Организация эффективной системы экономической безопасности предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является разработка концептуальных основ и механизма обеспечения экономической безопасности предпринимательства.
Исходя из этого, определены основные задачи исследования:
- выявление сущности, приоритетов и диалектики взаимодействия экономических интересов предпринимателей и систем их защиты;
- определение места и функций защиты предпринимательства;
- анализ состояния и оценка уровня зашиты предпринимательства;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Понятие и сущность экономической безопасности предпринимательства……………………………………………….5
Сущность и принципы комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства……………..13
Организация службы экономической безопасности предпринимательства……………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………35
Список литературы………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа безопасность предпринимательства.docx

— 79.26 Кб (Скачать файл)

Заслуживает внимания точка зрения В. Шлыкова о необходимости защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов. В этом вопросе важным является поиск правильного соотношения между вероятными потерями при нарушении экономических интересов предприятия и допустимой величиной затрат для предотвращения или минимизации потерь. Однако приведенная точка зрения носит несколько декларативный характер, поскольку защита экономических интересов автором сводится к защите информации, содержащей коммерческую тайну, а проблема выявления пограничного значения уровня затрат, разделяющего затраты на эффективные и неэффективные, только обозначена9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность и принципы комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства

По мнению отечественных и зарубежных авторов наиболее известных публикаций по проблематике безопасности, успешная защита предприятия от угроз зависит от полноты реализации принципов системного подхода к разрешению данной проблемы. Системность подхода к структуризации безопасности предприятия можно отобразить следующей концептуальной схемой (рис. 2).

Сложности в применении системного подхода к обеспечению безопасности предприятия заключаются в том, что необходимо давать экономическую оценку альтернативных вариантов проектирования и реализации определенной системы мер. Представляется, что такая система мер должна обеспечивать наиболее рациональное решение комплекса задач безопасности того или иного предприятия в условиях неопределенности проявления внешних и внутренних угроз (факторов) — как в части прогнозирования угроз, так и по возможностям их локализации.

Если исходить из принятых нами определений, то в систему безопасности предприятия могут быть включены следующие задачи, составляющие комплекс защитных мер:

анализ реальных и потенциальных угроз безопасности предприятия;

оценка угроз;

планирование комплекса мер по локализации угроз;

реализация комплекса мер противодействия угрозам.

Вместе с тем российская и мировая практика безопасности свидетельствуют: чтобы эффективно противодействовать угрозам и создавать условия безопасной и стабильной работы предприятия, необходимо не только создать систему комплексной защиты, но и обеспечить ее рациональное функционирование10.

 

 









 





 

 

 


 



 

 

 

 

 

Рис. 2 – Концепция комплексной безопасности предприятия

Комплексная система защиты информации — организованная и управляемая совокупность органов, средств и методов, предназначенных для реализации на регулярной основе функций защиты информации. Под функцией защиты здесь понимается совокупность однородных в функциональном отношении мероприятий, осуществляемых на объекте в целях создания, поддержания и обеспечения условий, объективно необходимых для надежной защиты информации. Основное концептуальное требование, которому должно удовлетворять множество функций, заключается в системном обеспечении защиты информации при рациональном использовании ресурсов, выделяемых на защиту. В комплексных системах защиты информации должны быть предусмотрены два вида функций защиты:

основной целью которых является создание механизмов защиты;

осуществляемые в целях оптимального управления механизмами защиты11.

Необходимо иметь в виду, что сама система безопасности также подвержена внутренним и внешним угрозам. При этом средства защиты сложным образом взаимодействуют друг с другом, с субъектом угрозы и объектом защиты. Типы средств защиты также многообразны и различны по принципам построения, функциональным возможностям, стоимости, эксплуатационным издержкам. Поэтому эффективность применения этих средств зависит от множества факторов, и, чтобы не «заблудиться» во всех этих взаимозависимых уровнях безопасности, целесообразно, по-видимому, ввести понятие о пределе, или достаточности мер защиты, т.е. таких мер, которые будут адекватны проектируемому (оптимизируемому) уровню надежности системы защиты в целом.

