Общие вопросы правового регулирования хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:15, реферат

Описание работы

1. Понятие, виды и значение хозяйственной деятельности.
2. Понятие и структура хозяйственного законодательства.

Файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 41.43 Кб (Скачать файл)

Порядок  государственной  регистрации   субъектов  хозяйствования  установлен в  Положении  о  государственной  регистрации  и  ликвидации  (прекращении  деятельности)  субъектов  хозяйствования,  утвержденном   Декретом  Президента  Республики  Беларусь  от  16  марта 1999 г. № 11 в  редакции  Декрета  Президента  Республики  Беларусь  от  17  декабря  2002 г. № 29. В  соответствии  с  п.  2  указанного  Положения  государственной  регистрации  подлежат создаваемые (реорганизуемые)  юридические  лица:   хозяйственные  товарищества  и  общества,  унитарные  предприятия,  производственные  кооперативы,  в  том  числе  сельскохозяйственные  производственные  кооперативы,  и  крестьянские  фермерские  хозяйства (коммерческие  организации);  ассоциации (союзы) – объединения  коммерческих  организаций,  объединения  некоммерческих   организаций,  объединения  коммерческих  и некоммерческих  организаций,  потребительские  кооперативы,  учреждения,  товарищества  собственников,  фонды (некоммерческие  организации). Государственной  регистрации  также  подлежат  граждане,  осуществляющие  предпринимательскую  деятельность  без  образования  юридического  лица (индивидуальные  предприниматели).

Законодателем определены  органы,  осуществляющие  государственную  регистрацию  субъектов  хозяйствования. К  таким  органам  относятся:  облисполкомы  (Минский  горисполком);  Национальный  банк;  Министерство  финансов;  администрации  свободных  экономических  зон;  местные  исполнительные  и  распорядительные  органы,  а  также  администрации  районов  в  городах,  в  случаях,  если такие  полномочия  им  делегированы.

Сведения  о  государственной  регистрации  в  установленном  порядке  вносятся  в  Единый  государственный  регистр  юридических  лиц  и  индивидуальных   предпринимателей.  Единый  государственный  регистр  представляет  собой  общегосударственную  систему  учета  и  идентификации  юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей,  предназначенную  для  обеспечения  полной  и  достоверной  информации  о  юридических  лицах  и  индивидуальных  предпринимателях,  зарегистрированных  в  Республике  Беларусь. 

В соответствии  с  установленной  процедурой  для   государственной  регистрации   коммерческих  и  некоммерческих  организаций  учредители  представляют   в  регистрирующий  орган   необходимые  документы, в  частности:  заявление,  оформленное  в  установленном  порядке;  анкету  установленного  образца  на  каждого  учредителя – физическое  лицо; копию  решения  о  создании  коммерческой  или  некоммерческой  организации,  утвержденного  в  установленном  порядке,   либо  протокол  собрания  учредителей (участников),  содержащий  такое  решение;  учредительные  документы;  документы,  подтверждающие  формирование  в  соответствии  с  законодательством  уставного  фонда  коммерческой  организации,  с  учетом  особенностей  его  формирования  для  отдельных  организационно-правовых  форм;  документы,  содержащие  сведения  о  собственниках  имущества  (учредителях,  участниках)  коммерческих   организаций  – физических  лицах  (копию  трудовой  книжки,  заверенную  по  последнему  месту  работы,  копию  пенсионного  удостоверения,  заверенную  органом  социального  обеспечения  по  месту  жительства  или  иным  органом  в  соответствии  с  законодательством,  справку  органа  занятости,  если  такие  документы  имеются)  и  др. Количество  и  перечень  документов,  необходимых  для  государственной  регистрации  зависит  от  вида  субъекта  хозяйствования. 

