Тема 1. Общие вопросы
правового регулирования хозяйственной
деятельности.
1. Понятие,
виды и значение хозяйственной
деятельности.
2. Понятие
и структура хозяйственного
законодательства.
1. Понятие, виды и
значение хозяйственной деятельности
Хозяйственной является деятельность
специальных субъектов хозяйствования
в сфере производства, обмена и
перераспределения материальных и
интеллектуальных благ, а также управление
и контроль за этой деятельностью
со стороны государственных органов
и иных лиц. Хозяйственная деятельность
включает в себя как деятельность,
направленную на извлечение прибыли (предпринимательская
деятельность), так и деятельность,
непосредственно не связанную с
извлечением прибыли, но обслуживающую,
регулирующую и контролирующую процесс
получения прибыли и иного
дохода.
Правовое
регулирование хозяйственной деятельностью
включает не только государственное, но
и частное правовое регулирование,
т.е. саморегулирование. Данное саморегулирование
имеет основными источниками
правового регулирования нормы
корпоративного права. Это локальные
нормативные акты в виде уставов
и учредительных договоров коммерческих
организаций, учредительные документы
некоммерческих организаций, координирующих
работу коммерческих организаций, обычаи
делового (хозяйственного) оборота
и др.
Система
правового регулирования хозяйственной
деятельности характеризуется следующими
тенденциями: принципы права выполняют
праворегулирующую, объединяющую и системоформирующую
роль в механизме правового регулирования;
современное право развивается в направлении
интернационализации и подчинения национальных
систем общепризнанным принципам международного
права; социализация и гуманизация права
приобрела всеобщий характер в отличие
от известных ранее исключений из правила;
отрасли права едины и не могут иметь приоритета
одна перед другой, их нормы применяются
совместно, комплексно; все социальные
нормативы применяются в правоотношениях
совместно, но избирательно; государственная
и частная власть и их правотворчество
функционируют в социальном государстве
совместно; право и общественные отношения
развиваются на основе взаимодействия
государственных организующих и частных
самоорганизующих начал этого развития;
ограничения прав носят всеобщий характер;
всякому частному (гражданскому) правоотношению
всегда сопутствует конституционно-правовое
или иное публично-правовое отношение.
При этом отрасли права и их нормы не имеют
приоритета одна перед другой.
Закономерности
пределов, форм и методов правового
регулирования хозяйственной деятельности
характеризуются следующим: они
подчинены закономерностям действия
континуального метода; регулирование
и ограничение свобод предполагает изменение
степени диспозитивности и степени свободы
волеизъявления в различных отраслях
права; мобильность правового регулирования
заключается в свободной трансформации
субординационных правоотношений в правоотношения
гражданско-правового типа и наоборот,
а также в естественном единстве прав
и обязанностей; неразрывной связи частных
и общественных интересов и прав; компетенция
государства по регулированию частных
свобод носит ограниченный характер.
Важнейшим инструментом саморегулирования
хозяйственной деятельности является
хозяйственный договор. Его основные
типы будут рассмотрены ниже. При
этом надо обратить внимание на то, что,
как и другие институты хозяйственного
права, договор тесно связан с
задачей обеспечения прав и интересов
субъектов хозяйственной деятельности
и граждан-потребителей, не участвующих
в этих договорах. Поэтому важно
сохранять деление договоров
на бытовые и хозяйственные, развивать
новые классификации договорных
обязательств, в частности, их деление
на обязательства производителей товаров
и услуг и обязательства потребителей
товаров и услуг. Под потребителями
понимаются кредиторы, т.е. лица, имеющие
права требования, в том числе
физические и юридические лица. Это
позволяет целенаправленно осуществлять
правовое регулирование хозяйственной
деятельности в направлении сочетания
в договорах интересов оптовых
и розничных производителей и
потребителей, сбалансированно регулировать
частные и публичные права
и интересы.
2. Структура и содержание хозяйственного
законодательства.
Хозяйственное законодательство выступает
как совокупность нормативных правовых
актов, в которых содержатся положения,
регулирующие хозяйственные отношения.
