Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:39, курсовая работа
Каталитический риформинг бензинов является важнейшим процессом современной нефтепереработки и нефтехимии. Он служит для одновременного получения высокооктанового базового компонента автомобильных бензинов, ароматических углеводородов - сырья для нефтехимического синтеза - и водородосодержащего газа - технического водорода, используемого в гидрогенизационных процессах нефтепереработки. Каталитический риформинг является в настоящее время наиболее распространенным методом каталитического облагораживания прямогонных бензинов. Установки каталитического риформинга имеются практически на всех отечественных и зарубежных нефтеперерабатывающих заводах. В настоящее время в качестве топлива для автомобилей используются автомобильные бензины, дизельные топлива, спирты, сжатые и сжиженные газы.
Введение
1. Технологическая часть
Характеристика сырья и готовой продукции
Теоретические основы процесса
Применение готовой продукции
Проектирование и подробное описание технологических схем
Нормы технологического режима
Автоматизация технологического процесса
Разработка специального вопроса по теме дипломного проекта
Охрана труда
Охрана окружающей среды
2. Расчетная часть
2.1 Материальный баланс процесса
2.2 Материальный баланс аппаратов
2.3 Тепловые балансы
2.4 Расчет основных конструктивных размеров аппаратов
2.5 Выбор и характеристика основного оборудования
3. Экономическая часть
3.1 Использование основных фондов
3.2 Расчет численности и фонда заработной платы
3.3 Расчет себестоимости
3.4 Расчет технико – экономических показателей и эффективности
4. Литература
Содержание
Введение
1. Технологическая часть
2. Расчетная часть
2.1 Материальный баланс процесса
2.2 Материальный баланс аппаратов
2.3 Тепловые балансы
2.4 Расчет основных конструктивных размеров аппаратов
2.5 Выбор и характеристика основного оборудования
3. Экономическая часть
3.1 Использование основных фондов
3.2 Расчет численности и фонда заработной платы
3.3 Расчет себестоимости
3.4 Расчет технико – экономических показателей и эффективности
4. Литература
Бензины являются одним из основных видов горючего для двигателей современной техники. Автомобильные и мотоциклетные, лодочные и авиационные поршневые двигатели потребляют бензины. В настоящее время производство бензинов является одним из главных в нефтеперерабатывающей промышленности и в значительной мере определяющим развитие этой отрасли.
Развитие производства бензинов связано со стремлением улучшить основное эксплуатационное свойство топлива - детонационную стойкость бензина, оцениваемую октановым числом.
Каталитический риформинг бензинов является важнейшим процессом современной нефтепереработки и нефтехимии. Он служит для одновременного получения высокооктанового базового компонента автомобильных бензинов, ароматических углеводородов - сырья для нефтехимического синтеза - и водородосодержащего газа - технического водорода, используемого в гидрогенизационных процессах нефтепереработки. Каталитический риформинг является в настоящее время наиболее распространенным методом каталитического облагораживания прямогонных бензинов. Установки каталитического риформинга имеются практически на всех отечественных и зарубежных нефтеперерабатывающих заводах. В настоящее время в качестве топлива для автомобилей используются автомобильные бензины, дизельные топлива, спирты, сжатые и сжиженные газы.
Основные технико-экономические показатели процесса риформинга.
Эксплуатационные расходы в процессе каталитического риформинга складываются в основном из расходов на сырье, пар, воду и электроэнергию, на замену катализатора, рабочую силу, из расходов по уходу за оборудованием и на его ремонт и, наконец, на амортизацию. Основные эксплуатационные расходы при выпуске бензина с октановым числом 93 по исследовательскому методу распределяются примерно следующим образом: исходное сырье 80-85%, энергетические расходы 8-11% и замена ( расход ) катализатора около 8%. Распределение капиталовложений следующее: около 68% на оборудование и до 32% на загруженный в систему катализатор.
Анализ в условиях США основных факторов при выборе схемы каталитического риформинга для выпуска бензина с октановым числом 93 по исследовательскому методу показал, что минимальные капиталовложения требуются для процесса без регенерации катализатора; минимальные эксплуатационные расходы получены при проведении регенерации в резервном реакторе в процессе ультраформинг.
