Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:55, курсовая работа
Отечественная экономическая наука до недавнего времени если и рассматривала эту проблему, то чаще всего в связи с критикой тех или иных буржуазных теорий. Господствовало мнение о несовместимости предпринимательства в его частной форме с социализмом. Однако со второй половины 80-х годов в отечественной науке происходит поворот в сторону активного изучения феномена предпринимательства, прежде всего, на основе зарубежного опыта.
С начала 90-х годов отечественная экономическая наука переходит к рассмотрению предпринимательства в связи с коренным преобразованием общественных отношений, становления многообразия форм собственности, перспективами развития рыночной экономики в России. Но, к сожалению, в России предпринимательство находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Понятие малого предпринимательства. Основы и сферы его применения в экономике
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства и его роль в современной экономике
1.3. Основные тенденции развития малого предпринимательства в развитых странах (развитие малого предпринимательства в США)
1.4 Необходимость и формы государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 2. Особенности развития малого предпринимательства в России
Глава 3. Проблемы развития малого предпринимательства в России
Глава 4. Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Понятие малого предпринимательства. Основы и сферы его применения в экономике
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства и его роль в современной экономике
1.3. Основные тенденции развития малого
предпринимательства в развитых странах
(развитие малого предпринимательства
в США)
1.4 Необходимость и
формы государственной
Глава 2. Особенности развития малого предпринимательства в России
Глава 3. Проблемы развития малого предпринимательства в России
Глава 4. Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Введение
Современное российское общество пока продолжает переживать кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в
отечественной экономике
Опыт ведущих стран
Хозяйственная практика в малом бизнесе
находится в причинно-следственной зависимости
углубляющейся специализацией общественного
производства и дифференциацией товаров
и услуг. Экономическая маневренность,
гибкость принятия решений, территориально-
Разработке проблем
Но в то же время недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах.
Актуальность темы исследования: трансформация командно-административной системы хозяйства в рыночную сделала проблему предпринимательства вообще и малого бизнеса – в частности предметом интенсивных научных исследований. Все более осознается тот факт, что рыночная экономика по своей сути – это экономика предпринимательства и, следовательно, становление и развитие предпринимательства является одним из решающих условий становления экономики рыночного типа. Бизнес-слой российской экономики в значительной мере представлен малым предпринимательством. Это миллионы реальных собственников, менеджеров, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в условиях переходного периода. Фактически за годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики. Это не может не актуализовать анализ закономерностей его развития. Однако малый бизнес существенным образом зависит от активного и позитивного вмешательства государства. Продолжение курса реформ требует, чтобы поддержка малого предпринимательства в нашей стране стала важной частью общегосударственной доктрины проводимых социально-экономических преобразований.
Исследование динамики сектора малого бизнеса, особенностей и условий его становления и функционирования в переходной экономике во взаимосвязи с анализом системы его государственной поддержки представляется актуальным как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Проблема сущности предпринимательства как особой формы экономической деятельности нашла отражение в работах А. Смита, Р. Кантильона, А. Маршалла.
Отечественная экономическая наука до недавнего времени если и рассматривала эту проблему, то чаще всего в связи с критикой тех или иных буржуазных теорий. Господствовало мнение о несовместимости предпринимательства в его частной форме с социализмом. Однако со второй половины 80-х годов в отечественной науке происходит поворот в сторону активного изучения феномена предпринимательства, прежде всего, на основе зарубежного опыта.
С начала 90-х годов отечественная экономическая наука переходит к рассмотрению предпринимательства в связи с коренным преобразованием общественных отношений, становления многообразия форм собственности, перспективами развития рыночной экономики в России. Но, к сожалению, в России предпринимательство находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем.
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства. Экономическая характеристика малого предпринимательства
«Малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), определяемые сущность этого понятия.
Западные экономисты определяют предпринимательство, как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем1.
Отечественные психологи
усматривают в
Как показывает мировая
и отечественная практика, основным
показателем, на основе которого предприятия
(организации) различных организационно-
Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.
Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Приведем критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые применяются в странах с развитой рыночной экономикой. Итак, в Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся предприятия со следующими показателями:
Количество занятых работников до 50 человек;
Годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;
Сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ;
При определении мер
поддержки субъектам
Как отмечалось выше, в отдельных развитых странах количественный размер показателей отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства может отличаться от общепринятого в ЕС:
Таблица 1.
Страна |
Численность работающих |
Годовой оборот |
Великобритания |
24-99 (до 200 чел. в промышленности) |
400 тыс. фунтов |
Франция |
не свыше 200 (до 500 в промышленности) |
ниже 200 млн. франков |
ФРГ |
не более 500 (до 49 официально) |
не свыше 500 млн. ЭКЮ (менее 1 млн. марок официально) |
Швеция |
до 200 чел. |
|
Япония |
до 100 (не свыше 300 в промышленности) |
до 30 млн. иен (до 100 млн. в промышленности) |
США |
не свыше 500 чел. |
не свыше 5 млн. долларов |
Принцип отнесения предприятия
к малому по численности работников,
сохранился и в российском законодательстве.
В соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации «О
государственной поддержке мало
В промышленности – 100 чел.;
В строительстве – 100 чел.;
На транспорте – 100 чел.;
В сельском хозяйстве – 60 чел.;
В научно-технической сфере – 60 чел.;
В оптовой торговле – 50 чел.;
В розничной торговле и
бытовом обслуживании населения – 30 чел.;
В остальных отраслях и
при осуществлении других видов деятельности – 50 чел.
В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия являются неотъемлемой частью эффективной экономики. Во всех развитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Эта функция малых предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом других. Другая важнейшая функция мелких фирм – поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой политики. Малые предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение несложных научно-технических достижений.
Поскольку любая экономическая система не идеальна и на практике приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией, крупные компании стремятся монополизировать свою деятельность, установить контроль над рынком. В этих условиях существование небольших предприятий ставится под угрозу. Обоснованность деятельности малого бизнеса и его выживаемость в условиях рынка обуславливается следующим. Крупным корпорациям часто бывает невыгодно разорять малые предприятия, так как они зачастую не представляют прямой опасности для их функционирования. Нередко поглощение мелкой фирмы оказывается менее выгодным, чем деловое сотрудничество или даже помощь, так как малые предприятия в ряде случаев являются поставщиками более крупных организаций. Помимо этого существует различие в сферах деятельности мелких и крупных фирм. Например, малые предприятия предпочтительнее в сфере инновационных технологий, освоения принципиально новых товаров и услуг, то есть в случаях, когда направление деятельности сопровождается серьезным риском. Немногие крупные корпорации готовы рисковать вложениями в не проверенные товары или услуги. Абсолютное господство имеют малые предприятия в тех ситуациях, в которых отсутствует необходимость в массовом производстве. Разделение труда между крупными и мелкими хозяйствующими субъектами позволяет повысить совокупную рентабельность производства и тех, и других. Кооперирование малого бизнеса с крупным создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, большие корпорации освобождают себя от ряда затратных функций, так как получают необходимые элементы от малых предприятий. Еще один очень важный фактор – поддержка малого бизнеса со стороны государства. Из-за полезности и важности малых предприятий в экономической системе страны, государство, как правило, оказывает всестороннюю поддержку малому бизнесу, стимулируя его развитие.
Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации