Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа
Цели курсовой работы – провести характеристику функционирования малого и среднего бизнеса, выделить специфические особенности и их влияние на развитие рыночной экономики, определить перспективы государственной поддержки предпринимательства российской экономики.
Задачи курсовой работы:
- охарактеризовать основные черты малого и среднего бизнеса;
- раскрыть проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ
В ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………………….5
Исторические аспекты возникновения и функционирования
малого и среднего бизнеса………………………………………….…..5
Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике………8
Роль предприятий малого и среднего бизнеса в
функционировании рыночной экономики……………………………10
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ……………………………………………………………..13
Состояние бизнеса в различных сферах деятельности в
современных условиях…………………………………………………13
Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в
России…………………………………………………………………...15
Перспективы развития бизнеса в РФ и особенности его
государственной поддержки……………………………………….....19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………24
ПРИЛОЖЕНИЕ А Численность работников на 2010 год……………………….25
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Оборот средних организаций за 2008 год …………….…….26
Все эти свойства предпринимательства
делают его развитие существенным фактором
и составной частью реформирования
экономики России. Имеются в виду
образование регулируемого, социально
ориентированного рыночного механизма,
преодоление нынешнего
Динамичное развитие малого и среднего бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми они обладают. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.
Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70% ВНП, поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. [См.: 10, c. 224].
Прежде всего, следует отметить гибкость и мобильность малого и среднего бизнеса, позволяющие оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое и среднее предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.
Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
Относительно более высокая
оборачиваемость капитала малых предприятий.
Малые предприятия требуют меньше капиталовложений.
У них меньшие сроки строительства, небольшие
размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться,
внедрять новую технологию и автоматизацию
производства, достигать оптимального
сочетания машинного и ручного труда.
Это преимущество привлекает многих начинающих
предпринимателей и положительно сказывается
на себестоимости выпускаемой продукции.
Вместе с тем, несмотря
на относительный рост численности
персонала и объема выпускаемой
продукции на малых предприятиях
по сравнению с крупными, доля прибыли
последних в общем объеме неуклонно
растет.
Работники малого и среднего предпринимательства
имеют высокий уровень мотивации в достижении
успеха, а также возможности реализовать
свои идеи, проявить свои способности.
Важным преимуществом малого и среднего
бизнеса, обеспечивающим их эффективность,
является взаимозаменяемость работников.
При известном разграничении функций
между сотрудниками для малого коллектива
характерны взаимопомощь и поддержка
друг друга, а в случае необходимости дублирование
и взаимозаменяемость.
Малый
и средний бизнес дает средства к существованию
большему количеству людей, чем крупный.
Он обладает значительным потенциалом
в сфере трудоустройства населения, вовлечения
в производство резервов рабочей силы,
которые не могут быть использованы в
крупном производстве из-за его технологических
и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся,
домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие
трудиться после основного рабочего времени
ради получения дополнительных легальных
доходов.
Существенным
преимуществом малой фирмы является высокая
скорость прохождения информации. Это
обусловлено меньшим объемом информации
на малых предприятиях и непосредственным
общением руководителя и подчиненных.
Распространенной точкой зрения среди научных кругов считается, что в России малый и средний бизнес фактически пребывает в состоянии стагнации. По данным, с 2000 года число предприятий малого и среднего бизнеса сокращается, и только лишь ежегодный темп прироста численности индивидуальных предпринимателей (народ уже попривык к рынку и рвется пробовать свои силы на его необъятных просторах) создает некую видимость роста. Так ли это на самом деле, попробуем разобраться в сегодняшней ситуации.
В нашей стране малые предприятия
распределяются по видам экономической
деятельности, среди которых: сельское
хозяйство, охота и лесное хозяйство,
рыболовство, рыбоводство, добыча полезных
ископаемых, обрабатывающие производства,
производство и распределение
В приложении 1 можно видеть данные по состоянию числа малых предприятий по видам экономической деятельности. (ПРИЛОЖЕНИЕ А)
К сожалению, полученные данные
не позволяют в полной мере анализировать
ситуацию сегодняшнего состояния малого
бизнеса в России. Как известно экономика
России сейчас испытывает влияние мирового
финансового кризиса и разумеется, что
он оказывает существенное влияние на
состояние малого предпринимательства
и какие либо итоги подводить рано.
Однако согласно данным Росгосстата в
2007 году было зарегистрировано 1137,4 тыс.
малых предприятий. Что существенно больше,
чем 2006 и 2005 году. Больше всего в стране
было зарегистрировано предприятий по
оптовой и розничной торговле; ремонту
автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного пользования
– 510,6 тыс. малых предприятия. Стоит заметить,
что в сфере производства зарегистрированных
предприятий значительно меньше 164,6 тыс.
