Особенности предпринимательской среды в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучение учебно-методической и научной литературы, статей, журналов и других материалов по теме работы, информации ресурсов Интернета по вопросам работы;
- исследование понятия и основных характеристик предпринимательства;
- исследование предпринимательства как элемента современной рыночной системы;
- исследование правового регулирования и организации предпринимательства в России;
- анализ проблем в области развития предпринимательства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы предпринимательства………………….5

Сущность предпринимательской среды…………………………5
Основные функции предпринимательства………………………8
Виды и формы предпринимательства…………………………....10

Глава 2. Анализ отечественного и зарубежного опыта. Формирование предпринимательской среды……………………………………………….15

2.1. Особенности развития предпринимательства в России
и за рубежом…………………………………………………………………15
2.2. Роль государственной поддержки в формировании предпринимательской среды……………………………………………….18
2.3. Проблемы формирования предпринимательской среды и направления их решения…………………………………………………………………...22

Заключение………………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Особенности предпринимательской среды в Росии.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное Агентство  образования

Томский Государственный Университет (ТГУ)

Экономический факультет

Кафедра системного менеджмента и  предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Особенности предпринимательской  среды в России

Сажина Марина Дмитриевна

 

 

 

 

                                                                                   Руководитель

                                                                          доцент,канд.эк.наук

                                                                            _______Н.А.Телегина

                                                              Автор работы

                                                                           _______М.Д.Сажина

 

 

 

 

 

 

Томск 2010

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3

 

Глава 1. Теоретические основы предпринимательства………………….5

 

    1. Сущность предпринимательской среды…………………………5
    2. Основные функции предпринимательства………………………8
    3. Виды и формы предпринимательства…………………………....10

 

Глава 2. Анализ отечественного и зарубежного опыта. Формирование предпринимательской среды……………………………………………….15

 

   2.1. Особенности развития предпринимательства в России

и за рубежом…………………………………………………………………15

   2.2. Роль государственной поддержки в формировании     предпринимательской среды……………………………………………….18

   2.3. Проблемы формирования предпринимательской среды и направления их решения…………………………………………………………………...22

 

Заключение………………………………………………………………….28

 

Список литературы………………………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.

Предпринимательство как одно из конкретных форм проявления общественных отношений  способствует не только повышению материального  и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Статистика показывает, что в  развитых странах на долю их производства приходится более половины всей производимой продукции. В России этот показатель гораздо ниже в силу несовершенства законодательства, регулирующего сферу предпринимательства, недостаточного инвестирования, высокой налоговой нагрузки и т.д.

Важность развития предпринимательства  в России нельзя переоценить.

Во-первых, предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима  его высокая эффективность.

Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской  сфере, но и сравнительно быстро окупаться.

В-третьих, создавать атмосферу  конкуренции.

В-четвертых, он создает ту среду  и дух предпринимательства, без  которых рыночная экономика невозможна.

Большое значение при анализе развития предпринимательства в Российской Федерации играют нормативно-правовые акты. Существует Закон РФ «О государственной  поддержке предпринимательства  в РФ», который закладывает основы нормативно-правового регулирования частного предпринимательства в России. Федеральные программы поддержки предпринимательства занимают также важное место в регулировании предпринимательства в РФ.

Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в России.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучение учебно-методической  и научной литературы, статей, журналов  и других материалов по теме  работы, информации ресурсов Интернета  по вопросам работы;

- исследование понятия  и основных характеристик предпринимательства;

- исследование предпринимательства  как элемента современной рыночной  системы;

- исследование правового  регулирования и организации  предпринимательства в России;

- анализ проблем в  области развития предпринимательства.

Объектом исследования в работе является предпринимательство в целом.

Предмет исследования - Особенности предпринимательской среды в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы предпринимательства.

 

    1. Сущность предпринимательской среды.

 

Под предпринимательской  средой следует понимать сложившуюся  в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу  дееспособным гражданам для занятия  предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.

Предприниматели функционируют в  определенных условиях, составляющих в совокупности предпринимательскую  среду, которая предоставляет интегрированную  совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров, а также получения прибыли (дохода). Как интегрированная сложная система, предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, как правило, не зависящую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.

Предпринимательская среда формируется  на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий. Известные ученые, занимающиеся исследованиями формирования благоприятных условий развития предпринимательства, считают, что эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров, а также получения прибыли (дохода).

А вот так трактуется понятие "предпринимательство" в "Энциклопедическом словаре предпринимателя":

Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли  или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную  ответственность или от имени  и под юридическую ответственность юридического лица.

К важнейшим чертам предпринимательства  следует отнести:

    • самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;
    • экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства - получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;
    • хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются.

Условия развития предпринимательства

Для формирования предпринимательства  необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.

Экономические условия - это предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и  доступность денежных ресурсов, уровень  доходов на инвестированный капитал, а также сумма заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им  кредитные учреждения.

Вплотную к экономическим  примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в этом играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь определяет его отношение к размеру заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Здесь имеется в виду наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий; защиту предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными. Сюда входят и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

 

 

 

    1. Основные функции предпринимательства.

 

Для лучшего понимания сущности предпринимательства обратимся к выяснению его функций и роли в экономической системе.

Итак, предпринимательство  выполняет три основных функции:

1. Ресурсную

2. Организаторскую

3. Творческую.

Ресурсная функция предпринимательства реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных и других ресурсов для их производительного использования. Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективность вынуждает его к постоянному поиску дополнительных ресурсов. Множество потенциальных ресурсов общества были бы невостребованы, не занимайся предприниматели их мобилизацией. Яркий пример тому - преобразование множества запущенных помещений и полуподвалов домов, подземных переходов в различного рода магазины, офисы и т. п.

Суть организаторской функции заключается в следующем: мобилизованные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п. Конечно, непосредственно организацией работы предприятия в тех или иных направлениях могут заниматься наемные менеджеры, но это не меняет существа дела. Ведь предприниматель проявил организаторские способности, уже хотя бы в том, что нашел нужных, способных эффективно управлять предприятиями людей. Кроме того, принятие принципиальных решений предприниматель всегда оставляет за собой.

 

Творческая  функция входит в состав трех функций предпринимательства. Предприниматель постоянно нацелен на поиск новых решений. Стремление максимизировать прибыль или другой результат, признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как улучшить свое дело. Появлением множества оригинальных научно-технических, экономических и организационных решений человечество обязано творческой функции предпринимательства.

Итак, данный параграф помог  нам разобраться в том, какие функции выполняет предпринимательство. Исследовав функции, стало понятным, насколько важна роль предпринимательства в современной социально-экономической жизни Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Виды и формы предпринимательства.

 

Целью написания данного параграфа является исследование видов предпринимательства.

Все многообразие предпринимательской  деятельности может быть классифицировано по разным основаниям: виду деятельности, формам собственности, числу собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и т.п. Рассмотрим некоторые из этих классификаций.

Информация о работе Особенности предпринимательской среды в России