Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Отечественная экономическая наука до недавнего времени если и рассматривала эту проблему, то чаще всего в связи с критикой тех или иных буржуазных теорий. Господствовало мнение о несовместимости предпринимательства в его частной форме с социализмом. Однако со второй половины 80-х годов в отечественной науке происходит поворот в сторону активного изучения феномена предпринимательства, прежде всего, на основе зарубежного опыта.
С начала 90-х годов отечественная экономическая наука переходит к рассмотрению предпринимательства в связи с коренным преобразованием общественных отношений, становления многообразия форм собственности, перспективами развития рыночной экономики в России. Но, к сожалению, в России предпринимательство находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1. Понятие малого предпринимательства. Основы и сферы его применения в экономике
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства и его роль в современной экономике
1.3. Основные тенденции развития малого предпринимательства в развитых странах (развитие малого предпринимательства в США)
1.4 Необходимость и формы государственной поддержки малого предпринимательства

Глава 2. Особенности развития малого предпринимательства в России
Глава 3. Проблемы развития малого предпринимательства в России
Глава 4. Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Из приведенной выше характеристики можно сделать вывод о том, что малые предприятия обладают значительными конкурентными преимуществами и способны к более эффективной деятельности, чем крупные предприятия  в некоторых сферах деятельности.

Что может дать эффективно функционирующий  малый бизнес экономике страны?

Малый бизнес может дать экономике:

необходимую насыщенность и мобильность  рынка;

тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;

ускорение процесса внедрения новых  технологий;

среду конкуренции, которой так  не хватает крупным монополистам-гигантам;

глубокую специализацию и кооперацию;

среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима  высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП.

Очевидно, что любая  страна нуждается в развитом малом  предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.

Для страны таких масштабов  как Россия малый бизнес не может  стать основой экономики, в наших  условиях он может стать лишь связующим  звеном, которое обеспечило бы бесперебойную  работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики.

Формирование конкурентной среды, чему способствует малое предпринимательство, имеет первостепенное значение для нашей высокомонополизированной экономики.

В современной учебной  и научной литературе проблема предпринимательства  рассматривается в узких рамках. Обычно учебники по предпринимательству  посвящены деятельности индивидуальных предпринимателей и предпринимателей, действующих в частном секторе. Однако принципы предпринимательства могут и должны использоваться и в государственном (общественном) секторе экономики.

Схематично это показано на рис.1.

 

Рис.1. Две основные формы предпринимательства.

 

 

Предпринимательство


 

    Частное  Государственное



 

Общие предпринимательские  принципы

 

Конечно, можно говорить о коллективном, семейном и ином предпринимательстве, но все это  производные от двух указанных форм.

Однако наиболее важна  другая классификация – в зависимости  от функций, которые предприниматель  принимает на себя, вступая в предпринимательское  пространство.

В ходе целого ряда развернутых  социологических исследований раскрываются особенности и специфические черты российского малого предпринимательства.

В ходе анализа предпринимательского потенциала рассмотрена трансформация  отношения населения к предпринимательству. Само слово «предпринимательство»  еще 15 лет назад воспринималось в  обществе как почти ругательное. Но массовость малого бизнеса переломила негативное отношение к нему. Предпринимательская деятельность стала нормой российского общества. Среда функционирования российского малого бизнеса и соответственно трудовые отношения на малых предприятиях характеризуются высокой степенью неформальности. Наем работников в сфере малого бизнеса чаще всего происходит по дружеским рекомендациям, а еще лучше, по старому знакомству. Тем самым хозяин пытается оградить себя от происков криминала и конкурентов. Но, как показывает практика, этот метод найма, во-первых, ограничивает возможности поиска нужного специалиста и, во-вторых, вовсе не спасает от всевозможных нежелательных инцидентов. Не гарантирует он и сколь - либо надежной защиты социальных интересов наемных работников сферы малого бизнеса. Что касается последнего, особо отметим: предлагая работникам существенно более низкую (чем на крупных предприятиях) «планку» социальных гарантий (в первую очередь в области продолжительности рабочего времени), хозяева мелких предприятий в отличие от руководства крупных соблюдают эти гарантии. То есть традиционная роль сферы малого бизнеса по созданию новых рабочих мест, противодействию безработице подкрепляется еще и достижением определенной социальной стабильности. Трудно переоценить эти качества малого бизнеса для национального хозяйства России.