Это говорит о том, что у нас в России производится
значительно меньше, чем продаётся, получившуюся
разницу замещает импорт. Особенно неутешительно
выглядят данные по сельскому хозяйству,
сельское хозяйство сегодня в России до
сих пор подразумевает под собой огромное
количество рисков и вместе с тем убытков,
да ещё и конкуренция со стороны зарубежных
производителей значительно усугубляет
ситуацию, что существенно оказывает влияние
на желание предпринимателей заниматься
именно сельскохозяйственной деятельностью.
Хотелось бы заметить, что в последнее
время существенно возросло количество
организаций, осуществляющие операции
с недвижимым имуществом, аренда и предоставление
услуг, а это 181,3 тыс. предприятий, что даже
больше, чем в сельском хозяйстве.
Хорошо это или плохо можно
судить по-разному, с одной стороны это
доходы в бюджет от налогов и сборов, с
другой такое огромное количество предприятие
настроило рынок недвижимости на “свою
волну” и сделало цены на жилплощадь просто
не доступными для граждан со средним
достатком, между тем жилищная проблема
сегодня до сих пор остаётся в нашей стране
актуальной. По данным 2007 года было зарегистрировано
130,7 предприятий занимающихся строительством.
Не сложно предположить, что в этом году
это количество значительно сократиться,
так как в условиях мирового финансового
кризиса очень многие стройки оказались
просто заморожены, а подорожавший доллар
сделал ипотеку невыгодной для людей со
средним достатком.
Вывод можно сделать следующий: у нас в
стране много продаётся, но мало производится,
многие предприятия разорились в начале
90-х годов потому, что их продукция оказалась
неконкурентоспособной из-за хлынувшего
в страну потока импорта, да и на мировом
рынке наша продукция не могла конкурировать.
Состояние сельское хозяйства плачевное,
у нас в стране занятие сельским хозяйством
просто убыточное. Здесь есть много факторов:
климат, технологии, слабая поддержка
государства, инфляция и т.п. Сельское
хозяйство подразумевает под собой огромное
количество рисков, за то при работе с
недвижимостью риски минимальны, да это
дело более доходно нежели сельское хозяйство,
деньги на недвижимости заработать можно
проще и больше. Поэтому государству нужно
заботиться о том, что бы в стране увеличивались
темпы производства, нужно поддерживать
малых предпринимателей, предоставлять
кредиты на выгодных условиях, но в сложившейся
инфляционной обстановке да и ещё в условиях
мирового финансового кризиса осуществить
в ближайшие годы подобное особенно трудно.
В целом уровень развития малого предпринимательств в России, по сравнению с той же Европой, невелик. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий (20 в Москве и 23 в Санкт-Петербурге) тогда как в странах – членах ЕС не менее 30.
Так, в приложении 2 представлен средний оборот организаций в Южном федеральном округе за 2008 год. (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)
В России доля малых фирм в общем числе предприятий составляет 29%. В странах ЕС только микропредприятия составляют более 90% (!) от общего числа предприятий.
На деятельность малых
и средних предприятий в России
оказывают влияние сразу
Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.
Внешняя среда подразумевает собой
совокупность внешних по отношению
к данному предприятию
Внешняя среда для предприятий имеет важное значение:
1. как источник ресурсов;
2. как потребитель результатов
деятельности предприятия и
3. как фактор, определяющий поведение,
образ действий предприятия,
Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая - это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая - формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.
Одной из самых существенных черт
предпринимательства является его
рисковый характер. Таким образом, граждане,
решившие создать и осуществлять
собственное дело, помнят, что они
рискуют, так как действуют в
условиях неопределенности. Кроме того,
предпринимательству
Малые предприятия, как субъект управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская единица, наиболее зависимая от колебаний рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. В то же время внешняя среда малых предприятий отличается собой в сравнении с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степени неопределенности. Это объясняется тем, что малые предприятия, как правило, действуют на локальном рынке, который в отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является, его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеется специфическая черта, которая связана именно с периодом радикальных реформ, - это исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И все это серьезно затрудняет для предприятия возможности адекватного на них реагирования.
Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:
- в способах разделения труда;
- расстановке кадров;
- распределения прав и
- проведения маркетинговой
- налаживания финансовых
- получении информации и т.д.
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы, непродуманность государственной политики в отношении малых предприятий, недостаточная ресурсная база. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Информация о работе Перспективы развития бизнеса в РФ и особенности его государственной поддержки