Особенности налогообложения на предприятии социально-культурного сервиса и туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 04:37, реферат

Описание работы

Цель работы - изучить виды налогов и особенности налогообложения на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.
Задачи исследования:
Узнать историю становления налогов в сервисе и туризме.
Изучить виды налогов на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма в РФ.
Понять специфику налогообложения на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма в РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения…………………………………….…..…5
1.1. Понятие и виды налогов………………………………………………………….………...5
Налоговые системы: понятие и виды…………………………………………………….12
Глава 2. Особенности налогообложения в социально-культурном сервисе и туризме…………………………………………………………………….…...……………..…14
2.1. История становления налогов в социально-культурном сервисе и туризме……………………………………………………………...……………….14
2.2. Особенности налогообложения в социально-культурном сервисе и туризме ……………………………………………………………...……………....18
Заключение……………………………………………………………….………………….41
Список литературы……………………………………………………...………………....42

Файлы: 1 файл

Особенности налогооблажения.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2. Налоговые системы: понятие, функции и виды     

Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Термин «налоговая система» может использоваться применительно к отдельным государствам или их крупным экономическим сообществам. Исторически налоговая система появилась с возникновения первых государств, которые вводили налоги на доходы и имущество своих подданных. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание  войск, возведение укреплений, строительство храмов. Позднее в Римской империи значительные средства расходовались на устройство дорог, водопроводов, проведение праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и другие общественные цели. Сформулированные еще А.Смитом 4 принципа построения налоговой системы, определенным образом модернизированные, используются до настоящего времени.      

Это - принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность  распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.      

Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику;      

Принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика;      

Принцип экономичности, заключающийся в минимизации издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.      

Налоговая система выполняет следующие  основные функции:

  • фискальную - обеспечение доходов государственного бюджета;
  • регулирующую - регулирование макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости;
  • распределительную - перераспределение национального дохода, доходов физических и юридических лиц; социальную — аккумулирование средств для осуществления социальных программ; стимулирующую - микроэкономическое регулирование; контрольную - обеспечивает воспроизводство налоговых отношений.

 

     В Российской Федерации установлена  следующая система налогов: федеральные  налоги и сборы; налоги и сборы  субъектов РФ (далее - региональные налоги и сборы); местные налоги и сборы. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.      

Существуют  два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.      

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.      

В глобальной налоговой системе все  доходы физических и юридических  лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных Государствах.  
  
 

Глава 2. Особенности налогообложение  в социально-культурном сервисе и туризме     

Сложность исчисления налогов в значительной мере связана с порядком ведения  бухгалтерского учета в разных отраслях, в том числе в сфере социально-культурного  сервиса и туризма. Это обусловлено  спецификой порядка признания и  оценки финансово-хозяйственной деятельности (выручка от реализации, объем продаж, прибыль) и определения стоимости имущества, т.е. показателей, которые формируют налогооблагаемую базу. В этой главе мы рассмотрим, чем отличается налогообложение на предприятиях общественного питания, гостиничных предприятиях и в туристической деятельности.

2.1. История и становление  налогов в социально-культурном сервисе и туризме      

В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и поэты, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах - все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени - в налогах… [5].     

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Оно существовало уже в библейские времена, и было не плохо организовано. Начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.      

Проблемы  налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных  деятелей самых разных эпох. Фома Аквинский определил налоги, как дозволенную форму грабежа. Древнекитайский философ Сюнь Цзы говорил, что Взимание непомерных налогов – это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства. Ш. Монтескье полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у поданных забирают, и той, которую оставляют им. Френсис Бекон утверждал, что налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа. А один из основоположников теории налогообложения Адам Смит говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает – признак не рабства, а свободы [1].     

В государствах классического древнего мира (Рим, Афины, Спарта) налоги, как правило, не взимались, потому что не было постоянных ведомств. Оказывая государству услуги. Граждане расходовали собственные средства. Однако сборы и пошлины с торговцев в портах, на рынках, у городских ворот существовали и тогда.     

Основные  виды налогов в Римской империи:

  • Сбор на содержание надзора за рынком
  • Дорожная пошлина
  • Земельный налог
  • Сбор с банщиков
  • Сбор с проституток
  • Налог на доход с земли под постройкой
  • Сбор на содержание бань
  • Сбор на содержание именитых гостей
  • Сбор на устройство зрелищ
  • Налог на торговый оборот

 

     В России в 1836 г.  были «высочайше утверждены» новые налоги и сборы «для приращения городских доходов». Были введены налоги:

  1. С торговых и ремесленных заведений:
  • С магазинов, лавок и прочих торговых заведений, с жилых домов, подворьев, портерных и овощных лавочек.
  • С постоялых дворов, содержимых купцами и мещанами.
  1. С торговых частных бань.
  1. С провозимых через таможню товаров.
  2. С пивоварен.
  3. С трактирных заведений.

 

       В 1931 г. в СССР установлен налог с оборота кинотеатров,  который  в  1935  г. объединен с налогом со  зрелищ.  Налог  с  оборота  кинотеатров  взимался  с валовой выручки от продажи билетов кинотеатров по ставке 30%.