Хозяйственное законодательство рассматривают
как самостоятельную отрасль
законодательства, предметом которой
является государственное управление
отдельными сферами экономики в
целях реализации общественных интересов,
а также имущественные и тесно
связанные с ними иные, в том
числе, организационные отношения,
возникающие в процессе хозяйственной
деятельности.
Отметим,
что ряд актов законодательства,
которые содержат нормы, регулирующие
хозяйственные отношения, опираются
на общепризнанные понятия, а также
могут включать нормы иных отраслей
законодательства. Например, ряд базовых
положений, помещенных в актах гражданского
законодательства (положения о лицах,
договорах и другие) имеют основополагающее
значение для реализации хозяйственных
связей. Поэтому соответствующие
гражданско-правовые нормы находят
свое отражение в актах хозяйственного
законодательства.
Таким образом, в системе законодательства
Республики Беларусь можно выделить
значительное число нормативных
правовых актов, которые содержат нормы
не только хозяйственного, но двух или
более иных самостоятельных отраслей
законодательства. В той части, в
которой эти акты регулируют осуществление
хозяйственной деятельности, они
могут рассматриваться как элементы системы
хозяйственного законодательства (его
отдельных подотраслей). В указанных особенностях
проявляется комплексный характер такой
отрасли законодательства, как хозяйственное.
Принято считать, что оно возникло и развивается
на основе сочетания норм гражданского,
административного, финансового, экологического
и ряда иных отраслей права. В этом смысле
хозяйственное законодательство представляет
собой совокупность нормативных правовых
актов, составляющих юридический источник
хозяйственного права. Хозяйственное законодательство
представляет собой систему нормативных
правовых актов, принятых компетентными
государственными органами в целях регулирования
хозяйственных отношений, в которых устанавливаются
(санкционируются) общеобязательные правила
поведения и предусматривается обеспечение
их реализации.
Структура хозяйственного законодательства
– это отношения между нормативными
правовыми актами, в совокупности
регулирующими хозяйственные отношения,
их качественными характеристиками
и свойствами. При этом речь идет
о системе вертикальных и горизонтальных
взаимосвязей указанных актов законодательства,
их иерархической соподчиненности, организованности
и упорядоченности, которые придают указанной
совокупности качество целостности.
Вертикальная структура системы
хозяйственного законодательства строится
в соответствии с юридической
силой нормативных правовых актов,
установленной компетенцией издающих
эти акты органов. В этом отношении
в структуре хозяйственного законодательства
можно выделить следующие основные
группы правовых актов.
1) Конституция Республики
Беларусь. Основу ряда актов хозяйственного
законодательства составляют положения
статьи 13 Конституции, в которой
закрепляется экономическая роль
государства, цели государственного
регулирования экономической деятельности,
равенство прав субъектов осуществления
хозяйственной деятельности, гарантируется
равная защита и равные условия
для развития всех форм собственности,
устанавливается государственная
собственность на основные виды
природных ресурсов.
2) Развитие конституционных положений
осуществляется путем издания
законодательных актов, регулирующих
хозяйственные отношения. К ним
относятся: кодексы, иные законы
(в том числе о ратификации
международных договоров), декреты
и указы Президента. Отметим, что
хозяйственное законодательство
в Республике Беларусь не сосредоточено
в едином кодифицированном акте,
его основы не изложены в
головном законе, как, например
законодательство об охране окружающей
среды. Исходные понятия и положения
хозяйственного законодательства
рассредоточены в значительном
количестве законодательных актов.
Основой для хозяйственного оборота
в этом смысле являются нормы
Гражданского кодекса, и закрепленные
в нем принципы равенства участников
гражданского оборота, автономии
воли, диспозитивности. Важное место
в структуре хозяйственного законодательства
также принадлежит Хозяйственному
процессуальному кодексу Республики Беларусь,
кодексам и законам, регулирующим порядок
осуществления отдельных видов и сфер
хозяйственной деятельности (Инвестиционный
кодекс Республики Беларусь, Водный кодекс
Республики Беларусь, Закон «Об основах
транспортной деятельности», и другие).