Государственная  регистрация  субъектов  хозяйствования  осуществляется  регистрирующими  органами  в  месячный  срок  со  дня  подачи  всех  необходимых  документов.  При  необходимости  получения  дополнительных  сведений  о  собственниках  имущества  (учредителях,  участниках)  регистрируемых  коммерческих  и  некоммерческих  организаций,  а  также  о  физических  лицах,  регистрирующихся  в  качестве  индивидуальных  предпринимателей,  регистрирующих  орган  вправе  продлить  срок  государственной  регистрации  до  двух  месяцев. На  основании  представленных  документов  и  дополнительных  сведений  регистрирующий  орган  принимает  решение  о  государственной  регистрации  либо  об  отказе  в  ней  с  указанием  причин  отказа.  При  принятии  решения  о  государственной  регистрации   регистрирующий  орган  присваивает  субъекту  хозяйствования  соответствующий  регистрирующий  номер  и  выдает  свидетельство  о  государственной  регистрации.  На  учредительных  документах  коммерческих  и  некоммерческих  организаций  проставляется  штамп  регистрирующего  органа.  Кроме  того,  регистрирующий  орган  в  десятидневный  срок  представляет  Министерству  юстиции  необходимые  сведения  о  субъектах  хозяйствования   для  включения  их  в  Единый  государственный  регистр  юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей.  Все  субъекты  хозяйствования  включаются  в  Единый  государственный  регистр  датой  принятия  регистрирующим  органом  соответствующего  решения  о  государственной  регистрации  субъекта  хозяйствования.

При  принятии  решения  об  отказе  в  государственной  регистрации  субъектов  хозяйствования  регистрирующий  орган  в  пятидневный  срок  в  письменной  форме  сообщает  об  этом  лицу,  обратившемуся  за  такой  регистрацией.  Основания  для  отказа  в  государственной  регистрации  предусмотрены    актами  законодательства. Решение  об  отказе  в  государственной  регистрации  субъекта  хозяйствования  может  быть  обжаловано  в  хозяйственный  суд  в установленном  порядке.

 

3. Виды  субъектов  хозяйственной  деятельности.

 

Классификация  субъектов  хозяйственной  деятельности   может  быть  проведена  по  различным  основаниям.  Субъекты  хозяйственной  деятельности  можно  классифицировать  в  зависимости  от  характера  их  компетенции  и  от  формы  собственности (частная,  государственная).  Критерием  классификации  может  также   выступать  и  вид хозяйственной  компетенции  субъекта  хозяйствования:  общая,  ограниченная,  специальная,  исключительная.

На  практике  чаще  всего  выделяются    субъекты,   в  компетенции  которых  преобладает  ведение  хозяйственной  деятельности.  К  ним  относятся:   индивидуальные  предприниматели – физические  лица;  коммерческие  юридические  лица,  их  филиалы  и  представительства,  имеющие  самостоятельный  баланс  и  расчетный  (текущий)  счет;  некоммерческие  юридические  лица,  в  том  случае,  если  они  занимаются  производственно-хозяйственной  деятельностью  и  уплачивают  с  этой  деятельности  налоги.

  Особым   субъектом   хозяйственной  деятельности  является   государство  и   административно-территориальные   единицы.  В  их  хозяйственной   компетенции  наибольший  удельный  вес  составляет  хозяйственно-организаторская   деятельность  как  собственников,  а  также  реализация  и   защита  публичных  интересов   общества.

 

Граждане  как  субъекты  хозяйственной    деятельности.

 Предпринимательская  деятельность  -  это  самостоятельная   деятельность  юридических  и   физических  лиц,  осуществляемая  ими  в  гражданском  обороте   от  своего  имени,  на  свой  риск  и  под  свою  имущественную   ответственность  и  направленная  на  систематическое  получение   прибыли  от  пользования   имуществом,  продажи  вещей,  произведенных,  переработанных  или  приобретенных  указанными  лицами  для  продажи,  а   также  от  выполнения  работ   или  оказания  услуг,  если  эти  работы  или  услуги  предназначаются  для  реализации  другим  лицам  и  не  используются  для  собственного  потребления  (ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК).К основным  признакам   предпринимательской  деятельности  следует  отнести:  самостоятельность   деятельности  граждан,  зарегистрированных  в  установленном  порядке;  направление  деятельности  на  получение  прибыли  или  личного  дохода;  имущественная  ответственность.

