Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 21:54, курсовая работа
Цель данной работы - обосновать и провести оценку малого предприятия.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать процесс оценки бизнеса
2. Провести оценку бизнеса малого предприятия
3. Выработать рекомендации по улучшению оценки бизнеса малого предприятия.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы оценки бизнеса………………………………6
1.1. Основные подходы к оценке стоимости бизнеса………………………..6
1.2. Методы и технологии оценки бизнеса……………………………………16
Глава 2. Оценка бизнеса малого предприятия……………………………….32
2.1. Краткая характеристика фирмы………………………………………….32
2.2. Анализ состояния предприятия…………………………………………..33
2.3. Методы оценки и результаты…………………………….………………….38
Заключение……………………………………………………………………..47
Список литературы……………………………………………………………..51
Следует подчеркнуть значимость данной модели в силу того, что модель дает представление о том, какая часть рыночной стоимости фирмы выражена ее реальными активами, а какая - нематериальным «гудвиллом», что позволяет более точно представлять степень рискованности вложений в ту или иную компанию.
На настоящий момент времени адаптации данной модели к российским условиям в оценочной практике не существует. Поэтому сделать вывод об обоснованности и применимости данной модели представляется весьма сложным, без осуществления корректировок, учитывающих специфику отечественной системы бухгалтерского учета, по сравнению с западной.
Метод оценки, базирующийся на рыночной стоимости активов с учетом корректировки на обременения
Представляется весьма сложным судить, какой из перечисленных в настоящей работы показателей может служить максимально корректной базой для расчета стоимости компании.
В работах западных авторов существует значительное количество публикаций, связанных с освещением достоинств и недостатков EVA, MVA, CVA, и др. Необходимо отметить, что, по сути, все эти показатели базируются на NPV. При этом каждый из них содержит определенного рода «допущения», существенно упрощающих расчет и влияющих на получаемую величину стоимости компании. Тем не менее, очевидно, что показатель NPV может дать ответ на вопрос о стоимости бизнеса с учетом его предполагаемой доходности, но не несет в себе ответа на вопрос, за счет чего формируется данная доходность и какие риски могут возникнуть у нового собственника компании. Данный момент обусловил необходимость разработки модели, базирующейся на NPV, учитывающей в себе достоинства вышеперечисленных моделей и позволяющей получить максимально «реальную» величину стоимости компании, понятную и покупателю и продавцу.
Особое внимание следует обратить на определение, озвученное Ю. Брегхеном и Л. Гапенски: «рыночная стоимость бизнеса, по сути, базируется на рыночной стоимости активов, которая обусловливается способностью активов приносить доход». Исходя из ранее обозначенного подхода к трактовке сущности компании и показателя стоимости как характеризующего показателя, необходимо отметить что активы и обязательства являются базовыми элементами, формирующими ее стоимость, при этом ценность бизнеса базируется на активах, ценность которых базируется на их доходности.
Итак, можно использовать следующую модель для оценки стоимости бизнеса компании:
Стоимость компании = Рыночная стоимость + Активов NPV + Операционных активов + Рыночная стоимость избыточных активов +/- «излишек» оборотного капитала/«дефицит» оборотного капитала + Рыночная стоимость Финансовых активов – Рыночная стоимость Долгосрочных финансовых вложений – Рыночная стоимость прав требований компании (дебиторская задолженность), которые можно перевести в финансовые вложения или денежные средства – Рыночная стоимость обязательств, способных привести к потере контроля над бизнесом – Рыночная стоимость краткосрочных обязательств, способных привести к потере контроля над бизнесом – Рыночная стоимость долгосрочных обязательств, способных привести к потере контроля над бизнесом.
Обоснованность применения данной Модели была выявлена в результате практических работ и подтверждена статистическими исследованиями.
Ниже приведем расчетную таблицу, содержащую в себе результаты оценки компании с помощью рассмотренных в рамках данной работы методов.
Таким образом,
на основании вышеизложенного
Стоимость компании включает следующие компоненты:
Рыночная стоимость Активов.
NPV Операционных активов.
+ Рыночная стоимость избыточных активов.
+/- «излишек» оборотного капитала/ «дефицит» оборотного капитала.
+ Рыночная стоимость Финансовых активов.
Рыночная стоимость Долгосрочных финансовых вложений.
Рыночная стоимость прав требований компании (дебиторская задолженность), которые можно перевести в финансовые вложения или денежные средства.
Рыночная стоимость обязательств, способных привести к потере контроля над бизнесом.
Рыночная
стоимость краткосрочных
Рыночная стоимость долгосрочных обязательств, способных привести к потере контроля над бизнесом.
Исходя из сказанного выше, можно выделить три группы взаимосвязанных принципов оценки:
- основанные на представлениях собственника;
- связанные с эксплуатацией собственности;
- обусловленные действием рыночной среды.
Большое количество принципов не означает, что можно применять их все сразу. В каждом случае выделяются основные и вспомогательные принципы. Когда речь идет о принципах, то появляются лишь основные закономерности поведения субъектов рыночной экономики. В реальной жизни целый ряд факторов может искажать их действие. К примеру, государственное вмешательство иногда не дает правильной картины реализации тех или иных принципов оценки. Несовершенство рыночных отношений, характерное для этапа перехода к рыночной экономике, еще больше деформирует действие принципов оценки. По этим причинам принципы оценки отражают лишь тенденцию экономического поведения субъектов рыночных отношений, а не гарантируют определенного поведения. Вместе с тем по мере развития в нашей стране рыночных отношений действие объективных принципов оценки бизнеса будет усиливаться.
Выводы по главе:
Развитие рыночной экономики, возрождение института частной собственности обусловливают необходимость и возможность оценки собственности.
Оценка - это определение
стоимости объекта собственност
Бизнес - это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Главной целью такой деятельности является получение прибыли.
Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя, и это делает возможным определение стоимости бизнеса как особого товара. На величину стоимости бизнеса оказывают влияние многочисленные факторы. Они включают мотивации покупателей и продавцов, производительность бизнеса, состояние окружающей финансово-экономической среды. Стоимость бизнеса испытывает влияние физических, финансово-экономических, социальных и политико-правовых факторов, как в настоящее время, так и в прогнозируемом будущем.
Процесс оценки базируется на определенных принципах и стандартах.
Основными принципами оценки являются: принцип полезности или доходности, принцип замещения, ожидания или предвидения, принцип эффективного вклада, остаточной продуктивности, предельной производительности, соответствия требованиям рынка.
Оценщик работает по заказам государственных органов, предприятий, банков, инвестиционных, страховых институтов, налоговых инспекций, а также граждан. В своей деятельности он руководствуется определенными правовыми, профессиональными и этическими нормами.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА БИЗНЕСА МАЛОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Краткая характеристика фирмы
ЗАО «Вуд» (далее - ЗАО) создано в 1999 г.
Численность персонала составляет 17 человек. В соответствии с российским законодательством ЗАО имеет статус малого предприятия.
Управленческие решения на фирме во многом зависит от решений одного человека – владельца и директора ЗАО. Компетентными специалистами являются также бухгалтер и коммерческий директор.
В собственности фирмы находится
Товарная продукция
Крупнейшими рынками сбыта товара выступают Финляндия, Франция и Италия. С конца 2000 г. ЗАО стала работать на российском рынке. Основные оптовые покупатели леса - крупные и средние предприятия по производству мебели, тары, строительные фирмы. Общее число покупателей около двадцати. С большинством из них заключены соответствующие контракты. Транспортировка осуществляется автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. Поскольку один автомобиль вмещает приблизительно около 40 м3 леса, то это позволяет завоевать рынок мелких фирм - потребителей. ЗАО сотрудничает с такими крупными транспортировщиками, как PKS, «Zust Ambrozett», «Могу etex» и др. Большие партии товара отправляются морским транспортом из портов Санкт-Петербурга и Новороссийска.
Таким образом, ЗАО разрабатывает продукцию, которая пользуется спросом на рынке. Клиентура широко диверсифицирована, основные клиенты расположены в России и за рубежом. Предприятие имеет большую сеть поставщиков, что обеспечивает ритмичность его работы.
2.2. Анализ состояния предприятия
В процессе анализа состояния предприятия нами были изучены бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах деятельности оцениваемой фирмы за прошедшие периоды в целях выявления тенденций в ее деятельности и определения основных финансовых показателей. Данные показатели затем сравниваются с соответствующими показателями аналогичных предприятий, функционирующих в той же отрасли, что позволяет оценить относительное финансовое положение данной фирмы.
Финансовый анализ раскрывает истинное
положение предприятия и степен
Анализ финансового состояния предприятия включал изучение годовых и квартальных финансовых отчетов (балансов и отчетов о финансовых результатах) за 2004-2006 гг., проведение корректировки их некоторых статей, расчет ряда финансово-экономических показателей (коэффициента ликвидности, отношения собственного оборотного капитала к выручке, соотношения собственного и заемного капиталов, отношения выручки к активам и др.).
Анализ основывался на финансовой информации и данных по операциям, аудиторская проверка которых не проводилась. Эти данные использовались без их проверки и подтверждения. В ходе исследования проведена частичная оценка активов, и, исходя из ее результатов, внесены соответствующие поправки в балансовый отчет на 1 января 2007 г. и отчет о финансовых результатах за 2006г.
Данный анализ носит ограниченный характер, поскольку, во-первых, использованы финансовые отчеты только за три года; во-вторых, инфляция затрудняют ретроспективный анализ. Вместе с тем такой анализ за более длительный период был бы лишен смысла, так как за исследуемый период произошли наиболее существенные изменения, особенно в колебаниях курса доллара.
Активы баланса ЗАО постоянно увеличиваются. Вместе с тем, очевидно, что бухгалтерская стоимость активов не соответствует их реальной рыночной стоимости. Это объясняется следующими обстоятельствами:
Исходя из этого, стоимость нематериальных активов можно принять равной нулю. Проведена также переоценка основных средств предприятия с привлечением сметчиков по зданиям и экспертов по машинам и оборудованию. Используя результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, перестроен балансовый отчет предприятия по состоянию на 1 июля 2007 г.
По скорректированному балансу общие активы предприятия составили 11338250 руб. На здания и оборудование приходилось 26,4%, на текущие активы - 73,6%, из них на производственные запасы - 8%, на товары - 25,7%, на авансы, выданные поставщикам, - 11,7%, на денежные средства - 11,3%.