Особенности налогообложения на предприятии социально-культурного сервиса и туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 04:37, реферат

Описание работы

Цель работы - изучить виды налогов и особенности налогообложения на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.
Задачи исследования:
Узнать историю становления налогов в сервисе и туризме.
Изучить виды налогов на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма в РФ.
Понять специфику налогообложения на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма в РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения…………………………………….…..…5
1.1. Понятие и виды налогов………………………………………………………….………...5
Налоговые системы: понятие и виды…………………………………………………….12
Глава 2. Особенности налогообложения в социально-культурном сервисе и туризме…………………………………………………………………….…...……………..…14
2.1. История становления налогов в социально-культурном сервисе и туризме……………………………………………………………...……………….14
2.2. Особенности налогообложения в социально-культурном сервисе и туризме ……………………………………………………………...……………....18
Заключение……………………………………………………………….………………….41
Список литературы……………………………………………………...………………....42

Файлы: 1 файл

Особенности налогооблажения.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

При использовании  кассового метода датой получения  дохода признается день поступления  средств на банковский счет или в  кассу, день поступления имущества. Основная ставка по налогу на прибыль – 20%, при этом 4,5 % - в федеральный бюджет, 17,5% - в бюджет субъекта РФ, 2% - в местный бюджет. Законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков ставка, зачисляемая в бюджет субъекта федерации, может быть снижена на 4%. Налоговый период – календарный год. Отчетные периоды – 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, календарный год. По итогам каждого налогового периода исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и налогооблагаемой прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания расчетного.      

НДС. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуги стоимостью материальных затрат, отнесенных из издержки производства и обращения [6]. С 01.01.2001 взимается по гл. 21 НК и ФЗ. Организации и предприниматели имеют право на освобождение от НДС, если за 3 предыдущих календарных месяца сумма выручки от реализации без НДС не превышает 1 млн. руб. Для н\п. с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации без НДС, не превышающими 1 млн. руб., налоговый период – квартал. Для остальных – месяц. Налогообложение производится по ставкам 0%; 10%; 9,09; 16,67%. Плательщик дополнительно к цене обязан предъявить к оплате покупателю сумму НДС, выставляя счет-фактуру не позже 5 дней со дня договора. В расчетных первичных документах сумма НДС выделяется отдельной строкой. Если налог не платится, в документе обязателен штамп «без налога (НДС)». Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода, исходя из фактической реализации, не позже 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Декларация представляется одновременно с оплатой (также).     

Налог на землю. Местный налог, устанавливаемый НК и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимый в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательный к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В соответствии с Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" к учреждениям туризма отнесены туристские гостиницы, туристские базы, мотели, кемпинги и др., которые в соответствии со ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю" не подлежат обложению земляным налогом (см. "Разъяснения Госналогслужбы России № ВГ-6-02/69 и Минфина России № 2 СГ от 08.02.93 "По отдельным вопросам платы за землю").      

Налог на рекламу. Согласно п. 3.4 указанных  Правил рекламная информация, размещенная  на улицах города, подразделяется на рекламно – информационное оформление, не являющееся рекламой товаров (работ, услуг) предприятий и организаций, и наружную рекламу, процесс производства, размещения и распространения которой регулируется Федеральным законом от 14 июня 1995 г, № 108-ФЗ «О рекламе». К рекламно-информационному оформлению предприятий и организаций относится:

  • Информация о профиле организации, ее фирменном наименовании и зарегистрированном товарном знаке (вывеска);
  • Информационные таблички, учрежденческие доски;
  • Информация, размещаемая на витринах;
  • Информация организаций общественного питания [6].