Отсюда можно вывести два положения, весьма важных и принципиальных в структуризации системы безопасности:

защиту нужно проектировать как единую систему;

систему защиты необходимо строить с учетом определенных принципов, обеспечивающих эффективность ее создания и эксплуатации12.

В качестве этих принципов, обобщающих сложившуюся отечественную и зарубежную теорию проектирования систем безопасности, можно рекомендовать: комплексность; эшелонирование; надежность (равнопрочность рубежей); разумную достаточность; непрерывность13.

Принцип комплексности означает, что при построении системы защиты необходимо предусматривать проявление всех видов возможных угроз для данного предприятия, включая каналы несанкционированного доступа, и все возможные для него средства защиты (многообразие структурных элементов). Применение этих средств нужно согласовать с возможными видами угроз, а средства защиты должны функционировать согласованно как единый комплекс (механизм) защиты, взаимно дополняя друг друга в функциональном и техническом аспектах. Особое внимание необходимо уделять обеспечению «стыков» между различными средствами защиты. При этом недопустимо применение отдельных форм или технических средств. Комплексный характер защиты в данном случае является следствием сложной системы взаимосвязанных процессов, каждый из которых, в свою очередь, имеет множество различных взаимообусловливающих друг друга сторон, свойств и тенденций.

Принцип эшелонирования заключается в создании нескольких последовательных рубежей защиты (зон безопасности) таким образом, чтобы наиболее важная зона безопасности объекта находилась внутри других зон. При этом, во-первых, чем сложнее и надежнее защита каждой зоны безопасности, тем больше времени потребуется на их преодоление и тем больше вероятность получения сигнала об обнаружении угрозы; во-вторых, каждая из зон безопасности не должна иметь незащищенных участков, что предъявляет особые требования к составу и компоновке технических средств защиты.

Принцип надежности, или равнопрочности, требует, чтобы участки всех рубежей, защищающих зону безопасности, были одинаково надежными (равнопрочными) с точки зрения вероятной реализации угрозы. Если в рубежах есть слабые, плохо защищенные места, и это известно, например, конкурентам или криминальным структурам, то никакие эффективные меры на остальных участках не защитят эту зону безопасности.

Принцип разумной достаточности заключается в установлении некоторого приемлемого уровня безопасности без попыток создать «абсолютную» защиту. Обладая достаточным объемом ресурсов (временем и средствами), можно преодолеть любую, даже технически и организационно совершенную защиту.

Организация высокоэффективной системы защиты, как правило, требует весьма значительных капитальных вложений и эксплуатационных затрат, поэтому важно выбрать тот достаточный уровень ее эффективности, а значит, и безопасности, при которых вероятность и размер возможного ущерба будут сочетаться с предельно допустимыми затратами на разработку и функционирование системы безопасности. Реализация этого принципа предполагает предварительное ранжирование угроз по степени их важности с точки зрения влияния на технико-экономические показатели (параметры) деятельности предприятия.

Принцип непрерывности требует, чтобы в процессе функционирования системы защиты не было перерывов в ее работе, вызванных ремонтом, сменой паролей, которыми может воспользоваться субъект угрозы14.

Принятые нами принципы построения систем безопасности обусловливают соответствие им и организационной структуры службы безопасности предприятий, во многом складывающейся из конъюнктуры рынка услуг безопасности.

В роли субъекта безопасности могут выступать государство, регион, отрасль, предприятие, личность. Изначально более фундаментальные исследования безопасности были осуществлены только на уровне государства.

Уровень безопасности региона и государства во многом зависит от степени экономической безопасности предприятий, размещенных на их территории. В основе деятельности, как региона, так и предприятия выступают их экономические интересы, которые не всегда совпадают. Разнонаправленность экономических интересов предприятий и регионов обеспечивает тормозящий эффект в их развитии. Нормативно-законодательные основы в данном случае служат инструментом регулирования экономических интересов15.