В доходы местных бюджетов зачислялись поступления  по налогу  с  доходов от демонстрации кинофильмов, заменившему  в  1975  г.  налог  со  зрелищ.  В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 4 апреля 1975  г.  Плательщиками налога с доходов от демонстрации кинофильмов были кинотеатры, клубы, дома и дворцы культуры, киноустановки, кинопередвижки и др.  Плательщики  исчисляли сумму  платежа  по  ставкам  в  процентах  своей  полной   валовой   выручке предприятий.   Ставки   налога   дифференцировались   в    зависимости    от местонахождения плательщика: в городах и поселках городского типа -  55%,  в сельских местностях ~ 10%. Кинотеатры,  построенные,  реконструированные, переоборудованные  за  счет   ссуд   Госбанка   СССР,   независимо   от   их местонахождения  уплачивали  налог  по  ставке  10%. От налога были освобождены  Бюро  пропаганды  советского  киноискусства  Союза   работников кинематографии СССР  по  валовому  сбору  от  проведения  платных  публичных лекций по вопросам киноискусства  с  демонстрацией  киноматериалов,  платных творческих   вече IOB   мастеров   кино   с   показом    их    произведений; специализированные   детские   кинотеатры;   киносеансы   для   учащихся   в общеобразовательных  школах.       

Что касается европейского налогообложения, в аэропортах Женевы и Цюриха с ноября 1980 года каждый взлетевший самолет платит «налог на шум» - 300 швейцарских франков. А  в 1993 году почти все владельцы магазинов, мастерских и ресторанов Венеции очень быстро демонтировали с фасадов навесы и козырьки, поскольку городские власти ввели налог на тень, которая падает от навеса на общественную землю.  
  
  
  
  
  
  
 

2.2. Современный этап: Налогообложение  в социально-культурном сервисе  и туризме     

Предприятия гостиничного типа стремятся оптимизировать применяемые системы налогообложения, балансируя при этом на грани закона, что влечет за собой осознаваемую ими угрозу наступления последствий в виде значительных штрафов, налоговой, административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Неясность, двоякое толкование, сложность практической реализации некоторых норм налогового законодательства, в частности отраслевого законодательства, вызывают затруднения при исчислении налоговых обязательств у предприятий гостиничного типа.      

Объектами налогообложения предприятий гостиничного типа являются: прибыль; стоимость предоставления гостиничных услуг; имущество гостиничного комплекса, его передача; отдельные виды деятельности и другие объекты, установленные законом.     

Функционирование  гостиничной отрасли требует  создания соответствующей системы  управления налогами. Специфика такой  системы заключается в том, что она распространена на гостиничные объекты с разными организационно-правовыми формами и разными формами собственности.      

Организации гостиничного типа, базирующиеся на основе частной собственности, имеют ряд  преимуществ. Они обеспечивают: более быструю реакцию на изменение рынка гостиничных услуг; большую оперативность принятия управленческих решений в сфере гостиничного бизнеса, более широкие возможности структурной перестройки организации. Однако частные организации гостиничного хозяйства имеют и ряд недостатков, которые связаны с невозможностью привлечения значительных средств для проведения крупных инвестиционных проектов, связанных со строительством новых гостиничных комплексов.     

Государственная собственность достаточно распространена в исследуемой сфере услуг. Для предприятий гостиничного типа, созданных на основе государственной собственности, характерны более капиталоемкие технологии, в структуре основных производственных фондов большую часть, чем у частных организаций, занимают пассивные основные фонды. В государственных предприятиях могут устанавливаться более низкие цены на гостиничные услуги, хотя издержки на их осуществление, как показало проведенное исследование, достаточно высоки. Все отмеченное оказывает влияние на существующие подходы к налогообложению предприятий гостиничного типа.     

Перечень  налогов, уплачиваемых гостиницей:      

Налог на имущество. Объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия, представляющее собой совокупность основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов и затрат. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Порядок расчета среднегодовой стоимости имущества устанавливается Инструкцией ГНС «О порядке начисления и уплаты в бюджет налога на имущества предприятий». За отчетный период она определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода. Расходы по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества по состоянию на 1 число месяца, следующего за истечением срока строительства (монтажа). Налоговая ставка – не выше 2,2%. Минфин и МНС России в своих письмах разъясняют, что к льготируемому имуществу гостиниц следует относить библиотеки, медицинские пункты, спортивные сооружения и спальные корпуса с соответствующими коммуникациями, оснащением, оборудованием, необходимым для функционирования этих гостиниц (в том числе мебель и холодильники, и т.п.), котельные, прачечные, склады, гаражи для спецмашин, объекты коммунального и бытового водоснабжения, объекты коммунального хозяйства, газо-, тепло-, и электроснабжения для нужд этих учреждений, материалы, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь, другое оборудование, находящиеся на балансе и предназначенное для ремонта и технического обслуживания гостиниц. Административные здания и помещения, рестораны, столовые, обменные пункты валюты, автомобили, а также другое имущество предприятий гостиничного комплекса облагается налогом в общеустановленном порядке, так как согласно ОКОНХ данные объекты не относятся к объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сфер [6].     

Налог на прибыль. Налог на прибыль – прямой, федеральный налог, введен с 01.01.1992. С 01.01.02 взимается по гл. 25 НК РФ. Объектом налогообложения признается прибыль, полученная гостиницей: полученные доходы, уменьшенные на величину производственных расходов. Налоговая база по прибыли, облагаемой по разным ставкам, определяется отдельно с учетом доходов в натуральной форме. Для определения налоговой базы применяются рыночные цены на момент операции без включения в них НДС и акциза. При определении налоговой базы, налогооблагаемая прибыль рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае убытка (в отчетном налоговом периоде) налоговая база = 0. К доходам в целях 25 гл. НК относятся: доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав; внереализационные доходы. Расходы – обоснованные, документально подтвержденные затраты, осуществленные гостиницей с оценкой в денежной форме. А также расходы, связанные с производством и реализацией: выполнение работ, услуг; на содержание, эксплуатацию, ремонт основных средств и иного имущества; на обязательное и добровольное страхование и прочее; расходы, связанные с производством и реализацией: материальные расходы, на оплату труда; сумму начисленной амортизации.

Информация о работе Особенности налогообложения на предприятии социально-культурного сервиса и туризма