Действующее  законодательство  Республики  Беларусь  допускает  следующие  формы  предпринимательской  деятельности:

- частное   предпринимательство,  осуществляемое  субъектами  предпринимательства   на  основе  своей  собственности   или  на  основе  имущества,  полученного  и  используемого   на  законном  основании;

- коллективное  предпринимательство,  осуществляемое  предпринимателями   на  основе  коллективной  собственности   или  на  основе  имущества,  полученного и  используемого   на  законном  основании.

Предпринимательство  может  осуществляться  без  образования  юридического  лица  и  с  образованием  юридического  лица,  без  использования  наемного  труда  и  с  использованием  наемного  труда.

Особой  формой  предпринимательства  является  предпринимательская  деятельность,  осуществляемая  руководителем  предприятия,  если  он  на  основе  контракта  с  собственником  имущества  или  уполномоченным  им  лицом (органом)  наделен  правами  и  обязанностями  и  несет  ответственность,  установленную  для  предпринимателя (ст. 3  Закона  «О  предпринимательстве  в  Республике  Беларусь» от  28.05.1991 г. (с  изм. и  доп.).

        Порядок   государственной  регистрации   граждан,  осуществляющих  предпринимательскую   деятельность  без  образования   юридического  лица (индивидуальный  предприниматель), определен  Положением  о  государственной  регистрации   и  ликвидации  (прекращении   деятельности)  субъектов  хозяйствования,  утвержденным  Декретом  Президента  Республики Беларусь  от 16  марта  1999г.,  №  11 (в  редакции  Декрета   Президента  Республики  Беларусь  от  17. 12. 2002 г. № 29).

Государственная  регистрация  предпринимателей,  осуществляющих  свою  деятельность  без  образования  юридического  лица,  производится  исполнительными  комитетами  районных,   городских,  районных  в  городах  Советов  народных  депутатов  по  месту  жительства  предпринимателей,  а   индивидуальных  предпринимателей  в  свободных  экономических  зонах  – администрациями   свободных  экономических  зон.

 Для  государственной   регистрации  предпринимателей  в  регистрирующий  орган   представляются:  заявление  с   указанием  видов  деятельности,  которые  будут  осуществляться  индивидуальным  предпринимателем,  если  такое  указание  предусмотрено   актами  законодательства;  анкета  установленного  образца;  документы,  содержащие  сведения  о  трудовой  деятельности (копия  трудовой  книжки,  заверенная  по  последнему  месту  работы,  копия  пенсионного   удостоверения,  заверенная  органом   социального  обеспечения   по  месту  жительства  или   иным  органом  в  соответствии  с  законодательством,  справка   государственной  службы  занятости,  если  такие  документы  имеются);  фотография  гражданина,  обратившегося   за  государственной  регистрацией;  расчетно-кассовый  документ,  подтверждающий  внесение  платы  за  государственную   регистрацию.

Законодателем  установлены  определенные  ограничения  для  лиц,  желающих  зарегистрироваться  в  качестве  индивидуальных  предпринимателей.  Например, государственная  регистрация  индивидуального  предпринимателя  не  допускается,   если:  гражданин  не  достиг  определенного  возраста;  признан  недееспособным;   в  отношении  гражданина,  регистрирующего  в  качестве  индивидуального  предпринимателя,  не  исполнено  судебное  решение  об  обращении  взыскания  на  имущество;  на  момент  государственной  регистрации  не  истек  установленный  судом  срок  ограничения  предпринимательской  деятельности  гражданина,  регистрирующегося  в  качестве  индивидуального  предпринимателя; гражданин,  обратившийся  за  государственной  регистрацией  в  качестве  индивидуального  предпринимателя  имеет  задолженность  по  заработной  плате,  платежам  в  бюджет  и  (или)  в  государственные  целевые  бюджетные  и  внебюджетные  фонды  либо  является  собственником  имущества  юридического  лица,  имеющего  такую  задолженность,  а  также  в  других  случаях,  установленных  законодательными  актами. Решение  об  отказе  в  государственной  регистрации   может  быть  обжаловано  в  суд.