Проведенные исследования выявили и тот факт, что российское малое предпринимательство обретает все больше черт, характерных для  цивилизованной рыночной системы хозяйствования. Так, в отличие от ранних лет российской системной трансформации в настоящее время личное знакомство с партнером не является предпосылкой ведения бизнеса. Напротив, личное знакомство возникает лишь в ходе возобновляющихся, длительное время повторяющихся успешных трансакций.

Но все же не стоит  проводить прямые параллели между  представителями малого бизнеса  России и высокоразвитых стран Запада. По уровню своего развития российский малый бизнес еще очень далек  от своих западных аналогов. Пока он не может рассматриваться даже как основной «генератор» среднего класса. Российские «средние» - это скорее наемные высокопрофессиональные работники, а не действительные или потенциальные предприниматели. Они стараются пребывать вне сферы собственной ответственности за результаты бизнеса и даже за свое собственное благополучие. Проведенные опросы показывают, что большинство представителей российского среднего класса продолжают считать, что государство обязано предоставлять им широкие социальные гарантии, а работодатели (а не собственный бизнес) обеспечивать их материальное благосостояние.

Было проведено социологическое  исследование, включающее оценки экспертов (57 чел) и репрезентативный опрос  бизнесменов (475 чел).

Целью исследования было выявление масштабов и глубины регулирующего воздействия государственных органов власти на деятельность предпринимательских структур и оценка всей совокупности проблем, с которыми сталкиваются бизнесмены.

Анализ показал, что  предприниматели преимущественно  отрицательно оценивают экономическую ситуацию в городах и районах края с точки зрения влияния ее на бизнес. (Рисунок 2.).

 

 

Рис.2.  Оценка предпринимателями  экономической ситуации в городах  и районах с точки зрения ее влияния на бизнес, % к числу опрошенных.

 

 

 

 

 

1 – торговля; 2 – бытовые услуги; 3 – автомобильный транспорт; 4 – строительство; 5 – промышленность; 6 – средний показатель.

Ряд 1 – благоприятная  для развития производства;

Ряд 2 – не стимулирует  никаких изменений;

Ряд 3 – тормозит развитию бизнеса;

Ряд 4 – затрудняюсь  ответить.

 

Экономическая ситуация, на взгляд большинства, не стимулирует  никаких изменений и даже тормозит развитие бизнеса. Бизнесмены из сфер строительства и промышленности в своих суждениях по данному  вопросу более оптимистичны.

Предприниматели преимущественно негативно оценили влияние федеральных, краевых и муниципальных органов власти на развитие бизнеса (рис.1.5).

Особенно это касается федерального уровня: 61,4% респондентов дали отрицательные оценки. В адрес  краевой и муниципальной власти негативных отзывов поступило 44,0% и 48,0%, соответственно. В отдельных районах края негативные оценки воздействия муниципальных органов власти на развитие предпринимательства доходили до значения 83,3%.(рисунок 3.)

 

 

Рис.3. Оценка предпринимателями  стимулирующего воздействия различных уровней власти на развитие бизнеса, % к числу опрошенных.

 

1 – нет; 2 – скорее  нет; 3 – да; 4 – скорее да; 5 –  неопределенность.

 

 

Сфера малого бизнеса  оказывает все большее воздействие  на развитие российской экономики, процессы ее стабилизации. Исключительно важна ее социальная роль. При возрастающей напряженности на рынке труда эта сфера располагает большими возможностями для создания новых рабочих мест. Из-за этого  формируется  средний класс, который становится важнейшим условием укрепления социальной стабильности в России.

Экономики России и ФРГ  тесно взаимосвязаны. Германия в  течение длительного времени  является ценным инвестором и торговым партнером N 1 для России. В свою очередь, наша страна занимает в торговом обороте  ФРГ 13-е место. На территории РФ в 2007 г работают 4500 немецких предприятий, из них 4200 представляют средний бизнес. Проблемы и возможности этого сектора экономики обсуждали участники конференции "Россия - Германия. Средний бизнес: новые перспективы торгового и экономического сотрудничества".

Организаторами мероприятия  выступили Общероссийская общественная организация "Деловая Россия", Восточный комитет немецкой экономики (Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft, OADW) и Союз немецкой экономики в РФ. В работе конференции приняли участие более 650 человек: представители государственной власти РФ и ФРГ, эксперты международных финансово-экономических и общественных организаций, руководители предприятий.

