Особенности информационной базы стратегического планирования на макро и микро уровнях национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 02:17, контрольная работа

Описание работы

Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации. Сегодня в промышленности стратегическое планирование становится скорее правилом, чем исключением.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные характеристики информационного обеспечения стратегического планирования…………………………………………………..4
1.1 Понятие информационного обеспечения стратегического планирования .4
1.2 Формирование информационной базы для принятия стратегических решений……………………………………………………………………………5
Глава 2. Стратегическое планирование на макро и микро уровнях…………..6
2.1 Стратегическое планирование на макроуровне……………………………..6
2.2 Стратегическое планирование на микроуровне…………………………….7
Заключение ………………………………………………………………………..9
Список используемой литературы……………………………………………...11

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.09 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  и НАУКИ РФ

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

им. А.Н. ТУПОЛЕВА - КАИ

Заочное обучение

 

Кафедра Экономики машиностроения

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Стратегическое  планирование»

 

Тема: Особенности информационной базы стратегического планирования на макро и микро уровнях национальной экономики

 

                            

                                               

 

 

Выполнил студент 4 курса

                                                                группы   24480

                                                                        Заочного отделения

                                                                Бортникова Я.Р

                                                       Проверил:                                       

                                               Пр. доц.Азитов Р.Ш

 

 

 

 

Альметьевск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Основные характеристики информационного обеспечения стратегического  планирования…………………………………………………..4

1.1 Понятие информационного  обеспечения стратегического планирования .4

1.2 Формирование информационной  базы для принятия стратегических  решений……………………………………………………………………………5

Глава 2. Стратегическое планирование на макро и микро уровнях…………..6

2.1 Стратегическое планирование на макроуровне……………………………..6

2.2 Стратегическое планирование на микроуровне…………………………….7

Заключение ………………………………………………………………………..9

Список используемой литературы……………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Введениеационное обеспечение ст

      Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

     Знание того, чего организация хочет достичь,  помогает уточнить наиболее подходящие  пути действий. Формальное планирование  способствует снижению риска  при принятии решения. Принимая  обоснованные и систематизированные  плановые решения, руководство  снижает риск принятия неправильного  решения из-за ошибочной или  недостоверной информации о возможностях  предприятия или о внешней  ситуации. Планирование, поскольку  оно служит для формулирования  установленных целей, помогает  создать единство общей цели  внутри организации. Сегодня в  промышленности стратегическое  планирование становится скорее  правилом, чем исключением.

     Стратегическое  планирование зарекомендовало себя  как один из самых действенных  инструментов современного менеджмента.  Есть старая, многократно проверенная  временем истина: “Именно на менеджменте  всех уровней лежит задача  сделать все возможное для  обеспечения оптимального варианта  будущего развития и не позволить  втянуть себя в водоворот неудач”.  Современный мир весьма многообразен, зависит от множества факторов, но если этот тезис станет  путеводной звездой для тех,  кто способен взять на себя  огромное бремя ответственности  за руководство нашим хозяйством  в сложившихся условиях и готов  сделать все для того, чтобы  быть на уровне требований  в рамках этой ответственности,  то успех развития страны будет  обеспечен.Целью настоящей работы является исследовать особенности информационной базы стратегического планирования на макро и микро уровнях.

Глава 1. Основные характеристики информационного обеспечения стратегического  планирования.

    1. Понятие информационного обеспечения стратегического планирования .

 

Система стратегического  планирования представляет собой воздействие органов управления предприятия на комплекс хозяйственных отношений, возникающих в сфере формирования, распределения и использования совокупных ресурсов предприятия. Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики предприятию требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию.

Под термином "информационное обеспечение" понимается, во-первых, органически взаимосвязанная совокупность элементов, взаимодействие которых  организовано определенным образом  в единую технологию, реализующую  правила и методологические принципы эффективного преобразования информации в соответствии с потребностями  управления.

Во-вторых, это сведения, знания, предоставляемые потребителю  в ходе работ по удовлетворению его  информационных потребностей, и соответствующим  образом обработанная информация. В-третьих, это одна из составляющих современных  автоматизированных систем, рассматриваемая  наряду с техническим, программным  и иными видами обеспечения.

Таким образом, смысл информационного  обеспечения заключается в органическом соединении научных знаний, научной  методологии и методики с новейшими  техническими средствами во всех проявлениях  информационной работы. Информационная система - это система, элементами которой являются не материальные объекты, а те или иные виды информации. Основными функциями информационной системы являются сбор, хранение, накопление и передача данных, применяемых в процессе управления, планирования и организации производства.

1.2 Формирование информационной  базы для принятия стратегических  решений

 

Внешняя информационная среда  проявляет себя через воздействующие элементы, в частности, внешние автоматизированные базы и банки данных, правовые институты, финансовые организации, источники  трудовых ресурсов.

Внутренняя информационная среда предприятия характеризуется  информационными процессами, под  которыми понимаются процессы сбора, накопления, хранения, актуализации, обработки, поиска, распространения и приема информации, также предполагается их материальное, организационное, кадровое и финансовое обеспечение.