Структура формирования региональной, а также и государственной, экономической безопасности предполагает комплекс экономических, правовых и иных условий, которые призваны обеспечить защиту экономических интересов предприятий в отношении ресурсного потенциала; создание внутреннего иммунитета и внешней защищенности от дестабилизирующих факторов; обеспечение конкурентоспособности продукции предприятий и устойчивости их финансового положения; условия и образ жизни, достойные цивилизованного устойчивого и нормального воспроизводства общественных процессов. Это позволяет утверждать, что в качестве главного субъекта безопасности следует признать предприятие как первичную экономическую систему. Оно во многом предопределяет безопасность и потенциал государства, региона16.

Известно, что предприятие находится также в окружении поставщиков ресурсов, которые обеспечивают его необходимыми материально-техническими и энергетическими ресурсами; посредников, которые помогают ему в продвижении товаров на соответствующих рынках; конкурентов, которые занимаются выпуском аналогичной продукции, направленной на удовлетворение аналогичных потребностей; потребителей продукции или услуг; территориальных образований, как поставщиков трудовых ресурсов; государственных органов, контролирующих деятельность предприятия с точки зрения их правомерности; финансовых учреждений и др.

На деятельность предприятия также оказывают влияние следующие факторы: природные (наличие ресурсов по определенным видам, степень их освоения и использования), демографические, научно-технические (научно-техническая политика государства, уровень используемых технологий, конкурентоспособность страны), экономические (степень государственного регулирования экономики, система налогообложения), экологические (условия экологической обстановки), политические (политическая стабильность в обществе, взаимодействие законодательной и исполнительной власти и т.д.) и международные (внешнеэкономические отношения страны)17.

Государство и другие внешние факторы, хозяйствующие субъекты, взаимодействующие с предприятием, представляют условия внешней среды, которые оказывают влияние на уровень безопасности предприятия.

В некоторых случаях предприятие практически бессильно воздействовать на внешнюю среду, оно вынуждено к ней приспосабливаться. Однако, влияние на внутренний механизм, на внутреннюю среду безопасности является прямой и необходимой его обязанностью. Тем более, предприятие страны является звеном в системе рынка и вынуждено изменятся вместе с ним.

Системное управление в сфере обеспечения экономической и информационной безопасности предпринимательства имеет своим результатом на общегосударственном уровне содействие решению в той или иной мере целого ряда важнейших проблем.

В социально-политической области:

- снижение уровня преступности, прежде всего экономической;

- замедление, а в перспективе  и прекращение процесса криминализации  экономики и общества;

- затруднение легализации  теневых капиталов, а также доходов  от незаконного предпринимательства;

- изменение антирыночного  общественного мнения в сторону  поддержки предпринимательства;

- совершенствование системы  защиты государственной тайны;

- укрепление международного  экономического рейтинга страны;

- создание предпосылок  для построения гражданского  общества18.

В социально-экономической области:

- укрепление предпринимательского  потенциала страны;

- рост доходной части  государственного бюджета;

- увеличение занятости  населения за счет его более  активного подключения к различным  сферам предпринимательской деятельности;

- развитие инфраструктуры  рыночной экономики;

- увеличение частных инвестиций  в отрасли экономики, для которых  нехарактерна быстрая оборачиваемость  капитала;

- привлечение солидных  иностранных инвесторов;

- улучшение морально-психологического  климата в обществе;

- распространение стереотипов  цивилизованного, «благородного» бизнеса;

- формирование у лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью, чувства полной защищенности  и уверенности в будущем;

- защита населения от  фальсифицированной продукции, некачественных  товаров.

Менее социально значимые результаты управления в сфере обеспечения безопасности бизнеса относятся к решению проблем в организационной, информационной и правовой областях19.

Информация о работе Организация эффективной системы экономической безопасности предпринимательской деятельности