Сведения  об  индивидуальных  предпринимателях,  зарегистрированных  в  установленном  порядке,  вносятся  в  Единый  государственный  регистр  юридических  лиц  и  индивидуальных   предпринимателей.  Предпринимателю,  зарегистрированному  в  установленном  порядке,  выдается  свидетельство  о  государственной  регистрации  индивидуального  предпринимателя.

Прекращение  предпринимательской  деятельности  осуществляется  по  решению  предпринимателя,  собственника  имущества (уполномоченного  им  органа)  либо  по  решению  суда.

4. Коммерческие   и   некоммерческие   организации   как  субъекты

хозяйственной  деятельности.

    

   Юридические  лица  в  зависимости  от  цели  их   деятельности   делятся  на коммерческие и некоммерческие  организации (п.1  ст. 46  ГК).

Коммерческими  организациями  являются  организации,  преследующие  извлечение  прибыли  в  качестве  основной  цели  своей  деятельности  и  (или)  распределяющие  полученную  прибыль  между  участниками.  Юридические  лица,  являющиеся  коммерческими  организациями,  могут  создаваться  в  форме  хозяйственных  товариществ  и  обществ,  производственных  кооперативов,  унитарных  предприятий  и  крестьянских  (фермерских  хозяйств).

К  некоммерческим  организациям  относятся   организации,  не  преследующие  цели  извлечения  прибыли  и  не  распределяющие  полученную  прибыль  между  участниками.  Юридические  лица,  являющиеся  некоммерческими  организациями,  могут  создаваться  в  форме  потребительских  кооперативов,  общественных  или   религиозных  организаций  (объединений),  финансируемых  собственником  учреждений,  благотворительных  и  иных  фондов,  а  также  в  других  формах,  предусмотренных  законодательством.  Некоммерческие  организации  могут  создаваться  для  достижения  социальных,  благотворительных,  культурных  и  других   целей,  направленных  на  достижение   общественных  благ,  а   также  для удовлетворения  материальных  (имущественных)  потребностей  граждан  либо  граждан  и  юридических  лиц  в  случаях,  предусмотренных  ГК  и  другими  законодательными  актами.

 Следует  при   этом  обратить  внимание,  что   некоммерческие  организации   могут осуществлять  предпринимательскую   деятельность  лишь  постольку,  поскольку  она  необходима  для  их  уставных  целей,  ради  которых  они  созданы,  соответствует  этим  целям   и  отвечает  предмету деятельности  некоммерческих  организаций.  Для   отдельных  форм  некоммерческих  организаций  законодательными  актами  могут  быть  установлены  требования,  предусматривающие  их право  на  занятие  предпринимательской  деятельностью  только  посредством  образования  коммерческих организаций  и  (или)  участия  в  них.  Допускается  создание  объединений  коммерческих  и  (или)  некоммерческих  организаций  в  форме  ассоциаций  и  союзов.

Главной  фигурой  в  хозяйственной  деятельности  является  предприятие.  В  соответствии  со  ст.  1  Закона  Республики  Беларусь  «О  предприятиях»  предприятием  является  самостоятельный  хозяйствующий  субъект,  обладающий  правами  юридического  лица,  который  на  основе  использования  трудовым  коллективом  имущества  производит  и реализует  продукцию,  выполняет  работы,  оказывает  услуги.  Независимо  от  формы  собственности  на  средства  производства  и  другое  имущество  предприятие  действует  на  принципах  хозяйственного  расчета.

Информация о работе Общие вопросы правового регулирования хозяйственной деятельности