Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 00:51, реферат
Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т.п.
Введение…………………………………………………………………… 2 стр.
Общество……………………………………………………….………….. 3 стр.
Определение власти………………………………………………………5 стр.
Происхождение государства………………………………………….….7 стр.
Понятие и сущность государства………………………………….…….9 стр.
Функции государства…………..…………………………………….......11 стр.
Форма государства…………..……………………………………….…..12 стр.
Механизм государства…………….……………………………………..17 стр.
Политическая система общества…………..…………………………..18 стр.
Общество и государство…………………………………………………20 стр.
Список литературы………………………………………………………..
Политическая система общества
Политическая система есть одна из подсистем общества, наряду с экономической, идеологической и т.д., которая отличается от других тем, что она (как и правовая)"замкнута" на власти. Это превращает политическую систему в инструмент интеграции общества, вовлечения различных политических сил в решение задач, стоящих перед обществом.
Посредством политической системы, государство поддерживает "обратную связь" с различными социальными группами, позволяющую знать об их проблемах и настроениях. С другой стороны, негосударственные институты политической системы активно участвуют в формировании государственной власти, выработке ее политики, осуществлении контроля за ее деятельностью. Виды негосударственных институтов политической системы общества определены, в частности, в Федеральном законе РФ "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 г. 8 Согласно закону, "под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединяющихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в Уставе общественного объединения" (ст.5). К общественным объединениям упомянутый закон относит общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности (ст.7).
Общественная организация определяется в законе как основанная на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей членов объединения.
Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд как
один из видов некоммерческих фондов
представляет собой не имеющее членства
общественное объединение, цель которого
заключается в формировании имущества
на основе добровольных взносов, иных
не запрещенных законом
Общественное учреждение - это общественное объединение, также не имеющее членства. Оно ставит своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям объединения.
Орган общественной самодеятельности есть не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у людей по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Общественные объединения, с точки зрения территориальной сферы их деятельности, подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.
В юридической литературе общественные организации, с точки зрения их "приближенности" к политике, подразделяются на три разновидности.
К первой из них относятся организации, которые являются непосредственно политическими. Это, прежде всего, политические партии и политические движения. Смысл их существования - в борьбе за политическую власть, ее завоевание и использование в интересах определенных социальных групп.
Ко второй группе относят организации, которые, не будучи непосредственно политическими, осуществляют при этом и политические функции. К ним относятся профсоюзы, добровольные спортивные общества содействия армии, авиации и флоту и т.д.
Наконец, третью группу составляют организации неполитические, такие, как творческие союзы, спортивные общества, общества филателистов и т.д. Правомерность включения их в политическую систему общества порой обосновывают тем, что условием получения возможности для их легальной деятельности является санкционирование ее со стороны государства.
Функционирование политической системы осуществляется в условиях постоянного взаимодействия государства и негосударственных институтов политической системы общества. Так, с одной стороны, государство регулирует вопросы правового статуса субъекта политической системы, устанавливает правила "политической игры" (порядок предвыборной агитации, процедуру выборов, подсчета голосов, порядок передачи власти и т.д.). С другой стороны, негосударственные институты политической системы являются инструментом контроля со стороны общества за деятельностью государства, лоббирования интересов тех или иных социальных групп, критики правительственной политики и т.д.
Общество и государство
Государство есть продукт
общества на известной ступени его
развития. Оно возникает в процессе
общественного разделения труда, когда,
наряду с ремесленниками, скотоводами,
торговцами, выделяются в обособленную
группу люди, профессия которых - управление.
Вырастая из власти родового строя, государство
сохраняет поначалу черты его
слитной природы (соединение власти
и собственности в феодальном
обществе, государства и религии
на мусульманском Востоке и т.д.).
Общесоциальные функции власти родового
строя государство все более
дополняет функциями
Будучи продуктом общества,
государство в каждую эпоху отражает
его природу. Вместе с тем государство
обладает относительной
В переходные периоды истории
государство приобретает
Отношения между обществом и государством могут строиться как по вертикали, так и по горизонтали. В первом случае государство как бы возвышается над обществом. В основе этого возвышения могут лежать разные причины. Так, в раннеклассовую эпоху оно охраняет божественный "мировой порядок" и в силу этого находится ближе к Богу, чем остальное общество.
В современных обществах такая модель взаимодействия общества и государства складывается в условиях антидемократических режимов, где государство как бы стоит над обществом, контролируя все сферы его жизни, ограничивая свободу человека и т.д.
Горизонтальные отношения
общества и государства складываются
там, где они строятся на принципах
партнерства. Государство уподобляется
здесь приказчику, которого общество
нанимает для управления своими собственными
делами. Государство, выступающее в
таком качестве, должно соответствовать
неким демократическим и
По сути "правовое государство"
(англо-американский эквивалент - "господство
права") есть некая модель взаимодействия
между обществом и
В условиях правового государства и гражданского общества высшей ценностью являются права и свободы человека. Поэтому сама "конструкция" правового государства должна в максимальной степени обеспечивать их реализацию и защиту. По сути, правовое государство и представляет такую оптимальную "конструкцию". Она предполагает верховенство закона, институт конституционного контроля, разделение властей, независимый суд, наличие правовых процедур разрешения социальных конфликтов и защиты прав человека, включая международную их защиту и т.д.
В Конституции РФ 1993 г. Российская Федерация провозглашается демократическим правовым государством (ч.1 ст.1). Декларируется высшая ценность прав человека, идеологический и политический плюрализм, а также разнообразие форм собственности, независимость суда, верховенство Конституции, соответствующей международным стандартам в области прав человека и т.д. Вместе с тем эти важные конституционные положения нередко "не работают", поскольку для построения правового государства в России не хватает ряда принципиальных условий. Это, прежде всего, лишь формирующееся гражданское общество. Большую часть ХХ в. страна прожила без частной собственности, которая, как известно, и является причиной возникновения права. Не создан средний класс как социальная основа правового государства, не преодолены пережитки тоталитарной политической и правовой культуры. Незавершенными остаются структура государства, политическая и правовая системы общества. Построение правового государства - задача исторического масштаба. Ее реализация потребует многих десятилетий.
Список литературы
1.Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. - М., 2000.
2.Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. - М.,1998.
3.Общая теория права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 1999.
4.Нерсесянц В.С. Теория права и государства. - М., 200
5.Комаров С.А. Теория государства и права. - М., 1998.
6.Марченко М.Н. Теория государства и права. - М., 1999.
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://
Информация о работе Общество и государство. Политическая власть