По другим данным, при выпуске бензина с октановым числом 95-100 по исследовательскому методу в процессе без регенерации стоимость катализатора, вследствие необходимости его замены, резко увеличивается по мере повышения октанового числа выпускаемого риформинг-бензина. Особенно сильно это сказывается в случае переработки сырья с высоким содержанием парафиновых углеводородов. Применение регенереруемого катализатора непосредственно в установках каталитического риформинга позволило значительно снизить затраты при получении высокооктановых бензинов.
Экономическая эффективность повышения октанового числа автомобильных бензинов характеризуется данными таблицы 3.
Таблица 3
Показатели |
Автомобильный бензин | |||
при цене нефти 100 $/т |
А-72 |
А-76 |
АИ-93 | |
Приведенные затраты,$ |
||||
на получение 1 т бензина |
154,96 |
157,38 |
164,77 | |
на 100 ткм работы автотранспорта |
0,646 |
0,609 |
0,537 | |
Экономический эффект на 1 т нефти,$ |
- |
6,28 ( по сравнению с А-72 ) |
13,93 ( по сравнению с А-76 ) |
Применение высокооктановых бензинов способствует не только повышению топливной экономичности, но и снижению металлоемкости двигателя, увеличению его мощности и длительности межремонтного пробега автомобиля. Поэтому экономически целесообразно развивать производство автомобильных бензинов в направлении повышения их качества путем внедрения высокоэффективных вторичных процессов, в том числе и процесса каталитического риформинга. Это позволит более эффективно использовать нефтяные ресурсы.
1.1.Сырьем каталитического риформинга служат бензиновые фракции с началом кипения не ниже 60-62оС, поскольку в самых легких фракциях бензина не содержатся углеводороды с шестью атомами углерода и присутствие легких фракций в сырье вызывает ненужное газообразование. Обычно риформингу подвергают фракцию, выкипающую в пределах 85-180оС. Повышение конца кипения способствует коксообразованию и потому нежелательно. С повышением начала кипения растет выход бензина, так как более тяжелые нафтеновые и парафиновые углеводороды легче подвергаются ароматизации. Однако фракции с началом кипения 105 или 140оС применяют обычно в тех случаях, когда более легкие фракции направляют на отдельную установку риформинга для получения индивидуальных ароматических углеводородов.
Решающее значение имеет углеводородный состав исходного бензина: чем больше сумма нафтеновых и ароматических углеводородов в бензине, тем селективнее процесс, т.е. тем больше выход катализата и соответственно меньше выход продукта побочных реакций гидрокрекинга - углеводородного газа.
Подготовка сырья риформинга включает ректификацию и гидроочистку. Ректификация используется для выделения определенных фракций бензинов в зависимости от назначения процесса. При гидроочистке из сырья удаляют примеси ( сера, азот и др. ), отравляющие катализаторы риформинга, а при переработке бензинов вторичного происхождения подвергают также гидрированию непредельные углеводороды.
Автомобильные бензины являются
смесями бензиновых дистиллятов прямой
перегонки, термического крекинга, платформинга
и каталитического крекинга.
По мере совершенствования процессов
каталитического крекинга и риформинга
доля дистиллятов этих процессов в автомобильных
бензинах увеличивается за счет снижения
доли дистиллятов прямой перегонки и термического
крекинга.
По внешнему виду бензина
оценивают его цвет и прозрачность.
Неэтилированные бензины бесцветны (желтоватый
оттенок цвета неэтилированного бензина
бывает вызван наличием в нем смолистых
веществ).
Этилированные бензины специально окрашивают
в предупреждающий ярко-желтый или оранжево-красный
цвет, так как тетраэтилсвинец (ТЭС), содержащийся
в них, ядовит.
Для обеспечения надежной работы автомобильных двигателей на всех режимах бензины должны обладать: высокой детонационной стойкостью; оптимальным фракционным составом; малым содержанием смоло- и нагарообразующих соединений и коррозионно-агрессивных веществ; высокой стабильностью состава при хранении.
