Организация – базовое понятие менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

Понятие организации в менеджменте с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда менеджмент как наука выделился в самостоятельную область знаний, слово организация стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Т.е. под понятием организацией следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования.

Содержание работы

1.организация – базовое понятие менеджмента. Общая характеристика организации, внутренняя и внешняя среда организации.
2.Формы власти и влияния. Понятие стиля руководства.
3. Социальная ответственность организации.

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 102.51 Кб (Скачать файл)

Важнейшим признаком неформальной группы является наличие общей цели, которая, во-первых, не всегда осознается членами группы и во-вторых не обязательно связана  с решением производственных задач. Потребность в общении может  возникнуть в связи с совместной учебой, общим хобби и т.д. Цели малой группы могут быть позитивными, т.е. способствовать сплоченности коллектива, нейтральными либо негативными.

Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению  лидеров. Этот феномен просматривается  во всех неформальных группах, насчитывающих  более трех человек.

Жесткое противопоставление лидерства и  руководства едва ли правомерно -- понятия  близки, руководство выступает в  качестве общей категории, не случайно в английском, немецком и ряде других европейских языков руководство  и лидерство обозначаются одним  и тем же словом leadership (англ.) и Fuhrung (нем.). В социологии и политологии  различают формальное и неформальное лидерство, отмечая связь терминов с понятием руководства. Формальное лидерство рассматривается как  приоритетное влияние определенного  лица на членов организации, основывающееся на руководящем положении данного  лица в общественной иерархии.

Руководство -- это всегда формальное лидерство. Неформальное лидерство интерпретируется как субъективная способность, готовность и умение человека выполнять роль лидера, а также признание за ним  права на руководство со стороны  группы. Неформальный лидер далеко не всегда является руководителем по статусу.

Лидер и руководитель - понятия разные. Руководитель - социально зафиксированная  форма лидерства. То есть руководитель - это место, должность и функция. В отделе должен быть начальник, в  группе - староста, на кафедре - заведующий. Человек, претендующий на место руководителя, должен прежде всего обладать системой социально значимых признаков, например ученой степенью или необходимым  послужным списком, а потом уже  психологическими чертами лидера. Руководитель назначается или выбирается целенаправленно, его существование относительно стабильно, отличительными чертами  руководителя является обладание санкциями  в отношении подчиненных: продвижение  по службе, материальное и моральное  вознаграждение, распределение работы. Таким образом, руководитель занимается регуляцией официальных, социально  закрепленных отношений в группе.

Лидер - это чисто психологическая характеристика. Лидер - член группы, за которым признается право принимать решения в  значимых для группы ситуациях. Лидер  ВОЗНИКАЕТ в ситуации, требующей  человека, выполняющего определенные функции в группе и принимающего ответственность за решение вопросов. Лидер и определяется в группе через соотношение меры личностных притязаний на власть и ответственность  и меры готовности группы принять  их и делегировать полномочия. Существует несколько подходов к объяснению феномена лидерства.

Лидер - человек, обладающий особыми чертами  характера: харизмой, активностью и  инициативностью; он уверен в себе, способен подняться над частностями, готов руководить людьми и получает удовлетворение от возложенной на него ответственности. Власть лидера держится на авторитете, страхе, любви и влиянии. Власть вообще - это способность приказывать в условиях, когда другой готов подчиниться. Власть - так же как и лидерство, понятие социально-психологическое. Формы власти официально закреплены социумом, но феномен власти неуловим иначе, чем через влияние на человеческую психику. Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.

- Вожак - самый авторитетный член  группы, обладающий даром внушения  и убеждения. На других членов  группы он влияет словом, жестом, взглядом.

- Лидер гораздо менее авторитетен,  чем вожак. Наряду с внушением  и убеждением ему часто приходится  побуждать к действию личным  примером ("делай, как я"). Как  правило, его влиянием распространяется  только на часть членов неформальной  группы.

- Ситуативный лидер обладает личностными  качествами, имеющими значение только  в какой-то вполне конкретной  ситуации: торжественное событие  в коллективе, спортивное мероприятие,  турпоход и т.д.

Лидеры  есть в любом коллективе и заслуживают  особого внимания, так как именно они активно влияют на морально-психологический  климат в коллективе. Среди неформальных лидеров можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократичных  и, наконец, самое важное, позитивных и негативных лидеров. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции.

