Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа
Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучение учебно-методической и научной литературы, статей, журналов и других материалов по теме работы, информации ресурсов Интернета по вопросам работы;
- исследование понятия и основных характеристик предпринимательства;
- исследование предпринимательства как элемента современной рыночной системы;
- исследование правового регулирования и организации предпринимательства в России;
- анализ проблем в области развития предпринимательства.
Введение………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства………………….5
Сущность предпринимательской среды…………………………5
Основные функции предпринимательства………………………8
Виды и формы предпринимательства…………………………....10
Глава 2. Анализ отечественного и зарубежного опыта. Формирование предпринимательской среды……………………………………………….15
2.1. Особенности развития предпринимательства в России
и за рубежом…………………………………………………………………15
2.2. Роль государственной поддержки в формировании предпринимательской среды……………………………………………….18
2.3. Проблемы формирования предпринимательской среды и направления их решения…………………………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………...30
Федеральное Агентство образования
Томский Государственный Университет (ТГУ)
Экономический факультет
Кафедра системного менеджмента и предпринимательства
Курсовая работа
Особенности предпринимательской среды в России
Сажина Марина Дмитриевна
Томск 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства………………….5
Глава 2. Анализ отечественного и зарубежного опыта. Формирование предпринимательской среды……………………………………………….15
2.1. Особенности развития предпринимательства в России
и за рубежом……………………………………………………………
2.2. Роль государственной поддержки в формировании предпринимательской среды……………………………………………….18
2.3. Проблемы формирования предпринимательской
среды и направления их решения……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность. Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.
Предпринимательство как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Статистика показывает, что в развитых странах на долю их производства приходится более половины всей производимой продукции. В России этот показатель гораздо ниже в силу несовершенства законодательства, регулирующего сферу предпринимательства, недостаточного инвестирования, высокой налоговой нагрузки и т.д.
Важность развития предпринимательства в России нельзя переоценить.
Во-первых, предпринимательство
Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
В-третьих, создавать атмосферу конкуренции.
В-четвертых, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Большое значение при анализе развития
предпринимательства в
Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучение учебно-методической и научной литературы, статей, журналов и других материалов по теме работы, информации ресурсов Интернета по вопросам работы;
- исследование понятия
и основных характеристик
- исследование
- исследование правового регулирования и организации предпринимательства в России;
- анализ проблем в области развития предпринимательства.
Объектом исследования в работе является предпринимательство в целом.
Предмет исследования - Особенности предпринимательской среды в России.
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства.
Под предпринимательской
средой следует понимать сложившуюся
в стране благоприятную социально-
Предприниматели функционируют в
определенных условиях, составляющих
в совокупности предпринимательскую
среду, которая предоставляет
Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий. Известные ученые, занимающиеся исследованиями формирования благоприятных условий развития предпринимательства, считают, что эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров, а также получения прибыли (дохода).
А вот так трактуется понятие "предпринимательство" в "Энциклопедическом словаре предпринимателя":
Предпринимательство - инициативная
самостоятельная деятельность граждан,
направленная на получение прибыли
или личного дохода, осуществляемая
от своего имени, под свою имущественную
ответственность или от имени
и под юридическую
К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:
Условия развития предпринимательства
Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.
Экономические условия - это предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также сумма заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в этом играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь определяет его отношение к размеру заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.
Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Здесь имеется в виду наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий; защиту предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными. Сюда входят и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств.
Для лучшего понимания сущности предпринимательства обратимся к выяснению его функций и роли в экономической системе.
Итак, предпринимательство выполняет три основных функции:
1. Ресурсную
2. Организаторскую
3. Творческую.
Ресурсная функция предпринимательства реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных и других ресурсов для их производительного использования. Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективность вынуждает его к постоянному поиску дополнительных ресурсов. Множество потенциальных ресурсов общества были бы невостребованы, не занимайся предприниматели их мобилизацией. Яркий пример тому - преобразование множества запущенных помещений и полуподвалов домов, подземных переходов в различного рода магазины, офисы и т. п.
Суть организаторской функции заключается в следующем: мобилизованные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п. Конечно, непосредственно организацией работы предприятия в тех или иных направлениях могут заниматься наемные менеджеры, но это не меняет существа дела. Ведь предприниматель проявил организаторские способности, уже хотя бы в том, что нашел нужных, способных эффективно управлять предприятиями людей. Кроме того, принятие принципиальных решений предприниматель всегда оставляет за собой.
Творческая функция входит в состав трех функций предпринимательства. Предприниматель постоянно нацелен на поиск новых решений. Стремление максимизировать прибыль или другой результат, признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как улучшить свое дело. Появлением множества оригинальных научно-технических, экономических и организационных решений человечество обязано творческой функции предпринимательства.
Итак, данный параграф помог нам разобраться в том, какие функции выполняет предпринимательство. Исследовав функции, стало понятным, насколько важна роль предпринимательства в современной социально-экономической жизни Российской Федерации.
1.3. Виды и формы предпринимательства.
Целью написания данного параграфа является исследование видов предпринимательства.
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по разным основаниям: виду деятельности, формам собственности, числу собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и т.п. Рассмотрим некоторые из этих классификаций.
Информация о работе Особенности предпринимательской среды в России