Бензины в качестве топлива для двигателей должны также: надежно и бесперебойно подаваться из резервной емкости (топливного бака автомобиля) в систему питания двигателя; образовывать топливовоздушную смесь требуемого состава; обеспечивать нормальное и полное сгорание топливовоздушной смеси без возникновения детонации; не провоцировать развития коррозии и коррозионного износа деталей двигателя, а также образования отложений во впускном трубопроводе, камерах сгорания и на других деталях и поверхностях двигателя. Свойства и качества бензинов в течение номинального времени должны оставаться практически неизменными при хранении, перекачке и транспортировке.
К свойствам бензинов, отвечающим в полном объеме всем эксплуатационным требованиям, относятся: физико-химические свойства, испаряемость и фракционный состав, детонационная стойкость, их стабильность и противокоррозионные свойства. В отдельную группу свойств бензинов выделены экологические требования к ним.
Оценку физико-химических свойств автомобильных бензинов производят по внешнему виду, наличию механических примесей, водорастворимых кислот и щелочей, а также по их плотности. В этой же группе эксплуатационных требований к топливам рассматриваются и низкотемпературные свойства бензинов. В пробирку добавляют 1 -2 капли 1 -процентного спиртового раствора фенолфталеина. При наличии в бензине щелочей водный раствор (вытяжка) в пробирке окрасится в малиновый цвет, а при отсутствии щелочей водная вытяжка останется бесцветной или слегка побелеет. Бензин может быть допущен к применению только при условии полного отсутствия в нем водорастворимых кислот и щелочей. Плотность и вязкость бензина — регламентированные параметры его качества. В карбюраторных двигателях применение бензина со значительно пониженной плотностью может привести к повышению его уровня в поплавковой камере карбюратора и самопроизвольному вытеканию из распылителя.
Плотность бензина определяют ареометром, гидростатическими весами и пикнометром. Метод определения плотности ареометром используется чаще благодаря своей простоте и быстроте, хотя он и менее точен по сравнению с двумя другими.
Для определения плотности в стеклянный цилиндр по стеклянной палочке осторожно наливают бензин. Температура бензина и температура помещения, где производится измерение плотности, не должны различаться более чем на 5 "С. Чистый и сухой ареометр (нефтеденсиметр) с ценой деления 0,0005 г/см3 медленно погружают в бензин до момента его свободной плавучести и производят отсчет по верхнему краю мениска. При этом температуру бензина определяют термометром. Если температура бензина в момент определения его плотности отличается от стандартной температуры +20 °С, нормируемой ГОСТом, то производят расчет плотности с учетом температурной поправки по формуле
Рго = р, + Y(t - 20),
где р20 — плотность бензина при температуре +20 *С, кг/м3; р, — плотность бензина при температуре замера, кг/м3; t — температура бензина в момент замера, 'С; у — температурная поправка плотности бензина, определяемая по табл. 1.1.
Плотность бензина с понижением температуры на каждые 10 °С возрастает примерно на 1 %. По внешнему виду бензина оценивают его цвет и прозрачность. Неэтилированные бензины бесцветны (желтоватый оттенок цвета неэтилированного бензина бывает вызван наличием в нем смолистых веществ). Этилированные бензины специально окрашивают в предупреждающий ярко-желтый или оранжево-красный цвет, так как тетраэтилсвинец (ТЭС), содержащийся в них, ядовит.
Прозрачность бензина в соответствии с ГОСТом определяется в стеклянном цилиндре. Бензин, налитый в цилиндр, должен быть совершенно прозрачным и не должен содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды. Мутность бензина при комнатной температуре вызывается обычно наличием в нем воды (в виде эмульсии) или механических примесей. Такое топливо перед применением подвергают отстою и фильтрации.
1.2. Бензиновые фракции
разных нефтей отличаются по
содержанию нормальных и
Основой процесса служат три типа реакций. Наиболее важны перечисленные ниже реакции, приводящие к образованию ароматических углеводородов: дегидрирование шестичленных нафтенов, дегидроизомеризация пятичленных нафтенов, ароматизация ( дегидроциклизация ) парафинов.
Информация о работе Основные технико-экономические показатели процесса риформинга