Особенности предпринимательской среды в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучение учебно-методической и научной литературы, статей, журналов и других материалов по теме работы, информации ресурсов Интернета по вопросам работы;
- исследование понятия и основных характеристик предпринимательства;
- исследование предпринимательства как элемента современной рыночной системы;
- исследование правового регулирования и организации предпринимательства в России;
- анализ проблем в области развития предпринимательства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы предпринимательства………………….5

Сущность предпринимательской среды…………………………5
Основные функции предпринимательства………………………8
Виды и формы предпринимательства…………………………....10

Глава 2. Анализ отечественного и зарубежного опыта. Формирование предпринимательской среды……………………………………………….15

2.1. Особенности развития предпринимательства в России
и за рубежом…………………………………………………………………15
2.2. Роль государственной поддержки в формировании предпринимательской среды……………………………………………….18
2.3. Проблемы формирования предпринимательской среды и направления их решения…………………………………………………………………...22

Заключение………………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Особенности предпринимательской среды в Росии.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Вторую группу мер  поддержки предпринимательства  составляют различные фонды, источники  их финансирования, рычаги и стимулы  как межотраслевого, так и регионального воздействия.

В развитии предпринимательства  существенную роль играет региональная система регулирования и поддержки  предпринимательства.

Формы и методы реализации региональной политики в отношении  предпринимательства исходят, с  одной стороны, из мер, принимаемых на государственном уровне, а с другой - определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного региона.

Большое значение в системе  управляющего воздействия имеют  конкретные формы и методы взаимоотношений  администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, - предоставление субъектам предпринимательства кредитов.

Кредиты могут предоставляться  непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.

Важной сферой регулирования  является применение финансовых методов  в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрации финансовых гарантий. В качестве гарантий администрации могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.

Деятельность субъектов  предпринимательства во многом зависит  от действий федеральных органов  исполнительной власти. Без специальных  мер государственной поддержки развитие предпринимательства невозможно. Государственная поддержка предпринимательства сдерживается макроэкономическими условиями. Основные мероприятия данных программ направлены, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, таких, как:

    • несовершенство системы налогообложения;
    • нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;
    • неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков предприятий;
    • отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
    • ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
    • отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
    • административные барьеры на пути развития предпринимательства.

Целью программ является обеспечение благоприятных условий  для развития предпринимательства  на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей:

1. Открытость как при  формировании государственной политики  поддержки предпринимательства,  так и при ее реализации: наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств, публичная отчетность об использовании выделенных на поддержку предпринимательства средств и деятельности соответствующих государственных институтов;

2. Учет национальных, региональных и исторических  особенностей; поощрение ремесел,  народных промыслов, артельных  и семейных форм организации  предпринимательской деятельности, самозанятости;

3. Постепенный переход  от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;

4. Значительное расширение  прав и возможностей субъектов  РФ и местного самоуправления  в сфере государственной поддержки предпринимательства при сохранении единства стратегических целей, правовой базы и информационного пространства;

5. Ускоренное освоение  современных кредитно-инвестиционных  механизмов - лизинга, франчайзинга, специализированных инвестиционных институтов венчурного инвестирования;

6. Использование имущества  неэффективных и неплатежеспособных  предприятий в качестве источника  ресурсного обеспечения предпринимательства  и создания объектов его инфраструктуры;

7. Формирование информационной  сети, расширение информационного поля для предпринимателя; создание доступной любому предпринимателю глобальной информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка;

8. Организация систематических  исследований по проблемам предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого сектора экономики, тенденций его развития и подготовки рекомендаций по корректировке государственной поддержки предпринимательства;

9. Существенное улучшение  системы учета и государственной статистики предпринимательства;

10. Обеспечение защиты  предпринимателей от воздействия  криминальных структур;

11. Организация пропагандистской  и образовательной компании, направленной  на стимулирование деятельности  предпринимательства, подготовку населения к занятию собственным бизнесом, объединение предпринимателей по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам, формирование соответствующего общественного мнения о предпринимателях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Проблемы  формирования предпринимательской среды и направления их решения.

 

Первой из ключевых проблем  российского предпринимательства, обусловленной взаимосвязью процессов, протекающих в его системе, с  различными аспектами трансформации  экономики  страны, является неконкурентный характер развития предпринимательских взаимоотношений.

Для того чтобы накопленный  первыми российскими предпринимателями  опыт дал позитивный эффект, государством были сделаны шаги в направлении  многообразия форм собственности, были сформированы институты и правовые механизмы контроля над предпринимательской деятельностью на различных рынках (материальных ресурсов, финансов, рабочей силы, информации и пр.). Однако действия государства по развитию рыночной конкуренции, демонополизации реального и финансового секторов экономики практически не находят своей реализации в процессе реформ.

Вместе с тем предпринимательство, как рыночное по своей сущности явление, определяется высокой степенью свободы  экономического поведения. Последнее  подразумевает свободу спроса и предложения рабочей силы, свободу деловой инициативы в выборе способа и средств производства, технологий; предприимчивость, самостоятельность, независимость предпринимательского мышления; высокую ответственность предпринимателя перед обществом. Т.е., по своей сути, развитие предпринимательства в трансформационной российской экономике означает ломку привычных для командной экономики стереотипов, преодоление иждивенческого отношения к государству, пренебрежения к социальным приоритетам развития бизнеса.