Формирование информационного  обеспечения стратегического управления промышленным предприятием должно осуществляться на основе системного подхода, который  позволяет упорядочить и координировать работы по сбору, обработке, хранению и  передаче пользователю информации, используя  при этом индивидуальные ее свойства, выражающиеся и в многократности использования

       Итак, формирование информационной базы для принятия стратегических решений в системе управления предприятием необходимо начать с анализа двух взаимодействующих составляющих - внешней и внутренней информационной среды предприятия. При этом следует учитывать особенности системы управления предприятием, которые состоят в том, что исходящие информационные потоки внешнего информационного пространства направлены, прежде всего, не только на предприятия, а в глобальное информационное пространство, включающее множество источников и приемников информации, где каждое предприятие должно самостоятельно выбирать и приобретать необходимые информационные продукты.

Глава 2. Стратегическое  планирование на макро и микро уровнях

2.1 Стратегическое планирование  на макроуровне

Стратегическое планирование на макроуровне, в условиях рыночной экономики, существенно отличается по содержанию от всех существующих ранее  видов планирования и особенно от директивного планирования  
Директивное планирование – это процесс разработки и принятия планов, имеющих силу закона, и комплекса мер, обеспечивающих их выполнение. 
Под директивным планированием понимается разработка обязательных для осуществления показателей по производству, распределению, обмену и потреблению. Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения.  Директивное планирование полностью исключает воздействие рынка на экономику и выносит на макроуровень почти все микроэкономик. Директивное планирование полностью исключает воздействие рынка на экономику и выносит на макроуровень почти все микроэкономические решения. Отсутствует автономия предприятия и исключается анализ микроэкономических точек при принятии решения. На месте рынка находится план, на месте цены – объем, на месте кредитов – финансирование. 
В условиях рыночной экономики на макроуровне планирование представляет сочетание рыночного механизма с саморегулированием и плановым управлением. Определяющей формой управления становится рынок. 
В распределяемой форме управления действует принцип минимальной достаточности.

Здесь функция управления распределена по следующим уровням: 
1)Базовый (микроуровень) – предприятия, мелкие хозяйствующие единицы. 
2)Средний (мегауровень) – корпорации, ассоциации, министерства, ведомства. 
3)Высший (макроуровень) – государственные органы управления, парламент,  президент. 
Стратегическое планирование на макроуровне является необходимым инструментом рыночного хозяйствования. Планирование носит взаимовыгодный характер, с точки зрения как цели экономического и социального развития, так и средств достижения конечных результатов деятельности предприятия.

Стратегическое планирование на макроуровне  занимается прогнозированием структурных  сдвигов и основных пропорций  в экономике страны в целом  или крупного ее региона.

Стратегическое планирование на микроуровне  – разработка научно-технического уровня производства и конкурентоспособности  фирмы в целом, оценка инвестиций, их окупаемости, прибыли и ее распределения, а также оценка процесса производства конкретных товаров от закупки сырья  до сбыта готовых продуктов и  услуг.

 

2.2 Стратегическое планирование на микроуровне

 

На микроуровне — уровне предприятия, организации (фирмы) — объектами прогнозирования и планирования являются: спрос, производство продукции (выполнение услуг), объем продаж, потребность в материальных и трудовых ресурсах, издержки производства и реализации продукции, цены, доходы предприятия, его техническое развитие.

При переходе к рыночным отношениям особая значимость стала придаваться бизнес-планам. Мировая практика свидетельствует, что бизнес-план разрабатывается для выработки стратегии предприятия, оценки его финансового положения, определения потребности в инвестициях, привлечения финансовых средств и потенциальных партнеров. Он нужен всем: банкирам, инвесторам проекта, руководителю и сотрудникам предприятия для того, чтобы знать перспективы и проверить идеи на реальность. 

Банкирам, потенциальным  инвесторам и партнерам бизнес-план нужен для оценки финансовой и экономической эффективности намечаемых предприятием мероприятий, реальности получения желаемой прибыли и возврата кредиторам вложенных в этот проект средств.

Стратегическое планирование – это основа стратегического управления предприятием, установление направлений деятельности организации на определенные отрезки времени (чаще всего от года до 10 лет).

Стратегическое планирование на микроуровне – разработка научно-технического уровня производства и конкурентоспособности фирмы в целом, оценка инвестиций, их окупаемости, прибыли и ее распределения, а также оценка процесса производства конкретных товаров от закупки сырья до сбыта готовых продуктов и услуг.

Основная цель планирования – согласование различных направлений развития фирмы в заранее установленные отрезки времени.

Выполнение плана – средство эффективной организации работы организации. План должен корректироваться с учетом ситуации на рынке. Эффективность работы подразделений оценивается не по процентам выполнения или тем более перевыполнения планов, а по выполнению графиков поставок, качеству продукции (число дефектов на 100 изделий), использованию производственной мощности, уровню и динамике издержек производства и прибыли (по внутрифирменным расчетным ценам на детали, полуфабрикаты, услуги ).

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В условиях быстро меняющейся внешней среды, наиболее целесообразным для любой организации является стратегическое управление. В процессе принятия стратегических решений всё  большую роль и даже главную роль играет информационное обеспечение. В  системе стратегического управления объём и значимость информационной подсистемы значительно увеличивается. При этом возрастает как стоимость  информации, так и цена возможных  ошибок. Ошибки часто сводят на нет  все усилия, связанные с выработкой и реализацией стратегии.

Информация о работе Особенности информационной базы стратегического планирования на макро и микро уровнях национальной экономики