 

     Единый  налог на вмененный доход в  гостинице. Кроме упрощенной системы налогообложения гостиницами может применяться единый налог на вмененный доход. Величина налоговых отчислений по ЕНВД значительно меньше, чем при применении традиционной системы налогообложения и потому переход на указанный вид налогообложения является одним из методов оптимизации существующей системы налогообложения. Поэтому распространение возможности применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, применяемой для различных видов деятельности, на предприятия гостиничного типа позволит значительно упростить налогообложение структур, занимающихся посреднической деятельностью, оказывающих дополнительные услуги, входящие в гостиничный комплекс, и создать благоприятные условия для их дальнейшей деятельности. Предприятия гостиничного типа предоставляют своим клиентам целый комплекс услуг, так как кроме услуг по проживанию и бронированию на их балансе могут быть рестораны, бары, сауны, автостоянки и т.д. На предприятиях гостиничного типа различаются не только правила группировки доходов и расходов, их признание в бухгалтерском учете и учете для целей налогообложения, но и правила классификации амортизируемого имущества, способы оценки основных средств, незавершенного производства, готовой продукции, способы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, распределения расходов и определения той доли, которая относится к расходам текущего периода. Эти факторы гостиничным комплексам необходимо учитывать [4].     

Налогообложение услуг по трансляции телепрограмм. Налогообложение предприятий-владельцев кабельного, эфирного, спутникового телевидения, а также студий, производящих и формирующих программное обеспечение коммерческого телевидения, производится в общеустановленном порядке по ставке налога на прибыль в размере 35%.     

Такой же режим налогообложения применяется  и к гостиницам, осуществляющим показ  телепрограмм в номерах по системам кабельного телевидения, которые уплачивают налог на прибыль в вышеупомянутом порядке. К доходам, полученным гостиницей от демонстрации программ по каналам кабельного телевидения, поскольку они не подлежат регистрации в порядке, установленном для средств массовой информации, не может быть применен льготный порядок налогообложения прибыли, установленный для средств массовой информации. Кроме того, следует иметь в виду, что доходы, полученные от демонстрации видеопрограмм в специально отведенных для этих целей местах за плату, подлежат обложению по ставке 70% как видеопоказ [3].        

Несмотря на то, что  к предприятиям общественного питания  относится немалое количество самых  разнообразных организаций (от небольших  кафе до высокобюджетных ресторанов), все они обязаны соответствовать  определённому виду требований и  правил. Все объекты налогообложения подчиняются единому порядку учёта доходов, при этом используется упрощённая система. Однако в ресторанном бизнесе существуют свои особенности. Это связанно с широким диапазоном предоставляемых услуг в данной сфере и разнообразием в оплате счетов.      

НДС. Порядок исчисления, уплаты и учета  данного налога определен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Налог на добавленную  стоимость». Для организаций, оказывающих  услуги общественного питания, порядок  исчисления этого налога не содержит каких либо специальных положений, то есть, если организация общественного питания является плательщиком НДС, она исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке. Организации общественного питания в процессе своей деятельности осуществляют реализацию продукции собственного изготовления и покупных товаров. Налоговая база при реализации определяется организацией общественного питания в соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ:

«Налоговая  база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога». То есть налоговая база по НДС в организации общественного питания представляет собой стоимость реализованной продукции и товаров, по которым они реализуются покупателю за исключением НДС). Организации общественного питания формируют налоговую базу по НДС, исходя из стоимости продуктов, использованных при изготовлении собственной продукции, а также перепродаваемых товаров по ценам их приобретения с использованием торговой наценки. Одной из особенностей в исчислении НДС в организациях общественного питания является то, что очень часто изделия кухни (либо товары для перепродажи) облагаются налогом по разным ставкам. Поэтому ресторану нужно вести раздельный учет операции, связанных с реализацией продукции и перепродажей товаров, облагаемых НДС по разным ставкам. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 % при реализации следующих продовольственных товаров:

  • Мяса и мясопродуктов;
  • Скота и птицы в живом весе;
  • Копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины мяса птицы-балыка, карбонада, шейки, окорока, филея;
  • Свинины и говядины закопченных;
  • Молока и молокопродуктов;
  • Яйца и яйцепродуктов;
  • Масла растительного;
  • Маргарина;
  • Сахара;
  • Соли;
  • Зерна, кормовых смесей, зерновых отходов;
  • Хлеба;
  • Муки;
  • Макаронных изделий;
  • Рыбы живой;
  • Море- и рыбопродуктов;
  • Продуктов детского и диабетического питания;
  • Овощей.

В остальных  случаях налогообложения услуг  организации ресторанного сервиса, производится по налоговой ставке 20 %.     