 

3.Социальная  ответственность организации

Организации не имеют понятия этики, но они  строят свои отношения со своим окружением теми путями, которые часто включают этические проблемы и их решения. Социальная ответственность может  быть определена как комплекс обязательств, которые организация должна выполнять, чтобы укреплять общество, в котором  она действует. Организации несут  социальную ответственность в отношении  своих подразделений, в отношении  окружающей среды и в отношении  процветания общества в целом. Мы рассмотрим каждую из них поочередно. Определяются как люди и другие организации, которые подвергаются прямому воздействию поведения организации и которые заинтересованы в ее показателях. Сюда входят покупатели, кредиторы, поставщики, служащие, владельцы/инвесторы, национальное правительство и т.п. Для того, чтобы сохранить социальную ответственность перед инвесторами, например, требуется, чтобы финансовые управляющие выполняли надлежащие процедуры учета, обеспечивали участников компаний соответствующей информацией по финансовым показателям компании и руководили организацией, в пользу прав и интересов держателей акций. Торговые операции, проводимые людьми, обладающими конфиденциальной информацией, незаконное манипулирование акциями и утаивание финансовой информации являются примерами неэтичного поведения, которое проявилось в последнее годы во многих компаниях. Все больше внимания уделяется окружающей среде. Примерами вопросов, которые здесь поднимаются являются:

· разработка возможных путей, позволяющих  избежать кислотных дождей и глобального  потепления;

· разработка альтернативных методов  переработки сточных вод, опасных  отходов и обычных отходов;

· разработка политики обеспечения безопасности, которая сведет на нет аварии с  потенциально катастрофическими последствиями  для окружающей среды;

· разработка планов управления в кризисных  ситуациях,

· использование перерабатываемого  сырья для контейнеров и упаковочных  материалов.

  Расширенное общество

Многие  специалисты убеждены, что предприятия  должны способствовать росту благосостояния общества. Примерами этого являются:

· вклады в благотворительные, филантропические организации, некоммерческие фонды  и ассоциации;

· поддержка музеев, симфонических  оркестров, общественного радио  и телевидения;

· активное участие в деле общественного  здравоохранения и образования;

· действия по преодолению существующего  в мире политического неравенства, например, протест против государств, в которых диктаторское правление  или режим апартеида.

Существует  формальный и неформальный пути, которые  организация может использовать при выборе подходящего типа социальной ответственности.

Формальные  пути включают:

· Правовое соответствие: Это степень  соответствия организации законам. Задача обеспечения правового соответствия обычно возлагается на соответствующих  функциональных управляющих. Например, в задачу сотрудников финансового  отдела входит следить за соответствием  законам о ценных бумагах и  банках.

· Этическое соответствие: Это степень, до которой служащие организации  следуют основным стандартам этичного поведения. Существует целый комплекс стратегий для достижения этического соответствия, таких как дисциплина, поощрения, призы и т.п.

· Филантропические пожертвования: Включают передачу средств или других подарков благотворительным фондам или другим социальным программам.

Данные  пути описываются как формальные, так как они заранее планируются  и являются инициативой со стороны  организации.

Неформальные  пути включают:

· Лидерство и культуру организации: Лидерство, практика и культура организации  могут пройти долгий путь к определению  типа социальной ответственности, который  выбрала организация.

· Доносительство: Включает разоблачения служащим незаконных или неэтичных  действий со стороны других членов организации. То, как организация  отвечает на эту практику, зачастую определяет ее отношение к социальной ответственности. Доносчики могут  действовать по множеству каналов, чтобы донести свою информацию, и  могут даже быть уволены за их усилия.

Учет  социальной ответственности

Учет  социальной ответственности связывается  со степенью, до которой финансовый отдел определяет социальный вклад  организации. Информация по социальному  учету позволяет выполнить целый  ряд задач:

· выявлять и измерять периодическую  чистую социальную выгоду отдельной  фирмы. Это включает социальные затраты  и выгоды от проведения инвентаризации в компании, а также внешние  затраты и выгоды;

· оказывать помощь в определении  того, не противоречат ли стратегия  и практика компании, непосредственно  влияющие на относительные ресурсы  и влиятельное положение основных участников компании социальным приоритетам, с одной стороны, и законным ожиданиям  индивидуумов, с другой;

· сделать доступной для ключевых социальных составляющих соответствующую  информацию по целям компании, программам, показателям и вкладу в социальные задачи.

 

Содержание

  1. И. Адизес Стили менеджмента - эффективные и неэффективные М "Альпина Бизнес Букс" Год: 2009
  2. Ю. В. Васильев, В. Н. Парахина Практикум по теории управления М "Финансы и статистика" Год: 2005:  
  3. Комарова Н.В.Теоретические основы менеджмента конспект лекций М "Доброе слово" Год: 2005: 

 

 

 


Информация о работе Организация – базовое понятие менеджмента