Перспективы развития бизнеса в РФ и особенности его государственной поддержки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы – провести характеристику функционирования малого и среднего бизнеса, выделить специфические особенности и их влияние на развитие рыночной экономики, определить перспективы государственной поддержки предпринимательства российской экономики.
Задачи курсовой работы:
- охарактеризовать основные черты малого и среднего бизнеса;
- раскрыть проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ
В ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………………….5
Исторические аспекты возникновения и функционирования
малого и среднего бизнеса………………………………………….…..5
Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике………8
Роль предприятий малого и среднего бизнеса в
функционировании рыночной экономики……………………………10
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ……………………………………………………………..13
Состояние бизнеса в различных сферах деятельности в
современных условиях…………………………………………………13
Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в
России…………………………………………………………………...15
Перспективы развития бизнеса в РФ и особенности его
государственной поддержки……………………………………….....19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………24
ПРИЛОЖЕНИЕ А Численность работников на 2010 год……………………….25
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Оборот средних организаций за 2008 год …………….…….26

Файлы: 1 файл

Курсовая моя - копия.docx

— 191.66 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

..................................................................................................................................Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1.МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ

В ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………………….5

    1. Исторические аспекты возникновения и функционирования

           малого и среднего бизнеса………………………………………….…..5

    1. Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике………8
    2. Роль предприятий малого и среднего бизнеса в

          функционировании рыночной экономики……………………………10

2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПКТИВЫ  РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО  БИЗНЕСА В РОССИИ……………………………………………………………..13

    1. Состояние бизнеса в различных сферах деятельности в

          современных условиях…………………………………………………13

    1. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в  

          России…………………………………………………………………...15

    1. Перспективы развития бизнеса в РФ и особенности его

           государственной поддержки……………………………………….....19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………24

ПРИЛОЖЕНИЕ А Численность работников на 2010 год……………………….25

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Оборот средних организаций за 2008 год …………….…….26

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Малый  и средний бизнес в рыночной экономике являются ведущими секторами, определяющими темпы экономического роста. Они составляют основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. в первую очередь обеспечивают конкурентную среду экономики.

Данная тема является актуальной для России на сегодняшний день. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Степень изученности проблемы достаточно высока, так как многие исследователи и ученые, как отечественные, так и зарубежные, в настоящее время видят необходимость более детального и глубокого ее рассмотрения. Исследованием малого и среднего предпринимательства, занимались такие ученые, как: Адам Смит, А. Маршал, К. Бодо, Ф. Найт, Кантильон и др.

Цели курсовой работы – провести характеристику функционирования малого и среднего бизнеса, выделить специфические особенности и их влияние на развитие рыночной экономики, определить перспективы государственной поддержки предпринимательства российской экономики.

Задачи курсовой работы:

- охарактеризовать основные  черты малого и среднего бизнеса; 
- раскрыть проблемы и  перспективы развития малого и среднего бизнеса.

При подготовке курсовой работы использовались нормативные документы, в частности:

- Государственная программа  по предоставлению субсидий начинающим  предпринимателям на организацию  собственного дела в соответствии  с постановлением Правительства Ростовской области от 06.10.2011 № 33 «О порядке использования средств областного бюджета на предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела»;

- Программа по предоставлению  субъектам малого и среднего  предпринимательства предоставляются  субсидии по возмещению процентной  ставки по привлеченным кредитам (займам);

- ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2007г. №209-ФЗ  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Структура курсовой работы представлена из: введения, двух глав содержательной части, заключения, списка используемой литературы. В первой главе работы рассмотрены факты развития малого и среднего бизнеса, выявлено их значение и функции. Во второй части проводится ознакомление с проблемами и перспективами развития малого и среднего бизнеса и отмечена роль государства в их развитии. В заключении сделаны выводы и обобщения по исследуемой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ В ЭКОНОМИКЕ
    1. Исторические факты развития малого и среднего бизнеса

Российский малый бизнес является сектором экономики, в буквальном смысле порожденным реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными для выполнения. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда.

Многие ученые дают свое определение малого предприятия  и малого предпринимательства;  так, российский экономист А. Цыганов отмечает, что «малое предприятие - не жалкое подобие крупной фирмы, а самостоятельный и наиболее типичный субъект экономической жизни со своими отличительными особенностями, закономерностями, преимуществами и недостатками». Американские экономисты Д. Речмен и М. Нескон определяют малое предприятие как «фирму, которой управляет независимый владелец, которая не занимает в своей отрасли доминирующего положения, и отвечает определенным критериям по числу занятых и реализации объемов производства». [Цит.  по 6,  c. 129].

Централизованное управление экономикой имело своей целью  обеспечение прогрессивных пропорций  в развитии общественного производства, сбалансированного развития отраслей и формирования единого народного  комплекса. Считалось, что это обеспечит  более эффективное распределение  ресурсов между отраслями и предприятиями. На практике, однако, должной сбалансированности развития отраслей достичь не удалось, более того, оно происходило на фоне больших противоречий.