Налог на прибыль. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком, то есть доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Все расходы предприятий общественного питания текущего месяца подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относится стоимость товаров, реализованных в данном отчетном периоде, а также расходы по их доставке до склада, если они не включены в цену приобретения товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных, признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации текущего месяца [6].     

Лицензионные  сборы. За право торговли винно-водочными изделиями рестораны уплачивают лицензионный сбор, который относится к местным налогами сборами установлен подпунктом «л» пункта 1 статьи 21 Закона РФ от 27 декабря 1991г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Размер сбора для юридических лиц – 50 МРОТ в год. Если организация, помимо винно-водочных изделий, реализует и другие товары, то она уплачивает как лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, так и сбор за право торговли.      

Транспортный  налог. Организации сферы ресторанного бизнеса, владеющие каким-либо транспортом, должны уплачивать транспортный налог. Транспортный налог устанавливается главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ и законами субъектов РФ [6].      

Налогообложение туристской деятельности - это изъятие в пользу государства заранее определенной и законодательно установленной части доходов туристской фирмы. Рассмотрим  особенности налогообложения туристской деятельности.      

НДС. Объектом налогообложения на добавленную стоимость являются обороты по реализации услуг туризма на территории РФ. Данным налогом не облагаются путевки (курсовки) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, туристско-экскурсионные путевки, платные медицинские услуги, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, услуги учреждений культуры и искусства, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия, включая видео-показ, обороты казино, игровых автоматов и т. п. Эти льготы применяются в том случае, если заключен договор между туристом и турфирмой, оформленный в виде туристско-экскурсионной путевки. Туристские услуги должны соответствовать ГОСТ Р50890-94 и быть включены в калькуляцию себестоимости путевки. Калькуляция утверждается руководителем туристского предприятия. При обязательной продаже части валютной выручки от экспорта товаров (услуг, работ), налог на добавленную стоимость уплачивается в валюте в соответствии с порядком, установленным для обязательной ее продажи, за счет средств, поступивших на текущий валютный счет, и в рублях – за счет средств, причитающихся от обязательной продажи валюты с расчетного счета. В случаях, когда часть валютной выручки не подлежит обязательной продаже, НДС уплачивается в валюте с текущего валютного счета. Налогом на добавленную стоимость облагаются такие услуги, предоставляемые туристам, как проживание в гостинице, питание, транспортные услуги. Ставка налога на добавленную стоимость установлена законодательством.     

Налог на землю. В соответствии с Законом РФ «О плате за землю» предприятия туризма не подлежат обложению земельным налогом. Для применения данной льготы должны быть соблюдены следующие условия. Во-первых, туристское предприятие должно иметь документы, подтверждающие отнесение услуг фирмы к услугам туризма. Во-вторых, туристское предприятие, организующее международный туризм, должно иметь соответствующую лицензию, так как по лицензируемым видам деятельности льгота предоставляется только при наличии у предприятия соответствующей лицензии. Порядок лицензирования международной туристской деятельности установлен постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. № 1222 «О лицензировании международной туристической деятельности».     

Налог на содержание жилищного фонда и  объектов социально-культурной сферы и налог на пользователей автомобильных дорог. Особенности применения этих двух налогов в туризме связаны с юридическим аспектом – является ли продавец туристского продукта принципалом или агентом. Принципал – лицо, участвующее в сделке за свой счет, а также физическое или юридическое лицо, уполномочивающее другое лицо действовать в качестве агента. Агент – юридическое или физическое лицо, совершающее операции по поручению другого лица, то есть принципала, за его счет и от его имени, не являясь при этом его служащим. В туризме принципалом является туристское предприятие, которое формирует стоимость туристской путевки путем приобретения услуг по туризму (размещение, питание, транспортное обслуживание и т. п.). Когда принципал выступает как продавец, то объектом обложения налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы или налогом на пользователей автомобильных дорог для принципала является выручка от реализации туристского продукта. В этом случае сумма как одного, так и другого налога начисляется  по ставке в процентах к сумме реализованного туристского продукта. Имеются особенности и по некоторым другим видам налогов в туризме, которые установлены российским законодательством.     

Информация о работе Особенности налогообложения на предприятии социально-культурного сервиса и туризма