Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:08, контрольная работа
Понятие организации в менеджменте с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда менеджмент как наука выделился в самостоятельную область знаний, слово организация стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Т.е. под понятием организацией следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования.
1.организация – базовое понятие менеджмента. Общая характеристика организации, внутренняя и внешняя среда организации.
2.Формы власти и влияния. Понятие стиля руководства.
3. Социальная ответственность организации.
Содержание
1.организация –
базовое понятие менеджмента.
Общая характеристика
2.Формы власти
и влияния. Понятие стиля
3. Социальная ответственность организации.
1.организация –
базовое понятие менеджмента
.общая характеристика
Понятие организации
в менеджменте с течением времени
претерпело ряд существенных изменений.
На начальном этапе организация
представлялась как структура любой
системы. Когда менеджмент как наука
выделился в самостоятельную
область знаний, слово организация
стало ассоциироваться с
Из всего многообразия определений понятие организации можно выделить следующие.
Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:
Рисунок. Элементы организаций
Таким образом, понятие
организация - это группа людей, деятельность
которых сознательно
Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам (функциям, методам и принципам управления, сложности операций и процедур и т.п.). Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики:
Рисунок 1. Общие характеристики организации
Различают факторы внешней и внутренней (рисунок 2, 3) среды организации.
Рисунок
2. Факторы внешней среды
Рассматривая влияние внешней среды на организацию, следует иметь в виду, что их воздействие неодинаково. Поэтому важно уметь выявить наиболее существенные факторы внешнего влияния на организацию и выработать эффективные способы реагирования на него.
Рисунок 3. Внутренняя среда организации
Под внутренней средой организации понимают ситуационные факторы внутри организации. Так как организации представляют собой созданные людьми системы, то их внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений. По сути это хозяйственный организм организации, ее структура.
В связи с этим процесс управления организацией можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 4.
Рисунок 4. Процесс управления организацией
Всё это относиться к общей характеристике предприятий, если на общие характеристики предприятия смотреть со стороны менеджмента.
Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.
Формы
власти можно классифицировать так:
1) власть, опирающаяся на принуждение,
обоснована верой в то, что руководитель
имеет возможность наказывать подчиненного;
2) власть, базирующаяся на вознаграждении,
основана на вере исполнителя в то, что
влияющий может удовлетворить потребности
исполнителя;
3) экспертная власть строится на вере в
то, что влияющий обладает специальными
знаниями, которые позволят удовлетворить
потребность;
4) эталонная власть – власть примера основана
на привлекательности черт влияющего
настолько, что его примеру хочется следовать;
5) законная власть построена на вере исполнителя
в то, что влияющий имеет право отдавать
приказания, а долг исполнителя – подчиняться.
Существует много способов управленческого влияния – это и воздействие через общественные нормы, принципы и мораль данной организации, и прямые приказы, поручения, и, наконец, негласный контроль, манипулирование, закулисная игра и т. д.
Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Поэтому реальной абсолютной власти не существует, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.
Вместе с тем в любой организации подчиненные обладают властью над своими начальниками. Даже тюремные надзиратели в некоторой степени зависят от заключенных. Они допускают некоторые нарушения тюремных правил со стороны заключенных в обмен на более покорное поведение. Руководитель должен сознавать, что, поскольку подчиненные часто тоже обладают властью, использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных адекватное противодействие.
Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточной для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста и непокорности. Кроме подчиненных над руководителем могут иметь власть его коллеги-руководители, секретари начальников, поскольку они обладают необходимыми ему информационными ресурсами.
Делегирование – передача другим (обычно подчиненным) ответственности и авторства операций и/или согласования определенных действий. Имеются различные уровни делегирования (делегирование деятельности, но не оценок, ответственности, авторства действий).
Достоинства
делегирования:
– освобождение времени менеджера;
– возможность менеджеру заняться более
важной работой (например, стратегическими
решениями);
– возможность более глубокой оценки потенциала
подчиненных;
– мотивация тех, кому осуществляется
делегирование;
– средство развития искусств и навыков
сотрудников;
– работа с кадровым резервом.
Недостатки
делегирования:
– организация делегирования требует
определенной затраты времени и усилий
менеджера;
– имеется определенный риск;
– в организации может просто не быть людей
с достаточными ресурсом времени и компетенцией.
Список действий
при делегировании:
1. Выделить существенное во всем многообразии
активностей.
2. Определить активности, подлежащие делегированию.
3. Оценить выгоды делегирования.
4. Идентифицировать личности, пригодные
для делегирования.
5. Обсудить передаваемые активности.
6. Определить временные рамки и обеспечение
делегирования.
7. Определить уровни ответственности при
делегировании.
8. Обзор и оценка результатов делегирования.
Что надо и чего не надо делать для успешного делегирования.
Надо: планировать делегирование; обсуждать планируемое делегирование с соответствующими личностями; обязательно давать тем, кому делегированы полномочия, закончить эффективно выполняемую работу.
Не надо: оставлять людей в состоянии сомнения; включаться, диктовать ход работы, которая уже выполняется в порядке делегирования; делегировать все активности одним и тем же сотрудникам; применять методы кредитования при делегировании («потом – посмотрим»).
Проблемы
лидерства являются ключевыми для
достижения организационной эффективности.
С одной стороны, лидерство рассматривается
как наличие определенного
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношениях типа «лидер – последователи», чем «начальник – подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства. Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.
Ранние
традиционные концепции предлагали
определять эффективное лидерство
на основе либо качеств лидера, либо
образцов его поведения. Ситуационность
в этих случаях во внимание не принималась.
Эти концепции в конечном счете
утонули в бесконечном
Деятельность
руководителя связана, прежде всего, с
подготовкой и принятием
Многие менеджеры стремятся принимать единоличные, авторитарные решения. И это во многих случаях оправдано. Однако бывает немало ситуаций, когда для принятия решения необходим коллективный разум, "мозговой штурм" проблемы. Следовательно, перед каждым руководителем встаёт задача о выборе своего собственного правильного стиля руководства, являющегося наиболее эффективным.
Под
стилем руководства понимается совокупность
применяемых руководителем
1) авторитарный;
2) демократический;
3) попустительский.
Тем не менее, существуют и другие стили руководства, опирающиеся на различные психологические основания:
-
ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ стиль- стиль
-
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ стиль - стиль консультаций
и вознаграждений. Руководитель - либерал
ценит компетентных экспертов,
которые способны прямо
-
СИТУАТИВНЫЙ стиль- зависящий
от личности руководителя, степени
поддержки его вышестоящим
Но какой бы стиль не использовал руководитель, он - должностное лицо, определяемое структурной организацией деятельности.
Помимо воли администрации в каждом коллективе складываются малые неформальные группы из нескольких человек.
Информация о работе Организация – базовое понятие менеджмента