К 80-м годам двадцатого столетия экономика России оказалась  в кризисной ситуации, что требовало  проведение ряд реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономики  к рыночной экономике. Так, в середине 80-х годов партийные и хозяйственные руководители высшего уровня приняли решение о перестройке всей системы общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы к другой произошло зарождение новых форм хозяйствования.

В конце 80-х годах происходит зарождение и деятельность центров  научно-технического творчества, временных  творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных  подрядов, формирование эмоционально-психологических  основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

К началу 90-х сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство  приобретает характер активного  многочисленного движения. Создаются  кооперативы. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего  рынка потребительскими товарами. В  данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой  приватизации, которая создавала  необходимую базу для реального  перехода к рыночным отношениям, повышения  экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать  как российскую особенность малого предпринимательства.

Период 1993 - 1994 гг. знаменуется  широкомасштабной приватизацией и  развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников  и интенсивным участием малого бизнеса  в сфере услуг, торговли, общественного  питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и  длительного пользования. Также происходит деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.

К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий стали малыми. В это период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую  деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих  малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и  финансовые услуги.

С 1997 года совокупный прирост  числа малых предприятий примерно составил 0,1-2,5%, что свидетельствует  о поступательном, хотя и очень  медленном развитии сектора малого бизнеса. Однако в 2001 году был отмечен  спад в развитии малого бизнеса, который  усугубился в 2002 году. На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых предприятий, хотя при  развитой рыночной системе их должно быть несколько миллионов. Недостаточное  развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением  наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской  деятельности весьма полезны и доходны. Но в 2003 году ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий, что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно растет, увеличивается и число рабочих мест.

Таким образом, если подвести итог и рассмотреть постперестроечный период развития малого бизнеса в нашей стране, то можно выделить три периода:

1. период интенсивного  становления предпринимательства  (1990-1995гг.);

2. период насыщения и  структурного оформления (1996-1998 гг.);

3. период цивилизованной  модернизации (с 1998г. по настоящее время).

1.2  Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике

Малое и среднее предпринимательство, по мнению большинства специалистов, представляет собой существенную структурную  часть рыночной экономики, ее массовую базу и интегральный элемент конкурентного  рыночного механизма. Без малого и среднего бизнеса рыночная экономика  ни функционировать, ни развиваться  не в состоянии.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость. Эта черта  малого бизнеса приобретает в  современных условиях особую значимость в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, возрастания номенклатуры производимых товаров и услуг.

Малый и средний  бизнес мобилизует значительные финансовые и  производственные ресурсы населения (в том числе трудовые и сырьевые), которые в его отсутствие не были бы использованы.

Заметен вклад малого и  среднего предпринимательства  и  в решение проблемы занятости. В  промышленно развитых странах на него приходится до 50-60%  всех занятых и до 70-80%  новых рабочих мест. Представляется очевидной особая значимость этого аспекта развития малого предпринимательства для российской современной экономики, стоящей перед угрозой массовой безработицы.

Следует отметить роль малого и среднего бизнеса в смягчении  социальной напряженности и демократизации рыночных отношений, поскольку именно такое предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике  тенденций к социальной дифференциации.

Государство приветствует развитие малого бизнеса в стране по многим причинам. Во-первых, это, конечно же, создание рабочих мест для граждан самими же членами общества (то есть основателями бизнеса). Проблема занятости населения во все годы стояла довольно остро, поэтому множество мелких предприятий, готовых принять на работу тысячи специалистов, существенно помогают обществу. Во-вторых, малый бизнес сейчас продвигается как способ оздоровления экономики. Благодаря малым предприятиям расширяется рынок услуг, так как каждая фирма может предложить потенциальному клиенту помощь в какой-либо специализированной сфере, что снижает загруженность государственных широкопрофильных предприятий. Кроме того, ассортимент предлагаемых услуг с каждым днем становится все обширнее. Это происходит потому, что владельцы малого бизнеса лично заинтересованы в развитии и конкурентоспособности своего дела, поэтому находят решения, технологии, разработки для стремительного продвижения и расширения клиентской базы. 
 
             Помимо обеспечения страны свободными рабочими местами и рынком услуг, малый бизнес способствует отлаженной работе крупных предприятий путем обслуживания различных нужд последних. Это может быть поставка сырья, в том числе только определенного вида, рекламные цели, сбыт продукции. К этой категории относится франшиза: небольшой фирме дается право использовать бренд предприятия-изготовителя для представления его интересов в определенном регионе, а также продажи продукции.

Информация о работе Перспективы развития бизнеса в РФ и особенности его государственной поддержки