Следовательно, можно  сделать однозначный вывод о  том, что при наличии некоторых  формальных признаков рыночного  разнообразия российское предпринимательство  не функционирует в подлинно конкурентной среде.

Второй системной проблемой  развития предпринимательства является неослабевание его спекулятивного, непроизводительного характера. Основная причина этого кроется в том, что формирование экономической базы становления и развития российского предпринимательства значительно обогнало создание его институциональной среды. Поэтому слабость предпосылок  развития предпринимательства в производственной сфере вызвала “перекос” инвестиций, предпринимательской активности в сферу обращения. Таким образом, медленное, постепенное формирование рынков товаров и услуг на таком значительном экономическом пространстве, как Россия, со значительной межрегиональной и межотраслевой экономической дифференциацией, разрывом связей между прежними контрагентами, значительным сокращением платежеспособного спроса со стороны как физических, так и юридических лиц – все это обусловило движение сферы обращения по пути усиления спекуляций с долговыми обязательствами вместо формирования эффективных каналов перетока капитала между отраслями экономики.

Третьей проблемой развития предпринимательства является сокращение оборотного капитала и неплатежи между субъектами предпринимательства, его экстенсивное развитие, при котором его основной капитал не обновляется, а устаревшие технологии и средства производства продолжают использоваться. Соответственно развитие бизнеса при этом идет за счет тиражирования устаревших технологий и оборудования.

Сокращение оборотного капитала российских предпринимательских  структур обусловлено главным образом  сокращением собственных оборотных  средств, в основном производственных запасов и денежных ресурсов. Если на докризисном этапе (в период 1988-1992гг.) в структуре оборотных средств российских предпринимательских структур доминировали собственные средства (до 95%), то в 1995-1998гг. предпринимательство уже на 72% финансировалось за счет кредиторской задолженности. В 2000-2004гг. этот показатель составил 61%. Это означает прежде всего исчерпание возможностей российских фирм аккумулировать собственные денежные средства, ускорять движение товарно-материальных ценностей, своевременно оплачивать счета.

Четвертой системной  проблемой является усиление его  теневого сектора как в количественном отношении, так и по месту в  предпринимательских взаимосвязях.

Проблема экспансии  теневого сектора российской предпринимательской  системы в процессе реформ усугубляется значительным расхождением в определении содержания данной категории. Так, определение теневого сектора предпринимательства (и экономики в целом) предложено И.Елисеевой. По мнению данного автора, теневая экономика есть совокупность скрытой, неформальной и нелегальной экономической деятельности. Однако такое определение теневой сферы упускает из виду значительную долю в нем криминальных предпринимательских элементов и незаконную деятельность легальных предпринимателей.

Другая точка зрения относительно природы теневой экономики, которая распространяется главным  образом именно на предпринимательство, представлена В.В.Радаевым. В его  трактовке наиболее широким понятием является неформальная экономика, которая  представляет собой совокупность хозяйственных отношений, не отражаемых в официальной отчетности и формальных контрактах или отражаемых заведомо не адекватным образом. При этом часть российского неформального бизнеса, в отличие от зарубежного, вполне легальна и включает те элементы предпринимательской системы и связи между ними, которые соответствуют законодательству. Однако другая часть неформальной экономики – теневой бизнес – также не отражается в отчетности и формальных контрактах, но тоже является криминальным. Важная часть теневой экономики является вполне легальной по своим целям и содержанию, но связана с периодическими нарушениями закона в отношении выбора средств достижения целей. Таким образом, криминальная сфера предпринимательства есть часть теневой экономики.

Пути решения  проблем предпринимательства

Развитие предпринимательства  в значительной мере зависит от масштабов  его финансовой поддержки со стороны  государства. Рост числа новых малых  предприятий, увеличение объемов выпуска  продукции, продаж и оказание услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица зависят от нескольких условий.

Первое условие связано  с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для  этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Следует существенно упростить регистрацию предприятий, сократить число контролирующих органов и проверок, значительно уменьшить количество лицензируемых видов деятельности. Это может резко ослабить коррупционный «пресс», снизить потери средств предпринимателей, вынужденных создавать 20 – 30 процентные «резервы» от объема продукции и доходов для «отступных». В результате у субъектов малого предпринимательства появятся дополнительные финансовые и материальные ресурсы, выведенные из «тени». Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3 – 5%, их объем инвестиций в основные фонды – примерно 8 – 10 %, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.

Второе условие –  необходимость скорейшего и резкого  уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей.

Третье условие –  необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку  малых предприятий из федерального и регионального бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников на таких приоритетных направлениях, как:

-создание системы  гарантий (поручительств), что позволит  коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;

-увеличение объемов  микрофинансирования и микрокредитования,  что в 2 – 3 раза расширит  сферу целевой финансовой поддержки  начинающих предпринимателей;

-эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких  финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса.

Четвертое условие –  налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ.

Принципиально важно  разделить ответственность между  государственными органами исполнительной и законодательной власти, с одной стороны, отвечающими за формирование и проведение государственной политики по поддержке и развитию предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития, с другой – отвечающими за меры по реализации федеральных программ государственной поддержки предпринимательства и по упрощению доступа предприятий к финансовым ресурсам.

Информация о работе Особенности предпринимательской среды в России