "беспартийными", т.е. действующими при отсутствии легальных политических партий (например, Саудовская Аравия, Эмираты Персидского залива).
Возможно также деление политических режимов на гражданские и военные, на светские и теократические. Военные режимы устанавливаются путем военного переворота и обычно свидетельствуют о глубоком кризисе в обществе. Такие режимы существовали в ряде стран Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока в 50-70-х гг. ХХ в. Примером теократических режимов могут быть Ватикан, Саудовская Аравия, Иран по Конституции 1978 г. и т.д.
Механизм государства
Под механизмом государства понимают совокупность всех его органов, посредством которых осуществляются функции государства, решаются стоящие перед ним задачи.
Термин "механизм" лежит в основе сравнения государства с машиной, посредством которой правящие силы управляют обществом, порой навязывая ему свою волю с помощью принуждения.
Государственный механизм в
ходе многовековой истории претерпел
существенную эволюцию - от простейших
образований, включавших на Древнем
Востоке финансовое и военное
ведомства, а также ведомство
общественных работ, до чрезвычайно
сложных и разветвленных
Понятие "механизм государства" раскрывает структуру государства, тогда как термин "государственная власть" призван подчеркнуть разделение ее на:
законодательную ветвь;
исполнительную ветвь;
судебную ветвь.
При этом, важно не само по себе разделение властей, а система сдержек и противовесов, положенная в основу их взаимодействия. Ее цель - не допустить концентрации власти государства в руках лишь одного органа.
Порой наряду с термином "механизм государства" совокупность его органов определяют посредством термина "государственный аппарат". Иногда в него включают также вооруженные силы и материальные средства государственной власти. Но чаще под ним понимают систему органов лишь исполнительной власти.
1. Законодательная власть осуществляется представительными органами государства. Это первичные органы в структуре государства, поскольку выражают волю народа в лице его представителей.
Представительные органы подразделяются на:
высшие. К ним относятся органы типа Парламента в Англии, Конгресса в США, Государственной думы в России и т.д. Эти органы издают законы, т.е. акты высшей юридической силы;
местные. Местные представительные органы называются собраниями, советами и т.д. и принимают на основе законов акты, обязательные к исполнению на соответствующих территориях.
В федеративных государствах законодательные органы функционируют на уровне как федерации, так и субъектов федерации.
2. Исполнительная власть. Органы исполнительной власти исполняют законы и в этом смысле являются вторичными, или производными от органов законодательной власти.
Они подразделяются на:
высшие (правительство, министерства и ведомства);
местные, включающие структуры исполнительных органов на местах (местные администрации (правительства), их отделы и управления).
Исполнительную власть осуществляют
глава государства, правительство,
министерства и ведомства, а также
местные органы исполнительной власти.
Органы местного самоуправления в систему
государственных органов
3. Органы судебной власти осуществляют правосудие и включают в Российской Федерации суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Правосудие осуществляется на основе принципа независимости судей и подчинения их только конституции и законам.
В ряде стран важную роль в механизме государства играет система органов прокуратуры, как надзорная инстанция за соблюдением законности всеми организациями, учреждениями, гражданами, государственными органами и должностными лицами.
Информация о работе Общество и государство. Политическая власть