Общие и специфические характеристики прогармм поддержки малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 07:55, контрольная работа

Описание работы

1. Теоретическая часть На основании современного законодательства охарактеризуйте общие и специфические характеристики государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства.2. Практическая задача Охарактеризуйте условия, при которых субъектам малого предпринимательства оказывается государственная поддержка. Подготовьте соответствующее предложение от учреждения «Павловское» в адрес органов государственной власти для получения финансовой поддержки реализуемых программ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……3
Теоретическая часть…………………………………………...…………….4
Практическая задача………………………………………...……………...16
Заключение…………………………………………………...…………………26
Список используемых источников……………………………………………27

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 69.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….……3

  1. Теоретическая часть…………………………………………...…………….4
  2. Практическая задача………………………………………...……………...16

Заключение…………………………………………………...…………………26

Список используемых источников……………………………………………27

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Поиск новых форм поддержки  малого предпринимательства был  и остается актуальной задачей с  момента появления этого сектора  экономики в начале 90-х годов. Следует отметить, что положение  малого бизнеса в стране в последнее  время улучшается. Несмотря на это, малый бизнес по-прежнему сталкивается с целым рядом проблем. Одной  из основных причин, которая в значительной степени сдерживает развитие малых  предприятий, является отсутствие доступа  к финансовым ресурсам.

Предпринимаемые Правительством РФ и администрациями субъектов  Федерации меры в этой области  зачастую не связаны между собой, труднодоступны для малого бизнеса. Несмотря на то, что практика выработала целый комплекс форм, механизмов и  инструментов государственного финансового  регулирования малого бизнеса, многие из них в российской экономике  вообще не используются. Поэтому, чтобы  обеспечить развитие рассматриваемого сектора экономики ускоренными  темпами, необходимо создавать адекватные условия государственной финансовой поддержки малого бизнеса в сочетании  с корпоративным финансированием. Отсутствие у российского правительства  четкой политики по отношению к малому бизнесу на протяжении долгого периода  времени значительно сократило  число исследований, посвященных  данной тематике.

Необходимость и актуальность проведения исследования обусловлена  тем, что в настоящее время  в большинстве регионов РФ местными администрациями сформированы региональные фонды, агентства, центры поддержки  предпринимательства. В то же время  лишь в половине из них разработаны  соответствующие программы. Формирование таких программ на региональном уровне зачастую не отвечает требованиям программно-целевого подхода. По мере того, как в процесс  разработки программ поддержки предпринимательства  будут включаться остальные регионы, исключительную важность приобретает  методическая помощь разработчикам, включающая описание процедуры формирования программ по этапам.

 

  1. Теоретическая часть

На основании  современного законодательства  охарактеризуйте  общие и специфические  характеристики  государственных и муниципальных  программ  поддержки малого  предпринимательства. Отдельно охарактеризуйте  правовые основы подготовки кадров  для  малого  предпринимательства.

 

Правовой базой для формирования политики развития малого предпринимательства и ее социально-экономической составляющей в России является Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства». На его основе в большинстве регионов сформированы и реализуются различные программы поддержки предпринимательства, содержащие мероприятия по профессиональной подготовке кадров для малого бизнеса. Однако, уже очевидно, что эти мероприятия не в полной мере соответствуют требованиям рынка труда, нет полного понимания организации системы профессиональной подготовки кадров для сферы малого бизнеса, особенно в практико-ориентированной его части. Непонятно - какую и как дать специалисту малого бизнеса профессиональную образовательную базу, и вообще нужна ли особая подготовка к этому роду деятельности.

Закон о развитии предпринимательства (ст. 15) устанавливает требование, в соответствии с которым деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по созданию и обеспечению деятельности указанных организаций должна осуществляться в рамках реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом законодательно установленных критериев эффективности деятельности организаций, составляющих инфраструктуру поддержки, не установлено. Вместе с тем необходимо отметить, что требования к отдельным видам организаций инфраструктуры поддержки устанавливаются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Российской Федерации (МЭР РФ) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Финансовая поддержка  субъектов малого предпринимательства  и организация инфраструктуры такой  поддержки должна осуществляться путем  предоставления им финансовых средств, государственных и муниципальных  гарантий за счет бюджетов разных уровней  в соответствии с государственными и муниципальными целевыми программами  развития и поддержки малого предпринимательства, а также из внебюджетных источников, в том числе из средств фондов поддержки малого предпринимательства  и обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства.

Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые  нормативные правовые акты и целевые  комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный  бюджет, федеральная программа поддержки  малого предпринимательства и т.д.), например: Постановление Правительства РФ «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности»; Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества»; Постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и др.

Отметим, что среди основных мер поддержки начинающих малых  инновационных компаний - гранты малым  компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях.

Также предусмотрено предоставление субсидий уже действующим инновационным  компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг  и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; приобретению новых технологий (в  том числе прав на патенты, лицензий на использование промышленных образцов, изобретений, полезных моделей); приобретению оборудования и машин, связанных  с технологическими инновациями  и т.д.

Еще одно направление поддержки - развитие лизинга малых и средних  компаний. В это направление включались субсидии федерального бюджета на развитие лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства. В  частности, субсидировались проценты и предоставлялись целевые гранты на уплату первого взноса в размере, не превышающем 1 млн. руб.

В настоящее время реализуются  следующие целевые программы:

- «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009 - 2011 годы»;

- «Популяризация и развитие малого и среднего предпринимательства в сфере культуры на 2010 - 2012 годы»;

- «Развитие малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе Российской Федерации на 2010 - 2012 годы»;

- «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле»[4, с. 12].

Государственные и муниципальные  программы поддержки малого предпринимательства  неразрывно связаны с различными федеральными целевыми программами.

В некоторых субъектах  РФ разрабатываются региональные программы  развития и поддержки малого бизнеса. Однако реализация их часто сталкивается с проблемой недостаточности  бюджетного финансирования.

В соответствии  с упомянутыми  программами главной целью в  сфере развития малого предпринимательства  является создание благоприятных условий  для свободной реализации гражданами своих прав на выбор сферы приложения труда, применение своих интеллектуальных, творческих и духовных способностей в малом предпринимательстве.

Развитие малого предпринимательства  способствует обеспечению самозанятости населения, созданию новых рабочих мест, развитию существующих и поиску новых ниш в экономике региона, удовлетворению потребностей населения в различных товарах и услугах.

В качестве приоритетных направлений  реализации поставленной цели названы  следующие:

- рост числа занятых  в малом предпринимательстве,  увеличение поступлений в бюджеты  всех уровней от малого предпринимательства;

- создание условий для  территориально равномерного развития  малого предпринимательства по  районам области;

- содействие развитию  малого предпринимательства в  приоритетных отраслях экономики  области: промышленности, инновационной  деятельности, строительстве, сельском  хозяйстве, в сфере бытовых  услуг и жилищно-коммунального  хозяйства.

Программа предусматривает  следующие механизмы реализации данных направлений:

- подготовка законодательных  инициатив федерального уровня, разработка региональных нормативных  правовых актов, направленных  на создание благоприятных условий  для развития малого предпринимательства  области;

- сотрудничество с кредитными  организациями, реализующими собственные  программы кредитования малого  бизнеса на территории области;

- содействие развитию  кредитной кооперации среди сельхозтоваропроизводителей;

- участие на конкурсной  основе в программе государственной  поддержки малого предпринимательства,  включая крестьянские (фермерские) хозяйства, с целью привлечения  средств федерального бюджета;

- наполнение специализированного  реестра инвестиционных проектов  предприятий области для поиска  потенциальных инвесторов;

- повышение уровня бизнес-образования, организация стажировок на успешных малых предприятиях;

- оказание содействия  организациям инфраструктуры развития  малого предпринимательства области,  создание бизнес-инкубаторов на территории области;

- проведение работы по  информационному обеспечению малого  предпринимательства с участием  средств массовой информации;

- содействие развитию  кооперационных связей между  малыми и крупными предприятиями,  создание отраслевых центров,  стимулирование создания новых  предприятий в приоритетных для  экономики отраслях;

- защита интересов малого  предпринимательства в части  устранения бюрократических барьеров, препятствующих развитию действующих  и выходу на рынок новых  малых предприятий;

В качестве примера  приведем ведомственную целевую программу  «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008 - 2010 годы», которая является соответственно ведомственной целевой программой субъекта Российской Федерации, которая была призвана обеспечить достижение целей и решение задач в экономической сфере[2].