Такой интерес к мероприятию  неудивителен: для развития отечественной экономики чрезвычайно важно, чтобы доля малых и средних предприятий приблизилась к мировым стандартам (до 90% от количества всех зарегистрированных фирм и до 30% в общем обороте конкурентоспособной продукции). В российско-германских связях значительное внимание уделяется именно поддержке малых и средних предприятий, поскольку с ростом именно этого сектора специалисты связывают динамичное развитие внешней торговли и приток инвестиций в нашу страну.

В последние годы российское законодательство, регулирующее внутренние инвестиции и процессы их стимулирования, претерпело очень существенные изменения. "Россия находится на новой стадии экономического развития. Период создания предпосылок для макроэкономической стабильности уже пройден, и в настоящее время главной задачей мы считаем политику развития и диверсификации экономики", - определил позицию Министерства экономического развития и торговли Герман Греф. По данным МЭРТ, в первом полугодии 2006 года количество малых и средних предприятий увеличилось на 50 000 (или 5%), за счет чего образовалось 400 000 новых рабочих мест. В настоящее время в качестве малых предприятий зарегистрировано 1 029 000 юридических лиц, а число индивидуальных предпринимателей достигло 2 600 000. На малых и средних предприятиях занято свыше 25 процентов от всех работающих. "Обеспечить такую занятость и дать такие темпы прироста может только малый бизнес", - заметил г-н Греф.

В 2007 году был принят специальный закон о развитии малого и среднего бизнеса, который позволит приблизить российское законодательство к европейскому. В документе будут определены критерии малого бизнеса (численность не более 15 человек), малых (от 16 до 100 человек) и средних (от 101 до 250 человек) предприятий.

Успешная реализация этих и других программ, по оценкам МЭРТ, позволит выйти на прирост малого бизнеса до 10 процентов в год, то есть до 70 000 новых предприятий.

Сотрудничество германских малых предприятий с их российскими  коллегами является показателем  стабильности во взаимоотношениях двух стран. Это заявил Хартмут Шауерте, член Бундестага, парламентский статс-секретарь при Федеральном министерстве экономики и технологий ФРГ, уполномоченный по делам среднего и малого бизнеса Федерального Правительства ФРГ. Он обратил внимание на роль немецких инвестиций в российской экономике, уточнив, что инвесторами со стороны Германии выступают не только крупные предприятия, но и средний бизнес.

Характеризуя условия, которые необходимо создать в  России для эффективного развития малого бизнеса, г-н Шауерте указал, прежде всего, на благоприятное законодательство, максимальное снижение административных барьеров и коррупции. "Коррупция нарушает основы существования бизнеса, - подчеркнул он. - Это явление существует и за границей, но его российские масштабы сильно превышают западные показатели".

В России необходимо создать  технические регламенты, учтя при  этом опыт зарубежных стран, обеспечить малый бизнес необходимой инфраструктурой, решить вопросы защиты собственности  и подготовки кадров. Кроме того, г-н Шауерте уверен, что, при сегодняшних тенденциях в мировой экономике, важно развивать инновационный бизнес. Только в этом случае можно рассчитывать на повышение конкурентоспособности страны на международном рынке.

Да, финансовые потоки необходимы отечественному бизнесу, и они приходят. На 1 октября 2006 года германские фирмы инвестировали в Россию 10,3 миллиарда долларов, из них прямых инвестиций - свыше 3 миллиардов. Андрей Шаронов, статс-секретарь, заместитель министра экономического развития и торговли, привел пример крупнейшего не сырьевого проекта: Metro Cash & Carry и Ikea. Это шведская компания, но инвестиции делает ее немецкое подразделение. Цифры впечатляют: за девять месяцев этого года германские фирмы в совокупности инвестировали в экономику России около 2 миллиардов долларов, а эти две компании вложили в объекты оптовой и розничной торговли 1,1 миллиарда долларов.

В ходе своего выступления  г-н Шаронов затронул тему создания в России условий для повышения  инвестиционной активности. В частности, для этих целей принимаются меры в области улучшения судебной системы. "Возможность найти судебную защиту от недружественных поглощений, недобросовестной конкуренции, злоупотреблений чиновников - ключевой фактор качества инвестиционного климата", - считает он.

Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации