Оптимизация товароснабжения коммерческой организаци

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Россия некоторое время находится в состоянии экономического роста. Но свежи воспоминания о кризисных временах с резкими колебаниями цен, нестабильной экономикой и политической обстановкой в стране. Нет единого мнения о продолжительности экономического роста России. Объективно в таких условиях наиболее выгодны области, в которых период оборота капитала минимальный. Торговля относится именно к таким областям и является очень привлекательной. Ни одно торговое предприятие не может существовать без товарных запасов.

Содержание работы

Введение
1.Организационно-экономическая характеристика ОАО Селена.
1.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО Селена.
1.2. Проблемы управления товарными запасами на предприятии ОАО Селена.
2.Анализ показателей оборачиваемости товарных запасов и их структуры в ОАО Селена.
2.1 Анализ динамики товарооборота предприятия ОАО Селена.
2.2 Анализ объема и структуры товарных запасов.
2.3 Факторный анализ товарных запасов и их оборачиваемость.
3. Мероприятия по управлению товарными запасами на предприятии ОАО Селена.
3.1. Разработка мероприятий по управлению товарных запасов.
3.2. Эффективность мероприятий по управления товарными запасами.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая отправить.docx

— 82.04 Кб (Скачать файл)

 

 

Уровень товарных запасов  характеризует обеспеченность торгового  предприятия запасами на определенную дату и показывает на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса. 

Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает количество оборотов среднего товарного запаса за анализируемый период.

Между временем и скоростью  товарного обращения существует устойчивая обратно пропорциональная зависимость. Уменьшение времени и  увеличение скорости товарного обращения  позволяют осуществить больший  объем товарооборота при меньших  размерах товарного запаса, что способствует снижению товарных потерь, уменьшение расходов по хранению товаров.

Применяются разные методы планирования и нормирования товарных запасов: статистический, технико-экономический, нормативный, экономико-математический, причем наиболее применимы первый и  второй методы.

Сущность статистического  метода планирования и нормирования товарных запасов - анализ товарооборачиваемости и фактических товарных запасов текущего хранения, сложившихся за последние 3-4 года. Величина товарных запасов берется в днях товарооборота. Анализ и выявление сложившихся тенденций проводится как по предприятию в целом, так и по товарным группам. Выявленные при анализе тенденции экстраполируют на плановый период с учетом возможного действия объективных и субъективных факторов.

Статистический метод  планирования и нормирования товарных запасов, хотя и прост, но недостаточно совершенен. Основной его недостаток в том, что сложившиеся за ряд  лет тенденции переносятся в  будущее со всеми присущими им недостатками.

Наиболее часто в торговле применяют метод технико-экономических  расчетов, также этот метод применяется  и на предприятии ОАО Селена. Суть метода технико-экономических расчетов состоит в следующем: вся масса товарных запасов разбивается на отдельные элементы, соответствующие стадиям пути товаров от момента поступления в торговое предприятие до их реализации конечным потребителем. Планируются и нормируются эти элементы отдельно. Затем определяется норматив товарных запасов как сумма отдельных элементов.

Данные таблицы свидетельствуют  о преимущественном росте товарооборота  над ростом объема товарных запасов (123,6198121% и 116,5626% соответственно). В результате правильного соотношения ресурсов и результатов произошло повышение  скорости реализации. Товарооборачиваемость в числе оборотов увеличилась с 60,75528 тыс. руб. до 64,43367 тыс. руб., то есть на 3,678395 тыс. руб. оборота. Запасоотдача показывает величину товарооборота на средние запасы. Абсолютное увеличение этого показателя составило 3,678395 тыс. руб. Это означает, что товарооборот на каждый рубль запаса повысился на 3,678395 тыс. руб. Запасоемкость обратная величина запасоотдаче, и она показывает, сколько приходится запаса на рубль товарооборота. Запасоемкость уменьшилась на -0,00094%.

Таким образом, увеличение запасоотдачи и сокращение запасоемкости свидетельствует об эффективном формировании запасов.  

 

 

 

 

 

 

3.1. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных запасов.

Анализ товарных запасов  проводят также в разрезе отдельных  товарных групп. Динамика товарных запасов  в разрезе товарных групп и  товаров по торговому предприятию  характеризуются данными таблицы 12

Таблица 12 – Анализ товарных запасов магазина ОАО Селена за 2005-2006 г.г. по товарным группам

Товарные группы

2005год

Сумма, руб.

2006год

Сумма, руб.

отклонение

Темп отклонения

мягкая мебель

182,2

230,5

48,3

126,50933

мебель для кухни

122

158

36

129,5082

гостиные

312

365

53

116,9872

прихожие

159

173

14

108,805

спальни

214

249

35

116,3551

детские

257

280,5

23,5

109,144

офисная мебель

99

112

13

113,1313

итого

1345,2

1568

222,8

116,5626


 

 

Данные анализа показали, что более высокими темпами выросли  запасы мебели для кухни (29,5082%) и  мягкой мебели – на 26,50933%. Запасы мебели для гостиных увеличились на 53 тыс. руб., что составляет 16,9872% и спальных комнат (с 214 тыс. руб. до 249тыс. руб., что  составляет 16,3551%). Увеличилась доля запасов мебели для прихожих, детских  комнат и офисной мебели (на 8,805%, 9,144% и 13,1313% соответственно).

По всем группам товаров  фактические товарные запасы в сумме  за отчетный год значительно выросли  на 116,5626%. На данное явление незначительно  повлияло улучшение работы предприятия, это увеличение связано в основном с повышением оптовых цен на товары.

Итак, рост оптового товарооборота обеспечил ускорение оборачиваемости по всем товарным группам. Увеличение средних запасов привело к замедлению товарооборачиваемости. В магазине ОАО Селена произошло замедление товарооборачиваемости, что потребовало дополнительного вовлечения оборотных средств.

Анализ товарных запасов  и товарооборачиваемости в торговой организации проводят по каждому предприятию, а внутри них – в разрезе структурных подразделений. Выясняют, как товарные запасы обеспечивают развитие торговли, удовлетворение спроса покупателей и какие имеются резервы их оптимизации, ускорения времени обращения товаров.

Для выявления резервов нормализации товарных запасов, ускорения товарооборачиваемости и прежде всего наличие залежалых и неходовых товаров. Для этого привлекают информацию об уценке и распродаже товаров, оптовой реализации излишествующих товаров, бартерных сделках и т. п. по данным актов переоценки товаров и информации об их распродаже можно изучить целесообразность и эффективность переоценки. Необходимо также проанализировать правильность размещения товарных запасов в магазине. Снизить товарные запасы до оптимальных размеров можно за счет равномерного и частого завоза товаров, совершенствования организации торговли, рекламы, проведения покупательских конференций и выставок-продаж.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Планирование товарных  запасов

Планирование товарных запасов  производится как в днях оборота, так и в денежном выражении. Расчет нормы товарных запасов в днях представляет собой процесс нормирования товарных запасов, в то время как расчет плановой суммы товарных запасов получил название планирования товарных запасов.

Таблица 13 – Расчет норматива  товарного запаса на конец 2007 года

Год

Товарооборот

Тов. запас

Коэф. Lэ

2004

67353

1456,2

31,49

2005

81728

1345,2

22,14

2006

101032

1568

24,34

Базисный темп изменения  коэффициента L, %                                   77,29

Среднегодовой темп изменения  коэффициента L, %                         87,92

2007 год

123739,954

1627,1

21,39


 

 

На основе таблицы 13 коэффициент L на планируемый год составит:

Lпл. = 24,34 * 87,92 / 100 = 21,39

ТЗпл. = = 1627,1 тыс. руб.

Таким образом, в планируемом  году по сравнению с отчетным годом  товарные запасы торгового предприятия  должны увеличиться на 59,1 тыс. руб., что составляет 3,8 % от суммы товарных запасов 2006 года. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Анализ издержек обращения

Затраты по доведению товаров  от производства до потребителей (покупателей), выраженные в денежной форме называются издержками обращения. К ним относятся  расходы на транспортировку, подработку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а также административно –  управленческие расходы торговых предприятий. Состав издержек обращения регламентируется «Основными положениями по составу  затрат, включаемых в себестоимость  продукции (работ и услуг)». Издержки обращения представляют собой стоимостную  оценку материальных, трудовых и иных затрат (потребленную часть ресурсов и затрат на хозяйственную деятельность). Подробная характеристика и состав затрат определяется в соответствии с положением о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении  прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 и последующими изменениями  и дополнениями.

В методических рекомендациях  по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства дана подробная характеристика состава  расходов по каждой статье.

Целью расходования средств, использования различных ресурсов является достижение высоких конечных результатов – определенного  объема товарооборота и необходимой  прибыли. Поэтому признаку все издержки обращения делят на две группы: постоянные и переменные.

Постоянные издержки обращения  представляют собой затраты, которые  в каждый данный момент не зависят  непосредственно от величины и структуры  товарооборота. Эти издержки обращения  являются постоянными только в коротком периоде деятельности, по мере роста  объема товарооборота они имеют  тенденцию к снижению.

Переменными называются издержки обращения, величина которых находиться в непосредственной зависимости  от объема и структуры товарооборота. Сущность этих издержек можно выразить и так: к переменным относятся издержки, связанные с использованием производственных факторов, величина которых определяется изменениями реализации товаров (услуг).

Постоянные и переменные расходы составляют общую величину издержек обращения.

Целью анализа издержек обращения  является их оценка с позиции рациональности и выявления возможностей по их экономии в текущем и предстоящих периодах. Рациональным является такое использование затрат, которое способствует улучшению конечных результатов – непрерывному росту товарооборота и увеличению прибыли.

Для достижения указанной  цели торговым предприятиям необходимо:

Оценить величину издержек обращения предприятия в сумме  и в процентах к товарообороту  за отчетный период

Изучить расходы по отдельным  статьям в сумме и в процентах  к товарообороту, установить их долю в совокупных издержках обращения  за отчетный период и тенденции изменения  этой доли в динамике

Исследовать влияние факторов на изменение издержек обращения  отчетного периода в динамике и оценить воздействие затрат на конечные результаты

Выявить резервы экономии по отдельным статьям расходов и  определить меры по их использованию  в текущей деятельности и предстоящем  периоде.

Анализ издержек обращения  будет произведен по данным бухгалтерской  и статистической отчетности, материалам текущего их учета, первичных и сводных  документов. Исходная информация об издержках  обращения по торговому предприятию  ОАО Селена представлена в Таблице 17

Таблица 14 - Анализ издержек обращения магазина ОАО Селена по данным 2005-2006 года

Показатель

2005 год

2006 год

Отклонение

(-), (+)

Темп отклонения (%)

Товарооборот в действующих  ценах

81728

101032

19304

123,6198121

в сопоставимых ценах

81728

93665,3

11937,3

114,606

∑ издержек обращения

16840,5

19623,6

2783,1

116,526

Уровень издержек обращения (%) в действующих ценах

20,605

19,4231

-1,18239

94,261

в сопоставимых ценах

20,605

20,950

0,34522

101,675

Затратоотдача в действующих ценах

4,8530

5,1484

0,2954

106,087

в сопоставимых ценах

4,85306

4,77309

-0,07996

98,3522

Затратоемкость

0,206055

0,19423

-0,01182

94,2617

∑ валового дохода

19589

24635

5046

125,7593

Удельный вес издержек обращения в валовом доходе

85,9691

79,6573

-6,31176

92,6581


 

 

В действующих ценах план товарооборота предприятием перевыполнен на 23,6198%, а сумма издержек обращения  сократилась по сравнению с планом на 5,7382% (100% - 94,2618%). В сопоставимых же ценах товарооборот увеличился на 14,6061%, а сумма издержек обращения также  увеличилась на 1,6754%. Это говорит  о том, что издержки увеличиваются  медленнее, чем товарооборот. Уровень  издержек обращения снизился на 5,7382% (100-94,26177687). А в сопоставимых ценах  этот показатель увеличился на 1,6753893%. Следовательно, управление издержками в магазине не вполне эффективно.

На практике по размеру  снижения (повышения) уровня издержек обращения определяют сумму их относительной  экономии или перерасхода и дают оценку соблюдения сметы торговых расходов:

Э (П) = ∆ УИО*Т/100%, где

Э (П) - сумма относительной  экономии (перерасхода);

∆ УИО – отклонение по уровню издержек обращения за отчетный период;

Т – товарооборот за 2006 год.

Э (П) = -1,182392163*101032/100% = -1194,59 тыс. руб.

Таким образом, относительная  экономия в действующих ценах  составила 1194,59 тыс. руб.

Для оценки издержек обращения  может применяться показатель затратоотдачи, определяемый отношением товарооборота к сумме издержек обращения. По магазину он составил:

В действующих ценах за 2005 год: 81728 / 16840,5 = 4,8531 тыс. руб.

В действующих ценах за 2006 год: 101032 / 19623,6 = 5,1485 тыс. руб.

В сопоставимых ценах за 2006 год: 93665,3 / 19623,6 = 4,7731 тыс. руб.

Из таблицы видно, что  в действующих за отчетный период увеличилась затратоотдача на 6,0875397%. Увеличение затратоотдачи является положительной тенденцией, так как увеличивается сумма товарооборота, а значит и сумма прибыли предприятия. Однако, большое влияние на затратоотдачу оказывает изменение розничных цен. При повышении розничных цен растет товарооборот, а следовательно, и затратоотдача. Для измерения влияния этого фактора за затратоотдачу мы определили ее размер за отчетный год в сопоставимых ценах, она составила 4,7731 тыс. руб. Таким образом, повышение розничных цен на товары привело к росту затратоотдачи всего на 0,3754 тыс. руб. (5,1485-4,7731).

Перейдем к анализу  состава и структуры издержек обращения отдельных статей расходов. Такое постатейное ознакомление покажет, на какие статьи издержек обращения  следует обратить особое внимание. По анализируемому торговому предприятию  издержки обращения в разрезе  отдельных статей сложились следующим  образом (таблица 18).

Таблица 15 – анализ издержек обращения в разрезе статей

Статья издержек обращения

2005 год

2006 год

Отклонение

Темп отклонения (сумма), % 

Сумма

% к Т/ту

% к итогу

Сумма

% к Т/ту

% к итогу

Сумма

% к Т/ту

% к итогу

Расх.на оплату труда 

1986

2,430

11,7

2860

2,8308

14,574

874

0,40077

2,781289

144,0080

Прямые расходы

365,4

0,4471

2,1698

395,7

0,39

2,0164

30,3

-0,055

-0,153

108,292

Офисные расходы

135

0,1651

0,80

193

0,19

0,9835

58

0,025

0,1818

142,962

Трансп. Расходы

5421

6,632

32,1

5982

5,92

30,48

561

-0,712

-1,706

110,3486

Склад-ие издерж.

1362

1,6665

8,08

1903,3

1,88

9,6990

541,3

0,217

1,6113

139,743

Наклад. расходы

325,5

0,3982

1,93

375

0,37

1,9109

49,5

-0,027

-0,021

115,207

Соц. Фонды налоги

2668

3,264487

15,8

2956,5

2,92

15,06604

288,5

-0,33

-0,776

110,813

Прочие издержки

4577,6

5,60102

27,182

4958,1

4,90

25,266

380,5

-0,69

-1,916

108,3122

Всего издержек

16840,5

20,605

100

1962

19,4

100

2783,1

-1,18

-

116,5262

т/от

81728

100

0

101032

100

0

1930

0

-

123,6198

Информация о работе Оптимизация товароснабжения коммерческой организаци