Важное место в структуре
хозяйственного законодательства занимают
временные декреты и указы
Президента Республики Беларусь. Как
правило, декреты и указы Президента
направлены на регулирование самых
актуальных вопросов реализации экономических
отношений. В структуре хозяйственного
законодательства их особая роль заключается
в том, что декреты и указы
Президента в значительной степени
отражают практику правоприменения
и интересы общества в своевременном
реагировании законодателя на постоянное
изменение параметров хозяйствования
в условиях формирования и развития
рыночной экономики.
3) Акты
Правительства по регулированию
хозяйственной деятельности направлены
на обеспечение экономической
самостоятельности Республики Беларусь,
непосредственное регулирование
всех отраслей экономики государства,
выполнение прогнозных показателей
социально-экономического развития
Республики Беларусь, содействие
интеграции экономики Республики
Беларусь и экономики других
государств с учетом интересов
Республики Беларусь, создание условий
для свободного предпринимательства
на основе равноправия всех
форм собственности, обеспечение
противодействия монополистической
деятельности и развития добросовестной
конкуренции, осуществление единой
государственной политики в области
регулирования земельных отношений,
охраны и рационального использования
земель, использования и экономии
энергетических и материальных
ресурсов, а также проведение
единой государственной политики
в таких хозяйственно значимых
областях, как ценообразование, охрана
прав промышленной собственности,
стандартизация, метрология и сертификация,
обеспечение развития общегосударственной
инфраструктуры и других.
4) Нормативные
правовые акты, министерств, иных
республиканских органов государственного
управления Республики Беларусь
принимаются в соответствии с
их компетенцией в области
регулирования хозяйственных отношений,
установленной Советом Министров и
только в случаях и пределах, предусмотренных
Конституцией, законами Республики Беларусь
нормативными правовыми актами Президента,
положениями о соответствующих органах,
а также актами Совета Министров. Нормативные
правовые акты министерств, иных республиканских
органов государственного управления
принимаются в форме постановлений и приказов,
а акты, касающиеся экономических прав,
свобод и обязанностей граждан или носящие
межведомственный характер, принимаются
в форме постановлений. Среди министерств,
осуществляющих активное правотворчество
в сфере хозяйственных отношений, можно
назвать министерство финансов, министерство
по налогам и сборам, министерство транспорта
и коммуникаций, министерство энергетики,
министерство иностранных дел и другие.
5) Местные
государственные органы управления
и самоуправления издают решения
по хозяйственным вопросам местного
значения. Эти решения имеют обязательную
силу на соответствующей территории.
6) Большое значение в определении
правовых условий осуществления
хозяйственной деятельности имеют
также акты судебных органов,
в том числе постановлений
Пленума Высшего Хозяйственного
Суда, Пленума Верховного Суда, а
также актов Генерального прокурора
Республики Беларусь.
7) Существенное значение в структуре
хозяйственного законодательства
также имеют локальные нормативные
акты, действие которых ограничено
рамками одной или нескольких
принявших их организаций. Локальными
нормативными актами могут регулироваться
различные вопросы внутрихозяйственной
деятельности организации (в частности,
режим коммерческой тайны предприятия).
8) Составной
частью хозяйственного законодательства
также являются действующие акты
бывшего СССР. Согласно Закону «О применении
на территории Республики Беларусь законодательства
СССР», в случае отсутствия законодательства
Республики Беларусь, регулирующего соответствующие
общественные отношения, применяются
акты законодательства СССР, регламентирующие
данные отношения и не противоречащие
законодательству Республики Беларусь.
В основе горизонтальной структуры
хозяйственного законодательства лежат
функциональные связи между нормативными
правовыми актами. Указанные функциональные
связи, как правило, являются производными
от предмета правового регулирования
этих актов, отражающего необходимость
государственного регулирования хозяйственных
отношений на макро и микро
уровнях. Таким образом, в структуре
хозяйственного законодательства можно
также выделить такие основные группы
нормативных правовых актов, как:
1) акты о государственном регулировании
и управлении экономикой (например,
о государственной регистрации
юридических лиц, лицензировании,
противодействии монополистической
деятельности и развитии конкуренции,
о ценообразовании).
2) акты законодательства, определяющие
общие правила и имеющие общее
значение для осуществления хозяйственных
отношений, в том числе устанавливающие
содержание понятий хозяйственного
правоотношения и хозяйственного
договора, устанавливающие круг
субъектов хозяйственных правоотношений
и другие.