Аналогичные  цели имеет  долгосрочная целевая программа  «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2011 - 2013 годы», утвержденная  Постановлением Администрации Алтайского края от 13.11.2010 N 511 (ред. от 29.12.2012), в рамках которой система программных мероприятий на 2011 - 2013 годы представляет собой действия, ориентированные на информационно-методическую, организационную и финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства, мероприятия по развитию и обеспечению функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и по поддержке муниципальных программ.[3]

В целях дальнейшего развития инфраструктуры государственной поддержки  малого и среднего предпринимательства  в крае предусмотрена реализация следующих программных мероприятий:

  • обеспечение деятельности КГБУ, в том числе его филиала в г. Бийске;
  • оснащение оборудованием лабораторий филиала КГБУ в г. Бийске;
  • строительство второй очереди здания КГБУ, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Гоголя, д. 65, в том числе разработка проектно-сметной документации.

Эти меры будут способствовать созданию оптимальных условий для  развития начинающих субъектов предпринимательской  деятельности.

В рамках совершенствования  механизмов финансово-кредитной и  имущественной поддержки малого и среднего бизнеса предусмотрены  наиболее востребованные в последние  годы инструменты финансовой помощи: поручительства гарантийного фонда, микрокредиты фонда микрозаймов, гранты для открытия собственного бизнеса начинающим предпринимателям. Существуют и новые формы финансовой поддержки: возмещение части затрат, связанных с разработкой новых продуктов, патентованием, приобретением оборудования и новых технологий, в том числе по лизингу, компенсация затрат, направленных на энергосбережение, включая затраты на покупку и внедрение инноваций.

Главное управление образования  и молодежной политики Алтайского края за счет средств краевого бюджета и субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету Алтайского края в рамках мероприятия «Содействие развитию молодежного предпринимательства» программы, организует работу по следующим направлениям:

  • популяризация предпринимательской деятельности, проведение информационной кампании, регионального этапа всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России», обеспечение участия финалистов регионального этапа в федеральном этапе конкурса;
  • обучение молодых людей основам предпринимательской деятельности, сопровождение молодых предпринимателей;
  • подготовка и организация работы площадок, реализация отдельных мероприятий, посвященных молодежному предпринимательству, в рамках международного молодежного управленческого форума «АТР»;
  • обеспечение участия молодых предпринимателей и специалистов, осуществляющих реализацию программы, в международных, всероссийских, межрегиональных мероприятиях; ведение реестра участников программы;
  • предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями, в целях реализации мероприятий, направленных на содействие развитию молодежного предпринимательства;
  • организационное, техническое, научно-методическое, экспертно-аналитическое, координационное и информационное сопровождение мероприятий программы, в том числе оплата труда привлеченных тренеров, экспертов, специалистов, организация их проживания, питания, оплата транспортных услуг, закупка оборудования, оснащение и аренда помещений;
  • проведение конкурса бизнес-проектов среди молодых предпринимателей - участников программы с последующей выплатой денежных вознаграждений победителям;
  • проведение конкурсного отбора проектов в сфере содействия развитию молодежного предпринимательства с последующей выплатой денежных средств на реализацию заявленных мероприятий;
  • формирование и обеспечение работы сообщества молодых предпринимателей на территории Алтайского края;
  • предоставление бюджетам муниципальных районов и городских округов денежных средств в целях реализации мероприятий, направленных на содействие развитию молодежного предпринимательства.

Информация о работе Общие и специфические характеристики прогармм поддержки малого предпринимательства